Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 23 июня 2025 в 12:35
Все рубрики

Арка персонажа: как создать героя, который меняется

Персонажи — это сердце и душа любой истории. Но чтобы они действительно прошли арку, потребуется опыт и умение.

У всех нас есть любимые фильмы и сериалы. И, конечно, любимые герои — те, кто помогает нам проживать будни и кого мы упоминаем в повседневных разговорах. Поэтому, когда вы начинаете писать собственный сценарий, задача создать персонажа, который однажды станет частью культурного кода, может показаться пугающей.

Как мой герой может оказаться в одном ряду с культовыми персонажами? И как избежать «плоской» арки персонажа?

Что такое арка персонажа?

Если вы изучаете литературу, читаете про сценарии или интересуетесь кино — наверняка слышали термин «арка персонажа». Часто его путают с общей структурой сюжета, поэтому давайте сначала разберёмся с определением.

Арка персонажа — это внутреннее изменение, через которое проходит герой на протяжении фильма, серии, сезона или всего сериала. Арка зависит от того, как персонаж реагирует на события в сюжете: преодолевает препятствия, сталкивается с трудностями, делает выбор. Все эти испытания влияют на него — и внутренне, и внешне. Нам, зрителям, важно видеть, как персонаж развивается со временем.

Как правило, именно завязка истории — инцидент, с которого всё начинается — запускает трансформацию героя. Арка может быть позитивной — когда персонаж растёт и развивается. А может быть негативной — когда герой ломается или деградирует. При этом арки есть не только у главного героя, но и у второстепенных персонажей.

Что это значит для вашего сценария?

Всё начинается с эффектного появления персонажа в первой сцене и его описания. Но чтобы создать арку персонажа, нужно продумать цельное драматургическое путешествие, которое заставит героя меняться.

Ваша задача как сценариста — построить такую историю, чтобы от первой до последней сцены зритель верил: да, этот человек изменился. Или — что важно — остался прежним, несмотря на всё. Об этом тоже поговорим чуть позже.

Но для начала — база.

Посмотрите на схему арки персонажа Вуди из первой части «Истории игрушек».

Как создать яркую арку персонажа в сценарии

Когда мы впервые встречаем Вуди, он доволен собой — он любимая игрушка Энди, лидер и главный среди всех. Но с появлением Базза у Вуди пробуждается ревность. Мы видим, как он падает — и в буквальном, и в метафорическом смысле. А затем Базз падает из окна. Остальные игрушки отворачиваются от Вуди, и он вынужден стать лучше, чтобы спасти Базза. Но научиться делиться вниманием и перестать быть эгоистом — не так просто. В этом и заключается великолепная арка персонажа, которую стоит изучить каждому сценаристу.

«История игрушек» строится вокруг трансформации Вуди — от эгоцентричного лидера к более сочувствующему другу. А Базз проходит собственный путь: он осознаёт, что он — всего лишь игрушка. И это нормально. Обе эти линии — примеры внутренних арок персонажей, но они очень разные по динамике и сути.

Всего существует четыре основных типа арок персонажей. Давайте рассмотрим каждую подробнее и разберём, как использовать их при написании сценария.

Основа для построения арки персонажа

Я предлагаю сценаристу представить себя персонажем и ответить от его лица на следующие вопросы (5–10 пунктов на каждый):

  • Что я люблю?
  • Что я ненавижу?
  • Чего я боюсь?
  • Во что я верю?
  • Что я ценю?
  • Чего я хочу?
  • Что я знаю о…
  • Люди, которые повлияли на мою жизнь
  • Открытия, которые изменили мою жизнь
  • Решения, которые изменили мою жизнь

Эти наводящие вопросы помогут лучше понять героя и спланировать, как построить его арку персонажа — через трансформацию во времени.

Если такой подход тебе не близок, то можно вернуться к карте сюжета.

Разворачиваем карту

В начале представьте нам своего героя: кто он, каким мы его застаём, какими чертами характера он обладает?

Точка запуска

Поставьте героя в ситуацию, где его слабости станут очевидны. Покажите, как эти проблемы начнут проявляться.

Первый этап пути

Погружайте героя в обстоятельства, где он начинает меняться — но мягко, постепенно.

Изменение курса

Дайте герою возможность принять новую версию себя и увидеть, как это может помочь.

У подножия горы

Чего может достичь герой, став «улучшенной версией» себя?

Подъём в гору

Покажите внутреннюю борьбу: кем герой был раньше и кем он становится. Стоит ли продолжать меняться?

