36 драматических ситуаций Жоржа Польти на примерах известных фильмов. Шпаргалка сценариста для написания сценария

Наверняка вы замечали, что несмотря на безграничное количество фильмов, книг и сериалов, многие сюжеты очень похожи друг на друга. Порой кажется, что новые идеи закончились, и всё, что мы видим — это лишь разные вариации одних и тех же историй.
Ещё в 19 веке французский драматург и теоретик Жорж Польти поставил перед собой амбициозную задачу: систематизировать всю драматургию и привести ее к понятной классификации. Он внимательно проанализировал классические произведения, мифы, легенды, трагедии и комедии и пришёл к выводу, что, несмотря на огромное многообразие сюжетов, на самом деле существует всего 36 базовых драматических ситуаций.
Что это значит? Все произведения искусства — от эпических саг до коротких рассказов и современных блокбастеров — можно свести к этим 36 сценарным конфликтам. Каждый автор просто описывает одну из этих ситуаций по-своему: меняет персонажей, сеттинг, настроение, детали, но основа остаётся той же.
В этой статье разберём все 36 драматических ситуаций на примерах из русского и иностранного кино — и покажем, как использовать их в работе сценариста.
1. Просьба (мольба о заступничестве)
Суть ситуации: Один персонаж умоляет другого о помощи, защите или убежище от преследования третьего. Напряжение возникает из-за колебаний того, к кому обращена мольба – поможет он или нет.
Основные элементы ситуации: преследователь (антагонист), преследуемый (умоляющий о защите) и персонаж, от которого зависит помощь.
Пример фильма: «Пианист» (2002). Еврейский музыкант в оккупированной Варшаве находит убежище у немецкого офицера.

2. Спасение, избавление
Суть ситуации: Персонаж находится в опасности, а спаситель неожиданно приходит ему на помощь без долгих раздумий, в отличие от ситуации «Просьба».
Основные элементы ситуации: спасаемый, угрожающий (антагонист) и спаситель.
Пример фильма: «Брат» (1997), где Данила Багров спасает брата от криминальных разборок.

3. Преступление и месть
Суть ситуации: Персонаж мстит за совершённое против него преступление, которое осталось безнаказанным официальной системой правосудия.
Основные элементы ситуации: мститель, виновный и само преступление.
Пример фильма: «Ворошиловский стрелок» (1999), где пенсионер Иван Фёдорович мстит насильникам своей внучки.

4. Месть за близкого человека близкому
Суть ситуации: Родственная связь между всеми участниками добавляет драматизма. Персонаж мстит родственнику за преступление против другого родственника.
Основные элементы ситуации: мстящий родственник, виновный родственник, память о жертве.
Пример фильма: «Крестный отец 2» (1974). Майкл мстит своему брату за предательство семьи, несмотря на кровную связь и личную боль. Финальная расправа — трагическая кульминация.

5. Преследование
Суть ситуации: Персонаж вынужден скрываться от преследования за преступление, которого он не совершал, или за ошибку.
Основные элементы ситуации: преследуемый, причина преследования.
Пример фильма: «Беглец» (1993), где доктор Ричард Кимбл скрывается от закона, будучи обвиненным в убийстве жены, которого он не совершал.

6. Катастрофа
Суть ситуации: Страх, катастрофа, непредвиденное, великая перемена ролей.
Основные элементы ситуации: победитель/посланец, приносящий весть о поражении, и потерпевший поражение.
Пример: сериал «Чернобыль» (мини–сериал 2019), про техногенную катастрофу.

7. Жертва
Суть ситуации: Персонаж страдает от угнетения или неблагоприятных обстоятельств, становясь жертвой без возможности изменить ситуацию.
Основные элементы ситуации: угнетатель или угнетающее обстоятельство, жертва.
Пример фильма: «12 лет рабства» (2013), где свободный человек становится жертвой рабства и борется за возвращение свободы.

8. Мятеж, бунт, возмущение
Суть ситуации: Персонаж или группа персонажей восстают против тирана или угнетающей власти.
Основные элементы ситуации: тиран, заговорщик/мятежник.
Пример фильма: «Матрица» (1999), где Нео и его союзники восстают против системы, контролирующей человечество.

9. Смелая попытка
Суть ситуации: Персонаж решается на опасное или запретное действие, нарушая установленные правила.
Основные элементы ситуации: дерзающий, объект дерзновения, антагонист.
Пример фильма: «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981), где археолог рискует жизнью в поисках древних реликвий.

