Арка персонажа: как создать героя, который меняется

Персонажи — это сердце и душа любой истории. Но чтобы они действительно прошли арку, потребуется опыт и умение.
У всех нас есть любимые фильмы и сериалы. И, конечно, любимые герои — те, кто помогает нам проживать будни и кого мы упоминаем в повседневных разговорах. Поэтому, когда вы начинаете писать собственный сценарий, задача создать персонажа, который однажды станет частью культурного кода, может показаться пугающей.
Как мой герой может оказаться в одном ряду с культовыми персонажами? И как избежать «плоской» арки персонажа?
Что такое арка персонажа?
Если вы изучаете литературу, читаете про сценарии или интересуетесь кино — наверняка слышали термин «арка персонажа». Часто его путают с общей структурой сюжета, поэтому давайте сначала разберёмся с определением.
Арка персонажа — это внутреннее изменение, через которое проходит герой на протяжении фильма, серии, сезона или всего сериала. Арка зависит от того, как персонаж реагирует на события в сюжете: преодолевает препятствия, сталкивается с трудностями, делает выбор. Все эти испытания влияют на него — и внутренне, и внешне. Нам, зрителям, важно видеть, как персонаж развивается со временем.
Как правило, именно завязка истории — инцидент, с которого всё начинается — запускает трансформацию героя. Арка может быть позитивной — когда персонаж растёт и развивается. А может быть негативной — когда герой ломается или деградирует. При этом арки есть не только у главного героя, но и у второстепенных персонажей.
Что это значит для вашего сценария?
Всё начинается с эффектного появления персонажа в первой сцене и его описания. Но чтобы создать арку персонажа, нужно продумать цельное драматургическое путешествие, которое заставит героя меняться.
Ваша задача как сценариста — построить такую историю, чтобы от первой до последней сцены зритель верил: да, этот человек изменился. Или — что важно — остался прежним, несмотря на всё. Об этом тоже поговорим чуть позже.
Но для начала — база.
Посмотрите на схему арки персонажа Вуди из первой части «Истории игрушек».

Как создать яркую арку персонажа в сценарии
Когда мы впервые встречаем Вуди, он доволен собой — он любимая игрушка Энди, лидер и главный среди всех. Но с появлением Базза у Вуди пробуждается ревность. Мы видим, как он падает — и в буквальном, и в метафорическом смысле. А затем Базз падает из окна. Остальные игрушки отворачиваются от Вуди, и он вынужден стать лучше, чтобы спасти Базза. Но научиться делиться вниманием и перестать быть эгоистом — не так просто. В этом и заключается великолепная арка персонажа, которую стоит изучить каждому сценаристу.

