Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 01 ноября 2025 в 10:08
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

75 идей для сценаристов, которые развивают креативность и помогают в работе

Если вы застряли на 30-й странице, не можете найти голос персонажа или просто пытаетесь написать хоть что-то — эти 75 творческих заданий и упражнений могут помочь.

15 заданий для развития арки персонажа

Эти задания помогают исследовать развитие персонажа через мотивы, страхи, идентичность, эмоции и извлечённые уроки.

  1. Персонаж впервые в жизни лжет — и делает это убедительно.
  2. Главный герой встречает кого-то из прошлого — но делает вид, что не узнает.
  3. Незначительное решение раскрывает серьёзный изъян характера.
  4. Персонаж признаётся не тому человеку.
  5. Кто-то получает именно то, чего хотел — и сразу же жалеет об этом.
  6. Персонаж пытается удержать кого-то от ухода, не объясняя причину.
  7. Кто-то находит вещь, которую клялся уничтожить.
  8. Персонаж вспоминает момент, который пытался забыть.
  9. Персонаж вспоминает забытое ранее воспоминание из прошлого.
  10. Кто-то празднует победу — и вскоре разрушает то, что праздновал.
  11. Худшая черта вашего героя проявляется в момент, когда он делает доброе дело.
  12. Кому-то предлагают помощь, но он отказывается без объяснения причин.
  13. Напишите реакцию персонажа на фразу: «Это не твоя вина».
  14. Маска персонажа спадает, и мы видим крупицу скрытой правды.
  15. Персонаж отрицает то, в чём больше всего нуждается.

15 заданий, сосредоточенных на диалогах

Используйте их, чтобы улучшить голос персонажей, ритм, напряжение и подтекст в диалогах.

  1. Два персонажа стараются весь эпизод избегать главной темы (того самого «слона в комнате»).
  2. Напишите одностраничный спор, в котором никто не повышает голос.
  3. Персонаж уходит от пяти прямых вопросов подряд.
  4. Одно произнесённое слово меняет тон всей сцены диалога.
  5. Два персонажа спорят — но о разных вещах.
  6. Признание принимают за сарказм или шутку.
  7. Персонаж повторяет слова другого — со злобой и ядом.
  8. Кто-то дважды пытается извиниться, но каждый раз безуспешно.
  9. Непринуждённая беседа случайно раскрывает предательство.
  10. Персонаж лжёт, не говоря ни одного ложного слова.
  11. Используйте тишину как оружие в длинной сцене диалога.
  12. Один персонаж говорит метафорами, а другой ничего не понимает.
  13. Персонаж шутками уходит от серьёзного разговора.
  14. Ожесточённый спор неожиданно заканчивается смехом.
  15. Персонаж заканчивает фразу другого — и мгновенно об этом жалеет.

10 упражнений, основанных на структуре сценария

Вот несколько базовых тренировок, помогающих работать с актами, сюжетными поворотами и раскрытиями.

  1. Начните с середины истории и двигайтесь назад или вперёд от этой точки.
  2. Создайте сцену, которая заканчивается неожиданным клиффхэнгером, а затем резко перейдите к совершенно другой сцене, оставив зрителя в напряжении.
  3. Напишите начало сценария, которое вводит зрителя в заблуждение относительно ожиданий.
  4. Пусть главный герой потерпит неудачу три раза, прежде чем наконец добиться успеха — и каждый раз извлечёт важный урок.
  5. Постройте сцену, где напряжение нарастает — и в момент пика добавьте ещё больше конфликта.
  6. Представьте героя, дайте ему дилемму и заставьте принять решение в пределах первых пяти страниц.
  7. Создайте переломный момент без экшена — только за счёт эмоционального веса.
  8. Напишите сцену «на самом дне» героя, используя только тишину и визуальные образы.
  9. Придумайте пролог, который станет понятен только после финала истории.
  10. Постройте сцену или последовательность из трёх актов в одной локации.

10 упражнений и заданий на конфликт и разворот сюжета

Лучшие сценарии ставят своих героев в ситуации конфликта и трения, а затем резко уводят историю от ожидаемого исхода.

  1. Пусть персонаж начнёт сцену, обладая властью, а закончит её, полностью потеряв контроль.
  2. Пусть союзник превратится во врага — прямо посреди разговора.
  3. Пусть услуга внезапно окажется угрозой.
  4. Пусть доброе намерение обернётся катастрофой.
  5. Пусть недоразумение быстро перерастёт в серьёзный конфликт.
  6. Пусть столкновение перевернётся с ног на голову, когда раскрывается тайна.
  7. Пусть кто-то согласится на сделку — и тут же пожалеет об этом.
  8. Пусть два союзника осознают, что на самом деле хотят разного.
  9. Пусть кто-то войдёт в комнату в самый неподходящий момент.
  10. Покажите предательство без единого произнесённого слова.