10. Похищение
Суть ситуации: Персонаж похищает другого персонажа (или ценный объект).
Основные элементы ситуации: похититель, похищаемый, охраняющий.
Пример фильма: «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966), где Нину похищают для вынужденной женитьбы.

11. Загадка
Суть ситуации: Персонаж стремится разгадать тайну или загадку, от решения которой зависит его судьба или судьба других людей.
Основные элементы ситуации: задающий загадку, стремящийся её разгадать, предмет загадки.
Пример фильма: «Шестое чувство» (1999), где психолог пытается понять, почему мальчик видит мёртвых людей.

12. Достижение цели
Суть ситуации: Персонаж стремится достичь желаемой цели, преодолевая препятствия и противодействие антагониста.
Основные элементы ситуации: стремящийся, зависящий от него, противодействующий.
Пример фильма: «Движение вверх» (2017), где советская баскетбольная команда стремится победить на Олимпиаде.

13. Вражда между близкими
Суть ситуации: Персонажи, вынужденные по воле обстоятельств жить рядом, испытывают взаимную неприязнь или ненависть.
Основные элементы ситуации: ненавидящий, ненавидимый, причина ненависти.
Пример фильма: «Знакомство с Факерами» (2004), семейная комедия о сложных отношениях между родственниками.

14. Соперничество близких
Суть ситуации: Родственники или близкие люди соперничают между собой за что-то (наследство, любовь, внимание).
Основные элементы ситуации: один соперник, другой соперник, предмет соперничества.
Пример фильма: «Дуэль братьев. История Adidas и Puma» (ТВ, 2016), история двух братьев, которые стали соперниками и бизнес-конкурентами.

15. Измена, сопровождающаяся убийством
Суть ситуации: Измена приводит к убийству одного из участников любовного треугольника.
Основные элементы ситуации: нарушитель верности, обманутый супруг, любовник/любовница.
Пример фильма: «Неверная (2002)», муж узнаёт об измене жены и в приступе ярости убивает её любовника.

16. Безумие
Суть ситуации: Персонаж страдает от психического расстройства, что приводит к непредсказуемым и часто трагичным последствиям.
Основные элементы ситуации: безумный, жертва безумия, реальный или мнимый повод.
Пример фильма: «Сияние» (1980), где герой сходит с ума в изолированном отеле.

17. Роковая неосторожность
Суть ситуации: Необдуманные действия персонажа приводят к трагическим последствиям для него самого или окружающих.
Основные элементы ситуации: неосторожный, жертва неосторожности, подстрекатель, добрый советчик.
Пример фильма: «Эффект бабочки» (2004), где герой, пытаясь исправить прошлое, лишь усугубляет ситуацию.

18. Невольное преступление любви
Суть ситуации: Любовная связь оборачивается преступлением или нарушением табу, совершенным по незнанию.
Основные элементы ситуации: любовник, любовница, раскрытие тайны.
Пример фильма: «Олдбой» — корейский фильм, где главный герой по неведению вступает в инцест.

19. Невольное убийство близкого
Суть ситуации: Персонаж убивает близкого человека, не зная о родстве с ним.
Основные элементы ситуации: убийца, неузнанная жертва, разоблачение.
Пример фильма: «Царь Эдип» (1967), экранизация трагедии Софокла, где Эдип убивает своего отца не зная кто он.

20. Самопожертвование во имя идеала
Суть ситуации: Персонаж жертвует своими интересами, благополучием или жизнью ради высшей идеи или убеждений.
Основные элементы ситуации: жертвующий собой, идеал, то, чем жертвуют.
Пример фильма: «А зори здесь тихие» (1972), где девушки-зенитчицы жертвуют собой ради защиты родины.

21. Самопожертвование ради близких
Суть ситуации: Персонаж жертвует собой или своими интересами ради благополучия родных и близких.
Основные элементы ситуации: жертвующий собой, близкий ради которого жертва, приносимое в жертву.
Пример фильма: «Интерстеллар» (2014), где главный герой отправляется в космическую экспедицию, жертвуя отношениями с детьми ради их выживания.

22. Пожертвовать всем – ради страсти
Суть ситуации: Персонаж жертвует своим положением в обществе, репутацией, семьей или жизнью из-за всепоглощающей страсти.
Основные элементы ситуации: влюблённый, предмет страсти, то, чем жертвуют.
Пример фильма: «Титаник» (1997), где Роза отказывается от богатой жизни ради любви к бедному художнику.

