Обзор Canon PowerShot V1: камера для влогеров или новый лучший друг фотографа?

Canon PowerShot V1 — это компактная камера для влогинга, построенная вокруг крупного сенсора и зум-объектива с эквивалентным фокусным расстоянием 16–50 мм. Несмотря на явную ориентацию на видеосъёмку — вплоть до наличия встроенного вентилятора охлаждения для продолжительной записи, — её схожесть с серией PowerShot G1, предназначенной для энтузиастов-фотографов, привлекла внимание и фотосообщества.
Основные характеристики:
- 22-мегапиксельный CMOS-сенсор формата 1.4 типа (18,4 × 12,3 мм) с автофокусом Dual Pixel AF
- Зум-объектив 16–50 мм (в 35-мм эквиваленте), F2.8–4.5, со встроенным ND-фильтром на 3 ступени экспозиции
- 4K-видео в полном разрешении сенсора (без кропа) до 30 кадров в секунду с исходной записи 5.7K
- 4K/60p с кропом 1,4×
- Серийная фотосъёмка до 30 кадров в секунду в режиме электронного затвора
- Встроенный вентилятор охлаждения для продолжительной видеосъёмки
- Проводная и беспроводная трансляция видео
- Мультифункциональный «горячий башмак» для подключения вспышек и аудиоаксессуаров
- Полностью поворотный сенсорный экран
- Разъёмы для наушников и внешнего микрофона
Изначально Canon PowerShot V1 была анонсирована по цене $899 в США. В Европе цена составила €999. Однако впоследствии американская цена была повышена до $979.


Что нового?
PowerShot V1 — первая высококлассная влогерская компактная камера Canon, оснащённая многомодульным микрофоном на верхней панели и встроенным вентилятором для увеличения времени непрерывной записи. Несмотря на очевидный прицел на съёмку селфи и контента для соцсетей — что подчёркивает широкоугольный объектив, — использование сенсора размером примерно с Four Thirds и зум-объектива невольно отсылает к серии Canon PowerShot G1 X, ориентированной в первую очередь на фотосъёмку.
Характеристики сенсора говорят о том, что он использует аналогичный фрагмент матрицы, как в Canon EOS R7. Обе камеры вынуждены делать кроп изображения для съёмки в 4K/60p, однако из-за меньшей «полной» площади захвата у V1 разница между полной шириной кадра и кропом оказывается менее драматичной, чем в случае с R7.
Камера построена вокруг стабилизированного объектива с эквивалентом 16–50 мм и светосилой F2.8–4.5, оснащённого лепестковым затвором. Судя по всему, затвор работает в режиме электронной первой шторки, что ограничивает максимальную синхронизацию со вспышкой значением 1/400 с — всё ещё вполне достойный показатель. Встроенный нейтрально-серый (ND) фильтр на 3 ступени позволяет сохранять видео-дружественные значения выдержки при ярком освещении. В режиме видеосъёмки фильтр можно настроить на автоматическое включение, а при фотосъёмке его можно активировать вручную.
У камеры есть встроенный вентилятор охлаждения и полностью поворотный сенсорный экран, однако встроенной вспышки и электронного видоискателя нет, как и возможности их добавить отдельно.
Корпус и управление

При первом контакте с PowerShot V1 становится очевидно, насколько серьёзно она ориентирована на влогинг: корпус неожиданно глубокий — это связано с размещённой сзади камерой системой охлаждения с вентилятором, — а рукоятка при этом, наоборот, удивительно неглубокая.
Так же, как мы видели ранее на Canon EOS R50V, рукоятка здесь спроектирована таким образом, чтобы удобно держать камеру, направленную на себя, — например, при съёмке селфи или ведении блога. Но при съёмке с обычной позиции, когда вы за камерой, держать её не так удобно, поскольку не за что ухватиться всей ладонью. В остальном корпус производит приятное впечатление: он плотный и добротно собранный, а резиновое покрытие придаёт уверенность в хвате. С обеих сторон объектива камера лежит в руках надёжно, но в качестве классической фотокамеры она всё же ощущается менее эргономичной.