«История игрушек» строится вокруг трансформации Вуди — от эгоцентричного лидера к более сочувствующему другу. А Базз проходит собственный путь: он осознаёт, что он — всего лишь игрушка. И это нормально. Обе эти линии — примеры внутренних арок персонажей, но они очень разные по динамике и сути.
Всего существует четыре основных типа арок персонажей. Давайте рассмотрим каждую подробнее и разберём, как использовать их при написании сценария.
Основа для построения арки персонажа
Я предлагаю сценаристу представить себя персонажем и ответить от его лица на следующие вопросы (5–10 пунктов на каждый):
- Что я люблю?
- Что я ненавижу?
- Чего я боюсь?
- Во что я верю?
- Что я ценю?
- Чего я хочу?
- Что я знаю о…
- Люди, которые повлияли на мою жизнь
- Открытия, которые изменили мою жизнь
- Решения, которые изменили мою жизнь
Эти наводящие вопросы помогут лучше понять героя и спланировать, как построить его арку персонажа — через трансформацию во времени.
Если такой подход тебе не близок, то можно вернуться к карте сюжета.
Разворачиваем карту
В начале представьте нам своего героя: кто он, каким мы его застаём, какими чертами характера он обладает?
Точка запуска
Поставьте героя в ситуацию, где его слабости станут очевидны. Покажите, как эти проблемы начнут проявляться.
Первый этап пути
Погружайте героя в обстоятельства, где он начинает меняться — но мягко, постепенно.
Изменение курса
Дайте герою возможность принять новую версию себя и увидеть, как это может помочь.
У подножия горы
Чего может достичь герой, став «улучшенной версией» себя?
Подъём в гору
Покажите внутреннюю борьбу: кем герой был раньше и кем он становится. Стоит ли продолжать меняться?
Сквозь пещеру
Пролейте свет на нового героя: как его новые качества меняют мир вокруг?
Переосмысление проблемы
Сможет ли обновлённый герой справиться со старыми проблемами? Или он скатится к прошлому?
Попытка и провал
Пусть арка приведёт героя к новым, трудным испытаниям. И пусть он потерпит неудачу в том, что раньше умел.
Падение
Как новый «я» разрушает то, к чему стремился герой? Перегнул ли он препятствие? Что он из этого вынес?
Скрытая подсказка
К какому личному выводу привело героя эмоциональное путешествие? Что ему нужно принять?
Финальный рывок
Теперь, достигнув полноты, герой может довести сюжет до логического завершения.
Сундук с сокровищами
Изменился ли он?
Куда дальше?
Оставьте пространство для того, чтобы герой мог продолжать меняться в будущем.
Как видно, если думать о персонаже в связке с сюжетом, можно выстроить арку, которая будет органично вписана в историю. А теперь, когда у нас есть карта, давайте разберём четыре типа арок персонажа!
Четыре типа арок персонажа
Я не сторонник «правил сценарного мастерства» и глобальных обобщений, но, насколько могу судить, существует четыре основные разновидности арок персонажа.
Возможно, вы встретите нюансы или миксы, но эти четыре типа чаще всего встречаются в кино и на ТВ. И часто они соседствуют с «путешествием героя», подсказывая, как вести персонажа через повороты сюжета.
1. Трансформационная арка
Даже если вы не помешаны на структуре, вы всё равно знакомы с трансформационной аркой — она стара как устное повествование. Лично я обожаю Кэмпбелла и сюжетный круг Хармона: они помогают выстроить ключевые точки трансформации.
Это история персонажа, который проходит путь кардинального преображения: от слабого к сильному, от незаметного к великому. Вспомните Рокки, Крид, Непобедимый — и не только фильмы из Филадельфии.

Такие герои часто раскрывают скрытые таланты или находят силы по ходу сюжета. К финалу они становятся другими людьми: кто-то перезапускает старую ситуацию, но теперь уже уверенно — и мы радуемся за них.
В сериалах такие арки растягиваются на годы. Пример — Макналти из Прослушки: сначала он пьющий полицейский, но затем находит моральный кодекс и становится лучшей версией себя.

2. Арка взросления
Взросление — это не про возраст, а про понимание мира и выработку устойчивых стратегий взаимодействия с ним. Здесь персонаж растёт эмоционально. Сможет ли он преодолеть свои внутренние демоны?
Особенно часто такую арку показывают в сериалах. "Девочки Гилмор" — это история о трёх женщинах разных возрастов, каждая из которых проходит свой путь к зрелости. Это справедливо и для других персонажей шоу.

Пример в кино — "Эта замечательная жизнь": Джордж Бейли разочарован тем, что не получил желаемого. Но в финале он осознаёт ценность жизни, которую считал обыденной. Один из лучших уроков в истории кино.
3. Арка изменения
Теперь немного тоньше. В отличие от трансформации и взросления, здесь происходит не глобальный перелом, а лёгкая настройка: человек остаётся собой, но чуть лучше понимает мир.
Вспомните Теда из Как я встретил вашу маму. Он остаётся романтиком до конца. Да, он учится на ошибках и теряет, но по сути не меняется — он просто чуть больше понимает, что такое любовь.

Другой пример — Запах женщины. Герой Аль Пачино в финале остаётся тем же человеком. Разве что теперь он хочет жить. Это небольшое, но значимое изменение. Он защищает ученика и, возможно, снова открывается любви.

4. Арка падения
А теперь — обратная сторона. Мы видели, как люди становятся лучше. А теперь посмотрим, как они катятся вниз. В таких арках герои не преодолевают свои худшие черты, а наоборот — позволяют им полностью себя захватить.
Иногда это безумие, алкоголизм или ненависть к себе.
Смотреть на такое тяжело, но оторваться невозможно.
Во все тяжкие — классический пример. Уолтер Уайт становится Хайзенбергом. И уже не возвращается. К финалу он жертвует всем: семьёй, друзьями, душой — ради мифа о себе.