10 заданий на визуальное повествование

Визуальные упражнения помогают рассказывать историю через то, что мы видим, а не через диалоги, которые слышим.

  1. Персонаж готовится к чему-то, но в последний момент передумывает.
  2. Запертый ящик открывают впервые за много лет.
  3. Дом (и всё, что в нём) рассказывает о своём владельце больше, чем слова.
  4. Комната раскрывает тёмную тайну.
  5. Персонаж пытается стереть что-то — но не может.
  6. Кто-то нарочно оставляет вещь позади.
  7. Воспоминание всплывает из-за определённого места.
  8. Один взгляд на фотографию меняет дальнейшее решение героя.
  9. Персонаж испытывает сильную эмоцию, увидев кого-то.
  10. Последствия ссоры — показаны без единого слова.

5 заданий на моральную дилемму

Трудные решения создают сильную драму и мелодраму. Вот несколько идей, которые помогут вам добавить такие моменты в сценарий.

  1. Герой должен выбрать — предать друга или потерять всё.
  2. Откройте, что правда, сказанная персонажем, причинит боль тому, кого он любит.
  3. Ложь может спасти чью-то жизнь — но какой ценой?
  4. Проявить милосердие или восстановить справедливость?
  5. Главный герой обязан защитить кого-то, кто опасен или зол.

5 заданий на нелинейное повествование

Иногда, чтобы выделиться или чтобы выделился ваш сценарий, нужно мыслить нестандартно. Нелинейное повествование — отличное упражнение для отработки структуры истории.

  1. Начните историю с финала, затем вернитесь к началу и постепенно приведите к этому финалу.
  2. Герой видит своё прошлое глазами другого человека.
  3. Вместо флешбеков и флешфорвардов используйте «флеш-сайд» — покажите несколько возможных вариантов развития одной и той же ситуации, в которой находится герой.
  4. Прошлое и настоящее отражают друг друга в параллельных сценах.
  5. Повторяющийся сон оказывается настоящей реальностью.

5 заданий на эмоциональную глубину персонажей

Хорошая проработка персонажей достигается, когда у них есть несколько внутренних слоёв — как внутри, так и в поведении в сцене.

  1. Слово или фраза повторяется на протяжении разговора или даже всего сценария, но каждый раз приобретает новый смысл.
  2. Один персонаж говорит, что чувствует, а другой скрывает свои эмоции.
  3. Исследуйте, чего персонаж хочет на самом деле, и что ему нужно на глубинном уровне.
  4. Эмоциональная правда скрыта под поверхностью обычного разговора.
  5. Момент, который должен был принести ясность, остаётся проигнорированным.

Упражнение по сценарному мастерству: попробуйте написать одну и ту же сцену дважды — сначала с честным диалогом персонажа, а затем с тем же персонажем, который скрывает все свои чувства.

Используйте эти творческие задания и упражнения по сценарному мастерству как разминку, когда вы чувствуете, что вдохновение иссякло, — и просто тогда, когда нужно вновь зажечь творческий огонь.

Источник

Prepropost Блог
Prepropost Блог 31 октября 2025 в 11:08
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Стоит ли писать сценарий под музыку: плюсы, минусы и что говорит наука

Одержимость (2013)

Спросите десять писателей, пишут ли они под музыку, и получите десять разных ответов. Некоторым нужна абсолютная тишина. Другие не могут работать без музыкального сопровождения.

Давайте разберёмся, какие плюсы и минусы есть у каждого подхода.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 30 октября 2025 в 11:39
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

9 ошибок сценариста, которые разрушают историю: как избежать клише, Бога из машины и нелогичных поступков героев

Когда мы смотрим фильм, серьёзные ошибки видны сразу. Это моменты, когда герои внезапно ведут себя нелогично ради сюжета, чудом избегают смерти или когда мёртвый персонаж неожиданно возвращается.

Обычно такие сцены выбиваются из истории. Они появляются потому, что сценарист загнал себя в угол и решил выбрать лёгкий путь.

Сценарист Брэндон МакНалти выделил 9 типичных ошибок, которые губят сценарии. Все они сводятся к одному — попытке привести героев к нужным событиям лёгким путём, без честного развития истории.

Если вы идёте по лёгкому пути — зритель это чувствует.

Давайте разберём каждую ошибку и посмотрим, как её избежать.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 20:03
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Контрастные персонажи в кино: как противоположности раскрывают героев и усиливают сюжет

Что такое контрастный персонаж? Многие считают, что это враг или антагонист главного героя, но это не всегда так. На самом деле контрастный персонаж — это тот, кто просто отличается от другого героя.

