Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 09 августа 2025 в 10:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Путь героя Джозефа Кэмпбелла: как написать сильный сценарий за 17 шагов

Велика вероятность, что если вы хоть раз задумывались о написании сценария, то вы уже слышали о Пути Героя.

Кто-то из знакомых сценаристов мог клясться, что он незаменим. Преподаватель кино мог посоветовать прочитать о нём. А может, вы просто услышали, как бариста в вашей любимой кофейне рассуждал, почему Крепкий орешек — идеальный пример этой структуры.

Но… что это вообще такое?

Я объясню все 17 этапов Пути Героя и приведу примеры из современных культовых фильмов. После этого вы сможете навсегда забыть о творческом ступоре и отправить сильный сценарий агентам и продюсерам.

Начало Пути Героя

1. Призыв к действию

Приключение зовёт. Ответит ли Герой?

Первый шаг в первом акте Пути Героя — называемый «призыв к действию». Герой получает зов к приключению, приглашение отправиться в путь.

Вспомните, как Фродо Бэггинс впервые встречает Гэндальфа. Или как сова приносит Гарри Поттеру письмо из Хогвартса.

Если идея о высоком волшебнике, протягивающем руку, кажется вам чересчур очевидной — не беспокойтесь. Этот призыв может проявляться в самых разных формах. В Гражданине Кейне, например, загадка последнего слова Чарльза Фостера Кейна становится призывом к действию для журналиста Джерри Томпсона — он начинает расследование.

2. Отказ от зова

Следующий этап — отказ от зова. Герой изначально колеблется, отказывается покидать привычную жизнь.Далее следует «отказ от зова» Героя. Изначально Герой колеблется при мысли оставить свою привычную жизнь. В конце концов, Шир — прекрасное место, и кто захочет отправиться в опасное путешествие по всему миру?

Обычно этот отказ продиктован чувством долга или обязательствами: семьёй, работой, или чем-то, что глубоко важно для Героя. Но по мере усиления давления он в конце концов уступает — с помощью сверхъестественной поддержки.

3. Сверхъестественная помощь

После того как Герой принял решение отправиться в путешествие (и стоит помнить, что Путь Героя может быть и современной эмоциональной историей), он получает сверхъестественную помощь.

На старте пути Герой получает знания, советы или инструменты, которые помогут ему справиться с задачей. Рим не за один день строился — и уж точно не в одиночку. У каждого Героя есть союзники.

От Люка, Хана и Чубакки до Гарри, Рона и Гермионы — эти команды стали культовыми и практически неразделимыми.

Инструменты и знания, полученные на этом этапе, очень пригодятся, когда Герой…

4. Пересекает порог

Теперь Герой вступает в новый, незнакомый мир, где всё — от правил до опасностей — отличается. Это уже не Канзас, Тото — особенно когда в небе начинают летать обезьяны.

На этом этапе важно подчеркнуть контраст между привычным и чуждым, чтобы показать, насколько Герой неподготовлен.

5. В чреве кита

Следом — «чрево кита». Это первая реальная опасность на Пути Героя. Название заимствовано из библейской истории о пророке Ионе, буквально проглоченном китом. Именно здесь те самые опасности, о которых предупреждали, становятся реальными персонажами — например, голодными орками с мечами.

Сейчас Герой должен принять решение идти дальше и, в процессе, пройти личную трансформацию.

Он не будет тем же человеком в финале истории, каким был в начале. Это необходимо обозначить именно здесь, в «чреве кита», ведь мы вступаем в инициацию, или второй акт — самую длинную часть Пути Героя.

Именно в этом отрезке сосредоточено больше всего рисков, неудач и испытаний, которые в итоге приведут к кульминации.

6. Дорога испытаний

Дорога испытаний — это серия из трёх испытаний, которые должен пройти Герой. Обычно хотя бы одно из них заканчивается неудачей.

Именно здесь Герой учится использовать свои инструменты и полагаться на союзников.

7. Встреча с Богиней

На этом этапе мономифа Герой получает возможность остановиться, осмыслить путь и перемены, которые с ним произошли. Он встречается с мудрым наставником или доверенным лицом, который помогает взглянуть вперёд и лучше понять, что его ждёт.

Фродо, например, встречается с Галадриэль — эльфийкой, которая показывает ему видения возможного будущего.

Люк встречается с Леей, и между ними возникает родственная связь, дающая мотивацию продолжать борьбу. Этот персонаж не обязательно должен быть женщиной, но Герой обязательно получит мудрость и важные уроки от этой встречи.

Но, как известно, за любое доброе дело следует испытание. И если мы вознаграждаем Героя, то должны и искусить его к падению.

