Сценарный разбор от нейросети. ИИ в роли скрипт-доктора

Сценаристы, продюсеры и начинающие писатели всё чаще обращаются к нейросетям для анализа сценариев.
Причина проста: это очень дёшево и моментально.
Такой подход провоцирует бурную дискуссию о месте искусственного интеллекта в профессии, которая десятилетиями опиралась на человеческую интуицию и творческое чутьё.
Полностью заменить вкус и опыт живого читателя невозможно, но в условиях, когда сервисов по анализу сценариев становится всё меньше, авторы хватаются за любую возможность.
Основной сценарный кейс использования Gemini (или ChatGPT) — это возможность быстро проанализировать и выдать фидбэк на весь сценарий. Пользователи загружают свои тексты в формате PDF и с помощью подробных запросов получают развёрнутые рецензии. Как правило, в промпте просят нейросеть выступить в роли опытного скрипт-доктора и оценить сценарий по классической схеме.
Давайте разберёмся, что происходит — и какие именно запросы используют авторы.
Зачем сценаристы дают читать свои тексты ИИ
Про подписку на Gemini Pro надо заплатить $20 в месяц. И за эти деньги — неограниченное количество запросов.
Для сравнения: обычные сценарные рецензии стартуют от $100 (цены для западного рынка) — и вы получаете мнение одного конкретного человека. Возможность поиграться с текстом, улучшить его, снова проверить и посмотреть, как меняется «оценка» от ИИ — соблазнила многих.
Хотя пока нет серьёзных исследований о том, насколько эти AI-рецензии точны, многих привлекает эффект немедленной отдачи — тот самый приятный дофамин от быстрой обратной связи. Высокая оценка может укрепить уверенность и дать повод отправить сценарий представителям киноиндустрии.
Кроме стандартного анализа, некоторые сценаристы используют Gemini (ChatGPT) и для более тонкой работы: придумывают альтернативные повороты, улучшают диалоги, пишут бэкстори персонажей. Такой интерактивный подход помогает справиться с творческим кризисом и открыть новые идеи.
Пример запроса для анализа сценария в нейросетях
Что именно пишут сценаристы, чтобы получить точную рецензию? Вот один из популярных промптов — вы можете скопировать его и использовать в Gemini или ChatGPT.
Пример промта:
Ты — эксперт по анализу сценариев и редактор в престижной киностудии. Твоя задача — подготовить развёрнутый и эффективный отчёт по анализу присланного сценария. Анализ должен быть тщательным, объективным и конструктивным, с чёткими и полезными рекомендациями как для продюсеров, так и для сценариста.
Используй следующую подробную модель оценки, выставляя баллы от 0 до 100 по каждому элементу.
Система оценки сценария
Оцени сценарий по семи основным категориям и их подкатегориям. По каждой подкатегории укажите числовую оценку от 0 до 100 и краткое (1–2 предложения) обоснование этой оценки.
Шкала оценки:
-
0–20 (Провал): Фундаментально не работает или отсутствует
-
21–40 (Слабо): Плохо реализовано, неясно или неубедительно
-
41–60 (Средне): Есть потенциал, но не проработано или непоследовательно
-
61–80 (Хорошо): Работает, но не хватает оригинальности или выразительности
-
81–95 (Отлично): Умело реализовано, оригинально, сильная сторона
-
96–100 (Мастерски): Практически безупречно и запоминается
1. Концепт и замысел (Вес: 20%)
-
Оригинальность и новизна (0–100):
-
Потенциал логлайна/крючка (0–100):
-
Тематическая глубина (0–100):
2. Сюжет и структура (Вес: 20%)
-
Трёхактная структура (0–100):
-
Ключевые повороты и твисты (0–100):
-
Второстепенные сюжеты (0–100):
-
Развязка (0–100):
3. Персонажи (Вес: 20%)
-
Главный герой (0–100):
-
Антагонист/антагонистические силы (0–100):
-
Второстепенные персонажи (0–100):
-
Арки персонажей (0–100):
4. Диалоги (Вес: 15%)
-
Аутентичность и индивидуальный голос (0–100):
-
Подтекст (0–100):
-
Экспозиция (0–100):
-
Функциональность (0–100):
5. Темп и тональность (Вес: 10%)
-
Темп сцен (0–100):
-
Общий ритм повествования (0–100):
-
Тональная цельность (0–100):
6. Коммерческий потенциал (Вес: 10%)
-
Целевая аудитория (0–100):
-
Соответствие жанру (0–100):
-
Рыночная привлекательность (0–100):
7. Исполнение (Вес: 5%)
-
Форматирование (0–100):
-
Ясность и читаемость (0–100):
Финальная структура отчета
После оценки всех пунктов оформи финальный отчёт по следующему шаблону:
-
Логлайн: [Сформулируй цепкий, однострочный логлайн сценария.]
-
Синопсис: [Нейтральное изложение сюжета от начала до конца, объёмом 250–300 слов.]
-
Подробный анализ с баллами: [Перечисли все категории, их подкатегории, оценки и краткие пояснения.]
-
Общий итоговый балл: [Вычисляется по весам каждой категории.]
-
Сильные стороны: [3–5 кратких ремарок с сильными моментами сценария.]
-
Слабые места и рекомендации: [3–5 кратких ремарок с зонами роста, сформулированными как конкретные советы.]
-
Финальный вердикт: ОТКЛОНИТЬ / РАССМОТРЕТЬ / РЕКОМЕНДОВАТЬ [Заверши отчёт кратким абзацем (2–3 предложения) с общим мнением и аргументом выбора.]
Заключение
Общий вывод, к которому склоняются многие, — Google Gemini и другие AI-инструменты лучше всего работают в качестве дополнения, а не замены живой обратной связи.
Они могут стать ценным первым шагом: помочь выявить явные проблемы и доработать текст — прежде чем показать его профессиональному ридеру или опытному коллеге.

