Словарь кинооператора: ключевые термины, которые нужно знать

Если вы хотите стать оператором вам нужно знать множество терминов. Важно уметь чётко выражать своё видение, владеть правильным инструментарием и понимать вопросы, которые вам задают. В этой статье мы разберём основные термины, которые использует операторский цех.
Термины операторского цеха
Диафрагма (Aperture): регулируемое отверстие в объективе, которое контролирует количество света, проходящего к сенсору камеры. Измеряется в значениях f. Более широкая диафрагма (меньшее значение f) пропускает больше света и создаёт меньшую глубину резкости.
Соотношение сторон (Aspect Ratio): отношение ширины изображения к его высоте. Распространённые соотношения — 16:9 (стандарт HDTV) и 2.39:1 (анаморфный широкий экран).
Анаморфный объектив (Anamorphic Lens): объектив, который сжимает изображение по горизонтали при съёмке, а затем "расжимается" в постобработке для создания широкого формата. Известен характерным овальным боке и горизонтальными засветами.
Контровой свет (Backlight): источник света, расположенный за объектом съёмки, который отделяет его от фона и создаёт светящийся контур по краям.
Боке (Bokeh): эстетическое качество размытия в нечетких (вне фокуса) участках изображения, создаваемое объективом. Часто воспринимается как мягкие, приятные круглые световые пятна.
Стойка C-Stand (Century Stand): универсальная и прочная стойка на съёмочной площадке для крепления светофильтров, флагов, тканей, сеток, а также осветительного оборудования и прочих аксессуаров.
Цветовая температура (Color Temperature): характеристика видимого света, измеряемая по шкале от тёплого (жёлто-оранжевого) до холодного (синего). Измеряется в Кельвинах (K). Лампы накаливания обычно имеют 3200K, дневной свет — около 5600K.
Композиция (Composition): расположение визуальных элементов в кадре — объектов, персонажей, фона. Включает правила третей, ведущие линии, симметрию и другие принципы.
Глубина резкости (Depth of Field, DoF): диапазон расстояний перед и за главным объектом, в пределах которого изображение кажется резким. Мелкая глубина резкости выделяет объект, а большая — оставляет резким почти весь кадр. Контролируется диафрагмой, фокусным расстоянием и расстоянием до объекта.
Дифузия (Diffusion): материал, размещаемый перед источником света для смягчения теней и создания более приятного освещения. Примеры — ткани, фростовые фильтры, софтбоксы.
Долли (Dolly): платформа на колёсах, на которую крепится камера для плавных движений вперёд, назад или вбок (dolly shot).
Экспозиция (Exposure): общее количество света, попадающего на сенсор камеры, влияющее на яркость изображения. Зависит от диафрагмы, выдержки и ISO.
Треугольник экспозиции (Exposure Triangle): взаимосвязь трёх ключевых параметров экспозиции — диафрагмы, выдержки и ISO. Изменение одного требует корректировки других для сохранения баланса.
F-число (F-Stop): значение, характеризующее размер отверстия диафрагмы. Меньшее значение (например, f/1.8) — широкая диафрагма, большее (например, f/16) — узкая.
Заполняющий свет (Fill Light): источник света, который смягчает тени от основного света (key light). Обычно менее интенсивен.
Фокусное расстояние (Focal Length): расстояние в миллиметрах от оптического центра объектива до сенсора при фокусировке на объекте. Определяет угол обзора и степень увеличения. Широкоугольные объективы имеют короткое фокусное расстояние, телеобъективы — длинное.
Фоллоу фокус (Follow Focus): механизм, который фокус-пуллер использует для точной и плавной фокусировки объектива во время съёмки.
Частота кадров (Frame Rate, fps): количество кадров, записываемых или воспроизводимых в секунду. Стандарт — 25 fps для кино. Более высокие (60, 120 fps) используются для замедленного воспроизведения.
ISO: чувствительность сенсора камеры к свету. Низкое ISO (например, 100) — меньше шумов, высокое (например, 3200) — лучше для тёмных сцен, но с возможным цифровым шумом.
Ключевой/Основной свет (Key Light): основной и самый яркий источник света в сцене, создающий настроение и время суток.
Динамический диапазон (Latitude): диапазон яркостей, который камера способна захватить — от теней до светов — без потери деталей.
Засветка объектива (Lens Flare): эффект, возникающий при попадании яркого света прямо в объектив, вызывающий внутренние отражения и артефакты — полосы, пятна.
Фикс-объектив (Prime Lens): объектив с фиксированным фокусным расстоянием (например, 50 мм). Не зумит, но даёт более резкое изображение и шире диафрагму по сравнению с зум-объективами.
Выдержка (Shutter Speed): время, в течение которого кадр экспонируется на свет. В кино часто выражается как угол затвора (например, 180°). Стандартная выдержка 180° при 25 fps эквивалентна 1/50 секунды, создавая естественное размытие движения.
Хлопушка (Slate, Clapperboard): доска, используемая в начале каждого дубля для синхронизации звука и изображения. Содержит ключевую информацию о сцене, а звук хлопка помогает при монтаже.
Трёхточечное освещение (Three-Point Lighting): классическая схема с тремя источниками: ключевой свет, заполняющий и контровой. Помогает красиво осветить объект и отделить его от фона.
Баланс белого (White Balance): настройка камеры для правильного отображения белого цвета при разных источниках света, обеспечивающая точность остальных цветов сцены.
Зум-объектив (Zoom Lens): объектив с переменным фокусным расстоянием, позволяющий менять угол обзора и увеличение без перемещения камеры или смены объектива.
Оператор звукового микрофона (Boom Operator): специалист звуковой команды, который держит микрофон на штанге, чтобы захватить лучший звук во время сцены.
Главный осветитель (Gaffer): руководитель осветительского цеха отвечающий за реализацию светового плана съёмки. Работает в тесном контакте с оператором-постановщиком.
Грип (Grip): специалист, отвечающий за монтаж и настройку неэлектрического оборудования: крепления для камер, долли, краны, светофильтры. Руководитель отдела — Key Grip.