8. Искушение

Подобно «пути испытаний», «искушение» — это проверка на пути Героя. Оно представляет собой набор искушений, с которыми Герой должен справиться или устоять перед ними. Эти искушения цепляются за слабости и неуверенность Героя. Аналог этого можно найти в нашей повседневной жизни — это простое действие встать с постели.

Искушение остаться в тёплой постели (и в зоне комфорта) может быть очень сильным и порой непреодолимым. В истории это проявляется как лёгкий путь, соблазн сдаться. Герой должен отвергнуть эту возможность и продолжить путь, смело глядя опасности в лицо.

9. Искупление перед Отцом

После того как Герой отверг искушения, он проходит через этап «искупления перед отцом». Это всегда эмоциональный момент Путешествия Героя. Герой сталкивается с аспектом своей личности из первого акта, который мешал его развитию.

Это что-то, что может оказаться фатальным в грядущих кульминационных событиях. Хотя этот этап часто представлен как столкновение с мужским персонажем, это не обязательно.

Суть в том, что Герой находит в себе силы измениться, становится более способным. Гарри должен смириться с утратой своего наставника, Дамблдора, и теперь сразиться с Волдемортом один, используя уроки, полученные в пути. Как и Люк... и каждый другой герой. Это эмоциональная кульминация истории.

 10. Апофеоз

Обретя уверенность и ясность, Герой сталкивается с «апофеозом». Это этап, когда достигается более высокая перспектива. Часто он воплощается в символической смерти старой версии Героя. Тот Фродо, которого мы знали, умирает, и рождается новый.

Иногда это интерпретируется как момент «эврика!» — прорыв, ведущий к кульминации. Это также может быть связано со смертью Дамблдора и принятием этого события Гарри. Этот этап обычно становится финальным толчком.

11. Высшее благо

Это физическая кульминация истории. Часто рассматривается как «макгаффин» — объект, движущий мотивацией Героя. Но, как говорил Хичкок, макгаффин в конечном счёте не имеет значения.

В Криминальном чтиве мы так и не узнаём, что в чемодане, но именно он запускает сюжет. Когда мы узнаём, что такое «Розовый бутон» в Гражданине Кейне, это помогает лишь лучше понять самого Кейна. Миссия выполнена, и мир может спать спокойно.

12. Отказ от возвращения

После успешного завершения путешествия и трансформации Герой испытывает «отказ от возвращения». Шир кажется таким скучным, и последнее, чего хочет Гарри, — вернуться в чулан под лестницей.

Возвращение тоже может быть опасным. Это начало третьего акта Путешествия Героя (известного как Возвращение), и хотя он короче, в нём тоже есть место конфликту.

13. Волшебный полёт

На этом этапе Герой должен выбраться живым, часто при помощи тех, кого он встретил по пути. Дороти всё ещё должна вернуться в Канзас, и решение может показаться актом веры.

14. Спасение снаружи

Переходим к этапу «спасения извне» в мономифе. То, что Фродо уничтожил Кольцо Всевластия, не значит, что он автоматически возвращается в Шир. Помните тех гигантских орлов, которых мы встречали в акте втором? Они вернулись как раз вовремя!

15. Пересечение обратного порога

Когда Герой возвращается домой, наступает время признать его внутренние изменения. «Пересечение обратного порога» — этап, когда Герой покидает мир хаоса и возвращается к повседневности.

Но вернуться к обычной жизни непросто. Помните, как Фродо пытался выпить пиво в Шире? Трудно расслабиться, когда ты страдаешь от ПТСР после сражения с Тёмным Властелином.

16. Владыка двух миров

Герой выжил в мире хаоса, и теперь живёт в мире порядка. Это делает его владыкой двух миров. Немногим удаётся пройти всё это и остаться в живых.

Кроме того, Герой стал гораздо сильнее и мудрее, чем был в первом акте. Он принёс домой знания, которые получил в пути.

Проблемы, мешавшие ему принять призыв к действию, теперь кажутся ничтожными. После победы над Волдемортом гораздо проще справляться с раздражающим кузеном Дадли.

17. Свобода жить

Во многом Путешествие Героя — это история о смерти и возрождении. Это может быть смерть старого «я» и рождение новой жизни. Но метафора любой истории — это размышление о смертности.

Изменение — это постоянство. Герои, проходящие через Путь Героя, — это модели для нас. Они показывают, как справляться с переменами, смотреть в лицо смертности и идти дальше.

В религиозном смысле (а религии — часть мономифа) речь идёт о вечной душе. Взгляните хотя бы на молитву святого Франциска: «Ибо умирая, мы рождаемся для вечной жизни.»

