Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 11:13
Все рубрики Образование Видео и кино

Словарь кинематографиста: 100+ терминов, которые обязан знать каждый, кто работает в кино

Кинопроизводство — это сложное искусство, основанное на слаженной работе десятков департаментов и направлений. На каждом этапе необходим свой язык, своя терминология и глубокое понимание процессов.

Сегодня я собрал для вас словарь терминов, которые, по моему мнению, должен знать каждый, кто хочет работать в кино.

Подготовительный период (Pre-Production)

Сценарий

Логлайн — одно предложение, которое кратко излагает суть конфликта истории. Обычно включает главного героя, антагониста и завязку.

Синопсис — краткое изложение сюжета — обычно один-два абзаца с основными событиями и поворотами.

Тритмент — развёрнутая версия синопсиса объёмом от 10 до 30 страниц. Включает ключевые сцены, описание персонажей и развитие сюжета, но без диалогов.

Сценарий — полный литературный текст фильма или телепроекта, содержащий диалоги, действия персонажей и описание сцен.

Диалог — реплики персонажей, которые они произносят друг другу в кадре.

Монолог — длинная речь одного персонажа, обращённая к другому персонажу или прямо к зрителю.

Арка персонажа — эволюция или внутреннее изменение героя на протяжении истории.

Сюжетный поворот — значимое событие, которое меняет направление или развитие сюжета.

Провоцирующее событие (катализатор) — событие, запускающее основной конфликт и нарушающее привычный мир главного героя.

Кульминация — самый напряжённый и драматичный момент истории, в котором достигается пик конфликта.

Развязка — завершение истории, в котором разрешаются конфликты и закрываются сюжетные линии.

Тема — главная идея или послание, заложенное в фильме.

Жанр — категория произведения по форме, стилю или тематике — например, драма, комедия, хоррор и т.д.

Адаптация — экранизация уже существующего произведения — книги, пьесы, комикса и т.п.

Оригинальный сценарий — история, созданная специально для кино или телевидения, а не основанная на внешних источниках.

Планирование и логистика

Бюджет — финансовый план, в котором указаны все предполагаемые расходы на производство фильма.

График съёмок — подробное расписание производственного процесса: съёмочные дни, локации, состав команды.

Шот-лист — перечень всех кадров, запланированных для съёмок, включая углы съёмки, движения камеры, композицию.

Раскадровка — последовательность иллюстраций, визуализирующих будущие кадры фильма. По сути — графический план сцены, напоминающий комикс.

Режиссерский сценарий — покадровый анализ сценария с целью определить все необходимые элементы для съёмок: реквизит, костюмы, актёры, спецэффекты и т.д.

Вызывной лист — ежедневный документ для всей съёмочной группы с указанием времени прихода, местоположения, сцен и технических задач на день.

Скаутинг — поиск и выбор мест для съёмок вне студии, соответствующих требованиям сценария и режиссёра.

Разрешение на съемки — официальные документы, дающие право на съёмки в определённых местах или проведение специфических действий.

Страхование — защита съёмочного процесса от рисков: повреждение техники, травмы, судебные иски и пр.

Кастинг — подбор актёров на конкретные роли.

Съёмочная группа — все специалисты, работающие над фильмом, кроме актёров.

Питч — краткая устная или визуальная презентация идеи фильма для инвесторов или студии.

Финансирование — привлечение средств на производство фильма — за счёт инвестиций, грантов или краудфандинга.

Предвизуализация (синематик) — создание предварительного образа сложной сцены или эпизода до начала съёмок, обычно с помощью анимированных раскадровок или 3D-моделей.

Производство (Production)

Камера и освещение

Камера — устройство, используемое для захвата изображений для фильма.

Объектив — оптическое устройство, применяемое вместе с камерой для фокусировки света и формирования изображения на сенсоре.

Диафрагма — отверстие в объективе, через которое проходит свет; регулирует количество света и глубину резкости. Измеряется в f-стопах.

Выдержка — продолжительность, в течение которой сенсор камеры подвергается воздействию света. Влияет на степень смазанности движения.

ISO — показатель светочувствительности сенсора камеры. Более высокое ISO означает большую чувствительность, но может привести к появлению шума на изображении.

Глубина резкости (Depth of Field) — диапазон расстояний перед и за объектом съёмки, в котором изображение остаётся чётким.

Фокус — степень чёткости или ясности изображения.