Все органы управления на корпусе оказались довольно миниатюрными — кнопка спуска затвора, рычажок зума вокруг неё и диск выбора режимов экспозиции выглядят так, будто их постирали и они сели. Кнопка питания настолько маленькая, что частично перекрывается, если вы установите комплектный ветрозащитный поролон на микрофон.
Один из основных элементов управления — это свободно вращающееся кольцо вокруг объектива. Его назначение зависит от выбранного режима съёмки: например, в режиме приоритета диафрагмы (Av) оно управляет значением диафрагмы. Направление вращения можно изменить, если вам удобнее работать в обратную сторону, особенно при съёмке с обращённой к себе камерой.
На задней панели, вокруг четырёхпозиционного джойстика, расположен ещё один маленький и не самый удобный диск управления. Его назначение напрямую изменить нельзя, но если вы привяжете к переднему кольцу какую-либо функцию — например, компенсацию экспозиции или ISO — то задний диск возьмёт на себя управление остальными параметрами.
PowerShot V1 оснащена разъёмами для микрофона и наушников, которые находятся на правой боковой грани корпуса. Это грамотное решение — они не мешают работе с поворотным экраном, расположенным с противоположной стороны.

Ниже расположены порт USB-C и разъём Micro HDMI.
По бокам корпуса есть два маленьких ушка для крепления ремня: с одной стороны выступающее металлическое кольцо, с другой — утопленная прорезь с перекладиной. Оба крепления довольно компактные, поэтому использовать придётся только шейные или наручные ремешки с тонкими шнурками.
Аккумулятор

V1 использует сравнительно небольшой аккумулятор LP-E17, обеспечивающий примерно 340 кадров на одном заряде (или до 400 при включённом энергосберегающем режиме). Эти цифры не стоит воспринимать буквально: в реальных условиях можно получить и вдвое больше снимков, в зависимости от того, как активно вы используете камеру. Тем не менее, эти значения позволяют сравнивать её с другими моделями, и в среднем 350 снимков на одном заряде хватит для полноценной съёмки в течение дня без особых переживаний.
Камеру можно заряжать через USB, и если у вас есть достаточно мощный блок питания с поддержкой USB Power Delivery (PD), вы сможете одновременно записывать или стримить видео и заряжать аккумулятор (при этом батарея обязательно должна быть вставлена в камеру).
Карты памяти
Мы обнаружили, что PowerShot V1 может быть немного капризной по отношению к SD-картам. Теоретически, максимальный видеобитрейт камеры — в режиме 4K/60 с кропом, где используется средний битрейт 230 Мбит/с. Это чуть меньше 30 МБ/с, так что карта памяти с рейтингом скорости U3 или V30 (самый быстрый класс карт стандарта UHS-I) должна справляться без проблем. Однако на практике нам также пришлось использовать функцию низкоуровневого форматирования в самой камере, чтобы она работала стабильно. Мы настоятельно рекомендуем делать это, если вы заметили, что V1 долго записывает видео или RAW-файлы на карту.
В эксплуатации: для влогинга

PowerShot V1 использует укороченную версию сенсора от EOS R7. Это означает, что она может снимать оверсемплированное видео 4K с полной ширины сенсора до 30 кадров в секунду, но для записи в 60 кадров ей приходится использовать лишь центральную область сенсора с кропом. Фактор кропа показан в таблице ниже.

Это также означает, что эффект "роллинг-шаттера" (деформация изображения при панорамировании) примерно такой же, как у EOS R7: немного быстрее, потому что используется меньшая область сенсора, но без кардинальных отличий.
Интересно, что скорость считывания в обычных режимах 4K медленнее, чем в режиме электронной шторки для фото (23,4 мс). Причины этого нам не ясны.

