Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 27 мая 2025 в 12:22
Все рубрики

Путь героя Джозефа Кэмпбелла: как написать сильный сценарий за 17 шагов

Велика вероятность, что если вы хоть раз задумывались о написании сценария, то вы уже слышали о Пути Героя.

Кто-то из знакомых сценаристов мог клясться, что он незаменим. Преподаватель кино мог посоветовать прочитать о нём. А может, вы просто услышали, как бариста в вашей любимой кофейне рассуждал, почему Крепкий орешек — идеальный пример этой структуры.

Но… что это вообще такое?

Я объясню все 17 этапов Пути Героя и приведу примеры из современных культовых фильмов. После этого вы сможете навсегда забыть о творческом ступоре и отправить сильный сценарий агентам и продюсерам.

Начало Пути Героя

1. Призыв к действию

Приключение зовёт. Ответит ли Герой?

Первый шаг в первом акте Пути Героя — называемый «призыв к действию». Герой получает зов к приключению, приглашение отправиться в путь.

Вспомните, как Фродо Бэггинс впервые встречает Гэндальфа. Или как сова приносит Гарри Поттеру письмо из Хогвартса.

Если идея о высоком волшебнике, протягивающем руку, кажется вам чересчур очевидной — не беспокойтесь. Этот призыв может проявляться в самых разных формах. В Гражданине Кейне, например, загадка последнего слова Чарльза Фостера Кейна становится призывом к действию для журналиста Джерри Томпсона — он начинает расследование.

2. Отказ от зова

Следующий этап — отказ от зова. Герой изначально колеблется, отказывается покидать привычную жизнь.Далее следует «отказ от зова» Героя. Изначально Герой колеблется при мысли оставить свою привычную жизнь. В конце концов, Шир — прекрасное место, и кто захочет отправиться в опасное путешествие по всему миру?

Обычно этот отказ продиктован чувством долга или обязательствами: семьёй, работой, или чем-то, что глубоко важно для Героя. Но по мере усиления давления он в конце концов уступает — с помощью сверхъестественной поддержки.

3. Сверхъестественная помощь

После того как Герой принял решение отправиться в путешествие (и стоит помнить, что Путь Героя может быть и современной эмоциональной историей), он получает сверхъестественную помощь.

На старте пути Герой получает знания, советы или инструменты, которые помогут ему справиться с задачей. Рим не за один день строился — и уж точно не в одиночку. У каждого Героя есть союзники.

От Люка, Хана и Чубакки до Гарри, Рона и Гермионы — эти команды стали культовыми и практически неразделимыми.

Инструменты и знания, полученные на этом этапе, очень пригодятся, когда Герой…

4. Пересекает порог

Теперь Герой вступает в новый, незнакомый мир, где всё — от правил до опасностей — отличается. Это уже не Канзас, Тото — особенно когда в небе начинают летать обезьяны.

На этом этапе важно подчеркнуть контраст между привычным и чуждым, чтобы показать, насколько Герой неподготовлен.

5. В чреве кита

Следом — «чрево кита». Это первая реальная опасность на Пути Героя. Название заимствовано из библейской истории о пророке Ионе, буквально проглоченном китом. Именно здесь те самые опасности, о которых предупреждали, становятся реальными персонажами — например, голодными орками с мечами.

Сейчас Герой должен принять решение идти дальше и, в процессе, пройти личную трансформацию.

Он не будет тем же человеком в финале истории, каким был в начале. Это необходимо обозначить именно здесь, в «чреве кита», ведь мы вступаем в инициацию, или второй акт — самую длинную часть Пути Героя.

Именно в этом отрезке сосредоточено больше всего рисков, неудач и испытаний, которые в итоге приведут к кульминации.

6. Дорога испытаний

Дорога испытаний — это серия из трёх испытаний, которые должен пройти Герой. Обычно хотя бы одно из них заканчивается неудачей.

Именно здесь Герой учится использовать свои инструменты и полагаться на союзников.

7. Встреча с Богиней

На этом этапе мономифа Герой получает возможность остановиться, осмыслить путь и перемены, которые с ним произошли. Он встречается с мудрым наставником или доверенным лицом, который помогает взглянуть вперёд и лучше понять, что его ждёт.

Фродо, например, встречается с Галадриэль — эльфийкой, которая показывает ему видения возможного будущего.

Люк встречается с Леей, и между ними возникает родственная связь, дающая мотивацию продолжать борьбу. Этот персонаж не обязательно должен быть женщиной, но Герой обязательно получит мудрость и важные уроки от этой встречи.

Но, как известно, за любое доброе дело следует испытание. И если мы вознаграждаем Героя, то должны и искусить его к падению.

8. Искушение

Подобно «пути испытаний», «искушение» — это проверка на пути Героя. Оно представляет собой набор искушений, с которыми Герой должен справиться или устоять перед ними. Эти искушения цепляются за слабости и неуверенность Героя. Аналог этого можно найти в нашей повседневной жизни — это простое действие встать с постели.

Искушение остаться в тёплой постели (и в зоне комфорта) может быть очень сильным и порой непреодолимым. В истории это проявляется как лёгкий путь, соблазн сдаться. Герой должен отвергнуть эту возможность и продолжить путь, смело глядя опасности в лицо.

9. Искупление перед Отцом

После того как Герой отверг искушения, он проходит через этап «искупления перед отцом». Это всегда эмоциональный момент Путешествия Героя. Герой сталкивается с аспектом своей личности из первого акта, который мешал его развитию.

Это что-то, что может оказаться фатальным в грядущих кульминационных событиях. Хотя этот этап часто представлен как столкновение с мужским персонажем, это не обязательно.