Смена фокуса — приём, при котором фокус переключается с одного объекта на другой в пределах одного кадра.

Глубокая фокусировка: техника, при которой все объекты на переднем, среднем и заднем плане остаются в резком фокусе.

Кадрирование — способ компоновки изображения в пределах кадра, включая расположение объектов и персонажей.

Композиция — размещение визуальных элементов в кадре с целью создания выразительного и эстетически цельного изображения.

Правило третей (Rule of Thirds) — композиционный приём, предполагающий деление кадра на девять равных частей с помощью двух вертикальных и двух горизонтальных линий. Ключевые элементы рекомендуется располагать вдоль этих линий или на их пересечениях.

"Воздух": Запас над головой — расстояние между верхом головы персонажа и верхней границей кадра.

Пространство перед взглядом (Nose Room) — свободное пространство перед персонажем, который смотрит или движется в сторону, создающее ощущение направления.

Линия взгляда (Eye Line) — направление, в котором смотрит персонаж. Важно для сохранения визуальной непрерывности при диалогах.

Освещение — работа со светом для освещения объектов и создания желаемого настроения или эффекта.

Основной источник света (Key Light) — главный и самый мощный источник света, освещающий объект.

Заполняющий свет (Fill Light) — дополнительный источник света, смягчающий тени от основного.

Контровой свет (Backlight) — свет, размещённый позади объекта, создаёт световой ореол и отделяет его от фона.

Трёхточечное освещение (Three-Point Lighting) — классическая схема освещения с использованием основного, заполняющего и контрового источников света.

Гаффер (Gaffer) — главный электрик на съёмочной площадке, отвечающий за реализацию световой схемы.

Бест-бой — помощник гаффера или главного рига.

Грип  — техник, отвечающий за установку и обслуживание оборудования для освещения и риггинга.

Рефлектор — устройство, отражающее или перенаправляющее свет на объект съёмки.

Диффузор  — материал, рассеивающий свет и уменьшающий жёсткость теней.

Гель — цветной полупрозрачный фильтр, размещаемый перед источником света для изменения его оттенка.

Шторки — подвижные створки на светильнике, регулирующие направление светового потока.

Флаг — непрозрачный экран, блокирующий свет на определённых участках кадра.

Cистэнд (C-Stand) — универсальная стойка для установки флагов, диффузоров, осветительных приборов и другого оборудования.

Долли — тележка на колёсах, позволяющая плавно перемещать камеру.

Кран — механическая стрела, обеспечивающая высокие и плавные движения камеры.

Стэдикам  — система стабилизации камеры, позволяющая оператору двигаться, сохраняя плавное изображение.

Штатив — трёхопорная подставка для устойчивого крепления камеры.

Голова штатива  — устройство, обеспечивающая плавное панорамирование и наклон.

Трэкинг-шот — кадр, в котором камера движется за объектом съёмки, часто по рельсам или на тележке.

Зум — изменение фокусного расстояния объектива, приближая или удаляя изображение без физического перемещения камеры.

Панорама — горизонтальное движение камеры из фиксированной позиции.

Тильт — вертикальное движение камеры из фиксированной позиции.

POV (Point of View / Точка зрения) — кадр, снятый от лица персонажа или объекта, показывающий, что он видит.

Мастер-шот — длинный непрерывный кадр, охватывающий всю сцену целиком, с участием всех персонажей и действий.

Подсъём — дополнительные кадры (средние, крупные, вставки), снятые для сцены, чтобы у монтажёра было больше вариантов. — дополнительные кадры (средние, крупные, вставки), снятые для сцены, чтобы у монтажёра было больше 

Установочный кадр (Establishing Shot) — широкий план, задающий локацию и контекст действия, подготавливающий зрителя к сцене.

Средний план  — показывает персонажа от пояса вверх.

Крупный план — кадр, плотно обрамляющий лицо персонажа или отдельный объект.

Деталь — ещё более тесное кадрирование, фокус на отдельной детали, например, глаз или предмет.

Общий план — охватывает большую часть пространства, персонажи занимают малую часть кадра.

Дальний план — показывает персонажа в полный рост с окружением, акцент на масштабе.

Под углом (Dutch Angle) — кадр, в котором камера наклонена по оси, создавая ощущение нестабильности или тревоги.

Верхний ракурс — камера смотрит на объект сверху вниз, часто подчёркивает его уязвимость или слабость.

