Боди-хоррор: разбираемся в жанре на примерах лучших фильмов
Что такое боди-хоррор? Даже заядлым фанатам ужасов бывает сложно внятно объяснить, что такое фильмы в жанре боди-хоррора. В этом материале мы дадим определение боди-хоррора, проследим его развитие и обсудим, какое место он занимает в современном кино. А ещё — приведём много примеров лучших фильмов жанра.

Лучшие фильмы в жанре боди-хоррора
Если вы только начинаете знакомство с жанром ужасов, боди-хоррор — далеко не лучший выбор для старта. Это один из самых экстремальных поджанров — и по содержанию, и по визуальному исполнению. Но если у вас крепкие нервы и вы ищете фильмы с философской подоплёкой, вы попали по адресу.
Определение боди-хоррора
Боди-хоррор — это особый тип изображения тела в фильмах ужасов, который часто выделяют в самостоятельный поджанр. Главная задача таких фильмов — вызывать у зрителя отвращение и тревогу.
В основе жанра лежит трансформация человеческого тела. Это принципиальное отличие от других «кровавых» ужастиков: здесь дело не в разрушении тела, а в его превращении во что-то уродливое. Болезни, вирусы, паразиты, инфекции — всё это частые элементы боди-хоррора.
Также фильмы жанра часто балансируют на грани сюрреализма, научной фантастики или сверхъестественного, показывая такие мутации, какие в реальности невозможны. Здесь важную роль играют спецэффекты, а под всей мерзостью часто скрывается социальный комментарий.
Боди-хоррор — это
-
поджанр ужасов
-
трансформация человеческого тела
-
упор на грим и практические спецэффекты
Немного истории
Откуда взялся боди-хоррор
В литературе элементы боди-хоррора встречаются уже сотни лет. Описание уродливых превращений тела — привычный мотив в книгах ужасов, хотя как жанр он тогда ещё не был оформлен.
Боди-хоррор существует в кино уже давно, но раньше выглядел иначе. Например, сшитое из частей тело монстра Франкенштейна и разлагающаяся плоть Мумии — технически это ранние примеры из эпохи «монстров Universal» 1930-х. Тогда жанр ещё только зарождался.

Что нужно было для рождения жанра
Чтобы боди-хоррор стал таким, каким мы его знаем, требовались две вещи. Во-первых — послабление цензуры в кино. Во-вторых — им не хватало второго важного элемента — развития практических спецэффектов.
Во времена полного господства кодекса Хейса (этический кодекс производства фильмов в Голливуде) показывать что-либо действительно отвратительное или шокирующее было попросту запрещено.
Боди-хоррор и спецэффекты
Боди-хоррор почти полностью держится на спецэффектах. Это как раз тот тип кино, где гримёры и специалисты по практическим эффектам могут разгуляться на полную катушку.
Премия «Оскар» за лучший грим и причёски была введена во многом благодаря мастерам вроде Рика Бейкера. Он стал первым лауреатом этой награды за работу над фильмом «Американский оборотень в Лондоне». И сцена превращения главного героя в волка — классический пример боди-хоррора.
Важно: всё это было сделано исключительно с помощью практических эффектов в начале 80-х. И сцена до сих пор смотрится на ура. Если не видели — обязательно посмотрите.
Каждый кадр был тщательно выстроен, чтобы максимально эффектно показать грим. Фактически каждый план — это отдельный спецэффект, а вместе они складываются в мощную визуальную кульминацию.

Конец 70-х и 80-е годы — золотой век боди-хоррора
Именно тогда, по мнению многих, жанр не только оформился окончательно, но и вышел на пик популярности. Решающую роль в этом сыграл режиссёр Дэвид Кроненберг.
Его фильмы — «Заражённая» (Rabid), «Выводок» (The Brood), «Сканнеры» (Scanners), «Муха» (The Fly), «Видеодром» (Videodrome) и «Связанные насмерть» (Dead Ringers) — остаются невероятно влиятельными.