Сквозь пещеру

Пролейте свет на нового героя: как его новые качества меняют мир вокруг?

Переосмысление проблемы

Сможет ли обновлённый герой справиться со старыми проблемами? Или он скатится к прошлому?

Попытка и провал

Пусть арка приведёт героя к новым, трудным испытаниям. И пусть он потерпит неудачу в том, что раньше умел.

Падение

Как новый «я» разрушает то, к чему стремился герой? Перегнул ли он препятствие? Что он из этого вынес?

Скрытая подсказка

К какому личному выводу привело героя эмоциональное путешествие? Что ему нужно принять?

Финальный рывок

Теперь, достигнув полноты, герой может довести сюжет до логического завершения.

Сундук с сокровищами

Изменился ли он?

Куда дальше?

Оставьте пространство для того, чтобы герой мог продолжать меняться в будущем.

Как видно, если думать о персонаже в связке с сюжетом, можно выстроить арку, которая будет органично вписана в историю. А теперь, когда у нас есть карта, давайте разберём четыре типа арок персонажа!

Четыре типа арок персонажа

Я не сторонник «правил сценарного мастерства» и глобальных обобщений, но, насколько могу судить, существует четыре основные разновидности арок персонажа.

Возможно, вы встретите нюансы или миксы, но эти четыре типа чаще всего встречаются в кино и на ТВ. И часто они соседствуют с «путешествием героя», подсказывая, как вести персонажа через повороты сюжета.

1. Трансформационная арка

Даже если вы не помешаны на структуре, вы всё равно знакомы с трансформационной аркой — она стара как устное повествование. Лично я обожаю Кэмпбелла и сюжетный круг Хармона: они помогают выстроить ключевые точки трансформации.

Это история персонажа, который проходит путь кардинального преображения: от слабого к сильному, от незаметного к великому. Вспомните Рокки, Крид, Непобедимый — и не только фильмы из Филадельфии.

Такие герои часто раскрывают скрытые таланты или находят силы по ходу сюжета. К финалу они становятся другими людьми: кто-то перезапускает старую ситуацию, но теперь уже уверенно — и мы радуемся за них.

В сериалах такие арки растягиваются на годы. Пример — Макналти из Прослушки: сначала он пьющий полицейский, но затем находит моральный кодекс и становится лучшей версией себя.

2. Арка взросления

Взросление — это не про возраст, а про понимание мира и выработку устойчивых стратегий взаимодействия с ним. Здесь персонаж растёт эмоционально. Сможет ли он преодолеть свои внутренние демоны?

Особенно часто такую арку показывают в сериалах. "Девочки Гилмор" — это история о трёх женщинах разных возрастов, каждая из которых проходит свой путь к зрелости. Это справедливо и для других персонажей шоу.

Пример в кино — "Эта замечательная жизнь": Джордж Бейли разочарован тем, что не получил желаемого. Но в финале он осознаёт ценность жизни, которую считал обыденной. Один из лучших уроков в истории кино.

3. Арка изменения

Теперь немного тоньше. В отличие от трансформации и взросления, здесь происходит не глобальный перелом, а лёгкая настройка: человек остаётся собой, но чуть лучше понимает мир.

Вспомните Теда из Как я встретил вашу маму. Он остаётся романтиком до конца. Да, он учится на ошибках и теряет, но по сути не меняется — он просто чуть больше понимает, что такое любовь.

Другой пример — Запах женщины. Герой Аль Пачино в финале остаётся тем же человеком. Разве что теперь он хочет жить. Это небольшое, но значимое изменение. Он защищает ученика и, возможно, снова открывается любви.

4. Арка падения

А теперь — обратная сторона. Мы видели, как люди становятся лучше. А теперь посмотрим, как они катятся вниз. В таких арках герои не преодолевают свои худшие черты, а наоборот — позволяют им полностью себя захватить.

Иногда это безумие, алкоголизм или ненависть к себе.

Смотреть на такое тяжело, но оторваться невозможно.

Во все тяжкие — классический пример. Уолтер Уайт становится Хайзенбергом. И уже не возвращается. К финалу он жертвует всем: семьёй, друзьями, душой — ради мифа о себе.

Звучит мрачно? А если с юмором?

"Бедная богатая девочка" (Young Adult) — один из моих любимых фильмов. Черная комедия о женщине, которая приезжает в родной город, чтобы вернуть бывшего. Вместо роста — упадок: окружение потакает ей, и она деградирует. Портрет человека, становящегося худшей версией себя.

Иногда арка падения реализуется через одного персонажа — например, Киллмонгер из Чёрной Пантеры. Его захватывает ненависть. И она приводит к гибели.

