Питчинг в лифте: как за 30 секунд заинтересовать продюсера

У вас может быть отличный сценарий, но всё решает то, как вы его подадите. Питчинг в лифте — это умение рассказать о своей истории за 30–60 секунд так, чтобы зацепить продюсера или режиссёра.
Это может быть ваш единственный шанс — и, скорее всего, он будет коротким. Именно поэтому навык питчинга важен для сценариста.
В этой статье поговорим о том, как подготовиться к питчингу, и поделимся шаблоном, который поможет представить вашу историю грамотно, кратко и уверенно.
Что такое питчинг в лифте?
Идея питча основана на том, что однажды вы можете оказаться в лифте с нужным человеком — и у вас будет всего от тридцати секунд до двух минут, чтобы рассказать ему о своей потрясающей идее.
Звучит безумно? И отчасти так и есть — вам потребуется мгновенное обаяние, а, скорее всего, человек в лифте вообще не будет настроен обсуждать работу.
Но эта модель существует уже давно и помогла бесчисленному количеству креативщиков и профессионалов из других сфер быстро формулировать свои идеи и эффективно их презентовать.
Это серьёзный вызов — но если вы справитесь с питчем даже в таком невероятном сценарии, то перед вами открываются все горизонты.
Как написать питч для лифта
Лучше всего начать с самой сути идеи — того элемента, который вас изначально зацепил.
Что заставляет вас сесть и писать? Что вызывает у вас желание увидеть этот фильм? Ответы на эти вопросы — ключ к вашему питчу.

Для каких ситуаций нужен питч
Вы делаете питч, когда у вас есть всего несколько минут с продюсером, когда участвуете в питч-фестивале, идёте на встречу в студию или ищете финансирование у инвесторов.
Это лишь распространённые ситуации, но их может быть гораздо больше. Вы хотите убедить продюсера, что для этой сцены нужно дорогое оборудование. Хотите убедить актрису, что роль, которую вы написали, идеально ей подходит и она должна согласиться.
Умение делать питч, а особенно — это навык, который пригодится вам всегда.
Питч должен свести вашу идею к сути и ясно донести до нужного человека её ценность. Ставки высоки, так что вы должны сделать всё правильно.
Питч для лифта — это стрессовая ситуация. Но не паникуйте! Мы вас выручим!
Сколько длится питч фильма?
Питч может длиться от тридцати секунд до пары минут, а может и целый час. Но в профессиональной обстановке, будь то открытое задание или собственная идея, я стараюсь укладываться в 10–15 минут. Может показаться, что это долго, но вам нужно успеть многое. Главное — не затянуть так, чтобы людям стало скучно.
Хотите научиться делать питч? Смотрите стендап. Стендап-комедия очень похожа на питчинг идей, потому что и то, и другое требует выступления.

Вы рассказываете историю, поэтому хотите вызвать положительную реакцию. А не зевоту. Лучшие питчи оставляют место для вопросов. Обычно, чем больше вам задают вопросов, тем больше людей зацепило во время питча. Чаще всего у вас не будет много времени — или вы просто не захотите тратить всё время на саму презентацию.
Как использовать навыки питчинга в лифте
Конечно, вы можете презентовать идею фильма за пятнадцать минут, но наша цель — сократить всё до максимально короткого варианта.
Почему?
Потому что если короткая версия сработает — попросят рассказать больше. Вы начинаете с малого, и этим вызываете интерес.
Это лучше, чем наоборот, правда?
Пример питча для фильма
«После того как Сэмми умирает от лейкемии, его лучший друг Джимми и ещё несколько друзей собираются, чтобы очистить его комнату от всего лишнего. Что они забирают? Всё то, что ты бы не хотел, чтобы нашли твои родители, если бы ты умер: алкоголь, порно, запрещённые вещества и всё остальное, что есть в телефоне. Это — минимум, что они могут сделать для погибшего друга. Они хотят уничтожить телефон, но находят случайное видеосообщение, где Сэмми просит похоронить его в футбольной форме. Родители отказываются, и тогда Джимми ведёт друзей через весь город, чтобы исполнить последнюю просьбу друга… но случайно крадёт его тело. Ситуацию усугубляет то, что отец Сэмми — начальник полиции, и он теперь яростно гонится за ними. Мы наблюдаем, как эти подростки сталкиваются с любовью, дружбой и трупом, осваивая главный урок взросления — утрату. В финале каждый из них примиряется со своими чувствами и прощается. Тело друга можно носить с собой только одну ночь. Но его память — с тобой навсегда».
