Боди-хоррор: разбираемся в жанре на примерах лучших фильмов
Что такое боди-хоррор? Даже заядлым фанатам ужасов бывает сложно внятно объяснить, что такое фильмы в жанре боди-хоррора. В этом материале мы дадим определение боди-хоррора, проследим его развитие и обсудим, какое место он занимает в современном кино. А ещё — приведём много примеров лучших фильмов жанра.

Лучшие фильмы в жанре боди-хоррора
Если вы только начинаете знакомство с жанром ужасов, боди-хоррор — далеко не лучший выбор для старта. Это один из самых экстремальных поджанров — и по содержанию, и по визуальному исполнению. Но если у вас крепкие нервы и вы ищете фильмы с философской подоплёкой, вы попали по адресу.
Определение боди-хоррора
Боди-хоррор — это особый тип изображения тела в фильмах ужасов, который часто выделяют в самостоятельный поджанр. Главная задача таких фильмов — вызывать у зрителя отвращение и тревогу.
В основе жанра лежит трансформация человеческого тела. Это принципиальное отличие от других «кровавых» ужастиков: здесь дело не в разрушении тела, а в его превращении во что-то уродливое. Болезни, вирусы, паразиты, инфекции — всё это частые элементы боди-хоррора.
Также фильмы жанра часто балансируют на грани сюрреализма, научной фантастики или сверхъестественного, показывая такие мутации, какие в реальности невозможны. Здесь важную роль играют спецэффекты, а под всей мерзостью часто скрывается социальный комментарий.
Боди-хоррор — это
- поджанр ужасов
- трансформация человеческого тела
- упор на грим и практические спецэффекты
Немного истории
Откуда взялся боди-хоррор
В литературе элементы боди-хоррора встречаются уже сотни лет. Описание уродливых превращений тела — привычный мотив в книгах ужасов, хотя как жанр он тогда ещё не был оформлен.
Боди-хоррор существует в кино уже давно, но раньше выглядел иначе. Например, сшитое из частей тело монстра Франкенштейна и разлагающаяся плоть Мумии — технически это ранние примеры из эпохи «монстров Universal» 1930-х. Тогда жанр ещё только зарождался.

Что нужно было для рождения жанра
Чтобы боди-хоррор стал таким, каким мы его знаем, требовались две вещи. Во-первых — послабление цензуры в кино. Во-вторых — им не хватало второго важного элемента — развития практических спецэффектов.
Во времена полного господства кодекса Хейса (этический кодекс производства фильмов в Голливуде) показывать что-либо действительно отвратительное или шокирующее было попросту запрещено.
Боди-хоррор и спецэффекты
Боди-хоррор почти полностью держится на спецэффектах. Это как раз тот тип кино, где гримёры и специалисты по практическим эффектам могут разгуляться на полную катушку.
Премия «Оскар» за лучший грим и причёски была введена во многом благодаря мастерам вроде Рика Бейкера. Он стал первым лауреатом этой награды за работу над фильмом «Американский оборотень в Лондоне». И сцена превращения главного героя в волка — классический пример боди-хоррора.
Важно: всё это было сделано исключительно с помощью практических эффектов в начале 80-х. И сцена до сих пор смотрится на ура. Если не видели — обязательно посмотрите.
Каждый кадр был тщательно выстроен, чтобы максимально эффектно показать грим. Фактически каждый план — это отдельный спецэффект, а вместе они складываются в мощную визуальную кульминацию.

Конец 70-х и 80-е годы — золотой век боди-хоррора
Именно тогда, по мнению многих, жанр не только оформился окончательно, но и вышел на пик популярности. Решающую роль в этом сыграл режиссёр Дэвид Кроненберг.
Его фильмы — «Заражённая» (Rabid), «Выводок» (The Brood), «Сканнеры» (Scanners), «Муха» (The Fly), «Видеодром» (Videodrome) и «Связанные насмерть» (Dead Ringers) — остаются невероятно влиятельными.

Боди-хоррор эволюционирует
Жанр претерпел изменения со временем. Его расцвет пришёлся на эпоху практических спецэффектов. Умение визажистов и художников по гриму изобретать невообразимые образы и шокирующие трансформации — важнейшая составляющая притягательности жанра. С появлением VFX и CGI цифровой боди-хоррор уже не производит того же эффекта, особенно для олдскульных поклонников.
Фильм «Нечто» (2011) — наглядный пример того, как индустрия перешла от практических эффектов к цифровым. Интересно, что он был снят с использованием классических спецэффектов, но в пост-продакшене их заменили на CGI.
Современный боди-хоррор: жив и мутирует. Тем не менее, боди-хоррор до сих пор присутствует в кино. Более того, он часто пробирается в мейнстрим — особенно через зомби-фильмы и сериалы.
Лучшие фильмы в жанре боди-хоррора
Если есть одно имя, неразрывно связанное с боди-хоррором, это, конечно, Дэвид Кроненберг. Его фильмы настолько определили жанр, что сам термин «кроненберговский» стал обозначением особого стиля, как «лавкрафтовский» в случае с космическим ужасом.
Фамилия Кроненберг стала синонимом боди-хоррора — особенно теперь, когда его сын Брэндон Кроненберг пошёл по стопам отца и тоже снимает в этом жанре. Конечно, они не единственные, кто работает в этом направлении. Но если вы хотите начать знакомство с боди-хоррором — «Муха» и «Видеодром» — отличные отправные точки.
Боди-хоррор и сюрреализм
Сюрреалистические формы боди-хоррора можно найти и у Дэвида Линча. Хотя в «Внутренней империи» (Inland Empire) лишь отдельные моменты напоминают жанр, самый концентрированный боди-хоррор у Линча — это его дебют «Голова-ластик» (Eraserhead).
Отвратительный облик новорождённого ребёнка стал одним из самых узнаваемых образов боди-хоррора, когда фильм вышел в 1977 году. Линч не только автор тревожных ужастиков, но и важная фигура в экспериментальном кино.

