Сценарный разбор от нейросети. ИИ в роли скрипт-доктора

Сценаристы, продюсеры и начинающие писатели всё чаще обращаются к нейросетям для анализа сценариев.
Причина проста: это очень дёшево и моментально.
Такой подход провоцирует бурную дискуссию о месте искусственного интеллекта в профессии, которая десятилетиями опиралась на человеческую интуицию и творческое чутьё.
Полностью заменить вкус и опыт живого читателя невозможно, но в условиях, когда сервисов по анализу сценариев становится всё меньше, авторы хватаются за любую возможность.
Основной сценарный кейс использования Gemini (или ChatGPT) — это возможность быстро проанализировать и выдать фидбэк на весь сценарий. Пользователи загружают свои тексты в формате PDF и с помощью подробных запросов получают развёрнутые рецензии. Как правило, в промпте просят нейросеть выступить в роли опытного скрипт-доктора и оценить сценарий по классической схеме.
Давайте разберёмся, что происходит — и какие именно запросы используют авторы.
Зачем сценаристы дают читать свои тексты ИИ
Про подписку на Gemini Pro надо заплатить $20 в месяц. И за эти деньги — неограниченное количество запросов.
Для сравнения: обычные сценарные рецензии стартуют от $100 (цены для западного рынка) — и вы получаете мнение одного конкретного человека. Возможность поиграться с текстом, улучшить его, снова проверить и посмотреть, как меняется «оценка» от ИИ — соблазнила многих.
Хотя пока нет серьёзных исследований о том, насколько эти AI-рецензии точны, многих привлекает эффект немедленной отдачи — тот самый приятный дофамин от быстрой обратной связи. Высокая оценка может укрепить уверенность и дать повод отправить сценарий представителям киноиндустрии.
Кроме стандартного анализа, некоторые сценаристы используют Gemini (ChatGPT) и для более тонкой работы: придумывают альтернативные повороты, улучшают диалоги, пишут бэкстори персонажей. Такой интерактивный подход помогает справиться с творческим кризисом и открыть новые идеи.
Пример запроса для анализа сценария в нейросетях
Что именно пишут сценаристы, чтобы получить точную рецензию? Вот один из популярных промптов — вы можете скопировать его и использовать в Gemini или ChatGPT.
Пример промта:
Ты — эксперт по анализу сценариев и редактор в престижной киностудии. Твоя задача — подготовить развёрнутый и эффективный отчёт по анализу присланного сценария. Анализ должен быть тщательным, объективным и конструктивным, с чёткими и полезными рекомендациями как для продюсеров, так и для сценариста.
Используй следующую подробную модель оценки, выставляя баллы от 0 до 100 по каждому элементу.
Система оценки сценария
Оцени сценарий по семи основным категориям и их подкатегориям. По каждой подкатегории укажите числовую оценку от 0 до 100 и краткое (1–2 предложения) обоснование этой оценки.
Шкала оценки:
- 0–20 (Провал): Фундаментально не работает или отсутствует
- 21–40 (Слабо): Плохо реализовано, неясно или неубедительно
- 41–60 (Средне): Есть потенциал, но не проработано или непоследовательно
- 61–80 (Хорошо): Работает, но не хватает оригинальности или выразительности
- 81–95 (Отлично): Умело реализовано, оригинально, сильная сторона
- 96–100 (Мастерски): Практически безупречно и запоминается
1. Концепт и замысел (Вес: 20%)
- Оригинальность и новизна (0–100):
- Потенциал логлайна/крючка (0–100):
- Тематическая глубина (0–100):
2. Сюжет и структура (Вес: 20%)
- Трёхактная структура (0–100):
- Ключевые повороты и твисты (0–100):
- Второстепенные сюжеты (0–100):
- Развязка (0–100):
3. Персонажи (Вес: 20%)
- Главный герой (0–100):
- Антагонист/антагонистические силы (0–100):
- Второстепенные персонажи (0–100):
- Арки персонажей (0–100):
4. Диалоги (Вес: 15%)
- Аутентичность и индивидуальный голос (0–100):
- Подтекст (0–100):
- Экспозиция (0–100):
- Функциональность (0–100):
5. Темп и тональность (Вес: 10%)
- Темп сцен (0–100):
- Общий ритм повествования (0–100):
- Тональная цельность (0–100):
6. Коммерческий потенциал (Вес: 10%)
- Целевая аудитория (0–100):
- Соответствие жанру (0–100):
- Рыночная привлекательность (0–100):
7. Исполнение (Вес: 5%)
- Форматирование (0–100):
- Ясность и читаемость (0–100):
Финальная структура отчета
После оценки всех пунктов оформи финальный отчёт по следующему шаблону:
- Логлайн: [Сформулируй цепкий, однострочный логлайн сценария.]
- Синопсис: [Нейтральное изложение сюжета от начала до конца, объёмом 250–300 слов.]
- Подробный анализ с баллами: [Перечисли все категории, их подкатегории, оценки и краткие пояснения.]
- Общий итоговый балл: [Вычисляется по весам каждой категории.]
- Сильные стороны: [3–5 кратких ремарок с сильными моментами сценария.]
- Слабые места и рекомендации: [3–5 кратких ремарок с зонами роста, сформулированными как конкретные советы.]
- Финальный вердикт: ОТКЛОНИТЬ / РАССМОТРЕТЬ / РЕКОМЕНДОВАТЬ [Заверши отчёт кратким абзацем (2–3 предложения) с общим мнением и аргументом выбора.]
Заключение
Общий вывод, к которому склоняются многие, — Google Gemini и другие AI-инструменты лучше всего работают в качестве дополнения, а не замены живой обратной связи.
Они могут стать ценным первым шагом: помочь выявить явные проблемы и доработать текст — прежде чем показать его профессиональному ридеру или опытному коллеге.

