Словарь кинооператора: ключевые термины, которые нужно знать

В этой статье мы разберём основные термины, которые использует операторский цех.
Термины операторского цеха
Диафрагма (Aperture): регулируемое отверстие в объективе, которое контролирует количество света, проходящего к сенсору камеры. Измеряется в значениях f. Более широкая диафрагма (меньшее значение f) пропускает больше света и создаёт меньшую глубину резкости.
Соотношение сторон (Aspect Ratio): отношение ширины изображения к его высоте. Распространённые соотношения — 16:9 (стандарт HDTV) и 2.39:1 (анаморфный широкий экран).
Анаморфный объектив (Anamorphic Lens): объектив, который сжимает изображение по горизонтали при съёмке, а затем "расжимается" в постобработке для создания широкого формата. Известен характерным овальным боке и горизонтальными засветами.
Контровой свет (Backlight): источник света, расположенный за объектом съёмки, который отделяет его от фона и создаёт светящийся контур по краям.
Боке (Bokeh): эстетическое качество размытия в нечетких (вне фокуса) участках изображения, создаваемое объективом. Часто воспринимается как мягкие, приятные круглые световые пятна.
Стойка C-Stand (Century Stand): универсальная и прочная стойка на съёмочной площадке для крепления светофильтров, флагов, тканей, сеток, а также осветительного оборудования и прочих аксессуаров.
Цветовая температура (Color Temperature): характеристика видимого света, измеряемая по шкале от тёплого (жёлто-оранжевого) до холодного (синего). Измеряется в Кельвинах (K). Лампы накаливания обычно имеют 3200K, дневной свет — около 5600K.
Композиция (Composition): расположение визуальных элементов в кадре — объектов, персонажей, фона. Включает правила третей, ведущие линии, симметрию и другие принципы.
Глубина резкости (Depth of Field, DoF): диапазон расстояний перед и за главным объектом, в пределах которого изображение кажется резким. Мелкая глубина резкости выделяет объект, а большая — оставляет резким почти весь кадр. Контролируется диафрагмой, фокусным расстоянием и расстоянием до объекта.
Дифузия (Diffusion): материал, размещаемый перед источником света для смягчения теней и создания более приятного освещения. Примеры — ткани, фростовые фильтры, софтбоксы.
Долли (Dolly): платформа на колёсах, на которую крепится камера для плавных движений вперёд, назад или вбок (dolly shot).
Экспозиция (Exposure): общее количество света, попадающего на сенсор камеры, влияющее на яркость изображения. Зависит от диафрагмы, выдержки и ISO.
Треугольник экспозиции (Exposure Triangle): взаимосвязь трёх ключевых параметров экспозиции — диафрагмы, выдержки и ISO. Изменение одного требует корректировки других для сохранения баланса.
F-число (F-Stop): значение, характеризующее размер отверстия диафрагмы. Меньшее значение (например, f/1.8) — широкая диафрагма, большее (например, f/16) — узкая.
Заполняющий свет (Fill Light): источник света, который смягчает тени от основного света (key light). Обычно менее интенсивен.
Фокусное расстояние (Focal Length): расстояние в миллиметрах от оптического центра объектива до сенсора при фокусировке на объекте. Определяет угол обзора и степень увеличения. Широкоугольные объективы имеют короткое фокусное расстояние, телеобъективы — длинное.
Фоллоу фокус (Follow Focus): механизм, который фокус-пуллер использует для точной и плавной фокусировки объектива во время съёмки.
Частота кадров (Frame Rate, fps): количество кадров, записываемых или воспроизводимых в секунду. Стандарт — 25 fps для кино. Более высокие (60, 120 fps) используются для замедленного воспроизведения.
ISO: чувствительность сенсора камеры к свету. Низкое ISO (например, 100) — меньше шумов, высокое (например, 3200) — лучше для тёмных сцен, но с возможным цифровым шумом.
Ключевой/Основной свет (Key Light): основной и самый яркий источник света в сцене, создающий настроение и время суток.
Динамический диапазон (Latitude): диапазон яркостей, который камера способна захватить — от теней до светов — без потери деталей.
Засветка объектива (Lens Flare): эффект, возникающий при попадании яркого света прямо в объектив, вызывающий внутренние отражения и артефакты — полосы, пятна.
Фикс-объектив (Prime Lens): объектив с фиксированным фокусным расстоянием (например, 50 мм). Не зумит, но даёт более резкое изображение и шире диафрагму по сравнению с зум-объективами.
Выдержка (Shutter Speed): время, в течение которого кадр экспонируется на свет. В кино часто выражается как угол затвора (например, 180°). Стандартная выдержка 180° при 25 fps эквивалентна 1/50 секунды, создавая естественное размытие движения.
Хлопушка (Slate, Clapperboard): доска, используемая в начале каждого дубля для синхронизации звука и изображения. Содержит ключевую информацию о сцене, а звук хлопка помогает при монтаже.
Трёхточечное освещение (Three-Point Lighting): классическая схема с тремя источниками: ключевой свет, заполняющий и контровой. Помогает красиво осветить объект и отделить его от фона.
Баланс белого (White Balance): настройка камеры для правильного отображения белого цвета при разных источниках света, обеспечивающая точность остальных цветов сцены.
Зум-объектив (Zoom Lens): объектив с переменным фокусным расстоянием, позволяющий менять угол обзора и увеличение без перемещения камеры или смены объектива.
Оператор звукового микрофона (Boom Operator): специалист звуковой команды, который держит микрофон на штанге, чтобы захватить лучший звук во время сцены.
Главный осветитель (Gaffer): руководитель осветительского цеха отвечающий за реализацию светового плана съёмки. Работает в тесном контакте с оператором-постановщиком.
Грип (Grip): специалист, отвечающий за монтаж и настройку неэлектрического оборудования: крепления для камер, долли, краны, светофильтры. Руководитель отдела — Key Grip.

