Микродрамы (вертикальные сериалы): новый формат, покоривший Азию и Голливуд

Что такое вертикальный сериал (вертикалка или микродрама)? Это формат, пришедший из Азии, где история разбивается на предельно короткие эпизоды — по одной-три минуты каждый. Их называют вертикалками, потому что они сняты специально для просмотра на телефоне, в вертикальном формате, как привычные ролики из соцсетей.
По сути, это мини-сериалы или даже фильмы, разрезанные на микросцены, каждая из которых заканчивается на крючке, чтобы зритель смотрел дальше.
Какой контент чаще всего встречается в вертикалках?
Основной упор — на романтику и мелодраму. Это низкобюджетные, условные, иногда откровенные истории, которые порой настолько странные, что некоторые подозревают участие ИИ. Типичные темы — богачи, оборотни, вампиры и беременности, пишет The Hollywood Reporter.
Среди популярных названий — Король-альфа и его невинная невеста и Шестерняшки-сюрпризы от папочки мафии.
Медиа-аналитик Роберт Стейнер описывает их как «мыльные оперы эпохи TikTok».
Король-альфа и его невинная невеста (The Alpha King and His Virgin Bride)
Бизнес-модель вертикалок
Модель для пользователя проста: первые эпизоды бесплатны, дальше — платный доступ в приложении.
В США крупным продюсером является Crazy Maple Studio, владеющая платформой ReelShort с более чем 55 миллионами активных пользователей в месяц.
Другие популярные приложения: DramaBox, NetShort и Goodshort.
США — один из крупнейших рынков микродрам: выручка достигла $819 миллионов в 2024 году и, по данным Deadline, может вырасти до $3,8 миллиарда к 2030 году.

Шестерняшки-сюрпризы от папочки мафии (Mafia Daddy's Surprise Sextuplets)
Как проходят съёмки вертикалок?
Эти проекты дёшевы и просты в производстве. По словам гендиректора ReelShort Джои Цзя, бюджеты обычно не превышают 300 000 долларов.
Производственный процесс идёт в бешеном темпе. Многие сообщают, что 12-часовые смены — норма. Полнометражный сценарий могут отснять за неделю, а актёрам дают всего 3–5 дублей на сцену (The Hollywood Reporter).
Для работников Голливуда вертикалки — это возможность, хоть и неоднозначная. В городе, где работы почти нет, многие воспринимают такие проекты как единственный способ пополнить резюме и шоурил.
Однако условия труда, по отзывам сотрудников, могут быть тяжёлыми.
Сколько платят за работу над вертикалками?
Сценарист Джон Огаст спросил авторов об их опыте. Один рассказал, что получал 22 доллара в час с частыми неоплачиваемыми перерывами, а генеральный директор публично критиковал сценаристов, приписывая успехи редакторам.
Другой автор описал более благоприятные условия — 40 долларов в час и соцпакет, но добавил: «Это как заполнять пустые ячейки в шаблоне».
А как с профсоюзами?
Вопрос профсоюзного статуса остаётся неясным. Союзы могут контролировать своих членов, но не могут заставить продюсеров подписывать соглашения.
В соглашении WGA есть условия для коротких и малобюджетных форматов, подходящих для вертикалок, но большинство таких проектов остаются вне профсоюзов.
«Чтобы уточнить, вертикалки уже подпадают под WGA. Члены WGA не должны работать над ними, как и над любым контентом без контракта гильдии», — написал Огаст.
Члены IATSE могут работать как на профсоюзных, так и на беспрофсоюзных проектах.
«Вертикалки остаются вне поля зрения профсоюзов, потому что их бюджеты обычно 800 000 — 1 000 000 долларов», пояснил ДеДжон Эллис (менеджер IATSE Local 80 ).
В актёрской среде вертикалки могут называться fi-core работой.
Fi-core — это юридический статус, позволяющий актёру выйти из полного членства в профсоюзе, но продолжать работать на профсоюзных проектах и платить взносы. Такой актёр может брать и профсоюзные, и беспрофсоюзные заказы, включая вертикалки. Статус спорный.
Тем не менее, члены SAG могут работать на профсоюзных вертикалках.
«Вертикальный контент — это, безусловно, зона ответственности SAG-AFTRA и должен всегда покрываться соответствующим соглашением», — заявил представитель профсоюза (via Deadline). «Любой продюсер, желающий привлечь членов SAG-AFTRA, должен обратиться в союз для оформления проекта».

