Обновление Blender 5.0: поддержка ACES, мощная работа с геометрией и улучшенные симуляции
Прошло немало времени с момента выхода полностью новой версии Blender. Blender 4.0 вышел в ноябре 2023 года. Blender 5.0 обещает оправдать ожидания, благодаря множеству новых возможностей. Ключевые нововведения включают полноценную поддержку цветового управления ACES, способность работать с чрезвычайно плотной геометрией и серьёзные улучшения в симуляции дыма и огня благодаря NanoVDB, а также улучшенному качеству денойзера на GPU.
Цвет
Главная особенность — полностью переработанный цветовой пайплайн, который теперь нативно поддерживает широкие цветовые охваты и HDR-пространства. Это позволяет художникам использовать ACEScg или Rec.2020 в качестве рабочего пространства и экспортировать изображения и видео в HDR и широком цветовом охвате. Всё это значительно упростит интеграцию Blender в современные цветовые пайплайны и рабочие процессы кино, телевидения и VFX.
Кроме того, в рендеринге движок Cycles получает новый проход «Render Time» для выявления участков сцены, которые рендерятся медленнее всего, а также световой проход «Portal Depth». Качество денойзера (особенно OptiX) также улучшено.
Симуляции дыма и огня теперь используют NanoVDB, что обеспечивает лучшую производительность по памяти и повышенное качество объемных эффектов.
Улучшенная геометрия
Работа с геометрией была расширена: Blender 5.0 теперь поддерживает «масштабные буферы» в файлах .blend. Они делают ровно то, что обещают, — позволяют программе работать с гораздо более плотными наборами геометрии. Система Geometry Nodes была дополнена типом объёмной сетки (OpenVDB), SDF-сетками и более продвинутыми рабочими процессами на основе сеток.
В области UV-редактирования полностью переработан процесс синхронизации выделения: выбор UV-угла больше не приводит к автоматическому выделению всех связанных углов, выбор граней в синхронном режиме теперь работает корректно, а также добавлены новые операторы для выравнивания островов, упаковки в пользовательские области и перемещения выделений по тайлам, сетке или пикселям.
Видео-секвенсор и Композитор стали ещё теснее интегрированы: теперь дерево нодов Композитора существует как повторно используемый блок данных и может применяться напрямую к клипам в секвенсоре. А новая панель ассетов позволяет перетаскивать пресеты node-group для таких эффектов, как виньетирование, зерно и хроматические аберрации.
Интерфейс и совместимость
Обновления интерфейса включают новый стартовый файл со сторибордом, более единообразные темы и виджеты, улучшенные панели и элементы управления.
Как обычно при выходе крупной версии, появляются неизбежные вопросы совместимости. Blender 5.0 повышает требования к оборудованию, прекращает поддержку старых GPU и платформ, а также вносит изменения в Python API, которые потребуют обновления множества дополнений. Файлы, сохранённые в формате серии 5.x, не гарантированно открываются в версиях ниже 4.5, поэтому разработчики рекомендуют держать 4.5 установленной параллельно, пока пайплайны и плагины адаптируются.
Цена и доступность
Blender 5.0 уже доступен для загрузки на сайте blender. Как всегда, программа распространяется бесплатно.