AI — одна из самых обсуждаемых тем. Люди только начинают осваивать, как использовать его, чтобы экономить время и деньги на съёмках. Если вы снимаете независимое кино или пытаетесь запустить короткий метр, искусственный интеллект может помочь вам остаться в рамках бюджета и мыслить нестандартно.
Сегодня мы решили поделиться промптами, которые активно используют кинематографисты в ChatGPT и Gemini. Мы сами тестировали их в работе: какие-то оказались полезнее, какие-то — нет. Но мы хотим показать вам весь спектр возможностей.
Вот список AI-промптов, которые можно применять на разных этапах производства фильма.

Я разбил всё по основным блокам драматургии. Используйте этот гайд, чтобы строить свою историю шаг за шагом — и ничего важного не забыть.
И обязательно проверьтесь по нему, прежде чем показывать сценарий кому бы то ни было.

Иногда старомодный способ — самый лучший.
Одна из вещей, которые я больше всего люблю в писательстве, — это его мифологическая история. Мы пишем с тех пор, как научились царапать знаки на каменных табличках. И есть в этом что-то романтичное — сесть с ручкой и блокнотом и излить душу на бумагу.
Я не один такой. Многие писатели чувствуют то же самое — в том числе Квентин Тарантино.

В начале 2024 года у меня появилась лучшая идея сценария за всю мою карьеру. Забастовка только-только закончилась, и казалось, что все пожары, которые я поджигал в 2023-м, наконец-то потушены за те полгода, что мы не работали.
Когда я уходил в забастовку, я работал над телешоу и был уверен, что одну мою полнометражку вот-вот запустит студия. Когда я вышел из неё — у меня не осталось ничего. Только понимание: нужно срочно написать новый спек, чтобы напомнить индустрии, что я существую.

Новая система генеративного видео Google Veo 3 взорвала интернет. Оправдан ли весь этот шум и что это значит для будущего видео и кино?

«Сценарист и режиссёр Дэмьен Шазелл внушает мне оптимизм по поводу будущего Голливуда. Он молод, у него амбициозные идеи, и мне нравится, насколько серьёзно он относится к сюжетам своих фильмов»
Совет 1: Если вы хотите, чтобы ваш первый сценарий был экранизирован, напишите что-то небольшое, сфокусированное, лаконичное и «жёсткое».

Ода семи культовым персонажам, которые упрямо оставались верны себе — и доказали: порой именно отсутствие развития мы любим больше всего.
В сценарном деле нет абсолютов. Если вы слышите от «гуру», что что-то обязательно должно быть именно так, — бегите. Это чепуха.
Возьмём, к примеру, миф о трансформации персонажа.

Режиссёр комедийного боевика рассуждает о том, зачем истории нужны экшен-сцены, как они играют ту же роль, что и песни в мюзиклах, и многом другом.
Комедийный боевик «Рейс навылет» (Fight or Flight) предлагает зрителям не только драки на высоте около 12 тысяч метров. В роли бывшего правительственного агента, пытающегося защитить пассажира от наёмных убийц на борту коммерческого авиалайнера, Джош Хартнетт задействует смекалку, рефлексы и всё, что попадётся под руку — от бокала для вина, вонзаемого в глаз, до бензопилы, пойманной в воздухе. Всё это — в нарочито абсурдном тоне, который критики окрестили «самолётным безумием».
Велика вероятность, что если вы хоть раз задумывались о написании сценария, то вы уже слышали о Пути Героя.
Кто-то из знакомых сценаристов мог клясться, что он незаменим. Преподаватель кино мог посоветовать прочитать о нём. А может, вы просто услышали, как бариста в вашей любимой кофейне рассуждал, почему Крепкий орешек — идеальный пример этой структуры.

Как зацепить внимание зрителя с первых минут и удержать до самого финала? Ответ часто кроется в структуре повествования. Дэн Хармон, создатель культовых сериалов «Сообщество» и «Рик и Морти», разработал простую, но невероятно эффективную модель — Круг истории. Он основан на идеях «Путешествия героя» Джозефа Кэмпбелла, но сводит запутанные 12–17 этапов мономифа к понятным восьми блокам.
В этой статье мы детально разберем каждый шаг сюжетного круга Хармона, рассмотрим примеры и поделимся практическими советами, как использовать эту методику для написания сценария.
Суть сюжетного круга Хармона
Идея проста: герой отправляется в путешествие из своей зоны комфорта, сталкивается с препятствиями, достигает цели, но платит за это цену, а затем возвращается домой изменённым.
Круг Дэна Хармона