Nikon ZR — обзор новой камеры глазами профессионального оператора Nikon-RED
Nikon ZR, первый продукт после приобретения Nikon-RED, уже представлен и вызвал большой интерес. Новая камера, похоже, не следует привычным схемам и занимает свою уникальную нишу. Камера сочетает в себе высококлассные кинофункции, ранее недоступные в этой ценовой категории, с гибридными возможностями, позаимствованными у камер серии Nikon Z. Пока рынок пытается понять назначение камеры, её рабочие процессы и целевую аудиторию, нам удалось получить впечатления из первых рук от Франческо Андреолы.
Кодеки и форматы: тяжеловесные и гибкие
Nikon ZR предлагает широкий выбор кодеков, включая лёгкие H.264/H.265 в 8-бит и 10-бит, а также «прожорливые» варианты хранения, такие как ProRes 422 HQ (в настоящее время только HQ), и три внутренних RAW-формата: R3D, N-RAW и ProRes RAW HQ. Эти «сочные» кодеки требуют большого объёма памяти (и высокой стоимости) и не станут первым выбором для всех. Однако они обеспечивают уникальное сочетание качества изображения, компактности и возможностей для ведения влогов. Как и многие современные камеры с высоким битрейтом, Nikon ZR использует носители CFexpress Type B. Они достаточно распространены, по крайней мере в премиальном сегменте гибридного рынка, но стоят недёшево. Камера имеет один слот для этих карт и ещё один для MicroSD, который не позволит вести резервную запись из-за ограничения скорости.
Эргономика Nikon ZR: что работает, а что нет
ZR дебютирует с новым компактным корпусом. Эргономика и точки управления сильно ограничены компактностью, но базовые элементы на месте. Среди самых спорных дизайнерских решений можно точно назвать использование micro-HDMI, практику, почти полностью исчезнувшую как в кино-, так и в гибридных камерах. Размещение носителей и аккумулятора в тесном пространстве, которое легко блокируется пластинами штатива или ригами. Отсутствие дополнительных точек крепления, как на Sony FX3 и аналогичных, Canon EOS C50 и других компактных кинокамерах. В отличие от этих двух конкурентов, Nikon ZR не имеет отдельной ручки для аудио. Однако Tascam выпускает для неё микшер на камеру, и похоже, что Nikon тоже начинает производить аксессуары для «умной» башмаковой системы.
4-дюймовый высокоразрешающий LCD с яркостью 1000 нит, возможно, является лучшей эргономической особенностью камеры. Занимая почти всю заднюю панель, он иногда полностью заменяет внешние мониторы. Расположение кнопок тоже хорошее, все необходимые элементы управления под рукой, но не перегружают. Рукоятка камеры очень минимальна. Это не помогает при съёмке с голого корпуса на ходу, но делает камеру суперкомпактной. Скоро появятся риги, и камера, вероятно, выиграет от их использования.
Настройки интерфейса, важные на съемочной площадке
Nikon ZR получила несколько небольших, но полезных улучшений: новая кнопка на экране объединяет ключевые инструменты мониторинга, такие как peaking, зебры и яркость экрана. Так как многим из нас иногда придётся снимать вертикально, видеоинтерфейс теперь автоматически поворачивается для вертикальной съёмки. Для удобного согласования цвета с оборудованием RED, ZR поддерживает интеграцию RED look, что позволяет синхронизировать её с KOMODO-X на площадке, используя общие LUT.
Уникальные аудиовозможности
ZR записывает 32-битный float аудио внутренне, без дополнительных аксессуаров. Экосистема всё равно потребует источник 32-битного float, но если он есть, это избавит от проблем с синхронизацией. Эта функция крайне полезна для разных сценариев съёмки, особенно run-and-gun, документальных проектов, свадеб и т.д.
Для кого Nikon ZR?
Nikon ZR занимает уникальное место на рынке. Одновременно «карманный RED» и камера высокого класса для влогинга. Это позволяет использовать её различным аудиториям, а цена делает её доступной для многих.
Использование Nikon ZR вместе с Z-Mount RED KOMODO выглядит логичным. RAW-опции ZR, интеграция цвета RED и общие носители делают её более естественным B-камерой по сравнению с предыдущими Nikon или любой другой гибридной камерой.
Z-Mount, хотя и не изобилует оптикой, скрывает козырь в рукаве. Благодаря крайне короткому фланцевому расстоянию и широкому диаметру он единственный, способный принимать адаптированные объективы Sony E-Mount. Ирония в том, что около десяти лет назад Sony сильно выиграла на адаптации объективов Canon EF к своим камерам, а теперь ситуация несколько изменилась.
Цена и доступность
Nikon ZR с её RED-возможностями теперь доступна для предзаказа и имеет конкурентную цену $2200 / €2,118.05. Также доступны несколько комплектов и аксессуаров.