23. Необходимость жертвовать близкими
Суть ситуации: Персонаж вынужден пожертвовать близким человеком ради выполнения долга или спасения других.
Основные элементы ситуации: жертвующий, близкий, которым жертвуют.
Пример фильма: «Выбор Софи» (1982), где мать вынуждена выбрать, кого из детей отправить на смерть.

24. Соперничество неравных
Суть ситуации: Более слабый персонаж вступает в противостояние с сильным противником.
Основные элементы ситуации: сильный соперник, слабый соперник, предмет соперничества.
Пример фильма: «Рокки» (1976), история боксера, вышедшего на ринг против чемпиона мира.

25. Супружеская неверность
Суть ситуации: Классическая ситуация любовного треугольника, где один из супругов изменяет другому.
Основные элементы ситуации: нарушитель верности, обманутый супруг, любовник/любовница.
Пример фильма: «Крамер против Крамера» (1979). Жена уходит от мужа, оставив ребёнка, и заводит новую жизнь. Хотя акцент сделан на родительстве, причиной разрыва становится супружеская неверность и эмоциональное отдаление, что запускает весь конфликт истории.

26. Преступление любви
Суть ситуации: Любовное влечение, нарушающее моральные нормы или табу (например, кровосмешение).
Основные элементы ситуации: любящий, любимый.
Пример фильма: «Лолита» (1997), экранизация романа Набокова об отношениях взрослого мужчины с несовершеннолетней.

27. Раскрытие бесчестия близкого человека
Суть ситуации: Персонаж узнает о позорном поступке или предательстве близкого человека и вынужден решать, как на это реагировать.
Основные элементы ситуации: узнающий, виновный близкий, вина.
Пример фильма: «Глаза змеи» (1998). Полицейский раскрывает, что его лучший друг — высокопоставленный военный — замешан в заговоре и убийстве.

28. Препятствие любви
Суть ситуации: Влюбленные не могут быть вместе из-за внешних обстоятельств или социальных условностей.
Основные элементы ситуации: любовник, любовница, препятствие.
Пример фильма: «Ромео + Джульетта» (1996), современная адаптация шекспировской трагедии о любви в условиях вражды семей.

29. Любовь к врагу
Суть ситуации: Герой влюбляется в человека, который является его личным врагом или представителем враждебной стороны.
Основные элементы ситуации: любящий, враг, причина вражды.
Пример фильма: «Мистер и миссис Смит» (2005). Супруги, которые становятся врагами по долгу службы.

30. Амбиции
Суть ситуации: Герой, движимый жаждой власти или славы, готов на преступление или предательство ради достижения своих целей.
Основные элементы ситуации: честолюбец, цель, соперник.
Пример фильма: «Макбет» (2015), экранизация шекспировской трагедии о жажде власти.

31. Конфликт с богом
Суть ситуации: Противостояние человека и высших сил, судьбы или божества, а также борьба с верой или верующими.
Основные элементы ситуации: человек, бог/судьба, предмет борьбы.
Пример: сериал Американские боги (сериал 2017 – 2021), построенный на конфликте с богами.

32. Ошибочная ревность
Суть ситуации: Герой действует под влиянием неосознанной ревности или зависти, что приводит к трагическим последствиям.
Основные элементы ситуации: ревнующий, предмет ревности, соперник, повод.
Пример фильма: «Отелло» (1995), экранизация шекспировской трагедии о разрушительной силе ревности.

33. Ошибочное суждение
Суть ситуации: Невиновный оказывается осужденным из-за ошибки правосудия или намеренного ложного обвинения.
Основные элементы ситуации: ошибающийся, жертва ошибки, настоящий виновник.
Пример фильма: «Побег из Шоушенка» (1994), история невиновного человека, осужденного за убийство жены.

34. Угрызение совести
Суть ситуации: Персонаж мучается из-за совершенного преступления или ошибки, что приводит к глубокому внутреннему конфликту.
Основные элементы ситуации: виновный, ошибка или жертва, разоблачитель.
Пример фильма: «Остров» (2006), история монаха, пытающегося искупить грех.

35. Обретение утраченного
Суть ситуации: История о пропаже и последующем поиске человека или чего-то важного.
Основные элементы ситуации: потерянный, находимый, нашедший.
Пример фильма: «В поисках Немо» (2003), анимационный фильм о поисках пропавшего сына.

