Фильм «Формула 1» (2025): обзор гоночного хита с Брэдом Питтом от режиссёра «Топ Ган: Мэверик»

Режиссёр Джозеф Косински с самого начала был создан для блокбастеров. Его дебютный фильм — «Трон: Наследие» (2010) — стал самым дорогим фильмом, снятым режиссёром-дебютантом, и при этом был продолжением культовой ленты Disney. Вслед за этим Косински снял фантастический боевик «Обливион» с Томом Крузом и драму «Храбрые» о пожарных. Но настоящий прорыв случился с «Топ Ган: Мэверик» — масштабным блокбастером, собравшим почти 1,5 миллиарда долларов, получившим номинацию на «Оскар» за лучший фильм и по праву вошедшим в список лучших боевиков XXI века. А всего через месяц после «Мэверика» Косински выпустил «Спайдерхед» — психологический триллер с Крисом Хемсвортом по рассказу Джорджа Сондерса. Одним словом, Косински рождён снимать блокбастеры — и его новый фильм «Формула 1» только подтверждает это.

Подобно «Мэверику», «Формула 1» — это огромный летний фильм с одной из главных мировых звёзд в главной роли, история о том, как ветераны пытаются соперничать с молодым поколением, принимая, что их время может быть на исходе. Но при этом это не просто «Топ Ган» с болидами «Формулы-1». Это тот самый фильм, ради которого стоит идти в кинотеатр: громкий, зрелищный, драйвовый, такой, где ты жрёшь попкорн, как Том Круз на «Миссии невыполнима», и кайфуешь вместе с полным залом. Да, «Формула 1» попадает в знакомые спортивные и гоночные клише, и вы, скорее всего, предугадаете его сюжет с самого старта. Но несмотря на это, это один из самых впечатляющих и захватывающих фильмов о гонках, когда-либо снятых.
О чём фильм «Формула 1»?
Сонни Хэйз (Брэд Питт) — гонщик, который всю жизнь начинает с чистого листа. Он живёт в фургоне, за плечами — долги, неудачные браки и череда ошибок. Когда-то он выступал в «Формуле-1», но после аварии в 90-х ушёл из спорта. Теперь он колесит от трассы к трассе, участвует в разных соревнованиях и способен управлять чем угодно. После одной из побед его находит Рубен Сервантес (Хавьер Бардем) — бывший напарник по «Формуле-1» и теперь владелец команды APXGP, которая тонет: три года без побед, долги в $150 миллионов, неопытный гонщик и девять гонок до конца сезона. Рубен просит Сонни помочь спасти команду.
Сонни обычно держится подальше от больших ставок и команд, но в этот раз принимает вызов — возможно, чтобы доказать самому себе, что он ещё способен выступать на этом уровне.
Ветеран против новичка
С приходом Сонни в APXGP «F1» становится не только историей об изменениях в команде, но и о противостоянии двух звёзд гонок. Сонни — воплощение прошлого «Формулы-1», а его новый напарник Джошуа Пирс (Дамсон Идрис) — новичок, который хочет заявить о себе, хотя пока ему нечем похвастаться. Фильм умело показывает, как два гонщика, из двух эпох, медленно начинают понимать друг друга и учатся работать вместе.

Сонни — олдскул: он тренируется у себя в спальне, бегает по трассе накануне гонки, разбирается в каждой детали, влияющей на результат, и умеет импровизировать во время заезда, чтобы вырвать преимущество. Джошуа — человек новой эпохи: соцсети, пресс-конференции, тренажёры, симуляторы, амбиции стать суперзвездой. Вместе они начинают понимать: в обоих подходах есть свои плюсы. Оба стремятся доказать свою состоятельность — но с разными целями.

Командная работа
Фильм также отлично напоминает зрителю, что «Формула-1» — командный вид спорта. Да, за рулём сидят Сонни и Джошуа, но на результат влияет каждый человек в команде. Мы знакомимся с Кейт Маккенна (Керри Кондон) — техническим директором, которая подстраивает автомобили под стиль гонщиков. И мы видим, как эти настройки действительно меняют ход гонки. Также нам показывают работу пит-стопа: пара лишних секунд — и всё может измениться, а идеальная слаженность даёт преимущество. Как говорит Сонни, победа складывается из микромоментов: секунду здесь, секунду там — и вот уже преимущество на финише. Гонщики могут быть в отличной форме, но если команда не справляется — победы не будет.