Нижний ракурс — камера смотрит на объект снизу вверх, подчёркивая его силу или доминирование.

Восьмёрка — монтажный приём для диалога, при котором чередуются крупные планы говорящих персонажей.

Звук

Пушечный микрофон — микрофон, закреплённый на длинной штанге (буме) и удерживаемый оператором за пределами кадра.

Петличный микрофон — миниатюрный микрофон, крепящийся к одежде актёра.

Оператор бума — член съёмочной группы, отвечающий за работу с бум-микрофоном.

Звукорежиссёр — специалист, отвечающий за запись звука на площадке, баланс громкости микрофонов и общее качество звука.

Фоли (Foley) — воспроизведение повседневных звуков (шаги, шорох одежды и т.д.) в постпродакшене для повышения реалистичности и выразительности звуковой дорожки.

Звуковое оформление (Sound Design) — искусство создания звуковой палитры фильма, включая диалоги, музыку и звуковые эффекты.

Диегетический звук (Diegetic Sound) — звук, исходящий из мира фильма и слышимый персонажами (например, речь, музыка из радиоприёмника, шаги).

Недиегетический звук (Non-Diegetic Sound) — звук, не существующий в мире фильма, слышимый только зрителем (например, музыка за кадром, голос рассказчика).

Автоматическая замена диалогов (ADR ) — повторная запись реплик в студии после съёмок для улучшения качества звука или замены текста. Также называется «лупинг».

Тон помещения (Room Tone) — фоновый шум конкретного помещения, записываемый отдельно, чтобы добавить естественности при сведении звука.

Звуковая среда (Soundscape) — общее звуковое пространство сцены, включающее все её аудиокомпоненты.

Режиссура и съёмочная группа

Режиссёр — креативный руководитель проекта, отвечающий за художественное и драматургическое решение фильма, работу с актёрами и съёмочной группой.

Продюсер — отвечает за финансовую и организационную сторону производства фильма.

Первый помощник режиссёра (1st AD) — управляет съёмочной площадкой, координирует работу команды, следит за расписанием и порядком.

Оператор-постановщик (Director of Photography / DP / Cinematographer) — руководит работой камеры и света, отвечает за визуальный стиль и качество изображения.

Оператор камеры (Camera Operator) — физически управляет камерой во время съёмок.

Первый ассистент оператора (1st AC) — следит за состоянием камеры, меняет объективы, отвечает за фокус.

Второй ассистент оператора (2nd AC) — работает с хлопушкой, организует оборудование и медиафайлы.

Скрипт-супервайзер (Script Supervisor) — контролирует соблюдение непрерывности между кадрами, следит за сценарием в процессе съёмок.

Художник-постановщик (Production Designer) — отвечает за визуальную концепцию фильма: декорации, локации, реквизит, костюмы.

Арт-директор — помогает художнику-постановщику в реализации визуального оформления и строительстве декораций.

Декоратор — оформляет и обставляет декорации, работает под руководством арт-директора.

Реквизитор (Prop Master) — отвечает за подбор, организацию и сохранность реквизита.

Художник по костюмам (Costume Designer) — разрабатывает и подбирает костюмы для персонажей.

Гример (Makeup Artist) — создаёт внешний вид актёров с помощью грима.

Бест-бой электрик (Best Boy Electric) — старший помощник главного осветителя (Gaffer).

Бест-бой механик (Best Boy Grip) — старший помощник механика съёмочной группы (Key Grip).

Локационный менеджер (Location Manager) — ищет и обеспечивает съёмочные локации, управляет ими во время съёмок.

Ассистент по производству (Production Assistant / PA) — младший помощник, выполняющий различные задачи на площадке.

Постпродакшн

Монтаж

Монтажёр (Editor) — собирает отснятый материал в целостный повествовательный фильм.

Черновой монтаж (Rough Cut) — первая сборка фильма с базовой структурой, без финального ритма и эффектов.

Финальный монтаж — этап, когда визуальная часть полностью утверждена, и дальнейшие изменения не допускаются.

Переходы (Transitions) — способы смены одного кадра другим.

Склейка (Cut) — мгновенный переход от одного кадра к другому.

Диссолв (Dissolve) — постепенное исчезновение одного кадра с одновременным появлением следующего. Часто указывает на течение времени или ассоциативную связь.