36. Потеря близких
Суть ситуации: Персонаж переживает смерть или потерю близких людей, что становится центральной темой его эмоциональных переживаний.
Основные элементы ситуации: погибший, скорбящий, виновник гибели.
Пример фильма: «Гладиатор» (2000), история военачальника, потерявшего семью из-за предательства императора.

Как использовать драматические ситуации для написания сценария
1. Используйте их как стартовую точку для истории
Если вы начинаете «с нуля» и не знаете, с чего начать, просто откройте список Польти. Каждая ситуация — это драматическое зерно. Например, ситуация №3 — Преступление и месть — может дать вам идею как для триллера, так и для социальной драмы.
Совет: выберите 2–3 ситуации, которые вас цепляют, и попробуйте развернуть из каждой краткий синопсис.
2. Разбивайте длинный сюжет на ситуации
Польти поможет вам не только с основной идеей, но и с построением сюжета. Многие истории проходят через несколько драматических ситуаций. Например, в «Крестном отце» есть Бунт, Месть, Жертва. Это можно использовать как каркас для структуры каждого акта сценария.
Совет: разделите сценарий на 3 акта и для каждого выберите 1–2 ситуации как драматическую основу.
3. Работайте над эпизодами и сценами
Драматические ситуации Польти можно применять точечно — к отдельной сцене. Допустим, сцена конфликта между отцом и сыном может строиться по модели Соперничества близких.
Совет: если сцена кажется скучной — попробуйте найти подходящую ситуацию Польти и перестроить её вокруг этой модели.
4. Углубляйте персонажей через драматические роли
Каждая ситуация предполагает минимум двух участников: преступник и жертва, мстящий и виновный, любящий и любимый. Это помогает конкретизировать мотивацию персонажей и создавать более объемные образы.
Совет: распишите роли героев в ключевых ситуациях — вы увидите, кто двигает драму, а кто реагирует.
5. Диагностируйте слабые места своего сценария
Если история «не работает», часто причина — в отсутствии реального драматического конфликта. Попробуйте сопоставить свою историю с одной из 36 ситуаций: если не можете — возможно, в вашей драме просто его нет.
Совет: возьмите ваш логлайн и проверьте, соответствует ли он хоть одной драматической ситуации. Если нет — усиливайте конфликт.
6. Используйте для питчинга и презентации
Когда вы презентуете свой сюжет продюсеру или пишете логлайн, можно опереться на знакомые архетипические структуры. Если вы скажете: «Это история о жертве несправедливого подозрения, которая становится мстителем» — это быстро считывается и вызывает интерес.
Совет: найдите формулировку ситуации Польти, которая описывает вашу историю, и включите её в логлайн или устную презентацию.
Заключение
Работа Жоржа Польти «Тридцать шесть драматических ситуаций» представляет собой попытку систематизировать все многообразие драматических сюжетов и свести их к ограниченному числу базовых ситуаций. И хотя может показаться удивительным, что тысячи произведений мировой литературы, театра и кинематографа основаны всего на 36 ситуациях, важно понимать, что комбинации этих ситуаций, характеры персонажей и конкретные обстоятельства делают каждое произведение уникальным.
Классификация Польти не потеряла своей актуальности и сегодня, более чем через сто лет после её создания. Современные сценаристы, писатели и драматурги продолжают обращаться к этим универсальным драматическим ситуациям, используя их как основу для создания новых историй.
Жорж Польти (1867-1946)
Жорж Польти – французский писатель, литературовед и театровед, родившийся в Провиденсе (США) и проживший большую часть жизни в Париже (Франция). В 1895 году он опубликовал свой самый известный труд – «Тридцать шесть драматических ситуаций» (фр. Les 36 situations dramatiques), который стал результатом анализа более 1200 драматических произведений разных эпох и культур.
Интересно, что сам Польти не считал себя первооткрывателем этой идеи. По его словам, он лишь «открыл заново» концепцию, о которой ранее упоминал Иоганн Вольфганг Гёте в своих беседах с Эккерманом. Гёте ссылался на итальянского драматурга Карло Гоцци, который якобы выделял именно 36 драматических сюжетов. Более того, Гёте утверждал, что Фридрих Шиллер пытался опровергнуть Гоцци и найти большее количество различных сюжетных типов, но не смог выдумать даже тридцати шести.
В прошлом уроке мы разобрали 5 приемов, с помощью которых можно сделать сцену яркой, оригинальной и запоминающейся. А сейчас мы подходим к финальному уроку сценарного курса. И сегодня речь пойдет о синопсисе — первой письменной версии вашего будущего фильма, сериала или игры.