Звучит мрачно? А если с юмором?
"Бедная богатая девочка" (Young Adult) — один из моих любимых фильмов. Черная комедия о женщине, которая приезжает в родной город, чтобы вернуть бывшего. Вместо роста — упадок: окружение потакает ей, и она деградирует. Портрет человека, становящегося худшей версией себя.
Иногда арка падения реализуется через одного персонажа — например, Киллмонгер из Чёрной Пантеры. Его захватывает ненависть. И она приводит к гибели.
Примеры отличных арок персонажей в кино
Мы разобрали четыре типа арок. Но хочу привести несколько ярких примеров, которые помогают понять, как арка может поднять всю историю на новый уровень.
И начнём... с глубин океана — с В поисках Немо.

У каждого персонажа в мультфильме "В поисках Немо" есть чёткая арка. Немо учится слушать отца, Марлин — давать сыну больше свободы, а Дори — доверять себе и позволять воспоминаниям приходить без страха. У кого-то трансформация более очевидная, у кого-то тонкая, но все они работают вместе и создают нечто особенное.
Обратите внимание, как органично все три арки вплетены в сюжет. Один из важных моментов при работе над персонажем — следить, чтобы его трансформация вписывалась в историю. В случае Немо все арки идеально ложатся на сюжет о поиске сына и делают путешествие более человечным и узнаваемым для зрителя.
Ещё один отличный пример синхронных арок — Парк юрского периода. Хаммонду нужно научиться смирению — и он к этому приходит. А доктор Грант? Он терпеть не может детей. И кто с ним застревает в парке? Конечно, дети. Звучит просто, но если продумывать такие детали на этапе сценария, ваша история сразу выходит на новый уровень.

А теперь давайте вспомним одну из самых тёмных арок в истории кино — Майкла Корлеоне в Крёстном отце.
Майкл начинает фильм как молодой человек, влюблённый и уважаемый — он герой войны, живущий по закону. Но когда на его отца покушаются, а семья втягивается в мафиозную войну, Майкл втягивается в семейный бизнес. Он убивает полицейского, становится главой семьи, устраивает переворот и ликвидирует лидеров всех конкурирующих кланов Нью-Йорка. Тот самый милый парень с фотографий — уже полноценный криминальный босс. И впереди у него ещё два фильма и семь часов падения...

Что такое арка персонажа в телевизионном эпизоде

У каждого из нас свои фавориты среди самых легендарных сериалов.
«Чемодан» из Безумцев. Смотреть эту серию почти больно — настолько она хороша.
Хочется выйти прогуляться вокруг квартала, чтобы переварить. Но почему?
Потому что арки персонажей в ней — выдающиеся. Да, мы уже несколько сезонов наблюдали за развитием этих героев. Но именно в этой серии они меняются. Дон и Пегги любят друг друга.
Это не романтическая, а семейная любовь — но это любовь. И всё же между ними зреет напряжение. В начале серии Пегги — обижена. Дон чувствует себя выше неё. Он хочет её проучить.
Встреча спички и пороховой бочки.
За одну серию Дон и Пегги проходят путь от раздражения и противоположных позиций — до единства. Они понимают, кто они друг для друга, и принимают себя такими, какие есть.
Это упражнение в уязвимости и снятии масок. И здесь — лучшая сцена во всём сериале. Спасибо Дону и, пожалуй, Иисусу за такую арку персонажа.
Это работает и в комедии.
Один из моих любимых эпизодов Симпсонов — серия, где Лиза становится вегетарианкой. Это пятый эпизод седьмого сезона: Лиза встречает ягнёнка... а потом сталкивается с ужасом осознания, что ест отбивные из ягнёнка.

На протяжении всей серии мы видим, как Лиза проходит глубокую трансформацию и переосмысливает своё место в мире. Это серьёзный шаг для Симпсонов, но важный поворот для персонажа: Лиза сталкивается с осуждением друзей и семьи, но остаётся верной себе.
Что здорово в Симпсонах — каждый эпизод даёт шанс разным персонажам меняться. Но в этой серии арка Лизы продолжается и в будущих сериях. Мы видим, что она способна меняться и дальше.
Сезон ТВ-шоу может длиться 6, 8, 10, 12 или даже 22 серии. Неважно сколько — важно, чтобы персонажи менялись со временем. И, на мой взгляд, нет более яркой трансформации за один сезон, чем путь Джейме Ланнистера в третьем сезоне Игры престолов.