Одни из нас
Будущее Голливуда выглядит мрачно. В недавней статье The Wall Street Journal говорится, что перспективы кинопроизводства в Лос-Анджелесе можно сравнить с «фильмом-катастрофой».
Цифры впечатляют.
По данным Бюро трудовой статистики США, к концу 2024 года в киноиндустрии округа Лос-Анджелес было занято около 100 000 человек. Двумя годами ранее эта цифра составляла 142 000.
Это потеря 42 000 рабочих мест (почти трети всей рабочей силы) — всего за 24 месяца.
И спад, похоже, не собирается останавливаться.

Джеймс Кэмерон обращается к режиссёрам, которые беспокоятся о том, что искусственный интеллект вытеснит творческих людей. Он говорит, что этого не произойдёт.
Его уверенность основана на том, как он выстраивал «творческую культуру» во время работы над новым фильмом Аватар: Пламя и пепел, где он видит, почему люди незаменимы.
В интервью Кэмерон рассказал, что теперь получает так называемые «финальные шоты с первого взгляда», то есть работа над визуальными эффектами одобряется сразу же при первом просмотре. Обычно это почти невероятно — один кадр проходит десятки правок, прежде чем будет готов к производству.
Кэмерон сохраняет человеческий фактор в создании фильмов, одновременно делая процесс более эффективным. Вот что можно у него перенять.

Орудия (2025)
Вот что известно на данный момент.
Внимание: есть спойлеры к фильму «Орудия» 2025.

Netflix запустил новую функцию рекомендаций контента: Your Zodiac Watchlist (Список по знаку зодиака). Что это — гениальный ход или алгоритм Netflix окончательно сошёл с ума?
Давайте разберёмся.

Уже несколько лет все мы гадаем, чем займётся сценарист и режиссёр Квентин Тарантино.
Оказалось, его следующий проект — это не долгожданный десятый фильм. Вместо этого режиссёр пишет театральную пьесу, которая может занять ближайшие два года его карьеры.
В недавнем интервью для The Church of Tarantino режиссёр подтвердил, что пьеса уже завершена.

Ведущие киностудии Голливуда впервые перешли к активным юридическим действиям против генеративного ИИ — начав дело, которое может кардинально изменить правила обучения, лицензирования и монетизации киноизображений в эпоху машинного творчества. Disney и NBCUniversal подали в суд на Midjourney.

Прошло тринадцать лет с момента выхода фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2», который завершил киноприключение Гарри. И теперь волшебный мир готовится к возвращению — на этот раз в формате эпизодического сериала.

The Hollywood Reporter опубликовал подробный анализ финансового состояния крупнейших студий Голливуда.
Давайте посмотрим, какие студии зарабатывают — и за счёт чего.

Шестой эпизод второго сезона сериала HBO «Одни из нас» показал зрителям жизнь Элли и Джоэла до того, как Эбби осуществила свою месть. Он не только дал ответы о судьбе Юджина и причинах, по которым Гейл была справедливо расстроена смертью мужа, но и напомнил, что сделало связь между Джоэлом и Элли такой особенной — и почему ее разрыв был таким душераздирающим. Стоя на крыльце их дома в Джексоне, Элли потребовала правду о том, что на самом деле произошло с «Огненными мухами» в госпитале Солт-Лейк-Сити, где Джоэл спас ее, и наконец получила ответы, которые искала. Этот момент явно изменил их отношения, и хотя она хотела простить его, у них так и не было времени полностью восстановить связь.
Новый кадр из фильма «Фантастическая четвёрка: Первые шаги» даёт поклонникам самый чёткий взгляд на основную команду — ещё до их превращения в супергероев. И уже на этом этапе заметна стилизованная ретро-футуристическая эстетика, которой Marvel дразнила поклонников ранее в этом году.
На изображении — Педро Паскаль в роли Рида Ричардса (он же Мистер Фантастик), рядом с ним — Ванесса Кирби в образе Сью Шторм (она же Невидимая женщина), Джозеф Куинн в роли Джонни Шторма (Человека-факела) и Эбон Мосс-Бакрак в роли Бена Грима (он же Существо). Все четверо облачены в классические скафандры астронавтов, готовясь к судьбоносной миссии, которая изменит их жизни навсегда. Интересно, что может пойти не так?