Примеры отличных арок персонажей в кино

Мы разобрали четыре типа арок. Но хочу привести несколько ярких примеров, которые помогают понять, как арка может поднять всю историю на новый уровень.

И начнём... с глубин океана — с В поисках Немо.

У каждого персонажа в мультфильме "В поисках Немо" есть чёткая арка. Немо учится слушать отца, Марлин — давать сыну больше свободы, а Дори — доверять себе и позволять воспоминаниям приходить без страха. У кого-то трансформация более очевидная, у кого-то тонкая, но все они работают вместе и создают нечто особенное.

Обратите внимание, как органично все три арки вплетены в сюжет. Один из важных моментов при работе над персонажем — следить, чтобы его трансформация вписывалась в историю. В случае Немо все арки идеально ложатся на сюжет о поиске сына и делают путешествие более человечным и узнаваемым для зрителя.

Ещё один отличный пример синхронных арок — Парк юрского периода. Хаммонду нужно научиться смирению — и он к этому приходит. А доктор Грант? Он терпеть не может детей. И кто с ним застревает в парке? Конечно, дети. Звучит просто, но если продумывать такие детали на этапе сценария, ваша история сразу выходит на новый уровень.

А теперь давайте вспомним одну из самых тёмных арок в истории кино — Майкла Корлеоне в Крёстном отце.

Майкл начинает фильм как молодой человек, влюблённый и уважаемый — он герой войны, живущий по закону. Но когда на его отца покушаются, а семья втягивается в мафиозную войну, Майкл втягивается в семейный бизнес. Он убивает полицейского, становится главой семьи, устраивает переворот и ликвидирует лидеров всех конкурирующих кланов Нью-Йорка. Тот самый милый парень с фотографий — уже полноценный криминальный босс. И впереди у него ещё два фильма и семь часов падения...

Что такое арка персонажа в телевизионном эпизоде

У каждого из нас свои фавориты среди самых легендарных сериалов.

«Чемодан» из Безумцев. Смотреть эту серию почти больно — настолько она хороша.

Хочется выйти прогуляться вокруг квартала, чтобы переварить. Но почему?

Потому что арки персонажей в ней — выдающиеся. Да, мы уже несколько сезонов наблюдали за развитием этих героев. Но именно в этой серии они меняются. Дон и Пегги любят друг друга.

Это не романтическая, а семейная любовь — но это любовь. И всё же между ними зреет напряжение. В начале серии Пегги — обижена. Дон чувствует себя выше неё. Он хочет её проучить.

Встреча спички и пороховой бочки.

За одну серию Дон и Пегги проходят путь от раздражения и противоположных позиций — до единства. Они понимают, кто они друг для друга, и принимают себя такими, какие есть.

Это упражнение в уязвимости и снятии масок. И здесь — лучшая сцена во всём сериале. Спасибо Дону и, пожалуй, Иисусу за такую арку персонажа.

Это работает и в комедии.

Один из моих любимых эпизодов Симпсонов — серия, где Лиза становится вегетарианкой. Это пятый эпизод седьмого сезона: Лиза встречает ягнёнка... а потом сталкивается с ужасом осознания, что ест отбивные из ягнёнка.

На протяжении всей серии мы видим, как Лиза проходит глубокую трансформацию и переосмысливает своё место в мире. Это серьёзный шаг для Симпсонов, но важный поворот для персонажа: Лиза сталкивается с осуждением друзей и семьи, но остаётся верной себе.

Что здорово в Симпсонах — каждый эпизод даёт шанс разным персонажам меняться. Но в этой серии арка Лизы продолжается и в будущих сериях. Мы видим, что она способна меняться и дальше.

Сезон ТВ-шоу может длиться 6, 8, 10, 12 или даже 22 серии. Неважно сколько — важно, чтобы персонажи менялись со временем. И, на мой взгляд, нет более яркой трансформации за один сезон, чем путь Джейме Ланнистера в третьем сезоне Игры престолов.

С момента, как он попытался убить ребёнка в пилотной серии, Джейме прошёл огромный путь. Но именно в третьем сезоне он впервые сталкивается лицом к лицу со своей смертностью и моралью. Потеря руки учит его многому, и в итоге он возвращается в Королевскую Гавань совсем другим человеком.

Хотя это занимает все десять серий, он отказывается от разгульной жизни и учится опираться на внутреннюю силу. Это сезон саморефлексии, в котором Джейме оценивает своё прошлое и решает изменить будущее.

