Cоветы Стивена Содерберга начинающим режиссёрам
Сценарист, режиссёр, оператор и монтажёр Стивен Содерберг владеет множеством талантов, но своей долговечностью в профессии он обязан прежде всего одному навыку.
«Я тот, кто старается быть адаптивным», — сказал Содерберг в интервью подкасту Toolkit от IndieWire. — «Я чувствую себя тараканом индустрии: нет такой её версии, в которой я не смог бы работать, как бы ядерно ни шарахнуло».

За 36 лет в кино и на телевидении Содерберг пережил и взлёты, и падения, и смену трендов, и технологические революции. И всё это время он оставался невероятно продуктивным: перезапускал умершие франшизы вроде «Друзей Оушена», снимал фильмы на iPhone, экспериментировал с само-дистрибуцией. Какими бы ни становились способы смотреть и делать кино — он продолжал снимать оригинальные и неожиданные проекты.
Именно поэтому, учитывая, насколько сложно в 2025-м приходится независимым режиссёрам, мы спросили у Содерберга: что бы он посоветовал тем, кто только снимает свой первый полнометражный фильм?
«Сейчас, если говорить о том, что привлекает внимание и вызывает обсуждения, — будь я начинающим режиссёром и имел хотя бы малейшую склонность к этому, я бы сделал ставку на жанр хоррора или триллера», — сказал Содерберг.
Его дебют «Секс, ложь и видео» (1989) считается одним из самых успешных инди-дебютов в истории — именно он во многом дал старт волне американского независимого кино 90-х. Скромный по масштабу фильм не только получил признание критиков и фестивальные награды, но и неожиданно собрал в прокате, пробив ностальгическую жажду зрителей по взрослому авторскому кино 70-х.
«“Секс, ложь” — это просто моя попытка “содрать” [фильм Майка Николса 1971 года] “Интимная жизнь”», — честно признаётся Содерберг. — «Он был специально сделан маленьким — чтобы был дешёвым. Если вы только начинаете, лучшее решение — работать в жанровой нише. Это проще финансировать. И именно в хорроре сегодня происходит много самого интересного кино».
С 2008 года, после «Че: Часть I и II», Содерберг называет себя исключительно жанровым режиссёром. За последние 17 лет он снял десятки проектов: «Заражение» — это хоррор, «За канделябрами» — байопик, «Лик» — медицинская драма, и так далее. Для него жанр — это способ достучаться до аудитории, а ещё — это структура, которая освобождает.
«Я говорил и продолжаю говорить: жанр — это отличная платформа для любых идей, которые вас волнуют», — объясняет Содерберг. — «В выигрыше остаются все. Если вы уважаете законы жанра, зритель получает свою “поверхностную” часть, а под ней вы можете прятать всё, что угодно, чтобы фильм не был одноразовым, как пластиковая ложка».
Содерберг также уверен, что несмотря на весь пессимизм по поводу будущего кино, есть надежда на новое поколение независимых режиссёров — и новую артхаусную аудиторию, которая их примет.
«Хорошие новости — по словам людей из Neon, Focus и A24, молодёжь продолжает ходить в кино. И цифры это подтверждают», — говорит он.
Режиссёр «Black Bag» считает, что одна из причин ощущения упадка в кино — это устаревшие метрики успеха. В пример он приводит Metrograph — независимый кинотеатр в Нью-Йорке, который сумел найти молодую городскую аудиторию благодаря дерзкой программной политике и теперь занялся дистрибуцией.
«Я очень плотно общаюсь с Metrograph, потому что это масштабируемая модель: городок на 25–30 тысяч человек вполне может содержать свой Metrograph», — объясняет Содерберг. — «Нам надо пересмотреть понятие успеха и перестать мерить всё по студийному шаблону. Metrograph по всем параметрам успешен. Так что вопрос в другом: сможем ли мы сделать двадцать таких кинотеатров? Потому что это уже настоящая индустрия».
Критики утверждают, что новая часть франшизы «Пункт назначения» оправдывает ожидания: изобретательные смерти, мрачный юмор и отсылки к прежним фильмам радуют поклонников и пугают новичков.
Прошло 14 лет с момента выхода последнего фильма серии, но хоррор-франшизы не умирают — и шестая часть возвращается с треском, грохотом и массой жестоких способов умереть тем, кому раньше удалось избежать гибели. Те, кто боится нелепых несчастных случаев, будут напуганы до дрожи, а преданные фанаты получат своё — механизмы смерти в духе Руба Голдберга, мрачные шутки и приятные пасхалки.
Пункт назначения 6: Узы крови (2025)
Что такое боди-хоррор? Даже заядлым фанатам ужасов бывает сложно внятно объяснить, что такое фильмы в жанре боди-хоррора. В этом материале мы дадим определение боди-хоррора, проследим его развитие и обсудим, какое место он занимает в современном кино. А ещё — приведём много примеров лучших фильмов жанра.