Затемнение (Fade) — постепенное затемнение до чёрного (fade out) или проявление из чёрного (fade in).

Заслонка (Wipe) — кадр вытесняет предыдущий, двигаясь по экрану в определённой форме.

Монтажная сцена — серия коротких кадров, часто под музыку, показывающая течение времени или эмоциональное состояние.

Темп — скорость, с которой развивается сюжет, зависит от монтажа, диалогов и действия.

Ритм — общее чувство «течения» фильма, возникающее благодаря чередованию кадров, сцен и эпизодов.

Непрерывность — логическая последовательность событий и деталей между кадрами.

Джампкат (Jump Cut) — резкий переход между схожими кадрами, вызывающий эффект «скачка» или нарочитого нарушения непрерывности.

Матчкат (Match Cut) — склейка, объединяющая два разных кадра по визуальному или звуковому сходству.

Нелинейный монтаж (NLE) — цифровая система видеомонтажа, позволяющая свободно расставлять и редактировать клипы, не затрагивая исходный материал.

Цветокоррекция (Color Correction) — техническое выравнивание цвета, яркости и контрастности для согласованности изображения.

Грейдинг (Color Grading) — творческая работа с цветом, задающая настроение, стиль или подчёркивающая повествование.

Визуальные эффекты (VFX) — цифровые элементы, добавленные для создания невозможных или опасных для съёмки сцен.

Компьютерная графика (CGI) — использование компьютерных технологий для создания изображения в кино, играх, рекламе и других медиа.

Композитинг (Compositing) — объединение нескольких визуальных элементов в одно изображение, создающее иллюзию единого пространства.

Хромакей (Green/Blue Screen) — съёмка на фоне зелёного или синего экрана, который затем заменяется на другое изображение или видео.

Звук (Постпродакшн)

Звуковой редактор (Sound Editor) — монтирует и сводит звуковые дорожки, включая диалоги, эффекты и музыку.

Финальный микс (Sound Mix) — итоговое сведение всех звуковых элементов в единый саундтрек.

Саундтрек — оригинальная музыка, написанная специально для фильма.

Музыкальное оформление (Soundtrack) — совокупность всей музыки в фильме: оригинальной и уже существующей.

Озвучка (Voiceover) — закадровый голос, часто от рассказчика, поясняющий или комментирующий происходящее.

Финальный мастеринг и передача

DCP (Digital Cinema Package) — стандартный цифровой формат, используемый для показа фильма в кинотеатрах. Содержит видео, аудио и служебные файлы.

Кодек (Codec) — программа или устройство для сжатия и распаковки видео- и аудиофайлов.

Соотношение сторон (Aspect Ratio) — пропорции ширины и высоты изображения (например, 16:9, 2.35:1).

Разрешение (Resolution) — количество пикселей по горизонтали и вертикали в изображении (например, 1920×1080 — Full HD, 3840×2160 — 4K).

Частота кадров (Framerate) — количество кадров в секунду (например, 25 кадров/сек для кино, 30 или 60 — для видео).

Финальные материалы — все итоговые файлы, необходимые для распространения фильма: финальная версия, звуковые дорожки, постеры, юридические документы и т.д.

Дистрибуция и показ

Маркетинг и продажи

Трейлер (Trailer) — короткий рекламный ролик, анонсирующий фильм перед его выходом.

Тизер (Teaser) — ещё более короткий ранний ролик, создающий интригу и интерес до выхода основного трейлера.

Постер (Poster) — визуальная реклама фильма, часто с ключевыми изображениями и информацией.

Пресс-кит (Press Kit) — комплект промоматериалов для СМИ: синопсис, биографии актёров и съёмочной группы, фотографии и заметки о производстве.

Пиар (Publicity) — деятельность по привлечению внимания прессы и публики к фильму.

Дистрибуционные сделки (Distribution Deals) — соглашения между продюсерами и дистрибьюторами о прокате фильма.

Сейлз-агент (Sales Agent) — представитель, продающий права на показ фильма в разных странах или на платформах.

Кинорынок (Film Market) — мероприятие при фестивале, где покупаются и продаются права на фильмы.

Кинофестиваль (Film Festival) — показ и конкурс фильмов, часто с жанровыми или тематическими категориями.

Премьера — первый официальный публичный показ фильма.

Кассовые сборы (Box Office) — общая сумма, собранная от продажи билетов.