"Друзья до гроба"
Хотя это и не идеальная выжимка истории, надеюсь, она оставляет у вас желание узнать больше. Вы чётко понимаете, что это драма о взрослении, видите комедийные вкрапления и чувствуете, что история может вызвать слёзы.
Когда вы готовите питч фильма, я считаю полезным написать отдельный документ с питчем. Структурировать мысли и заранее всё продумать — это часть процесса обучения, как писать питч для лифта.
Документ с питчем помогает выделить то, что нужно подчеркнуть в устной презентации, и заодно служит как «материал, который можно оставить после встречи».
Что значит «оставить после встречи»?
Это документ, который вы буквально можете оставить (или ваш менеджер может отправить его позже), чтобы руководители могли вернуться к вашей идее. К сожалению, сейчас многие питчи проходят по принципу «массового забега». Есть много других сценаристов, которых вы должны превзойти, и наличие такого документа может выделить вас среди остальных.
Умение писать питч для лифта означает, что документ будет коротким, эффективным и запоминающимся. Он также напомнит продюсерам, кто вы. А это важно.
Наконец, это наименьшее количество бесплатной работы, которое при этом помогает выглядеть подготовленным и профессиональным на встрече.
Но как должен выглядеть такой документ?
Как пользоваться шаблоном питча для лифта
Я каждый раз структурирую свой питч одинаково — именно поэтому этот шаблон такой полезный.
Сначала я рассказываю, откуда у меня возникла эта идея. Какова моя личная связь с историей, мой эмоциональный крючок? Как упоминалось ранее, это также связано с той самой центральной идеей, которая зацепила вас в первую очередь.
Это сердце питча для лифта — и всего проекта.
Здесь нужно копать глубоко. Люди снимают фильмы по разным причинам, но вы должны показать, что именно вы — лучший человек для этой истории, потому что вы понимаете сюжет, ставки и персонажей. Что в вашей жизни делает вас идеальным кандидатом?
Никто не подаёт питч из личной мотивации так, как Дон Дрейпер в первом сезоне «Безумцев».
После того как я обозначаю свой эмоциональный центр, я перехожу к логлайну, персонажам и делю рассказ на три акта, а также говорю, чего ждать в самом конце фильма.
Иногда я упоминаю схожие фильмы или сериалы (референсы), чтобы показать, что уже есть на рынке и почему стоит вложиться именно в мою идею.
Я использую эту структуру, чтобы выложить все идеи на бумагу, но когда приходит время питчить вживую — читать с листа нельзя. Нужно выступать. А это может быть немного страшно.
Поэтому отложим шаблон питча и поговорим о том, как вести себя и реагировать в комнате.
Как успешно провести питч
Многие советы из этого раздела я почерпнул как из собственного опыта, так и из подкаста Джона Огаста и Крейга Мейзина под названием ScriptNotes.
Они оба намного опытнее меня, поэтому в стратегиях я полагаюсь на них. Но я внимательно разобрал их советы и советы других наставников, и сейчас расскажу, что работает лично для меня, когда я презентую идею.
Начнем с самого начала:
Вы заходите в комнату. Там несколько человек. Возможно, вы мокрые от пота… Но всё нормально! Вы готовы к питчу…
До того как питч начнётся, важно наладить контакт с людьми в комнате. Это отличное время, чтобы почувствовать атмосферу и уловить настроение слушателей.