Побег из Шоушенка (1994)
Адаптированный сценарий — это непростая задача. Нужно найти самую суть и душу исходного материала, а затем безжалостно его перекраивать и подгонять под большой экран.
Иногда в этом процессе можно потеряться. Поэтому я составил чек-лист для авторов, которые пишут адаптированные сценарии.

Писателей часто представляют с чашкой кофе, за ночными марафонами письма и способностью на часы уходить в мир своих историй. Но в погоне за дедлайнами и вдохновением легко забыть о своём здоровье.
Физическое здоровье и психическое благополучие тесно связаны, и для писателя поддержка обоих аспектов помогает сосредоточиться, улучшить креативность и избежать выгорания.

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Конфликт — основа любого сценария. Без него история просто стоит на месте. Чтобы сюжет двигался вперёд, нужны персонажи, которые сталкиваются с препятствиями — будь то проблемы, навязанные обстоятельствами, или испытания, которые они сами выбирают.
В литературе, театре и кино выделяют два основных вида конфликта:
- Внутренний конфликт
- Внешний конфликт

«Тайное окно»
Давайте разберём пять упражнений по подготовке к написанию сценария, которые стоит сделать до того, как вы напишете хотя бы одно слово. Подготовительные шаги критически важны для успеха любой истории. Если уделить им внимание заранее, ваш сценарий получится гораздо успешнее, чем если просто сесть и «вывалить» на бумагу сырой черновик.

Я помню тот день, когда впервые сел смотреть пилот «Настоящего детектива». Это был тот самый час на экране, который оставляет тебя в полном восторге. У него была современная нуарная атмосфера, которая затягивала и создавала ощущение, что возможно всё.
Сейчас у сериала уже четыре сезона, и впереди — новый, с Ником Кейджем. Но прежде чем он выйдет, самое время вспомнить, за что я люблю этот проект больше всего: за сценарий.
Поехали.

Некоторые жанры кино никогда не выходят из моды. Триллеры и боевики, например, остаются вечными фаворитами, стабильно привлекая зрителей как в кинотеатры, так и на стриминги. Другие жанры, напротив, то исчезают, то вновь возвращаются в моду.
Возьмём вестерн: когда-то считавшийся мёртвым, он громко вернулся к жизни в начале 1990-х благодаря таким критическим и коммерческим хитам, как «Танцы с волками» и «Непрощённый», за которыми последовали «Тумстоун», «Уайатт Эрп» и «Быстрый и мёртвый». Затем жанр снова затих — пока Тейлор Шеридан не возродил интерес своим успешным «Йеллоустоуном».

Сгенерировано в Gemini Storybook
Новый генеративный инструмент Google, Gemini Storybook, превращает простые текстовые запросы и загруженные пользователем изображения в иллюстрированные и озвученные истории.
Одно из первых, что нас впечатлило в Storybook, — это возможность использовать изображения, текст и даже PDF-файлы с историями, чтобы сгенерировать детскую книгу. Всё, что нужно сделать, — загрузить материалы, и Gemini выдаст готовую историю.
Это могут быть истории с моралью, с объяснением устройства мира или просто смешные рассказы. Фактически любой может «выдать» книгу.

Писать кинематографично — это значит подбирать слова так, чтобы читатель мгновенно видел живые кадры в голове, словно в его воображении разворачивается настоящий фильм.
В этой статье мы разберём, как писать сценарий, а не прозу, и какие приёмы помогут превратить текст в настоящее кино.

В оригинальном фильме ужасов «Ведьмина доска» 1986 года молодая женщина (Тони Китэйн) становится одержима доской Уиджи на вечеринке. Затем её начинает преследовать злобный дух, и её парень вместе с бывшим пытаются понять, что происходит. Это культовый фильм, хотя и явно своего времени, вдохновлённый реальным опытом сценариста с доской Уиджи.
Теперь сценарист и режиссёр Чак Рассел (сам по себе культовая фигура в хорроре) обновляет фильм «Ведьмина доска», расширяя мир и придавая пугающей концепции свежий, современный поворот. История стала масштабнее и разворачивается в двух различных, но взаимосвязанных временных линиях: одна раскрывает происхождение доски, а вторая (современная) показывает, как она попадает в руки Эмили (Мэдисон Айсмен). В фильме также снялся Джейми Кэмпбелл Бауэр в роли таинственного оккультиста, готового на всё ради артефакта.

Джим Эгнью — режиссёр, сценарист и продюсер. Он работал с Дарио Ардженто, а в его сценариях снимались обладатели «Оскара» Эдриен Броуди и Николас Кейдж.
Но в начале он целый год копил деньги, чтобы полностью посвятить себя сценарному делу, и уже второй сценарий принёс ему гонорар.
Джим поделился советами по сценарному делу, которые вы вряд ли слышали раньше. Вот его главные рекомендации тем, кто хочет зарабатывать писательством.