Боди-хоррор эволюционирует
Жанр претерпел изменения со временем. Его расцвет пришёлся на эпоху практических спецэффектов. Умение визажистов и художников по гриму изобретать невообразимые образы и шокирующие трансформации — важнейшая составляющая притягательности жанра. С появлением VFX и CGI цифровой боди-хоррор уже не производит того же эффекта, особенно для олдскульных поклонников.
Фильм «Нечто» (2011) — наглядный пример того, как индустрия перешла от практических эффектов к цифровым. Интересно, что он был снят с использованием классических спецэффектов, но в пост-продакшене их заменили на CGI.
Современный боди-хоррор: жив и мутирует. Тем не менее, боди-хоррор до сих пор присутствует в кино. Более того, он часто пробирается в мейнстрим — особенно через зомби-фильмы и сериалы.
Лучшие фильмы в жанре боди-хоррора
Если есть одно имя, неразрывно связанное с боди-хоррором, это, конечно, Дэвид Кроненберг. Его фильмы настолько определили жанр, что сам термин «кроненберговский» стал обозначением особого стиля, как «лавкрафтовский» в случае с космическим ужасом.
Фамилия Кроненберг стала синонимом боди-хоррора — особенно теперь, когда его сын Брэндон Кроненберг пошёл по стопам отца и тоже снимает в этом жанре. Конечно, они не единственные, кто работает в этом направлении. Но если вы хотите начать знакомство с боди-хоррором — «Муха» и «Видеодром» — отличные отправные точки.
Боди-хоррор и сюрреализм
Сюрреалистические формы боди-хоррора можно найти и у Дэвида Линча. Хотя в «Внутренней империи» (Inland Empire) лишь отдельные моменты напоминают жанр, самый концентрированный боди-хоррор у Линча — это его дебют «Голова-ластик» (Eraserhead).
Отвратительный облик новорождённого ребёнка стал одним из самых узнаваемых образов боди-хоррора, когда фильм вышел в 1977 году. Линч не только автор тревожных ужастиков, но и важная фигура в экспериментальном кино.

Ещё один важный тандем: Стюарт Гордон и Брайан Юзна
Хотя они не получили такого признания, как Кроненберг, их вклад в жанр значителен. «Реаниматор» (Re-Animator), «Извне» (From Beyond) и «Общество» (Society) — важные вехи в истории боди-хоррора. Особенно стоит выделить сцену «слияния» в «Обществе» — один из самых буквальных и гротескных примеров телесного ужаса на экране.
«Нечто» Джона Карпентера — научная фантастика и боди-хоррор в одном флаконе
В нашем рейтинге фильмов Карпентера «Нечто» занимает почётное место. Спецэффекты от Роба Боттина и его команды подарили зрителям одни из самых жутких образов в истории жанра. Сцена с грудной клеткой до сих пор вызывает мурашки — даже спустя десятилетия.
Спад и возрождение
После пика в 80-х и фильмов вроде «Восставший из ада» (Hellraiser), интерес к жанру немного угас, но не исчез совсем. В 90-х и начале 2000-х боди-хоррор стал редким гостем на экранах — в основном в инфекционных или зомби-фильмах. Но были и яркие исключения: «Человеческая многоножка» (The Human Centipede), «Лихорадка» (Cabin Fever).
Новая волна боди-хоррора
Недавно жанр снова подаёт признаки жизни. Фильмы Джулии Дюкурно «Сырое» (Raw), «Совершенство» (The Perfection) от Netflix, «Субстанция» — яркие примеры. Молодые режиссёры вроде Ари Астера всё чаще используют элементы боди-хоррора — например, в «Солнцестоянии» (Midsommar). Судя по всему, этот красиво-отвратительный поджанр ещё долго будет с нами.