Стриминг-платформа (Streaming Platform) — сервис, предоставляющий видео по запросу через интернет.

VOD (Video on Demand) — система просмотра видео по запросу в удобное для пользователя время.

Теория и анализ кино

Мизансцена — движение актеров, расположение декораций, света, реквизита и пр.

Нарратив (Narrative) — структура повествования и последовательность событий в фильме.

Ненарративное кино (Non-Narrative) — фильмы без традиционного сюжета, часто визуальные, абстрактные или экспериментальные.

Отеур (Auteur) — режиссёр с ярко выраженным авторским стилем и тематикой, считающийся главным творцом фильма.

Жанровые конвенции (Genre Conventions) — узнаваемые элементы, темы, визуальный стиль и структура, присущие конкретному жанру.re Conventions

Тропы (Tropes) — устойчивые художественные приёмы, образы и мотивы, часто встречающиеся в кино и литературе.

Символизм (Symbolism) — использование объектов или персонажей как символов для передачи абстрактных идей.

Мотив — повторяющийся элемент (образ, звук, идея), приобретающий символическое значение.

Подтекст — скрытый или подразумеваемый смысл за действиями или диалогами.

Метафора — визуальное или концептуальное сравнение, не имеющее буквального смысла.

Интертекстуальность — взаимодействие между произведениями: отсылки, цитаты или прямое заимствование элементов.

Пастиш (Pastiche) — уважительное подражание стилю другого автора или эпохи.

Пародия — сатирическая или комическая имитация серьёзного произведения.

Омаж (Homage) — художественная дань уважения другому произведению, жанру или автору.

Источник

Prepropost Блог
Prepropost Блог 02 сентября 2025 в 20:04
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Сценарный разбор от нейросети. ИИ в роли скрипт-доктора

Сценаристы, продюсеры и начинающие писатели всё чаще обращаются к нейросетям для анализа сценариев.

Причина проста: это очень дёшево и моментально.

Такой подход провоцирует бурную дискуссию о месте искусственного интеллекта в профессии, которая десятилетиями опиралась на человеческую интуицию и творческое чутьё.

Полностью заменить вкус и опыт живого читателя невозможно, но в условиях, когда сервисов по анализу сценариев становится всё меньше, авторы хватаются за любую возможность.

Основной сценарный кейс использования Gemini (или ChatGPT) — это возможность быстро проанализировать и выдать фидбэк на весь сценарий. Пользователи загружают свои тексты в формате PDF и с помощью подробных запросов получают развёрнутые рецензии. Как правило, в промпте просят нейросеть выступить в роли опытного скрипт-доктора и оценить сценарий по классической схеме.

Давайте разберёмся, что происходит — и какие именно запросы используют авторы.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:43
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Чек-лист для написания сценария

Я разбил всё по основным блокам драматургии. Используйте этот гайд, чтобы строить свою историю шаг за шагом — и ничего важного не забыть.

И обязательно проверьтесь по нему, прежде чем показывать сценарий кому бы то ни было.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:43
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Писательская привычка Квентина Тарантино из прошлого века

Иногда старомодный способ — самый лучший.

Одна из вещей, которые я больше всего люблю в писательстве, — это его мифологическая история. Мы пишем с тех пор, как научились царапать знаки на каменных табличках. И есть в этом что-то романтичное — сесть с ручкой и блокнотом и излить душу на бумагу.

Я не один такой. Многие писатели чувствуют то же самое — в том числе Квентин Тарантино.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:51
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как я усвоил самый тяжёлый урок в своей карьере сценариста

В начале 2024 года у меня появилась лучшая идея сценария за всю мою карьеру. Забастовка только-только закончилась, и казалось, что все пожары, которые я поджигал в 2023-м, наконец-то потушены за те полгода, что мы не работали.

Когда я уходил в забастовку, я работал над телешоу и был уверен, что одну мою полнометражку вот-вот запустит студия. Когда я вышел из неё — у меня не осталось ничего. Только понимание: нужно срочно написать новый спек, чтобы напомнить индустрии, что я существую.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как писать сценарий: 10 советов сценаристам от Дэмьена Шазелла — режиссёра Ла-Ла Ленда

«Сценарист и режиссёр Дэмьен Шазелл внушает мне оптимизм по поводу будущего Голливуда. Он молод, у него амбициозные идеи, и мне нравится, насколько серьёзно он относится к сюжетам своих фильмов»

Совет 1: Если вы хотите, чтобы ваш первый сценарий был экранизирован, напишите что-то небольшое, сфокусированное, лаконичное и «жёсткое».

