5 литературных советов от Рэя Брэдбери

Вот как начать свой писательский путь по методу Рэя Брэдбери.
1. Пишите рассказы, пока не научитесь писать роман
Писатели часто забывают, что навык письма развивается с практикой, как и любой другой навык. Другого пути стать лучше — нет.
Да, есть люди, одарённые с рождения (в любой сфере есть вундеркинды), но это не значит, что другим не дано. В любом случае, неразвитый талант — всё равно что его отсутствие.
Тем, кто только начинает, Брэдбери советовал не браться сразу за роман, каким бы заманчивым это ни казалось.
Логика проста: роман может занять годы, а результат может разочаровать — просто потому, что вам не хватает опыта для такого масштабного проекта.
Вместо этого, начните с рассказов: пишите хотя бы по одному рассказу в неделю на протяжении года.
«Не важно, насколько хорошо вы пишете в начале — главное, что вы практикуетесь. В конце года у вас будет 52 рассказа. И я не верю, что вы способны написать 52 плохих текста».
Рэй Брэдбери
По его словам, такая практика помогает собирать информацию и находить идеи. Психологически это тоже важно — вы чувствуете продуктивность каждую неделю.
Это чувство — один из скрытых источников мотивации писателя. Без дедлайнов трудно сохранять фокус, а регулярная практика помогает.
2. Пишите о том, что любите
Как писатели, мы часто откладываем дело, не зная, о чём писать. У Брэдбери был простой девиз: пиши о том, что любишь.
По словам Сэма Уэллера, официального биографа Брэдбери, который провёл с ним 12 лет, Брэдбери всегда писал только о том, что любил. Темы он выбирал, руководствуясь своим внутренним ребёнком, которого никогда не отпускал.
Вот почему в его историях столько динозавров, космоса и магии!
Брэдбери часто просил начинающих писателей составить список из 10 любимых вещей, а затем написать рассказ, стих или эссе про каждую. Цитата из книги Уэллера: «Любовь — это ответ на всё».
3. Ваши истории должны содержать метафоры
В том же выступлении Брэдбери предостерегал от современных антологий рассказов, говоря, что они — просто «срезы жизни», лишённые метафорического уровня.
Он считал, что такие тексты не являются хорошими образцами настоящих рассказов.
В беседе с Уэллером он говорил: «Назовите это как хотите — метафора, миф, но мы должны жить по этим образам. Мы выживаем благодаря метафорам».
«Если вы умеете видеть и использовать метафоры, если вы собираете их как коллекцию — тем лучше. Тогда вы будете готовы к написанию романа», — добавлял он.
4. Читайте каждый вечер
По мнению Брэдбери, невозможно научить кого-то видеть метафоры. Это сродни литературному просветлению.
Чтобы достичь этого, он советовал читать как можно больше. Минимум: один рассказ, одно стихотворение и одно эссе каждый вечер. Причём — из разных жанров и областей знаний.
Цель — наполнить разум как можно большим количеством информации, чтобы внутри вас происходило столкновение идей, из которого рождаются новые мысли. С опытом вы начнёте видеть метафоры в текстах.
Среди рекомендуемых авторов: Найджел Нил, Джон Кольер, Кэтрин Энн Портер, Вашингтон Ирвинг, Эдгар Аллан По, Лорен Айзли, Герман Мелвилл и Натаниэль Готорн.
5. Не думай
Я сам слишком строг к своим черновикам. Уверен, многие из вас тоже попадают в ловушку — стремятся к совершенству с первого раза и в итоге почти ничего не заканчивают.
Брэдбери строго не одобрял такой подход, по словам Уэллера.
Он считал, что черновик нужно писать свободно, без ограничений. Всё, что приходит в голову, должно быть записано. Истина, по его мнению, рождается в скорости. Чем быстрее вы напишете, тем ближе к настоящей идее окажется ваш текст.
Мысли во время письма мешают интуитивному процессу.
«Уже 25 лет над моей печатной машинкой висит табличка: “Не думай”. Никогда не думайте во время письма — чувствуйте».
Рэй Брэдбери
Когда черновик завершён, Брэдбери переходил к медленным и вдумчивым правкам, уже с холодным разумом. Это позволяло сохранить хорошие идеи, которые могли бы быть отвергнуты в порыве самокритики.
Рэй Брэдбери был настоящим верующим в силу письма. Он начал писать рассказы в 12 лет, а первую достойную историю создал в 22. Он ждал и практиковался, пока не почувствовал готовность к роману, начав 451° по Фаренгейту почти в 30 лет.
Для него всё это ожидание и подготовка были оправданы. И он был прав — эта книга действительно потрясающая. Как и все его другие произведения!
Так что, возможно, вы не плохой писатель — вы просто пока мало практиковались. Но теперь вы знаете, как тренировать ручку и разум.