Примеры Путешествия Героя

Мономиф встречается почти повсеместно в Голливуде. Как уже упоминалось выше, Гарри Поттер, Звёздные войны, Властелин колец и Гражданин Кейн — все следуют структуре Путешествия Героя. Но поскольку эта концепция основана на великих мифологиях, она действительно «стара как мир».

Кемпбелл не выдумал Путь Героя — он его открыл

Он, как антрополог, понял, что каждая культура по всему миру использует одни и те же элементы в своих мифах.

Некоторые истории используют 10 из 17 шагов, другие — всего 5. Но эти элементы повторяются на протяжении всей человеческой истории, в культурах, не связанных между собой.

Путь Героя — это не выдумка. Это часть человеческой природы.

Если запомнить все 17 шагов кажется сложной задачей — не бойтесь. Ознакомьтесь с сокращённой версией Пути Героя от Дэна Хармона, состоящей из 8 шагов. Та же структура, но проще для восприятия.

Круг Дэна Хармона

С практической точки зрения, Путешествие Героя — это отличный инструмент для структурирования сюжета в ясной и узнаваемой форме. Эта модель способна сделать ваш сценарий гораздо более сильным и эмоционально насыщенным.

Её цикличность позволяет использовать структуру для повторяющихся приключений (что особенно удобно, если вы осваиваете написание пилота телесериала), а каждый этап естественным образом ведёт героя к следующему. От встречи с Богиней Герой приходит к искушению. После примирения с Отцом — готов к получению высшей награды.

Путешествия Героя может помочь вам написать синопсис или создать чётко структурированный план — важный инструмент на этапе подготовки первого черновика.

Если вы заранее заложите все 17 этапов Путешествия Героя перед началом построения плана, процесс написания будет идти более гладко и эффективно.

Источник

Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 13:07
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Круг Хармона: секреты создания захватывающих историй от сценариста «Рика и Морти»

Как зацепить внимание зрителя с первых минут и удержать до самого финала? Ответ часто кроется в структуре повествования. Дэн Хармон, создатель культовых сериалов «Сообщество» и «Рик и Морти», разработал простую, но невероятно эффективную модель — Круг истории. Он основан на идеях «Путешествия героя» Джозефа Кэмпбелла, но сводит запутанные 12–17 этапов мономифа к понятным восьми блокам.

В этой статье мы детально разберем каждый шаг сюжетного круга Хармона, рассмотрим примеры и поделимся практическими советами, как использовать эту методику для написания сценария.

Суть сюжетного круга Хармона

Идея проста: герой отправляется в путешествие из своей зоны комфорта, сталкивается с препятствиями, достигает цели, но платит за это цену, а затем возвращается домой изменённым.

Круг Дэна Хармона

Круг Дэна Хармона

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 01 сентября 2025 в 19:27
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

36 драматических ситуаций Жоржа Польти на примерах известных фильмов. Шпаргалка сценариста для написания сценария

Наверняка вы замечали, что несмотря на безграничное количество фильмов, книг и сериалов, многие сюжеты очень похожи друг на друга. Порой кажется, что новые идеи закончились, и всё, что мы видим — это лишь разные вариации одних и тех же историй.

Ещё в 19 веке французский драматург и теоретик Жорж Польти поставил перед собой амбициозную задачу: систематизировать всю драматургию и привести ее к понятной классификации. Он внимательно проанализировал классические произведения, мифы, легенды, трагедии и комедии и пришёл к выводу, что, несмотря на огромное многообразие сюжетов, на самом деле существует всего 36 базовых драматических ситуаций.

Что это значит? Все произведения искусства — от эпических саг до коротких рассказов и современных блокбастеров — можно свести к этим 36 сценарным конфликтам. Каждый автор просто описывает одну из этих ситуаций по-своему: меняет персонажей, сеттинг, настроение, детали, но основа остаётся той же.

В этой статье разберём все 36 драматических ситуаций на примерах из русского и иностранного кино — и покажем, как использовать их в работе сценариста.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 12:09
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Как написать синопсис к фильму, чтобы его дочитали до конца

В прошлом уроке мы разобрали 5 приемов, с помощью которых можно сделать сцену яркой, оригинальной и запоминающейся. А сейчас мы подходим к финальному уроку сценарного курса. И сегодня речь пойдет о синопсисе — первой письменной версии вашего будущего фильма, сериала или игры.

Синопсис — это краткое изложение сюжета на 1-2 страницы.

Это не сценарий и не поэпизодник. Это история в сжатом виде, написанная так, чтобы зацепить и передать атмосферу вашего фильма.