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Трансформация главного героя: 7 культовых персонажей, которые не изменились — и стали легендами

Ода семи культовым персонажам, которые упрямо оставались верны себе — и доказали: порой именно отсутствие развития мы любим больше всего.

В сценарном деле нет абсолютов. Если вы слышите от «гуру», что что-то обязательно должно быть именно так, — бегите. Это чепуха.

Возьмём, к примеру, миф о трансформации персонажа.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как раскрыть героя через экшен: режиссёр «Рейса навылет» — о секретах мощного сценария

Режиссёр комедийного боевика рассуждает о том, зачем истории нужны экшен-сцены, как они играют ту же роль, что и песни в мюзиклах, и многом другом.

Комедийный боевик «Рейс навылет» (Fight or Flight) предлагает зрителям не только драки на высоте около 12 тысяч метров. В роли бывшего правительственного агента, пытающегося защитить пассажира от наёмных убийц на борту коммерческого авиалайнера, Джош Хартнетт задействует смекалку, рефлексы и всё, что попадётся под руку — от бокала для вина, вонзаемого в глаз, до бензопилы, пойманной в воздухе. Всё это — в нарочито абсурдном тоне, который критики окрестили «самолётным безумием».

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Путь героя Джозефа Кэмпбелла: как написать сильный сценарий за 17 шагов

Велика вероятность, что если вы хоть раз задумывались о написании сценария, то вы уже слышали о Пути Героя.

Кто-то из знакомых сценаристов мог клясться, что он незаменим. Преподаватель кино мог посоветовать прочитать о нём. А может, вы просто услышали, как бариста в вашей любимой кофейне рассуждал, почему Крепкий орешек — идеальный пример этой структуры.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 13:07
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Круг Хармона: секреты создания захватывающих историй от сценариста «Рика и Морти»

Как зацепить внимание зрителя с первых минут и удержать до самого финала? Ответ часто кроется в структуре повествования. Дэн Хармон, создатель культовых сериалов «Сообщество» и «Рик и Морти», разработал простую, но невероятно эффективную модель — Круг истории. Он основан на идеях «Путешествия героя» Джозефа Кэмпбелла, но сводит запутанные 12–17 этапов мономифа к понятным восьми блокам.

В этой статье мы детально разберем каждый шаг сюжетного круга Хармона, рассмотрим примеры и поделимся практическими советами, как использовать эту методику для написания сценария.

Суть сюжетного круга Хармона

Идея проста: герой отправляется в путешествие из своей зоны комфорта, сталкивается с препятствиями, достигает цели, но платит за это цену, а затем возвращается домой изменённым.

Круг Дэна Хармона

Круг Дэна Хармона

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 01 сентября 2025 в 19:27
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

36 драматических ситуаций Жоржа Польти на примерах известных фильмов. Шпаргалка сценариста для написания сценария

Наверняка вы замечали, что несмотря на безграничное количество фильмов, книг и сериалов, многие сюжеты очень похожи друг на друга. Порой кажется, что новые идеи закончились, и всё, что мы видим — это лишь разные вариации одних и тех же историй.

Ещё в 19 веке французский драматург и теоретик Жорж Польти поставил перед собой амбициозную задачу: систематизировать всю драматургию и привести ее к понятной классификации. Он внимательно проанализировал классические произведения, мифы, легенды, трагедии и комедии и пришёл к выводу, что, несмотря на огромное многообразие сюжетов, на самом деле существует всего 36 базовых драматических ситуаций.

Что это значит? Все произведения искусства — от эпических саг до коротких рассказов и современных блокбастеров — можно свести к этим 36 сценарным конфликтам. Каждый автор просто описывает одну из этих ситуаций по-своему: меняет персонажей, сеттинг, настроение, детали, но основа остаётся той же.

В этой статье разберём все 36 драматических ситуаций на примерах из русского и иностранного кино — и покажем, как использовать их в работе сценариста.

Читать далее
  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и техника
  • Программы и сервисы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия: 1.3.128
  • Youtube канал Prepropost VK сообщество Prepropost Telegram канал Prepropost Дзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети Одноклассники RUTUBE канал Prepropost X сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.