Вот что советует Джон Огаст:
Вот почему первые три-четыре минуты пустой болтовни на самом деле очень важны — они помогают установить базовое ощущение того, какая атмосфера в комнате. Если вы зайдёте и сразу скажете: „Ладно, вот мой питч“, скорее всего, хороший результат не получится. Но если вы проведёте такие небольшие разговоры типа: „Что вы смотрели?“ „Над чем сейчас работаете?“ „О, где вы взяли эту безделушку на кофейном столике?“ — такие вещи очень помогают настроиться и войти в курс дела.
Джон Август
Разговор помогает всем расслабиться. Если вас нанимают писать сценарий, вам предстоит много времени провести с этими людьми. Вы фактически прилагаете много усилий, чтобы показать им, насколько с вами весело общаться и как легко с вами работать, когда дела идут тяжело.
Совсем недавно кто-то сказал мне, что мой питч был просто нормальным, но меня взяли, потому что они не могли представить, что будут работать с двумя другими людьми, которых они слушали. Это не высокая похвала, а просто факт жизни.
Людям важно, с кем они работают, так что найдите время, чтобы спросить их о выходных, понравился ли им последний фильм или что они смотрят по телевизору.
Затем найдите искусный способ плавно перейти от этих тем к питчу. Это звучит сложно, но делать это нужно, когда они сами начнут спрашивать о вашей жизни или выходных.
Используйте свою жизнь, чтобы показать, что именно привлекло вас к проекту. Вы хотите создать личную связь с вашим кино-питчем, чтобы они увидели, что вы — лучший человек для этой работы.
Сценарист Крейг Мэйзин сказал следующее о питчинге:
Мне нравится начинать с того, что говорю: "Вот почему я всегда хотел написать такой фильм". Или: "Вот чем я интересуюсь". Я хочу вписать историю, которую рассказываю, в контекст личной страсти, потому что считаю, что это сразу развеивает неприятный запах в комнате. А этот запах — цинизм, потому что когда кто-то приходит с питчем, он пытается что-то вам продать. Они стучатся в вашу дверь с набором для пылесоса и хотят вам что-то продать. И все это знают, и это немного цинично. Мне нравится как бы вымести этот запах, говоря: „Да, конечно, я здесь, чтобы продать вам пылесос, но на самом деле для меня это эмоционально, и вот почему.“ Даже если это комедия. В её основе есть что-то важное для меня.
Крэйг Мэйзин
Крейг делает отличный вывод. Единственный способ выделиться в таких комнатах — показать, почему именно ВЫ ДОЛЖНЫ быть тем человеком, который напишет эту идею. Вы хотите остаться в памяти продюсеров. Убедитесь, что ваш личный раздел также отражает жанр проекта, который вы презентуете.
Не рассказывайте травматичную историю для комедии, не начинайте с шуток, если работаете над драмой.
Нельзя научиться писать питч и успешно его представить, не умея считывать настроение окружающих. Иногда продюсеры и руководители бывают в плохом настроении. Это не ваша вина, но вы должны научиться с этим справляться.
Я стараюсь слушать не меньше, чем говорить, когда рассказываю свою личную историю.
Есть большая вероятность, что они услышат 20 питчей. Ваш выделится, если вы умеете чувствовать настроение участников питча и связать свою личную историю с чем-то важным для них.
Или вы можете их очень сильно рассмешить.
После того как личная связь установлена, я перехожу к тому, как пришла идея. Что стало её искрой? Если я презентую чужой проект, я немного модифицирую это. Пытаюсь показать, как моя жизнь пересекается с историей, и как это меня привлекло, а также как хочу внести свой взгляд в уже представленные замечательные части.
Далее я даю краткий логлайн. Хочу, чтобы логлайн обозначил жанр, ставки и обозначил главного героя и антагониста.
После того как я создаю картину с помощью логлайна, разбираю персонажей. Кого мы будем наблюдать и почему? Какую арку они пройдут за фильм?
Какими они кажутся при встрече? Что происходит в первом акте, что погружает нас в основную историю?
Когда доходим до сути первого, второго и третьего актов, я люблю использовать стратегию трейлера.