Это текстовая версия видеоурока №14 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Как написать синопсис фильма (Урок 14). Prepropost

Как написать синопсис фильма (Урок 14). Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 12:04
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Как написать сцену фильма, которую запомнят: 5 простых приемов

В прошлом уроке мы разобрали поэпизодник. Сегодня разберемся, как сделать сцену, которая действительно цепляет — и зрителя, и продюсера. Расскажу про 5 простых приемов, которые помогут избежать клише и добавить сценам выразительности. Будет много примеров и практических советов — читайте до конца.

Это текстовая версия видеоурока №13 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Как придумать культовую сцену фильма. 5 приемов сценариста (Урок 13). Prepropost

Как придумать культовую сцену фильма. 5 приемов сценариста (Урок 13). Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 12:03
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Как написать эпизод. Алгоритм работы с поэпизодником фильма

В прошлом уроке мы разобрались, что такое перипетии, крючки и как вообще работает эпизод. Теперь задача — придумать оставшиеся эпизоды фильма.

Для этого у нас есть таблица — 4 акта по 7 эпизодов. Почему не 3? Потому что второй акт обычно делится на две равные части. Чтобы не писать каждый раз «первая половина второго акта, вторая половина второго акта», просто введем: акт 2 и акт 3.

Это текстовая версия видеоурока №12 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Алгоритм создания поэпизодника. Почему 4 акта, а не 3? Как придумать сцены и эпизоды? (Урок 12)

Алгоритм создания поэпизодника. Почему 4 акта, а не 3? Как придумать сцены и эпизоды? (Урок 12)

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 12:01
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Как написать сцену и удержать внимание зрителя. Техника «но, поэтому, вдруг»

Если очень коротко — герой должен идти к цели через постоянные перипетии. Что такое перипетия? Это неожиданный поворот в сцене, когда все шло хорошо — и вдруг стало плохо. Или наоборот.

Это текстовая версия видеоурока № 11 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

5 крючков в кино. Структура эпизода. Перипетии. Сценарное мастерство (Урок 11). Prepropost

5 крючков в кино. Структура эпизода. Перипетии. Сценарное мастерство (Урок 11). Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 11:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Арка персонажа — как показать изменения героя. Теория и практика

В прошлом уроке мы разобрали, как создать живого и запоминающегося персонажа. А сегодня — переходим к трансформации героя. Или, как ее еще называют — арке персонажа.

Разберем теорию на конкретных примерах из фильмов, пройдемся по пошаговому алгоритму и ответим на главный вопрос: как сделать так, чтобы зритель поверил в изменения вашего персонажа.

Это текстовая версия видеоурока № 10 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Трансформация героя. 3 типа арки главного героя (УРОК 10) / Курсы сценаристов от Prepropost

Трансформация героя. 3 типа арки главного героя (УРОК 10) / Курсы сценаристов от Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 11:55
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Как создать героя фильма (сериала, игры), которого запомнят

В прошлом уроке мы разобрались с мотивацией и ставками героя. А сегодня переходим к следующему кирпичику в строительстве истории — как сделать героя, которого не забудут.

Это текстовая версия видеоурока № 9 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Как придумать запоминающегося персонажа (УРОК 9). Курсы сценаристов от Prepropost

Как придумать запоминающегося персонажа (УРОК 9). Курсы сценаристов от Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 11:50
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Мотивация главного героя: цель, ставка, действие, конфликт

В прошлом уроке мы говорили про анкету персонажа и инструменты вроде ментальных карт и поэпизодника.

Сегодня поговорим о том, почему герой должен двигаться вперед, что такое мотивация и ставка. И да, это один из самых частых вопросов: «Как сделать героя живым, чтобы не казался мебелью в кадре?». Разберем все пошагово, на примерах.

Это текстовая версия видеоурока № 8 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Мотивация и ставка героя. Как придумать персонажа (УРОК 8) / Курсы сценаристов от Prepropost

Мотивация и ставка героя. Как придумать персонажа (УРОК 8) / Курсы сценаристов от Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 11:49
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Анкета персонажа, поэпизодник и ментальные карты

На прошлом уроке мы с тобой превратили идею в замысел. Уже отлично. Но теперь возникает логичный вопрос: «Что дальше?» А дальше — углубляться. Сегодня поговорим, как не потеряться в собственном сюжете, как лучше понять своих героев и как можно разнообразить работу сценариста.

Это текстовая версия видеоурока № 7 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Анкета персонажа. Поэпизодник. Программы для написания сценария (УРОК 7) / Prepropost
Читать далее
  • Все рубрики
  • Новости
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и техника
  • Программы и сервисы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия:1.3.107
  • Youtube канал PrepropostVK сообщество PrepropostTelegram канал PrepropostДзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети ОдноклассникиRUTUBE канал PrepropostX сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.