Все режимы 4K/24 и 30 кадров используют одну и ту же схему считывания: снижение эффекта роллинг-шаттера достигается исключительно за счёт дополнительного кропа. А вот режим 60 кадров действительно считывается быстрее.
Обычно мы считаем скорость роллинг-шаттера ниже 25 мс допустимой, ниже 20 мс — хорошей, а ниже 15 мс — очень хорошей. В случае с PowerShot V1, если вы двигаете камеру, имеет смысл хотя бы немного включать цифровую стабилизацию — это сгладит картинку и слегка уменьшит эффект роллинг-шаттера. Придётся пожертвовать детализацией и получить немного больше шума из-за кропа, но компромисс вполне оправдан.

Следует помнить, что при включении любого варианта цифровой стабилизации опция 4K/60 исчезает из меню.
Что касается стабилизации, то оба режима показали себя очень эффективно. Базовая цифровая стабилизация помогает удерживать довольно стабильный кадр с рук, а режим «Расширенный» хорошо справляется с более резкими движениями. Есть и третий вариант — стабилизация с распознаванием объекта, при которой используется значительный кроп, чтобы система могла свободно перемещать область съёмки и удерживать композицию по отношению к распознанному объекту.
Мы также были приятно удивлены встроенными микрофонами. Конечно, они не дотягивают до качества внешнего микрофона, но звучание заметно лучше, чем мы привыкли слышать от других камер для влогинга.
В целом, V1 делает процесс видеосъёмки довольно простым, но есть и некоторые особенности. Режим «Демонстрация крупным планом», который отключает автофокус по лицу, когда вы подносите объект к объективу, доступен только как режим Scene mode — и в этот момент вы теряете доступ к таким функциям, как громкость микрофона и экспозиция. То же самое касается режима сглаживания кожи.
Хотя мы понимаем стремление Canon сделать эти функции максимально доступными, тот факт, что они работают только в рамках сильно автоматизированного режима, означает, что пользователь теряет контроль над звуком и балансом белого. Чтобы эти функции были действительно полезны, их стоило бы реализовать как опции автофокуса для продвинутых пользователей, а не только как часть упрощённых режимов для начинающих.
В использовании: для фотосъёмки

Хотя по концепции V1 выглядит как широкоугольный преемник серии PowerShot G1 X, усиленный акцент на видеоблогинг серьёзно снижает её пригодность в роли компактной камеры для энтузиастов.
Отсутствие щелчка у переднего диска управления и неудобство работы с маленьким задним диском делают управление такими параметрами, как диафрагма и компенсация экспозиции, затруднённым. Это та же проблема, которая мешала серии Sony RX100 по-настоящему раскрыться как камерам для продвинутых фотографов — вместо этого они оказывались просто отличными «наведи и снимай». Но в случае с V1 добавляется ещё и громоздкость — и в результате она даже в этой роли проигрывает.
Если к этому добавить невыразительную рукоятку и немного громоздкий корпус, то получится камера, которая на бумаге выглядит как качественная широкоугольная компактная модель для фотографов, но на практике не оправдывает ожиданий. Маленькие кнопки и неудобные диски (и только передний из них можно перенастроить) делают ручное управление сложнее, чем хотелось бы.
Стоит также упомянуть, что если вы не хотите управлять точкой автофокуса с помощью сенсорного экрана, вам придётся назначить эту функцию на одну из кнопок камеры.
Тем не менее, крупный сенсор и сверхширокоугольный объектив действительно способны выдавать отличные результаты.

Из плюсов — у V1 есть «горячий башмак», совместимый с современными вспышками, а при покупке переходника — и со старыми моделями. Несмотря на наличие центрального затвора, у V1 та же максимальная скорость синхронизации со вспышкой 1/400 сек, что и у G1 X Mark III при использовании внешней вспышки. Это всё ещё хорошо, но не так гибко, как возможность синхронизации вплоть до 1/2000 сек.
Даже те фотографы, кто может обойтись без видоискателя или опции его подключения, скорее всего, будут чувствовать, что вынуждены «бороться» с этой камерой, чтобы получить от неё максимум, несмотря на её многообещающие характеристики. Для некоторых людей сочетание широкого охвата и большого сенсора, не имеющего аналогов среди компактных камер, всё равно окажется убедительным. Но если вы пользовались предыдущими моделями серии G-X, вас будет постоянно преследовать ощущение, что здесь чего-то не хватает.
Разумеется, это не основное предназначение камеры, но всё равно жаль, что модель, которая звучит как потенциально удачная компактная камера для фотографов, на деле не вызывает желания ею пользоваться в этом качестве.
Качество изображения