Советы по сценарному мастерству от автора, который подарил нам Человека-паука, Железного человека и целую вселенную запоминающихся диалогов.
Стэн Ли переписал правила того, каким может быть герой.
Десятилетиями его перо связывало между собой несовершенных персонажей с космическими судьбами, основанными на повседневных проблемах и приподнятых остроумным диалогом. Он создал по-настоящему крутую вселенную. Будь то Питер Паркер, переживающий из-за аренды, или Люди Икс, сталкивающиеся с дискриминацией — истории Стэна Ли цепляли, потому что били со стилем и попадали в самое сердце.
Писатели до сих пор цитируют его и учатся у него, ведь он превратил комиксы в учебник сторителлинга: как показывать больше, говоря меньше, и как рассказывать о больших идеях, не забывая о человеке под маской.
Эта статья раскрывает 10 принципов письма, которыми жил Стэн Ли — старомодные, но действенные советы от человека, который превращал радиоактивные аварии в развитие персонажей.

В эпоху бесконечных слов Хемингуэй писал с точностью стрелка. Он не тратил чернила зря. Его стиль стал революционным именно благодаря сдержанности.
Вот 13 советов из философии Хемингуэя, которые изменят ваш подход к написанию историй.

Если вы ищете сценариста, на которого стоит равняться, Кристофер Нолан — отличный выбор. Он по праву считается одним из важнейших рассказчиков нашего времени.
В этой статье Кристофер Нолан делится своим творческим процессом: рассказывает о подходе к истории и делится важнейшим уроком, который должен знать каждый сценарист.

Логлайн — это не просто пара строк с описанием сюжета. Это инструмент, который может решить судьбу вашего сценария. Это тот самый крючок, который заставит продюсера или редактора открыть сценарий, а не отложить его в сторону.
В этой статье мы расскажем всё, что нужно знать о логлайне, рассмотрим примеры и поделимся практическими советами по написанию.

Создать захватывающую сцену боя — задача не из лёгких. Она требует экшена, эмоций и умения выстраивать повествование, чтобы удержать внимание читателя. Будь то хаотичная драка в баре, дуэль на мечах с высокими ставками или кульминационное сражение в эпической фэнтези — каждая сцена боя должна иметь свою цель.
Сочетая чувственные детали, динамичный темп и ставки, продиктованные персонажами, вы можете создавать сцены, которые погружают в происходящее и производят впечатление. Этот гид по написанию сцен боя поможет вам овладеть искусством создания мощных и незабываемых боевых эпизодов.

Когда вы работаете над сценарием, всё внимание уходит на героя и логику сюжета. Злодеи при этом часто остаются в тени.
А ведь именно сильный антагонист делает фильм или сериал по-настоящему запоминающимся — и для зрителей, и для актёров, которые ищут яркие роли.
Разберёмся, как писать таких злодеев.

Ни один фильм Бойла не похож на другой, и в то же время каждый из них — стопроцентно его.
В этом списке 12 лучших фильмов режиссера. Одни — зрелищные и выверенные, другие — резкие и рискованные. Но все они доказывают: Бойл не ищет лёгких решений и не боится идти наперекор правилам.

Подтекст — это ключ к живым и многослойным диалогам. С его помощью персонажи передают настоящие чувства, скрытые желания и внутренние конфликты — не говоря об этом напрямую. Это добавляет сценам глубины, напряжения и интриги.
Неважно, пишете ли вы сценарий, роман, рассказ или короткую сцену — умение работать с подтекстом способно преобразить текст.

Блейк Снайдер определяет жанр «Монстр в доме» следующим образом: герой оказывается в ловушке в определённой локации или ситуации (условно в «доме») и должен выжить, столкнувшись с монстром (человеческим или иным).
Истории «Монстр в доме» часто встречаются в фильмах ужасов, городских триллерах или комедиях о людях или существах, которые никак не уйдут.
Три элемента истории «Монстр в доме»:
- Монстр, обладающий сверхъестественной силой — даже если эта сила происходит от безумия или фанатичной решимости.
- Дом, который запирает героя. Это может быть семья, целый город или даже «весь мир».
- Грех, впускающий монстра… проступок, включая невежество.

Советы по написанию романов от Дэна Брауна помогут начинающим авторам и новичкам в литературе приблизиться к своей первой рукописи.
1. Читайте критически.
По словам Брауна, хорошие писатели — это ещё и хорошие читатели. Вы можете читать, чтобы учиться, наслаждаться историей или искать вдохновение, но как только вы садитесь за свой роман, начните читать с критическим взглядом. Изучайте, как мастера слова работают с текстом. Ищите то, что захватывает вас — и учитесь на том, что не работает.