Ещё один важный тандем: Стюарт Гордон и Брайан Юзна
Хотя они не получили такого признания, как Кроненберг, их вклад в жанр значителен. «Реаниматор» (Re-Animator), «Извне» (From Beyond) и «Общество» (Society) — важные вехи в истории боди-хоррора. Особенно стоит выделить сцену «слияния» в «Обществе» — один из самых буквальных и гротескных примеров телесного ужаса на экране.
«Нечто» Джона Карпентера — научная фантастика и боди-хоррор в одном флаконе
В нашем рейтинге фильмов Карпентера «Нечто» занимает почётное место. Спецэффекты от Роба Боттина и его команды подарили зрителям одни из самых жутких образов в истории жанра. Сцена с грудной клеткой до сих пор вызывает мурашки — даже спустя десятилетия.
Спад и возрождение
После пика в 80-х и фильмов вроде «Восставший из ада» (Hellraiser), интерес к жанру немного угас, но не исчез совсем. В 90-х и начале 2000-х боди-хоррор стал редким гостем на экранах — в основном в инфекционных или зомби-фильмах. Но были и яркие исключения: «Человеческая многоножка» (The Human Centipede), «Лихорадка» (Cabin Fever).
Новая волна боди-хоррора
Недавно жанр снова подаёт признаки жизни. Фильмы Джулии Дюкурно «Сырое» (Raw), «Совершенство» (The Perfection) от Netflix, «Субстанция» — яркие примеры. Молодые режиссёры вроде Ари Астера всё чаще используют элементы боди-хоррора — например, в «Солнцестоянии» (Midsommar). Судя по всему, этот красиво-отвратительный поджанр ещё долго будет с нами.


На выставке IBC 2025 в Амстердаме Avid представит новые обновления с ИИ для Media Composer, Pro Tools и MediaCentral, а также расширенные API и интеграции с партнёрами, которые внедряют автоматизацию прямо в редакционные процессы.
Новые функции решают распространённые проблемы на производстве — от транскрибации и перевода до управления медиа и планирования новостных выпусков. Вместо того чтобы выпускать отдельные ИИ-продукты, Avid встраивает автоматизацию в уже привычные редакторам, звукорежиссёрам и вещателям инструменты.

Тихое место (2018)
"Правила" сценарного мастерства часто воспринимают как священные истины. Важно изучить стандарты и понимать, какие правила существуют.
Но некоторые из них больше похожи на рекомендации, и, когда вы знаете, какие границы можно раздвинуть, появляется простор для экспериментов.
Мы расскажем, какие правила можно нарушать. Но сначала одно важное замечание — формат имеет значение. Стандарты оформления нужны, потому что сценарий должны легко читать целые команды. Если вы не указываете локации или меняете имена персонажей каждые пару страниц, это только создаст путаницу.
Но помните: задача не запутать, а удержать внимание читателя и сделать историю понятной. Поэтому будьте осторожны с форматированием.
Теперь к правилам, которые можно нарушать.

Новая серия светильников LITEMONS LE, судя по всему, изначально была разработана так, чтобы их было легко использовать на съемочной площадке, а также чтобы обеспечить немного более мягкий свет, чем обычно дают универсальные LED-модели. Каждая из трёх моделей серии — LE200Bi, LE300Bi, LE600Bi — оснащена встроенным блоком питания. Это значит, что внешний адаптер не нужен, установка проходит быстрее, а портативность выше: светильники работают напрямую от сети 100–240 В, достаточно подключить прилагаемый кабель питания.

Побег из Шоушенка (1994)
Адаптированный сценарий — это непростая задача. Нужно найти самую суть и душу исходного материала, а затем безжалостно его перекраивать и подгонять под большой экран.
Иногда в этом процессе можно потеряться. Поэтому я составил чек-лист для авторов, которые пишут адаптированные сценарии.

Макгаффин — это предмет, который все в фильме хотят, но для зрителя он на самом деле не имеет значения. Иногда мы даже не знаем, что это за макгаффин, и это нормально.
В любом случае это то, что движет сюжет и мотивирует персонажей — и иногда этот предмет становится более знаковым, чем сам фильм.
Мы собрали пять знаменитых макгаффинов, но прежде чем переходить к ним, давайте разберёмся, что такое макгаффины на самом деле.

История о том, как Тарантино пробился в Голливуд вопреки всем прогнозам в 90-е, достойна изучения в любой киношколе.
После феноменального успеха фильма «Криминальное чтиво» многие сомневались, не окажется ли этот киноман-вундеркинд временным явлением или хватит ли ему сил остаться в индустрии надолго. Спустя десятилетия Тарантино доказал, что умеет стратегически выстраивать карьеру так, чтобы оставаться верным своему творческому видению и при этом обеспечить себе долгую жизнь в профессии как сценариста и режиссёра.

Писателей часто представляют с чашкой кофе, за ночными марафонами письма и способностью на часы уходить в мир своих историй. Но в погоне за дедлайнами и вдохновением легко забыть о своём здоровье.
Физическое здоровье и психическое благополучие тесно связаны, и для писателя поддержка обоих аспектов помогает сосредоточиться, улучшить креативность и избежать выгорания.

Будущий адаптер Nucleus Auto Focus Adapter, по задумке, будет использовать автофокус камеры для управления моторизованными приводами объектива.