Наша тестовая сцена разработана для имитации различных текстур, цветов и типов деталей, с которыми вы столкнётесь в реальной жизни. Также предусмотрены два режима освещения, чтобы оценить, как меняется картинка при разных условиях.
Как мы и предполагали, производительность по шуму на уровне пикселя у V1 очень близка к EOS R7 — у них схожие сенсоры. Однако, если сравнивать по всей площади изображения, V1 немного проигрывает — примерно на полступени экспозиции — из-за меньшей активной области сенсора.
Это даёт V1 уверенное преимущество перед компактной влог-камерой Sony ZV-1 Mark II, но она уступает беззеркальной влог-камере ZV-E10 II.
Уровень детализации на JPEG-снимках хороший, но Raw-файлы показывают, что камера прикладывает ощутимые усилия по повышению резкости и контрастности, чтобы добиться такого результата.
Производительность на широком угле
Наша студийная сцена не предназначена для тестирования объективов, но нам было интересно посмотреть, как камера справляется на самом широком фокусном расстоянии.
Как и следовало ожидать от такого компактного объектива с ультрашироким углом обзора, работающего с довольно крупным сенсором, его оптическая схема предполагает значительную цифровую коррекцию геометрических искажений.
Тем не менее, несмотря на устрашающе искажённую проекцию, которую можно получить, если отключить эту коррекцию, финальные результаты (используется около 80% площади сенсора) выглядят удивительно достойно.
Ювелирно точно выровнять такой широкий объектив по тестовой таблице сложно, и это может повлиять на однородность резкости в четырёх углах. Тем не менее, несмотря на возможные ошибки, все четыре угла выглядят довольно детализированными. Самые края кадра, конечно, ощутимо размыты, но в целом производительность впечатляет — особенно для выдвижного зума с таким широким углом.
И, разумеется, для влогеров это не так критично: в 16:9 видео эти крайние углы просто не попадают в кадр.
Выводы
Плюсы:
- Очень хорошее качество изображения
- Ультраширокий объектив даёт отличные результаты
- Широкий угол сохраняется даже при кропе в 4K 50/60p
- Эффективная система стабилизации
- Удобный хват с обеих сторон корпуса
- Богатый набор функций: встроенный ND-фильтр, выход на наушники, стабилизация с отслеживанием объекта, поддержка C-Log3
- Встроенные микрофоны неплохие, в комплекте есть ветрозащита
- Встроенный вентилятор повышает надёжность при длительной съёмке видео
Минусы:
- Довольно высокий уровень роллинг-шаттера
- Режим демонстрации «крупным планом» почти не даёт контроля
- Хват неудобен для фотосъёмки
- Меньше настроек фото, чем в линейке G1 X
- Бесщёлкающий диск управления неудобен для точной настройки
- Вентилятор добавляет габаритов
- Маленькие ушки для ремешка ограничивают варианты ношения
- Может быть капризной к выбору карты памяти
- Приложение для смартфона требует авторизации
Canon PowerShot V1 — интересное пополнение на рынке влог-камер. У неё больше сенсор и шире объектив, чем у большинства конкурентов. А ещё — это едва ли не единственная компактная камера с ультрашироким углом, которую можно использовать и для фотографии. Правда, делает она одно явно лучше другого.
Как влог-камера, V1 справляется очень достойно: хорошие характеристики, качественная картинка, удобный интерфейс. Встроенные микрофоны, конечно, не заменят хороший внешний, но и не подводят — особенно с комплектной ветрозащитой. Продвинутые пользователи смогут подключить свою «пушку» и писать с C-Log3, а новички не почувствуют себя потерянными.
Хотя баланс не идеален. Например, режим сцен для демонстрации объектов крупным планом удобен для новичков, но настолько ограничен в управлении, что продвинутым юзерам будет сложно, скажем, контролировать громкость внешнего микрофона или сводить кадры по цвету.
