Cоветы Стивена Содерберга начинающим режиссёрам
Сценарист, режиссёр, оператор и монтажёр Стивен Содерберг владеет множеством талантов, но своей долговечностью в профессии он обязан прежде всего одному навыку.
«Я тот, кто старается быть адаптивным», — сказал Содерберг в интервью подкасту Toolkit от IndieWire. — «Я чувствую себя тараканом индустрии: нет такой её версии, в которой я не смог бы работать, как бы ядерно ни шарахнуло».
За 36 лет в кино и на телевидении Содерберг пережил и взлёты, и падения, и смену трендов, и технологические революции. И всё это время он оставался невероятно продуктивным: перезапускал умершие франшизы вроде «Друзей Оушена», снимал фильмы на iPhone, экспериментировал с само-дистрибуцией. Какими бы ни становились способы смотреть и делать кино — он продолжал снимать оригинальные и неожиданные проекты.
Именно поэтому, учитывая, насколько сложно в 2025-м приходится независимым режиссёрам, мы спросили у Содерберга: что бы он посоветовал тем, кто только снимает свой первый полнометражный фильм?
«Сейчас, если говорить о том, что привлекает внимание и вызывает обсуждения, — будь я начинающим режиссёром и имел хотя бы малейшую склонность к этому, я бы сделал ставку на жанр хоррора или триллера», — сказал Содерберг.
Его дебют «Секс, ложь и видео» (1989) считается одним из самых успешных инди-дебютов в истории — именно он во многом дал старт волне американского независимого кино 90-х. Скромный по масштабу фильм не только получил признание критиков и фестивальные награды, но и неожиданно собрал в прокате, пробив ностальгическую жажду зрителей по взрослому авторскому кино 70-х.
«“Секс, ложь” — это просто моя попытка “содрать” [фильм Майка Николса 1971 года] “Интимная жизнь”», — честно признаётся Содерберг. — «Он был специально сделан маленьким — чтобы был дешёвым. Если вы только начинаете, лучшее решение — работать в жанровой нише. Это проще финансировать. И именно в хорроре сегодня происходит много самого интересного кино».
С 2008 года, после «Че: Часть I и II», Содерберг называет себя исключительно жанровым режиссёром. За последние 17 лет он снял десятки проектов: «Заражение» — это хоррор, «За канделябрами» — байопик, «Лик» — медицинская драма, и так далее. Для него жанр — это способ достучаться до аудитории, а ещё — это структура, которая освобождает.
«Я говорил и продолжаю говорить: жанр — это отличная платформа для любых идей, которые вас волнуют», — объясняет Содерберг. — «В выигрыше остаются все. Если вы уважаете законы жанра, зритель получает свою “поверхностную” часть, а под ней вы можете прятать всё, что угодно, чтобы фильм не был одноразовым, как пластиковая ложка».
Содерберг также уверен, что несмотря на весь пессимизм по поводу будущего кино, есть надежда на новое поколение независимых режиссёров — и новую артхаусную аудиторию, которая их примет.
«Хорошие новости — по словам людей из Neon, Focus и A24, молодёжь продолжает ходить в кино. И цифры это подтверждают», — говорит он.
Режиссёр «Black Bag» считает, что одна из причин ощущения упадка в кино — это устаревшие метрики успеха. В пример он приводит Metrograph — независимый кинотеатр в Нью-Йорке, который сумел найти молодую городскую аудиторию благодаря дерзкой программной политике и теперь занялся дистрибуцией.
«Я очень плотно общаюсь с Metrograph, потому что это масштабируемая модель: городок на 25–30 тысяч человек вполне может содержать свой Metrograph», — объясняет Содерберг. — «Нам надо пересмотреть понятие успеха и перестать мерить всё по студийному шаблону. Metrograph по всем параметрам успешен. Так что вопрос в другом: сможем ли мы сделать двадцать таких кинотеатров? Потому что это уже настоящая индустрия».