75 идей для сценаристов, которые развивают креативность и помогают в работе
Если вы застряли на 30-й странице, не можете найти голос персонажа или просто пытаетесь написать хоть что-то — эти 75 творческих заданий и упражнений могут помочь.
15 заданий для развития арки персонажа
Эти задания помогают исследовать развитие персонажа через мотивы, страхи, идентичность, эмоции и извлечённые уроки.
-
Персонаж впервые в жизни лжет — и делает это убедительно.
-
Главный герой встречает кого-то из прошлого — но делает вид, что не узнает.
-
Незначительное решение раскрывает серьёзный изъян характера.
-
Персонаж признаётся не тому человеку.
-
Кто-то получает именно то, чего хотел — и сразу же жалеет об этом.
-
Персонаж пытается удержать кого-то от ухода, не объясняя причину.
-
Кто-то находит вещь, которую клялся уничтожить.
-
Персонаж вспоминает момент, который пытался забыть.
-
Персонаж вспоминает забытое ранее воспоминание из прошлого.
-
Кто-то празднует победу — и вскоре разрушает то, что праздновал.
-
Худшая черта вашего героя проявляется в момент, когда он делает доброе дело.
-
Кому-то предлагают помощь, но он отказывается без объяснения причин.
-
Напишите реакцию персонажа на фразу: «Это не твоя вина».
-
Маска персонажа спадает, и мы видим крупицу скрытой правды.
-
Персонаж отрицает то, в чём больше всего нуждается.
15 заданий, сосредоточенных на диалогах
Используйте их, чтобы улучшить голос персонажей, ритм, напряжение и подтекст в диалогах.
-
Два персонажа стараются весь эпизод избегать главной темы (того самого «слона в комнате»).
-
Напишите одностраничный спор, в котором никто не повышает голос.
-
Персонаж уходит от пяти прямых вопросов подряд.
-
Одно произнесённое слово меняет тон всей сцены диалога.
-
Два персонажа спорят — но о разных вещах.
-
Признание принимают за сарказм или шутку.
-
Персонаж повторяет слова другого — со злобой и ядом.
-
Кто-то дважды пытается извиниться, но каждый раз безуспешно.
-
Непринуждённая беседа случайно раскрывает предательство.
-
Персонаж лжёт, не говоря ни одного ложного слова.
-
Используйте тишину как оружие в длинной сцене диалога.
-
Один персонаж говорит метафорами, а другой ничего не понимает.
-
Персонаж шутками уходит от серьёзного разговора.
-
Ожесточённый спор неожиданно заканчивается смехом.
-
Персонаж заканчивает фразу другого — и мгновенно об этом жалеет.
10 упражнений, основанных на структуре сценария
Вот несколько базовых тренировок, помогающих работать с актами, сюжетными поворотами и раскрытиями.
-
Начните с середины истории и двигайтесь назад или вперёд от этой точки.
-
Создайте сцену, которая заканчивается неожиданным клиффхэнгером, а затем резко перейдите к совершенно другой сцене, оставив зрителя в напряжении.
-
Напишите начало сценария, которое вводит зрителя в заблуждение относительно ожиданий.
-
Пусть главный герой потерпит неудачу три раза, прежде чем наконец добиться успеха — и каждый раз извлечёт важный урок.
-
Постройте сцену, где напряжение нарастает — и в момент пика добавьте ещё больше конфликта.
-
Представьте героя, дайте ему дилемму и заставьте принять решение в пределах первых пяти страниц.
-
Создайте переломный момент без экшена — только за счёт эмоционального веса.
-
Напишите сцену «на самом дне» героя, используя только тишину и визуальные образы.
-
Придумайте пролог, который станет понятен только после финала истории.
-
Постройте сцену или последовательность из трёх актов в одной локации.
10 упражнений и заданий на конфликт и разворот сюжета
Лучшие сценарии ставят своих героев в ситуации конфликта и трения, а затем резко уводят историю от ожидаемого исхода.
-
Пусть персонаж начнёт сцену, обладая властью, а закончит её, полностью потеряв контроль.
-
Пусть союзник превратится во врага — прямо посреди разговора.
-
Пусть услуга внезапно окажется угрозой.
-
Пусть доброе намерение обернётся катастрофой.
-
Пусть недоразумение быстро перерастёт в серьёзный конфликт.
-
Пусть столкновение перевернётся с ног на голову, когда раскрывается тайна.
-
Пусть кто-то согласится на сделку — и тут же пожалеет об этом.
-
Пусть два союзника осознают, что на самом деле хотят разного.
-
Пусть кто-то войдёт в комнату в самый неподходящий момент.
-
Покажите предательство без единого произнесённого слова.
10 заданий на визуальное повествование
Визуальные упражнения помогают рассказывать историю через то, что мы видим, а не через диалоги, которые слышим.
-
Персонаж готовится к чему-то, но в последний момент передумывает.
-
Запертый ящик открывают впервые за много лет.
-
Дом (и всё, что в нём) рассказывает о своём владельце больше, чем слова.
-
Комната раскрывает тёмную тайну.
-
Персонаж пытается стереть что-то — но не может.
-
Кто-то нарочно оставляет вещь позади.
-
Воспоминание всплывает из-за определённого места.
-
Один взгляд на фотографию меняет дальнейшее решение героя.
-
Персонаж испытывает сильную эмоцию, увидев кого-то.
-
Последствия ссоры — показаны без единого слова.
5 заданий на моральную дилемму
Трудные решения создают сильную драму и мелодраму. Вот несколько идей, которые помогут вам добавить такие моменты в сценарий.
-
Герой должен выбрать — предать друга или потерять всё.
-
Откройте, что правда, сказанная персонажем, причинит боль тому, кого он любит.
-
Ложь может спасти чью-то жизнь — но какой ценой?
-
Проявить милосердие или восстановить справедливость?
-
Главный герой обязан защитить кого-то, кто опасен или зол.
5 заданий на нелинейное повествование
Иногда, чтобы выделиться или чтобы выделился ваш сценарий, нужно мыслить нестандартно. Нелинейное повествование — отличное упражнение для отработки структуры истории.
-
Начните историю с финала, затем вернитесь к началу и постепенно приведите к этому финалу.
-
Герой видит своё прошлое глазами другого человека.
-
Вместо флешбеков и флешфорвардов используйте «флеш-сайд» — покажите несколько возможных вариантов развития одной и той же ситуации, в которой находится герой.
-
Прошлое и настоящее отражают друг друга в параллельных сценах.
-
Повторяющийся сон оказывается настоящей реальностью.
5 заданий на эмоциональную глубину персонажей
Хорошая проработка персонажей достигается, когда у них есть несколько внутренних слоёв — как внутри, так и в поведении в сцене.
-
Слово или фраза повторяется на протяжении разговора или даже всего сценария, но каждый раз приобретает новый смысл.
-
Один персонаж говорит, что чувствует, а другой скрывает свои эмоции.
-
Исследуйте, чего персонаж хочет на самом деле, и что ему нужно на глубинном уровне.
-
Эмоциональная правда скрыта под поверхностью обычного разговора.
-
Момент, который должен был принести ясность, остаётся проигнорированным.
Упражнение по сценарному мастерству: попробуйте написать одну и ту же сцену дважды — сначала с честным диалогом персонажа, а затем с тем же персонажем, который скрывает все свои чувства.
Используйте эти творческие задания и упражнения по сценарному мастерству как разминку, когда вы чувствуете, что вдохновение иссякло, — и просто тогда, когда нужно вновь зажечь творческий огонь.