Побег из Шоушенка (1994)
Адаптированный сценарий — это непростая задача. Нужно найти самую суть и душу исходного материала, а затем безжалостно его перекраивать и подгонять под большой экран.
Иногда в этом процессе можно потеряться. Поэтому я составил чек-лист для авторов, которые пишут адаптированные сценарии.
Поехали.

Макгаффин — это предмет, который все в фильме хотят, но для зрителя он на самом деле не имеет значения. Иногда мы даже не знаем, что это за макгаффин, и это нормально.
В любом случае это то, что движет сюжет и мотивирует персонажей — и иногда этот предмет становится более знаковым, чем сам фильм.
Мы собрали пять знаменитых макгаффинов, но прежде чем переходить к ним, давайте разберёмся, что такое макгаффины на самом деле.

Писателей часто представляют с чашкой кофе, за ночными марафонами письма и способностью на часы уходить в мир своих историй. Но в погоне за дедлайнами и вдохновением легко забыть о своём здоровье.
Физическое здоровье и психическое благополучие тесно связаны, и для писателя поддержка обоих аспектов помогает сосредоточиться, улучшить креативность и избежать выгорания.

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Конфликт — основа любого сценария. Без него история просто стоит на месте. Чтобы сюжет двигался вперёд, нужны персонажи, которые сталкиваются с препятствиями — будь то проблемы, навязанные обстоятельствами, или испытания, которые они сами выбирают.
В литературе, театре и кино выделяют два основных вида конфликта:
- Внутренний конфликт
- Внешний конфликт

«Тайное окно»
Давайте разберём пять упражнений по подготовке к написанию сценария, которые стоит сделать до того, как вы напишете хотя бы одно слово. Подготовительные шаги критически важны для успеха любой истории. Если уделить им внимание заранее, ваш сценарий получится гораздо успешнее, чем если просто сесть и «вывалить» на бумагу сырой черновик.

Трудно найти режиссёра с таким же мастерством и изяществом, как у Альфреда Хичкока. Его уникальное видение и техническая виртуозность до сих пор остаются важнейшими ориентирами для кинематографа.
Сегодня мы разберём 10 советов, которые сценаристы и режиссёры могут подчерпнуть у мастера саспенса.
Поехали.

Я помню тот день, когда впервые сел смотреть пилот «Настоящего детектива». Это был тот самый час на экране, который оставляет тебя в полном восторге. У него была современная нуарная атмосфера, которая затягивала и создавала ощущение, что возможно всё.
Сейчас у сериала уже четыре сезона, и впереди — новый, с Ником Кейджем. Но прежде чем он выйдет, самое время вспомнить, за что я люблю этот проект больше всего: за сценарий.
Поехали.

Рон Ховард успел побывать и за камерой, и перед ней, создавая культовых персонажей. Он снял «Аполлон 13», «Гонку», «Игры разума» и другие известные фильмы. Ховард, один из немногих, кому удалось добиться успеха вне зависимости от жанра.
Вот 5 советов, накопленные им за десятилетия работы в индустрии.

Некоторые жанры кино никогда не выходят из моды. Триллеры и боевики, например, остаются вечными фаворитами, стабильно привлекая зрителей как в кинотеатры, так и на стриминги. Другие жанры, напротив, то исчезают, то вновь возвращаются в моду.
Возьмём вестерн: когда-то считавшийся мёртвым, он громко вернулся к жизни в начале 1990-х благодаря таким критическим и коммерческим хитам, как «Танцы с волками» и «Непрощённый», за которыми последовали «Тумстоун», «Уайатт Эрп» и «Быстрый и мёртвый». Затем жанр снова затих — пока Тейлор Шеридан не возродил интерес своим успешным «Йеллоустоуном».

Писать кинематографично — это значит подбирать слова так, чтобы читатель мгновенно видел живые кадры в голове, словно в его воображении разворачивается настоящий фильм.
В этой статье мы разберём, как писать сценарий, а не прозу, и какие приёмы помогут превратить текст в настоящее кино.