В одном из интервью Квентин Тарантино и Джимми Киммел затронули интересный вопрос: что делает фильм по-настоящему идеальным?
По словам Тарантино, идеальными он считает не просто любимые фильмы, а те, которые выходят за рамки личных вкусов и объективно выделяются. «Идеальный фильм в какой-то степени объединяет все эстетические подходы. Может быть, он вам не по вкусу, но ничто не может его испортить».
Какие фильмы Тарантино называет идеальными?
4 ключевых сюжетных приёма в триллерах и ужасах: как создавать напряжение и держать зрителя в страхе

Звонок (2002)
Каждый сценарист был в этой ситуации: у тебя есть мощная концепция, по-настоящему пугающий монстр и герой, которого ты любишь. Но всё равно не получается перенести идею на бумагу. Почему? Потому что придумать момент страха — это одно, а построить вокруг него полноценную историю с развитием — совсем другое.
Как создать напряжение? Как провести сюжет от одной пугающей сцены к другой, не прибегая к дешёвым приёмам?

Apple обновила 14-дюймовый MacBook Pro и оба размера iPad Pro, оснастив их новым чипом M5. Дизайн остался прежним, поэтому всё внимание — на вычислительную мощность: графический процессор нового поколения с 10 ядрами и нейроускорителем в каждом, более быстрый 16-ядерный Neural Engine, увеличенная пропускная способность единой памяти и ускоренные SSD. Предзаказы уже открыты, старт продаж — 22 октября.

Google представила Veo 3.1 — новую версию модели для генерации видео с помощью ИИ, расширяющую функции, впервые показанные в Veo 3.
Версия 3.1 обещает более точную работу с промтами, более плавное преобразование изображений в видео и улучшенную генерацию звука. Veo 3.1 уже доступна через приложение Gemini, Vertex AI и Gemini API. Именно она лежит в основе видеоредактора Flow.

Крушащая машина (2025)
Кристофер Нолан высоко оценил работу Дуэйна «Скалы» Джонсона. В одном из подкастов Нолан отметил: «Считаю, что это потрясающая игра. Не думаю, что в этом году или в большинстве других можно увидеть что-то лучше».

Марсианин (2015)
В начале карьеры сценариста Кори Мэнделла произошёл момент, который изменил для него всё. Будучи ещё студентом киношколы, он продал свой проект Ридли Скотту. На их первой встрече Скотт задал ему вопрос — о чем твой фильм?

Матрица (1999)
Что делать, если вы дошли до середины истории и не знаете, куда двигаться дальше?
Середина сценария часто становится самой сложной частью. Второй акт требует особенно тщательной работы, поэтому полезно изучать фильмы и анализировать, как в них строятся ключевые повороты.
Ниже представлены десять выдающихся центральных поворотов в кино. Эти сцены меняют развитие сюжета, делают историю более захватывающей и дают авторам возможность создавать одни из самых сильных и запоминающихся моментов фильма.

За последние годы опасения по поводу ИИ выросли в разы. Дело не только в лени людей, которые больше не хотят читать и писать, но и в возможности заполнять интернет поддельными видео — не просто сбивающими с толку, а намеренно лгущими.
Теперь, когда вышла Sora 2 и собрала беспрецедентный миллион загрузок всего за несколько дней, интернет наводнили способы убрать водяной знак с видео. Исчезает единственный маркер, который сообщал зрителю: перед ним ролик, созданный ИИ.
Что может пойти не так?

Blackmagic Design только что выпустила DaVinci Resolve 20.2.2 — небольшое, но важное сервисное обновление, устраняющее проблемы с воспроизведением, триммингом и метаданными, появившиеся в версии 20.2. Хотя в этом релизе нет крупных новых функций, он улучшает повседневные рабочие процессы и повышает надёжность на страницах монтажа, цветокоррекции и Fairlight.

Тед Лассо
Независимо от того, даёт ли редактор автору обратную связь, оценивает сценарий для конкурса или готовит рецензию для студии и продюсеров, он ищет одно и то же — увлекательную историю.
Но на что именно обращают внимание редакторы? Что делает ваш сценарий заметным среди сотен других?