Оппенгеймер (2023)
Что делать, если сцена никак не пишется? Вы смотрите на пустой холст редактора и не можете написать ни строчки. Пустая страница насмехается над вами. Творческий импульс умирает.
Мы все через это проходили.
The Oxford Writer называет это попаданием «в ту часть морской карты, где ничего нет, кроме надписи, которую делали старые картографы: “Здесь водятся драконы.”»
Но это не безвыходная ситуация. Неважно, пишете ли вы сценарий или роман — вот несколько советов, как справиться с блоком.

Изгой (2000)
Фильм Роберта Земекиса «Изгой» — это целый спектр эмоций, упакованных в два часа двадцать три минуты. В главной роли талантливый Том Хэнкс. История рассказывает о менеджере FedEx Чаке Ноланде, чья жизнь навсегда меняется после того, как он оказывается на необитаемом острове, выжив в авиакатастрофе.
На поверхности это история о выживании и изоляции. Но со временем акцент смещается на глубокую психологическую трансформацию Ноланда, вызванную одиночеством, и его борьбу за возвращение в общество после спасения из четырехлетнего плена.
Земекис наполняет этот трогательный рассказ визуальными мотивами и символами. В этой статье разбираемся, как он превратил неодушевлённый волейбольный мяч в ключевой эмоциональный центр повествования.

Константин Соколов
Для написания своих сценариев я использую метод, сложившийся у меня с годами. Сейчас поделюсь.
Текст написал и подготовил Константин Соколов.

Орудия (2025)
Вот что известно на данный момент.
Внимание: есть спойлеры к фильму «Орудия» 2025.
GoPro отвечает DJI и Insta360 новой флагманской 360° экшн-камерой MAX2

В тот же день, когда DJI официально представила новую экшн-камеру Osmo Nano, GoPro ответила анонсом своего нового флагмана MAX2 — 360° экшн-камеры с поддержкой настоящего 8K видео, что обеспечивает разрешение на 21% выше, чем у конкурентов.
Создатели экшн-контента выигрывают больше всего, так как компании вкладывают серьезные средства в исследования и разработки в сегменте экшн-камер.
Давайте рассмотрим новую GoPro MAX2 и её возможности записи в True 8K 360°.

Новый DJI Osmo Nano обещает стать одним из самых полезных устройств для съёмки от первого лица на рынке. С модульным конструктивным дизайном весом всего 52 г (0,1 фунта) и 1/1,3-дюймовым сенсором, способным снимать 4K-видео до 120 кадров/с с 10-битной цветопередачей и возможностью записи в профиле D-Log M, DJI Osmo Nano может стать лучшей экшн-камерой компании на сегодняшний день.
Давайте посмотрим, что предлагает DJI Osmo Nano для путешествий, влогов и съёмки POV-контента.

Всего неделю назад вышло обновление DaVinci Resolve 20.2, а теперь Blackmagic Design выпустила небольшую, но важную доработку с впечатляющими новыми функциями и улучшениями.
Обновление DaVinci Resolve 20.2.1 уже доступно.
Оно включает: более стабильное редактирование с ripple trimming, усовершенствованное копирование и вставку атрибутов, расширенное распознавание дорожек при работе с исходным материалом на таймлайне и другие улучшения
Вот всё, что нужно знать об обновлении.

Бесславные ублюдки (2009)
Каждый автор хотя бы раз писал сценарий, который казался рабочим, но в ответ от друзей или продюсеров тишина.
Обычная реакция — обвинить читателей: «они не понимают мой сценарий и просто не видят его потенциал». Но путь профессионала начинается с поиска причины, почему текст не сработал.
Сценарий, который не зацепил, — это не провал, а часть процесса. Настоящая ошибка в том, чтобы закрывать глаза на проблемы и не исправлять их. У большинства слабых сценариев встречаются одни и те же типовые просчёты.
Ниже — разбор этих ошибок и способы их избежать.