Путь героя Джозефа Кэмпбелла: как написать сильный сценарий за 17 шагов
Велика вероятность, что если вы хоть раз задумывались о написании сценария, то вы уже слышали о Пути Героя.
Кто-то из знакомых сценаристов мог клясться, что он незаменим. Преподаватель кино мог посоветовать прочитать о нём. А может, вы просто услышали, как бариста в вашей любимой кофейне рассуждал, почему Крепкий орешек — идеальный пример этой структуры.

Но… что это вообще такое?
Я объясню все 17 этапов Пути Героя и приведу примеры из современных культовых фильмов. После этого вы сможете навсегда забыть о творческом ступоре и отправить сильный сценарий агентам и продюсерам.
Начало Пути Героя
1. Призыв к действию

Приключение зовёт. Ответит ли Герой?
Первый шаг в первом акте Пути Героя — называемый «призыв к действию». Герой получает зов к приключению, приглашение отправиться в путь.
Вспомните, как Фродо Бэггинс впервые встречает Гэндальфа. Или как сова приносит Гарри Поттеру письмо из Хогвартса.
Если идея о высоком волшебнике, протягивающем руку, кажется вам чересчур очевидной — не беспокойтесь. Этот призыв может проявляться в самых разных формах. В Гражданине Кейне, например, загадка последнего слова Чарльза Фостера Кейна становится призывом к действию для журналиста Джерри Томпсона — он начинает расследование.
2. Отказ от зова
Следующий этап — отказ от зова. Герой изначально колеблется, отказывается покидать привычную жизнь.Далее следует «отказ от зова» Героя. Изначально Герой колеблется при мысли оставить свою привычную жизнь. В конце концов, Шир — прекрасное место, и кто захочет отправиться в опасное путешествие по всему миру?
Обычно этот отказ продиктован чувством долга или обязательствами: семьёй, работой, или чем-то, что глубоко важно для Героя. Но по мере усиления давления он в конце концов уступает — с помощью сверхъестественной поддержки.
3. Сверхъестественная помощь
После того как Герой принял решение отправиться в путешествие (и стоит помнить, что Путь Героя может быть и современной эмоциональной историей), он получает сверхъестественную помощь.
На старте пути Герой получает знания, советы или инструменты, которые помогут ему справиться с задачей. Рим не за один день строился — и уж точно не в одиночку. У каждого Героя есть союзники.
От Люка, Хана и Чубакки до Гарри, Рона и Гермионы — эти команды стали культовыми и практически неразделимыми.
Инструменты и знания, полученные на этом этапе, очень пригодятся, когда Герой…
4. Пересекает порог
Теперь Герой вступает в новый, незнакомый мир, где всё — от правил до опасностей — отличается. Это уже не Канзас, Тото — особенно когда в небе начинают летать обезьяны.
На этом этапе важно подчеркнуть контраст между привычным и чуждым, чтобы показать, насколько Герой неподготовлен.
5. В чреве кита

Следом — «чрево кита». Это первая реальная опасность на Пути Героя. Название заимствовано из библейской истории о пророке Ионе, буквально проглоченном китом. Именно здесь те самые опасности, о которых предупреждали, становятся реальными персонажами — например, голодными орками с мечами.
Сейчас Герой должен принять решение идти дальше и, в процессе, пройти личную трансформацию.
Он не будет тем же человеком в финале истории, каким был в начале. Это необходимо обозначить именно здесь, в «чреве кита», ведь мы вступаем в инициацию, или второй акт — самую длинную часть Пути Героя.
Именно в этом отрезке сосредоточено больше всего рисков, неудач и испытаний, которые в итоге приведут к кульминации.
6. Дорога испытаний
Дорога испытаний — это серия из трёх испытаний, которые должен пройти Герой. Обычно хотя бы одно из них заканчивается неудачей.
Именно здесь Герой учится использовать свои инструменты и полагаться на союзников.
7. Встреча с Богиней

На этом этапе мономифа Герой получает возможность остановиться, осмыслить путь и перемены, которые с ним произошли. Он встречается с мудрым наставником или доверенным лицом, который помогает взглянуть вперёд и лучше понять, что его ждёт.
Фродо, например, встречается с Галадриэль — эльфийкой, которая показывает ему видения возможного будущего.
Люк встречается с Леей, и между ними возникает родственная связь, дающая мотивацию продолжать борьбу. Этот персонаж не обязательно должен быть женщиной, но Герой обязательно получит мудрость и важные уроки от этой встречи.
Но, как известно, за любое доброе дело следует испытание. И если мы вознаграждаем Героя, то должны и искусить его к падению.
8. Искушение
Подобно «пути испытаний», «искушение» — это проверка на пути Героя. Оно представляет собой набор искушений, с которыми Герой должен справиться или устоять перед ними. Эти искушения цепляются за слабости и неуверенность Героя. Аналог этого можно найти в нашей повседневной жизни — это простое действие встать с постели.
Искушение остаться в тёплой постели (и в зоне комфорта) может быть очень сильным и порой непреодолимым. В истории это проявляется как лёгкий путь, соблазн сдаться. Герой должен отвергнуть эту возможность и продолжить путь, смело глядя опасности в лицо.
9. Искупление перед Отцом
После того как Герой отверг искушения, он проходит через этап «искупления перед отцом». Это всегда эмоциональный момент Путешествия Героя. Герой сталкивается с аспектом своей личности из первого акта, который мешал его развитию.
Это что-то, что может оказаться фатальным в грядущих кульминационных событиях. Хотя этот этап часто представлен как столкновение с мужским персонажем, это не обязательно.
Суть в том, что Герой находит в себе силы измениться, становится более способным. Гарри должен смириться с утратой своего наставника, Дамблдора, и теперь сразиться с Волдемортом один, используя уроки, полученные в пути. Как и Люк... и каждый другой герой. Это эмоциональная кульминация истории.