А вот как фотокамера V1 выступает хуже. Да, она может делать отличные снимки, и да, её ультраширокий объектив уникален. Но мелкие и ограниченные органы управления делают фотосъёмку менее увлекательной, чем это было на прежних моделях серии G.
Фотография — не основная задача этой камеры. Если вы давно ждали компакт с ультрашириком — возможно, ради этого стоит потерпеть. Но будьте готовы, что временами вам придётся «уговаривать» камеру делать то, для чего она изначально не создавалась.
А вот как влог-решение, она по-настоящему универсальна, подходит под разные стили и уровни подготовки. За это Canon PowerShot V1 получает серебряную награду. Это мощный инструмент, если вы хотите заявить о себе миру.
Оценки
PowerShot V1 — мощный инструмент для влогинга, способный удовлетворить широкий круг авторов и разнообразные стили съёмки. Как чисто фотокамера она выглядит не так убедительно, но если ваш приоритет — видеосъёмка, это довольно мощное решение.
Хорошо подходит для: влогинга всех типов.
Менее удачный выбор для: тех, кто снимает только фото.
Общий балл: 84%
Сравнение с конкурентами
Самыми очевидными конкурентами PowerShot V1 являются две камеры от Sony из линейки ZV, предназначенной для влогеров.
Ближайший конкурент — Sony ZV-1 Mark II с объективом 18–50 мм (в эквиваленте). Его максимальная диафрагма F1.8–4.0 выглядит более внушительно по сравнению с зумом у V1 (F2.8–5.6), но если учесть разницу в размерах сенсоров, преимущество оказывается не таким значительным. V1, скорее всего, будет немного уступать Sony (примерно на треть ступени) по чувствительности при слабом освещении и глубине резкости на широком угле, но превосходить её примерно на две трети ступени на длинном конце зума. За счёт большего сенсора Canon должен выдавать лучшее качество изображения при хорошем освещении.
Sony заметно компактнее, автофокус у неё чуть более надёжный, а режим «демонстрации продукта» проще и доступнее в управлении. С другой стороны, стабилизация у Canon оказалась более эффективной — видео выходит плавнее, особенно при панорамировании, и меньше страдает от резких рывков. Кроме того, у Canon есть режим съёмки в 4K/60p, которого нет у Sony, — именно это делает V1 нашим предпочтительным выбором.
И хотя в качестве компактной камеры для фотоэнтузиастов V1 оставляет смешанные впечатления, её крупный сенсор и широкоугольный объектив делают её более привлекательным вариантом, несмотря на ощутимо большие габариты.
Другим реальным конкурентом является Sony ZV-E10 Mark II — беззеркальная камера с сенсором APS-C. У неё более крупный сенсор с быстрым считыванием данных, а также такие же преимущества в автофокусе. Благодаря сменной оптике она даёт большую гибкость, но это также означает, что итоговая система (камера + объектив) будет больше по размеру и дороже. Чтобы получить эквивалентный угол обзора, придётся докупить, например, объектив Sony 10–20 мм F4 PZ G — и это уже ощутимые расходы. Поэтому V1 кажется более сбалансированным решением, если только вам не нужен какой-то специфический объектив, кинематографический профиль S-Cinetone или продвинутая съёмка в 4K/60p с меньшим кропом и более высоким качеством.
Как фотокамера V1 также опережает ZV-E10 II: в последней нет механического затвора и встроенной стабилизации — для этих функций нужно переходить уже на более дорогую модель a6700.
Так что, несмотря на наше прохладное отношение к V1 как к камере для фотолюбителей, это по сути единственный вариант, если вы ищете нечто компактное, с хорошим качеством изображения и ультрашироким объективом. Лучший — просто потому, что другого нет.