Цель контрастного персонажа — подчеркнуть черты главного героя, противопоставив им другую личность, мораль, поведение или жизненные выборы. Обычно это второстепенный персонаж, который помогает раскрыть качества протагониста и добавить глубины его образу. По задумке, такие персонажи играют важную роль в развитии героя.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 20:03
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

7 причин, почему ваш сценарий не продаётся — и как это исправить

Трамбо фильм (2015)

Если вы написали несколько сценариев и ни один не продали, это не значит, что они плохие — возможно, в них просто чего-то не хватает. Того, на что рынок действительно откликается.

Нет волшебной формулы, гарантирующей продажу, но есть вполне очевидные причины, почему ваш сценарий, вероятно, пока не продаётся.

Давайте разберём эти причины и посмотрим, как их можно исправить.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Структура или импровизация: как пишет Стивен Кинг

Писателей обычно делят на два типа, когда они берутся за новый проект. Одни тщательно планируют каждую сцену, прорабатывают арки персонажей и следуют заранее составленному «бит-листу». Другие сразу берутся за письмо и решают возникающие вопросы по ходу работы. К числу таких импровизаторов относится и Стивен Кинг.

Давайте рассмотрим его подход к работе.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Секреты страха в кино: чему «Чёрный телефон 2» может научить сценаристов

Чёрный телефон 2

Страх в кино начинается со сценария. Режиссёры используют движение камеры, музыку и спецэффекты, чтобы напугать зрителя. Но сценарист должен вызвать то же чувство, используя только ремарки и диалоги. Как же создать на странице страх, который зацепит читателя или убедит продюсера, что история сработает на экране?

«Чёрный телефон 2» использует успех первой части, но делает это иначе. Авторы понимают, что просто повторить тот же сюжет и те же ужасы не получится — зрители этого не примут. Фильмы вроде «Чёрный телефон 2» и «М3ГАН 2.0» играют с жанром и меняют ожидания аудитории. Но страх на экране всё равно должен начинаться со страха на странице.

Вот 5 способов, которыми «Чёрный телефон 2» создаёт чувство ужаса — и как сценаристы могут использовать эти приёмы в своих историях.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Хай концепт: сценарии, которые продюсеры хотят покупать и снимать

Брюс Всемогущий

Когда речь идёт о сценариях, которые чаще всего покупают, большинство из них попадают в две ключевые категории: хай концепт и триллеры. Эти истории имеют чётко обозначенные ставки, вызывают эмоциональный отклик и обладают яркими крючками, которые привлекают внимание как продюсеров, так и зрителей.

Даже если хай концепт не является вашим привычным подходом, стоит думать в этих категориях. Яркая, уникальная идея может стать разницей между сценарием, который читают, и тем, который откладывают на полку. Многие могут написать сценарий, но создать историю, которая зацепит, которую купят и, возможно, экранизируют — вот где настоящий вызов.

Что такое хай концепт

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

«Бог из машины» в сценарии: когда этот приём работает, а когда нет

Сегодня мы разберём, что означает выражение «Бог из машины», посмотрим примеры из фильмов, сериалов и обсудим, какие плюсы и минусы есть у этого приёма для использования в собственном сценарии.

Готовы? Тогда поехали!

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Главный секрет сильных персонажей: их ложное убеждение и старая рана

Гран Торино (2008)

Есть десятки подходов к созданию персонажа. Конечно, важно, как он выглядит и говорит — но этим дело не ограничивается. Как автор, вы должны копать глубже. Что движет героем? Как его путь связан с темой истории? Какие эмоции стоят за каждым его действием?

Есть два основных элемента, которые нужно использовать для создания интересного и глубокого персонажа.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

4 ключевых сюжетных приёма в триллерах и ужасах: как создавать напряжение и держать зрителя в страхе

Звонок (2002)

Каждый сценарист был в этой ситуации: у тебя есть мощная концепция, по-настоящему пугающий монстр и герой, которого ты любишь. Но всё равно не получается перенести идею на бумагу. Почему? Потому что придумать момент страха — это одно, а построить вокруг него полноценную историю с развитием — совсем другое.

Как создать напряжение? Как провести сюжет от одной пугающей сцены к другой, не прибегая к дешёвым приёмам?

Читать далее
  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и техника
  • Программы и сервисы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия: 1.3.150
  • Youtube канал Prepropost VK сообщество Prepropost Telegram канал Prepropost Дзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети Одноклассники RUTUBE канал Prepropost X сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.