10. Апофеоз
Обретя уверенность и ясность, Герой сталкивается с «апофеозом». Это этап, когда достигается более высокая перспектива. Часто он воплощается в символической смерти старой версии Героя. Тот Фродо, которого мы знали, умирает, и рождается новый.
Иногда это интерпретируется как момент «эврика!» — прорыв, ведущий к кульминации. Это также может быть связано со смертью Дамблдора и принятием этого события Гарри. Этот этап обычно становится финальным толчком.
11. Высшее благо
Это физическая кульминация истории. Часто рассматривается как «макгаффин» — объект, движущий мотивацией Героя. Но, как говорил Хичкок, макгаффин в конечном счёте не имеет значения.
В Криминальном чтиве мы так и не узнаём, что в чемодане, но именно он запускает сюжет. Когда мы узнаём, что такое «Розовый бутон» в Гражданине Кейне, это помогает лишь лучше понять самого Кейна. Миссия выполнена, и мир может спать спокойно.
12. Отказ от возвращения
После успешного завершения путешествия и трансформации Герой испытывает «отказ от возвращения». Шир кажется таким скучным, и последнее, чего хочет Гарри, — вернуться в чулан под лестницей.
Возвращение тоже может быть опасным. Это начало третьего акта Путешествия Героя (известного как Возвращение), и хотя он короче, в нём тоже есть место конфликту.
13. Волшебный полёт
На этом этапе Герой должен выбраться живым, часто при помощи тех, кого он встретил по пути. Дороти всё ещё должна вернуться в Канзас, и решение может показаться актом веры.

14. Спасение снаружи
Переходим к этапу «спасения извне» в мономифе. То, что Фродо уничтожил Кольцо Всевластия, не значит, что он автоматически возвращается в Шир. Помните тех гигантских орлов, которых мы встречали в акте втором? Они вернулись как раз вовремя!
15. Пересечение обратного порога
Когда Герой возвращается домой, наступает время признать его внутренние изменения. «Пересечение обратного порога» — этап, когда Герой покидает мир хаоса и возвращается к повседневности.
Но вернуться к обычной жизни непросто. Помните, как Фродо пытался выпить пиво в Шире? Трудно расслабиться, когда ты страдаешь от ПТСР после сражения с Тёмным Властелином.
16. Владыка двух миров
Герой выжил в мире хаоса, и теперь живёт в мире порядка. Это делает его владыкой двух миров. Немногим удаётся пройти всё это и остаться в живых.
Кроме того, Герой стал гораздо сильнее и мудрее, чем был в первом акте. Он принёс домой знания, которые получил в пути.
Проблемы, мешавшие ему принять призыв к действию, теперь кажутся ничтожными. После победы над Волдемортом гораздо проще справляться с раздражающим кузеном Дадли.

17. Свобода жить
Во многом Путешествие Героя — это история о смерти и возрождении. Это может быть смерть старого «я» и рождение новой жизни. Но метафора любой истории — это размышление о смертности.
Изменение — это постоянство. Герои, проходящие через Путь Героя, — это модели для нас. Они показывают, как справляться с переменами, смотреть в лицо смертности и идти дальше.
В религиозном смысле (а религии — часть мономифа) речь идёт о вечной душе. Взгляните хотя бы на молитву святого Франциска: «Ибо умирая, мы рождаемся для вечной жизни.»
Примеры Путешествия Героя
Мономиф встречается почти повсеместно в Голливуде. Как уже упоминалось выше, Гарри Поттер, Звёздные войны, Властелин колец и Гражданин Кейн — все следуют структуре Путешествия Героя. Но поскольку эта концепция основана на великих мифологиях, она действительно «стара как мир».
Кемпбелл не выдумал Путь Героя — он его открыл
Он, как антрополог, понял, что каждая культура по всему миру использует одни и те же элементы в своих мифах.
Некоторые истории используют 10 из 17 шагов, другие — всего 5. Но эти элементы повторяются на протяжении всей человеческой истории, в культурах, не связанных между собой.
Путь Героя — это не выдумка. Это часть человеческой природы.
Если запомнить все 17 шагов кажется сложной задачей — не бойтесь. Ознакомьтесь с сокращённой версией Пути Героя от Дэна Хармона, состоящей из 8 шагов. Та же структура, но проще для восприятия.
С практической точки зрения, Путешествие Героя — это отличный инструмент для структурирования сюжета в ясной и узнаваемой форме. Эта модель способна сделать ваш сценарий гораздо более сильным и эмоционально насыщенным.
Её цикличность позволяет использовать структуру для повторяющихся приключений (что особенно удобно, если вы осваиваете написание пилота телесериала), а каждый этап естественным образом ведёт героя к следующему. От встречи с Богиней Герой приходит к искушению. После примирения с Отцом — готов к получению высшей награды.
Путешествия Героя может помочь вам написать синопсис или создать чётко структурированный план — важный инструмент на этапе подготовки первого черновика.
Если вы заранее заложите все 17 этапов Путешествия Героя перед началом построения плана, процесс написания будет идти более гладко и эффективно.