Как придумать сценарий. Техника “что, если…”
Сегодня — тот самый первый шаг, с которого начинается работа над сценарием фильма. В этом уроке — минимум теории, максимум практики. Твоя задача — выписать все идеи, которые могли бы стать основой для фильма, сериала или даже игры.
Это текстовая версия видеоурока №1 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет. Креативная техника "ЧТО, ЕСЛИ..." Сценарное мастерство (УРОК 1) / Prepropost
Почему не стоит писать сценарий на первую попавшуюся идею
Допустим, у тебя уже есть идея. Ты в неё веришь, горишь и хочешь быстрее писать. Понимаю. Но не торопись. Прежде всего нужно убедиться, что это та сама идея, которой можно посвятить месяцы и даже годы работы. Данный совет основан на статистике, которую приводит Джон Труби в своей книге Анатомия истории. Он говорит о том, что 90% авторов ошибаются на этапе создания замысла для сценария.
«Если строители неправильно заложили фундамент, никакие работы на верхних этажах не придадут зданию устойчивости, пусть даже вы придумали отличных героев, мастерски владеете сюжетом или пишите гениальные диалоги. Если замысел слаб, сценарий не спасти».
Сценарий — это марафон. И прежде чем его бежать, надо убедиться, что ты выбрал правильный маршрут. Лучше потратить день на отбор идей, чем год на сценарий, который не сработает.
Чтобы не попасть в 90% плохих сценаристов, мы делаем три вещи:
- Придумываем как можно больше идей
- Разбираем каждую — где потенциал, где слабость
- Выбираем лучшую и начинаем прорабатывать её в деталях
Даже если ты уверен в своей идее — пройди с нами этот путь. Вдруг рядом окажется идея покруче?
Практика
Всё, что от тебя требуется — начать писать.
Шаг 1. Подготовь рабочее место
Блокнот, заметки, Гугл-док — неважно. Главное — чтобы удобно было записывать.
Шаг 2. Запиши все идеи, которые рассматриваешь в качестве сценария
Записывай в свободной форме. Кратко. Суть.
Не фильтруем идеи — пусть будут странные, сырые, дикие. Сейчас не время включать внутреннего критика. Наоборот — задача на количество, а не качество. Начинай записывать все, что приходит в голову.
Можно включить таймер на 15-20 минут и устроить мозговой штурм.
Что делать, если вообще нет идей для сценария?
Есть проверенный метод, который используют многие сценаристы: "что если...".
Суть простая: придумай экстремальную ситуацию, а потом брось туда героя. Посмотри, как он выкрутится. Или не выкрутится — и в этом тоже будет драма.
Например:
Что, если друзья теряют жениха на мальчишнике, а свадьба — через пару часов?
Что если существует кладбище, которое воскрешает мертвых?
Что если астронавт остался один на Марсе?
Что если отчаянная мать будет воевать со всем городом?
Что если Земля стала непригодной для жизни, и астронавты ищут новую планету?
Что если на Титанике завязывается история любви?
Что если Чужой дерется с Хищником?
Что если у героя есть всего один день, чтобы спасти брата?
Ты не пишешь пока сценарий фильма, ты просто набрасываешь зерна, из которых может вырасти история.
Небольшой лайфхак
Хочешь усилить идею? Добавь пару вводных о персонаже:
- Пол, возраст
- Одна характеристика: профессия, талант, слабость
- Безвыходная ситуация, в которую он или она попали
- Что будет делать герой, чтобы выбраться?
Так ты начнешь чувствовать структуру — и уже будешь ближе к тому, как правильно написать сценарий, который потом можно превратить в поэпизодник, синопсис или тритмент.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент https://t.me/prepropost
Если ты мечтаешь работать в кино как сценарист, придумывать героев, строить конфликты и создавать целые миры — путь начинается не с камеры и съёмок, а с понимания структуры истории. А значит — с обучения.
Сегодня я расскажу о бесплатном видеокурсе по сценарному мастерству, который может стать твоей точкой старта, даже если у тебя пока только одна мысль: «Хочу писать кино».

На выставке IBC 2025 в Амстердаме Avid представит новые обновления с ИИ для Media Composer, Pro Tools и MediaCentral, а также расширенные API и интеграции с партнёрами, которые внедряют автоматизацию прямо в редакционные процессы.
Новые функции решают распространённые проблемы на производстве — от транскрибации и перевода до управления медиа и планирования новостных выпусков. Вместо того чтобы выпускать отдельные ИИ-продукты, Avid встраивает автоматизацию в уже привычные редакторам, звукорежиссёрам и вещателям инструменты.

Тихое место (2018)
"Правила" сценарного мастерства часто воспринимают как священные истины. Важно изучить стандарты и понимать, какие правила существуют.
Но некоторые из них больше похожи на рекомендации, и, когда вы знаете, какие границы можно раздвинуть, появляется простор для экспериментов.
Мы расскажем, какие правила можно нарушать. Но сначала одно важное замечание — формат имеет значение. Стандарты оформления нужны, потому что сценарий должны легко читать целые команды. Если вы не указываете локации или меняете имена персонажей каждые пару страниц, это только создаст путаницу.
Но помните: задача не запутать, а удержать внимание читателя и сделать историю понятной. Поэтому будьте осторожны с форматированием.
Теперь к правилам, которые можно нарушать.

Новая серия светильников LITEMONS LE, судя по всему, изначально была разработана так, чтобы их было легко использовать на съемочной площадке, а также чтобы обеспечить немного более мягкий свет, чем обычно дают универсальные LED-модели. Каждая из трёх моделей серии — LE200Bi, LE300Bi, LE600Bi — оснащена встроенным блоком питания. Это значит, что внешний адаптер не нужен, установка проходит быстрее, а портативность выше: светильники работают напрямую от сети 100–240 В, достаточно подключить прилагаемый кабель питания.

Побег из Шоушенка (1994)
Адаптированный сценарий — это непростая задача. Нужно найти самую суть и душу исходного материала, а затем безжалостно его перекраивать и подгонять под большой экран.
Иногда в этом процессе можно потеряться. Поэтому я составил чек-лист для авторов, которые пишут адаптированные сценарии.

Макгаффин — это предмет, который все в фильме хотят, но для зрителя он на самом деле не имеет значения. Иногда мы даже не знаем, что это за макгаффин, и это нормально.
В любом случае это то, что движет сюжет и мотивирует персонажей — и иногда этот предмет становится более знаковым, чем сам фильм.
Мы собрали пять знаменитых макгаффинов, но прежде чем переходить к ним, давайте разберёмся, что такое макгаффины на самом деле.

История о том, как Тарантино пробился в Голливуд вопреки всем прогнозам в 90-е, достойна изучения в любой киношколе.
После феноменального успеха фильма «Криминальное чтиво» многие сомневались, не окажется ли этот киноман-вундеркинд временным явлением или хватит ли ему сил остаться в индустрии надолго. Спустя десятилетия Тарантино доказал, что умеет стратегически выстраивать карьеру так, чтобы оставаться верным своему творческому видению и при этом обеспечить себе долгую жизнь в профессии как сценариста и режиссёра.

Писателей часто представляют с чашкой кофе, за ночными марафонами письма и способностью на часы уходить в мир своих историй. Но в погоне за дедлайнами и вдохновением легко забыть о своём здоровье.
Физическое здоровье и психическое благополучие тесно связаны, и для писателя поддержка обоих аспектов помогает сосредоточиться, улучшить креативность и избежать выгорания.