Суть в том, что Герой находит в себе силы измениться, становится более способным. Гарри должен смириться с утратой своего наставника, Дамблдора, и теперь сразиться с Волдемортом один, используя уроки, полученные в пути. Как и Люк... и каждый другой герой. Это эмоциональная кульминация истории.

 10. Апофеоз

Обретя уверенность и ясность, Герой сталкивается с «апофеозом». Это этап, когда достигается более высокая перспектива. Часто он воплощается в символической смерти старой версии Героя. Тот Фродо, которого мы знали, умирает, и рождается новый.

Иногда это интерпретируется как момент «эврика!» — прорыв, ведущий к кульминации. Это также может быть связано со смертью Дамблдора и принятием этого события Гарри. Этот этап обычно становится финальным толчком.

11. Высшее благо

Это физическая кульминация истории. Часто рассматривается как «макгаффин» — объект, движущий мотивацией Героя. Но, как говорил Хичкок, макгаффин в конечном счёте не имеет значения.

В Криминальном чтиве мы так и не узнаём, что в чемодане, но именно он запускает сюжет. Когда мы узнаём, что такое «Розовый бутон» в Гражданине Кейне, это помогает лишь лучше понять самого Кейна. Миссия выполнена, и мир может спать спокойно.

12. Отказ от возвращения

После успешного завершения путешествия и трансформации Герой испытывает «отказ от возвращения». Шир кажется таким скучным, и последнее, чего хочет Гарри, — вернуться в чулан под лестницей.

Возвращение тоже может быть опасным. Это начало третьего акта Путешествия Героя (известного как Возвращение), и хотя он короче, в нём тоже есть место конфликту.

13. Волшебный полёт

На этом этапе Герой должен выбраться живым, часто при помощи тех, кого он встретил по пути. Дороти всё ещё должна вернуться в Канзас, и решение может показаться актом веры.

14. Спасение снаружи

Переходим к этапу «спасения извне» в мономифе. То, что Фродо уничтожил Кольцо Всевластия, не значит, что он автоматически возвращается в Шир. Помните тех гигантских орлов, которых мы встречали в акте втором? Они вернулись как раз вовремя!

15. Пересечение обратного порога

Когда Герой возвращается домой, наступает время признать его внутренние изменения. «Пересечение обратного порога» — этап, когда Герой покидает мир хаоса и возвращается к повседневности.

Но вернуться к обычной жизни непросто. Помните, как Фродо пытался выпить пиво в Шире? Трудно расслабиться, когда ты страдаешь от ПТСР после сражения с Тёмным Властелином.

16. Владыка двух миров

Герой выжил в мире хаоса, и теперь живёт в мире порядка. Это делает его владыкой двух миров. Немногим удаётся пройти всё это и остаться в живых.

Кроме того, Герой стал гораздо сильнее и мудрее, чем был в первом акте. Он принёс домой знания, которые получил в пути.

Проблемы, мешавшие ему принять призыв к действию, теперь кажутся ничтожными. После победы над Волдемортом гораздо проще справляться с раздражающим кузеном Дадли.

17. Свобода жить

Во многом Путешествие Героя — это история о смерти и возрождении. Это может быть смерть старого «я» и рождение новой жизни. Но метафора любой истории — это размышление о смертности.

Изменение — это постоянство. Герои, проходящие через Путь Героя, — это модели для нас. Они показывают, как справляться с переменами, смотреть в лицо смертности и идти дальше.

В религиозном смысле (а религии — часть мономифа) речь идёт о вечной душе. Взгляните хотя бы на молитву святого Франциска: «Ибо умирая, мы рождаемся для вечной жизни.»

Примеры Путешествия Героя

Мономиф встречается почти повсеместно в Голливуде. Как уже упоминалось выше, Гарри Поттер, Звёздные войны, Властелин колец и Гражданин Кейн — все следуют структуре Путешествия Героя. Но поскольку эта концепция основана на великих мифологиях, она действительно «стара как мир».

Кемпбелл не выдумал Путь Героя — он его открыл

Он, как антрополог, понял, что каждая культура по всему миру использует одни и те же элементы в своих мифах.

Некоторые истории используют 10 из 17 шагов, другие — всего 5. Но эти элементы повторяются на протяжении всей человеческой истории, в культурах, не связанных между собой.

Путь Героя — это не выдумка. Это часть человеческой природы.

Если запомнить все 17 шагов кажется сложной задачей — не бойтесь. Ознакомьтесь с сокращённой версией Пути Героя от Дэна Хармона, состоящей из 8 шагов. Та же структура, но проще для восприятия.

Круг Дэна Хармона

С практической точки зрения, Путешествие Героя — это отличный инструмент для структурирования сюжета в ясной и узнаваемой форме. Эта модель способна сделать ваш сценарий гораздо более сильным и эмоционально насыщенным.

Её цикличность позволяет использовать структуру для повторяющихся приключений (что особенно удобно, если вы осваиваете написание пилота телесериала), а каждый этап естественным образом ведёт героя к следующему. От встречи с Богиней Герой приходит к искушению. После примирения с Отцом — готов к получению высшей награды.

Путешествия Героя может помочь вам написать синопсис или создать чётко структурированный план — важный инструмент на этапе подготовки первого черновика.

Если вы заранее заложите все 17 этапов Путешествия Героя перед началом построения плана, процесс написания будет идти более гладко и эффективно.

Источник

  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Тексты и литература
  • Музыка и аудио
  • Блог Prepropost
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия:1.3.24
  • Youtube канал PrepropostVK сообщество PrepropostTelegram канал PrepropostДзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети ОдноклассникиRUTUBE канал PrepropostTumblr канал PrepropostX сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.