И всё это — в одной сцене в бане, где мы понимаем, кем Джейме станет... и кем он был всё это время.

Арка персонажа на протяжении всего сериала

Можно было бы снова взять Во все тяжкие, но давайте копнём глубже. Как насчёт Майкла Скотта?

Суть Офиса — Майкл Скотт — ужасный босс, который доводит всех своей неадекватностью.

Но по мере развития сериала, когда он всё больше фокусируется на человечности и росте, Майкл внезапно подкрадывается к вашему сердцу.

Вы видите, как он влюбляется, расстаётся, страдает. И начинаете ему сочувствовать. Он постепенно взрослеет, меняется, и внезапно — становится хорошим боссом. Он даже создаёт конкурирующую компанию и побеждает Dunder Mifflin. Преображение Майкла — отличный пример того, как персонаж может расти от серии к серии, от сезона к сезону. Когда вы проводите с героем много времени, вы хотите видеть его изменения.

И перемены Майкла действительно значительны и запоминаются.

Как разработать и построить арку персонажа

Теперь, когда мы обсудили четыре типа арок персонажа и привели кучу примеров, давайте поговорим о том, как вы можете разрабатывать арки в своём сценарии.

Вот как выглядит наша Карта истории:

  1. Завязка карты — У вас есть открывающая сцена, которая задаёт тон всей истории?
  2. Стартовая точка — Где мы? С кем?
  3. Первая стадия — Как выглядит обычный день в этом мире?
  4. Смена курса — Что нарушает привычное и запускает движение героев?
  5. Подножие горы — Всё, идём в путь.
  6. Подъём — Сначала тяжело, но герои привыкают к проблемам.
  7. Пещера — Есть побочная сюжетная линия? Запускайте её отдельно.
  8. Переоценка — Середина пути. Есть другой способ добиться цели?
  9. Попытка и провал — Всё начинает рушиться. Справятся ли герои?
  10. Падение — Худшее. Что-то настолько ужасное, что кажется — не подняться.
  11. Скрытая подсказка — Что герои поняли о себе или проблеме, чего раньше не замечали?
  12. Финишная прямая — Они готовы идти до конца.
  13. Сундук с сокровищами — Добились ли они того, за чем пришли?
  14. Что дальше? — Покажите обновлённый мир. Намёк на будущее.

Но послушайте — я бы соврал, если бы сказал, что у каждого героя обязательно есть арка. Иногда её просто нет. И это тоже нормально.

Персонажи без арки

В некоторых жанрах арки встречаются реже. Иногда вместо арки — просто приключения. Взять хотя бы Индиану Джонса «В поисках утраченного ковчега». Можно спорить, есть ли у него арка (возможно, лёгкая арка изменения), но суть в том, что он в финале остаётся тем же: бесстрашным искателем артефактов, который всё тащит в музей.

Но в сиквелах его арка становится заметнее. Например, появляется необходимость простить отца и найти с ним общий язык.

Или Джеймс Бонд — тот же случай. Его фильмы — это про приключения, а не про личностный рост. Он одинаковый десятилетиями: обаяшка, герой, агент. Мы его любим, он классный, но он не меняется.

И напоследок — Форрест Гамп. Он с детства до зрелости предан Дженни всем сердцем. Он не меняется: он такой, какой есть. Посмотрите сцену из третьего акта, где он в этом признаётся.

И вот в чём прелесть Форреста Гампа: все вокруг него меняются, а он — нет. Дженни учится любить себя. Другие персонажи — сопереживать. Лейтенант Дэн находит вкус к жизни и отказывается от алкоголя. А Форрест остаётся неизменным. Но мир вокруг него — уже другой.

И это прекрасно.

Что делать дальше, после того как вы прописали сильную арку персонажа?

Надеюсь, пока вы читали эту статью, у вас тоже сформировалась арка — ну, хотя бы понимания.

Помните: арка строится на конфликте. Загляните в наш материал о внутренних и внешних конфликтах — он поможет придумать ситуации, которые заставят персонажа меняться.

Такие истории работают и в кино, и в сериалах. Главное — понять, как изменения персонажа будут развиваться: в пределах одного фильма, серии, сезона или всего шоу.

Если материал был полезен — поставьте лайк, поделитесь, а если есть вопросы — оставьте комментарий.

Источник

  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Тексты и литература
  • Музыка и аудио
  • Блог Prepropost
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия:1.3.30
  • Youtube канал PrepropostVK сообщество PrepropostTelegram канал PrepropostДзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети ОдноклассникиRUTUBE канал PrepropostX сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.