«Формула 1» — захватывающий технический шедевр
Джозеф Косински великолепно справляется с задачей собрать всё воедино и показать, насколько важен каждый человек в команде, а сценарий Эренa Крюгера (соавтора «Топ Ган: Мэверик») заставляет нас по-настоящему заботиться о каждом персонаже. Даже если вам абсолютно не интересен автоспорт (честно говоря, мне — нет), «Формула 1» заставит вас уважать каждое молниеносное решение, поразительную техническую сложность болида и совершенно безумную самоотдачу, необходимую, чтобы управлять этими машинами стоимостью в миллионы долларов. Здесь важна каждая секунда, каждый выбор — сколько времени вы тратите на решение, насколько вы доверяете напарнику, даже насколько прогреты шины. «Формула 1» показывает, что победа складывается из мелочей — и наблюдать за этим невероятно захватывающе.

Ну а сами гонки, конечно же, зрелищны до предела. Косински вместе с оператором Клаудио Мирандой (постоянным соратником во всех предыдущих фильмах режиссёра) заставляют нас почувствовать себя внутри этих заездов. Камера ныряет прямо в кабину, давая эффект присутствия, и каждое движение ощущается с предельной остротой. Монтажёр Стивен Миррионе, известный по работам с большими актёрскими ансамблями и повествованием с разных точек зрения (особенно в фильмах Стивена Содерберга вроде трилогии «Друзья Оушена»), а также обладатель «Оскара» за «Траффик», виртуозно переключается между участниками гонки, давая нам почувствовать, сколько всего стоит за каждой победой. И всю эту лавину эмоций сопровождает оглушительный и мощный саундтрек Ханса Циммера, идеально попадающий в тон картины. С технической точки зрения «Формула 1» — это шедевр, от которого захватывает дух.

Этот фильм также становится отличной витриной для актёрского состава, особенно для тройки главных героев. Брэд Питт давно не играл так, чтобы подчеркнуть, что он — один из последних настоящих звёзд большого кино, и его Сони — будто ковбой на закате, который уезжает в следующий город после своей гонки. Он наделяет героя достаточной глубиной и эмоциональным фоном, чтобы нам было не всё равно, и играет этот типаж «брутального, но с добрым сердцем» безупречно. Дэмсон Идрис — приятное открытие в роли молодого гонщика, стремящегося доказать миру, на что он способен. В нём есть и самоуверенность, необходимая для этой профессии, и целеустремлённость, чтобы войти в число великих. Ну а Керри Кондон в роли Кейт МакКенны великолепна. К счастью, она здесь не просто любовный интерес для героя Питта, а, возможно, самый важный человек в команде. Она жёсткая, решительная, умеет принимать сложные решения — и видеть её в такой объёмной роли после «Баньши Инишерина» — настоящее удовольствие.

«Формула 1» не избегает клише, но это слишком весело, чтобы придираться
При всём драйве и потрясающих гонках, «Формула 1» всё же рассказывает историю, которую мы слышали уже тысячу раз. Но это вовсе не критика — совсем наоборот. Да, местами сюжет чересчур откровенно играет на штампах. Как опытный гонщик, вы, скорее всего, предскажете каждый поворот, каждую сюжетную дугу, но всё дело в том, с какой точностью фильм вписывается в эти повороты. Именно это и позволяет говорить о нём как об одном из лучших фильмов о гонках в истории. Когда напряжение и зрелищность на экране столь высоки, можно простить дежурные диалоги или клише, которые срабатывали уже десятки раз.

С «Формулой 1» и «Топ Ган: Мэверик» Джозеф Косински доказал: он мастер создавать по-настоящему масштабные, эффектные, дорогие блокбастеры, которые сегодня делают крайне редко. Это именно тот фильм, который идеально подходит для лета: громкий, зрелищный, роскошный, от которого хочется аплодировать от восторга и хлопать по руке незнакомца в переполненном зале. «Формула 1» — это чистый восторг, один из самых захватывающих фильмов этого лета. Он заставляет вжаться в кресло и напомнит, почему мы любим ходить в кино. И — главное — как хорошо, что режиссёры вроде Косински всё ещё снимают такие фильмы.
«Формула 1» выходит в кинотеатрах 27 июня.