Синопсис — это краткое изложение сюжета на 1-2 страницы.
Это не сценарий и не поэпизодник. Это история в сжатом виде, написанная так, чтобы зацепить и передать атмосферу вашего фильма.
Это текстовая версия видеоурока №14 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как написать синопсис фильма (Урок 14). Prepropost
В прошлом уроке мы разобрали поэпизодник. Сегодня разберемся, как сделать сцену, которая действительно цепляет — и зрителя, и продюсера. Расскажу про 5 простых приемов, которые помогут избежать клише и добавить сценам выразительности. Будет много примеров и практических советов — читайте до конца.
Это текстовая версия видеоурока №13 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать культовую сцену фильма. 5 приемов сценариста (Урок 13). Prepropost
В прошлом уроке мы разобрались, что такое перипетии, крючки и как вообще работает эпизод. Теперь задача — придумать оставшиеся эпизоды фильма.
Для этого у нас есть таблица — 4 акта по 7 эпизодов. Почему не 3? Потому что второй акт обычно делится на две равные части. Чтобы не писать каждый раз «первая половина второго акта, вторая половина второго акта», просто введем: акт 2 и акт 3.
Это текстовая версия видеоурока №12 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Алгоритм создания поэпизодника. Почему 4 акта, а не 3? Как придумать сцены и эпизоды? (Урок 12)
Если очень коротко — герой должен идти к цели через постоянные перипетии. Что такое перипетия? Это неожиданный поворот в сцене, когда все шло хорошо — и вдруг стало плохо. Или наоборот.
Это текстовая версия видеоурока № 11 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
5 крючков в кино. Структура эпизода. Перипетии. Сценарное мастерство (Урок 11). Prepropost
В прошлом уроке мы разобрали, как создать живого и запоминающегося персонажа. А сегодня — переходим к трансформации героя. Или, как ее еще называют — арке персонажа.
Разберем теорию на конкретных примерах из фильмов, пройдемся по пошаговому алгоритму и ответим на главный вопрос: как сделать так, чтобы зритель поверил в изменения вашего персонажа.
Это текстовая версия видеоурока № 10 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Трансформация героя. 3 типа арки главного героя (УРОК 10) / Курсы сценаристов от Prepropost
В прошлом уроке мы разобрались с мотивацией и ставками героя. А сегодня переходим к следующему кирпичику в строительстве истории — как сделать героя, которого не забудут.
Это текстовая версия видеоурока № 9 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать запоминающегося персонажа (УРОК 9). Курсы сценаристов от Prepropost
В прошлом уроке мы говорили про анкету персонажа и инструменты вроде ментальных карт и поэпизодника.
Сегодня поговорим о том, почему герой должен двигаться вперед, что такое мотивация и ставка. И да, это один из самых частых вопросов: «Как сделать героя живым, чтобы не казался мебелью в кадре?». Разберем все пошагово, на примерах.
Это текстовая версия видеоурока № 8 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Мотивация и ставка героя. Как придумать персонажа (УРОК 8) / Курсы сценаристов от Prepropost
На прошлом уроке мы с тобой превратили идею в замысел. Уже отлично. Но теперь возникает логичный вопрос: «Что дальше?» А дальше — углубляться. Сегодня поговорим, как не потеряться в собственном сюжете, как лучше понять своих героев и как можно разнообразить работу сценариста.
Это текстовая версия видеоурока № 7 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Если ты уже прошёл предыдущий урок и у тебя на руках есть хотя бы одна оформленная идея (герой, ситуация, действие, конфликт) — поздравляю, ты на полпути к сценарию. Сегодня будем превращать эту идею в замысел — короткий, но ёмкий рассказ о том, что вообще происходит в твоей истории.
Это текстовая версия видеоурока № 6 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Структура сценария. 10 шагов проработки сюжета. Как написать сценарий (УРОК 6) / Prepropost
Если ты дошёл до этого урока — поздравляю. Значит, у тебя уже есть хотя бы пара сырых, но интересных идей. Самое время понять, какие из них стоит развивать, а какие — пока отложить в стол. Сегодня мы разбираем вторую задачу нашего курса по сценарному мастерству — как доработать идею до первой внятной формы.
Это текстовая версия видеоурока № 5 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.