Я визуализирую трейлер для описываемого фильма. Обычный трейлер длится около двух с половиной минут. Я разворачиваю каждую часть и плавно ввожу всех в сюжет.
Первый акт — это знакомство с персонажами и понимание их жизненной ситуации.
Второй акт — описание того, как начинают меняться события, и подборка ярких сцен, которые нас ждут. Какие препятствия в этой истории? Какие моменты люди будут обсуждать в фойе? И затем я наношу удар по чувствам. Я рассказываю, как во втором акте всё начинает идти наперекосяк. Перечисляю все неудачи персонажей. И показываю, как сильно им достаётся.
Потом завершаю третьим актом. Рассказываю, как всё начинает срастаться, как герои продолжают бороться, и события идут к развязке. Затем акцентирую внимание на последней яркой сцене — самой весёлой, эмоциональной или и на том и на другом.
Наконец, говорю, где мы оставляем персонажей. Это эффектный финал? Открытый конец для сиквела? Неожиданный поворот? Опять трогаю за душу и заставляю их захотеть рассказать друзьям о фильме.
Если это оригинальная идея, я также люблю немного исследовать рынок. С какими успешными фильмами её можно сравнить? Когда я говорю «успешными», я имею в виду и коммерческий, и критический успех.
Вот как презентовать фильм. Но базовые навыки подходят для любого питча.
Одна из ошибок, которую я совершал в начале, была в том, что я презентовал идеи, не учитывая похожие успешные проекты. Это ошибка, потому что в Голливуде деньги имеют значение.
Поэтому выбирайте успешные фильмы того же жанра. Те, которые смотрит каждый.
Итак, теперь, когда вы понимаете, как делать питч... где вы собираетесь это делать?
Где презентовать фильм
Питчи фильмов бывают самых разных форм и масштабов. Вы можете общаться с независимыми продюсерами или с директором киностудии. Всё зависит от идеи, людей, стоящих за ней, и от вашего положения в карьере. Многие сценаристы А-класса не берутся за мелкие проекты. Это хорошая новость для вас, но всё равно вам придётся превосходить множество других авторов, которые пытаются получить задание в индустрии.
Чаще всего питчи делают для открытых сценарных заданий, или OWAs.
OWA — это проекты в продакшн-компаниях или студиях, которые находятся в разработке уже некоторое время. Люди всегда ищут свежий голос, чтобы обновить интерес к статьям, сценариям или книгам. Также часто приобретают другие объекты, такие как игры, ремейки фильмов и даже игрушки, для которых нужно написать истории.
Возможно, вам повезёт и вы однажды поедете в лифте с крупным продюсером. Если у вас хватит смелости, и он спросит, имейте готовый тридцатисекундный питч.
Никогда не знаешь, что может случиться, если вызовешь чей-то интерес.
Вам также может понадобиться отточить питч для питчфеста. Питчфесты — это конкурсы, где сценаристы по очереди представляют свои идеи потенциальным агентам, менеджерам и продюсерам. Они презентуют свои идеи за несколько минут, чтобы проверить, смогут ли заинтересовать.
Я никогда не считал питчфесты эффективными или стоящими вашего времени и денег. Но, возможно, вы думаете иначе.
В любом случае вам понадобится чёткий и захватывающий питч для всех этих ситуаций.
Когда я только начинал, я провалил десятки питчей фильмов. Но это оказалось благословением. Это заставило меня сосредоточиться на описании основных моментов фильма. Мои питчи часто затягивались, и я тратил слишком много времени на мелочи, вместо того чтобы выделить, что делает фильм интересным.
Заключение
Я понимаю, что здесь было много информации, но эффективный питч становится важным, когда вы хотите прорваться в индустрию. И более того — это навык, который вы можете использовать каждый день, постоянно.
Научиться питчить фильм — это не просто заполнить шаблон, это умение выступать вживую.
Возьмите своего друга или родственника и попробуйте рассказать им свой фильм.
Пока не очень хорошо получается? Не страшно. Продолжайте учиться, тренируясь снова и снова.