С момента, как он попытался убить ребёнка в пилотной серии, Джейме прошёл огромный путь. Но именно в третьем сезоне он впервые сталкивается лицом к лицу со своей смертностью и моралью. Потеря руки учит его многому, и в итоге он возвращается в Королевскую Гавань совсем другим человеком.
Хотя это занимает все десять серий, он отказывается от разгульной жизни и учится опираться на внутреннюю силу. Это сезон саморефлексии, в котором Джейме оценивает своё прошлое и решает изменить будущее.
И всё это — в одной сцене в бане, где мы понимаем, кем Джейме станет... и кем он был всё это время.
Арка персонажа на протяжении всего сериала
Можно было бы снова взять Во все тяжкие, но давайте копнём глубже. Как насчёт Майкла Скотта?
Суть Офиса — Майкл Скотт — ужасный босс, который доводит всех своей неадекватностью.
Но по мере развития сериала, когда он всё больше фокусируется на человечности и росте, Майкл внезапно подкрадывается к вашему сердцу.
Вы видите, как он влюбляется, расстаётся, страдает. И начинаете ему сочувствовать. Он постепенно взрослеет, меняется, и внезапно — становится хорошим боссом. Он даже создаёт конкурирующую компанию и побеждает Dunder Mifflin. Преображение Майкла — отличный пример того, как персонаж может расти от серии к серии, от сезона к сезону. Когда вы проводите с героем много времени, вы хотите видеть его изменения.
И перемены Майкла действительно значительны и запоминаются.

Как разработать и построить арку персонажа
Теперь, когда мы обсудили четыре типа арок персонажа и привели кучу примеров, давайте поговорим о том, как вы можете разрабатывать арки в своём сценарии.
Вот как выглядит наша Карта истории:
- Завязка карты — У вас есть открывающая сцена, которая задаёт тон всей истории?
- Стартовая точка — Где мы? С кем?
- Первая стадия — Как выглядит обычный день в этом мире?
- Смена курса — Что нарушает привычное и запускает движение героев?
- Подножие горы — Всё, идём в путь.
- Подъём — Сначала тяжело, но герои привыкают к проблемам.
- Пещера — Есть побочная сюжетная линия? Запускайте её отдельно.
- Переоценка — Середина пути. Есть другой способ добиться цели?
- Попытка и провал — Всё начинает рушиться. Справятся ли герои?
- Падение — Худшее. Что-то настолько ужасное, что кажется — не подняться.
- Скрытая подсказка — Что герои поняли о себе или проблеме, чего раньше не замечали?
- Финишная прямая — Они готовы идти до конца.
- Сундук с сокровищами — Добились ли они того, за чем пришли?
- Что дальше? — Покажите обновлённый мир. Намёк на будущее.
Но послушайте — я бы соврал, если бы сказал, что у каждого героя обязательно есть арка. Иногда её просто нет. И это тоже нормально.
Персонажи без арки

В некоторых жанрах арки встречаются реже. Иногда вместо арки — просто приключения. Взять хотя бы Индиану Джонса «В поисках утраченного ковчега». Можно спорить, есть ли у него арка (возможно, лёгкая арка изменения), но суть в том, что он в финале остаётся тем же: бесстрашным искателем артефактов, который всё тащит в музей.
Но в сиквелах его арка становится заметнее. Например, появляется необходимость простить отца и найти с ним общий язык.

Или Джеймс Бонд — тот же случай. Его фильмы — это про приключения, а не про личностный рост. Он одинаковый десятилетиями: обаяшка, герой, агент. Мы его любим, он классный, но он не меняется.

И напоследок — Форрест Гамп. Он с детства до зрелости предан Дженни всем сердцем. Он не меняется: он такой, какой есть. Посмотрите сцену из третьего акта, где он в этом признаётся.
И вот в чём прелесть Форреста Гампа: все вокруг него меняются, а он — нет. Дженни учится любить себя. Другие персонажи — сопереживать. Лейтенант Дэн находит вкус к жизни и отказывается от алкоголя. А Форрест остаётся неизменным. Но мир вокруг него — уже другой.
И это прекрасно.
Что делать дальше, после того как вы прописали сильную арку персонажа?
Надеюсь, пока вы читали эту статью, у вас тоже сформировалась арка — ну, хотя бы понимания.
Помните: арка строится на конфликте. Загляните в наш материал о внутренних и внешних конфликтах — он поможет придумать ситуации, которые заставят персонажа меняться.
Такие истории работают и в кино, и в сериалах. Главное — понять, как изменения персонажа будут развиваться: в пределах одного фильма, серии, сезона или всего шоу.
Если материал был полезен — поставьте лайк, поделитесь, а если есть вопросы — оставьте комментарий.