Анкета персонажа, поэпизодник и ментальные карты
На прошлом уроке мы с тобой превратили идею в замысел. Уже отлично. Но теперь возникает логичный вопрос: «Что дальше?» А дальше — углубляться. Сегодня поговорим, как не потеряться в собственном сюжете, как лучше понять своих героев и как можно разнообразить работу сценариста.
Это текстовая версия видеоурока № 7 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Инструмент 1: анкета персонажа
Это простая, но суперполезная вещь, особенно на старте. Анкета помогает не держать все в голове и сразу видеть, чем твои герои отличаются друг от друга.
Я использую Google Таблицы. Слева — вопросы (возраст, профессия, страхи, слабости, отношения с другими героями и т.д.), а в остальных колонках — сами персонажи. Их может быть сколько угодно.
Почему это удобно:
1. Визуальное сравнение
Ты сразу видишь, кто у тебя получился одинаковым. И можешь это исправить. Помни: сценарий — это конфликт. А для конфликта нужны контрастные персонажи. Даже в мелочах.
2. Подсказки из выпадающих списков
Когда у тебя 5 героев и каждому нужно придумать по профессии — фантазия быстро устает. Поэтому я добавил выпадающие списки с сотнями профессий, черт характера, хобби и прочего. Экономия энергии и времени.
Инструмент 2: поэпизодник
Поэпизодник — это краткое описание всех сцен твоего будущего сценария. Это рабочий инструмент. А еще — отличный способ показать продюсеру, «о чем кино», если у него нет времени читать 100 страниц текста.
Удобнее всего начинать на бумажных стикерах. Один стикер — одна сцена. Коротко: «Энди попадает в тюрьму», «Рэду отказывают в УДО», «Энди копает тоннель». Все. Лепишь их на стол, стену, холодильник — где удобно. И видишь историю целиком.
Для наглядности используй разные цвета для сюжетных линий и героев. Цвет — это ориентир.
Так, кстати, делал Сид Филд, когда анализировал «Побег из Шоушенка».
Инструмент 3: ментальная карта
Это, по сути, диаграмма. Она помогает увидеть весь сюжет целиком и не потеряться, если сюжет вдруг начинает петлять.
Как это работает:
-
Центральная точка — герой или идея.
-
Ветви — сюжетные линии.
-
Разветвления — события, повороты, мотивации, конфликты.
Это отличный инструмент, когда ты:
-
Запутался в линейке событий,
-
Хочешь увидеть, как переплетаются сюжетные линии,
-
Пытаешься понять: что вообще происходит в этом сценарии и зачем?
Что делать, если застрял и сценарий не идет?
Ты не один. Все застревают.
Самый простой способ — сменить инструмент и рабочую среду. Работал за компом — встань, возьми бумагу, нарисуй структуру. Или поработай со стикерами. Или с анкетой персонажа. Сходи в парк — смена картинки дает новую пищу для мозга.
Каждый новый формат мышления может дать маленький инсайт, а из них потом собирается сюжет.
Лайфхак:
Начитай свой сюжет в диктофон. Или попроси кого-то прочитать тебе вслух. Сразу услышишь, где провисает, где не стыкуется.
Ну и, конечно, перерыв никто не отменял. Иногда лучший способ написать — это не писать. Погуляй. Помой посуду. Прокатись на велосипеде.
Программы для сценаристов: когда переходить на профи-уровень
На черновом этапе сценария можно работать где угодно: заметки в телефоне, Google Docs, диктофон — все пойдет. Главное — не останавливаться.
Но если ты уже подбираешься к финальной части сценария или хочешь показать текст кому-то — стоит подумать о специализированных программах.
Что есть:
-
Final Draft — классика, но на английском.
-
КИТ-Сценарист — отличная русскоязычная альтернатива. К тому же, бесплатная.
В принципе, можно даже настроить Ворд под сценарную верстку. Главное — не писать от руки. Никто такой сценарий не прочтет.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
https://www.youtube.com/@prepropost
https://rutube.ru/channel/44178882/videos/
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент здесь https://t.me/prepropost
Структура сценария: как превратить сырую идею в замысел. 7 сюжетных точек, трехактная структура фильма
Если ты уже прошёл предыдущий урок и у тебя на руках есть хотя бы одна оформленная идея (герой, ситуация, действие, конфликт) — поздравляю, ты на полпути к сценарию. Сегодня будем превращать эту идею в замысел — короткий, но ёмкий рассказ о том, что вообще происходит в твоей истории.
Это текстовая версия видеоурока № 6 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Структура сценария. 10 шагов проработки сюжета. Как написать сценарий (УРОК 6) / Prepropost
Проработка сюжета: герой, драматическая ситуация, действие, конфликт
Если ты дошёл до этого урока — поздравляю. Значит, у тебя уже есть хотя бы пара сырых, но интересных идей. Самое время понять, какие из них стоит развивать, а какие — пока отложить в стол. Сегодня мы разбираем вторую задачу нашего курса по сценарному мастерству — как доработать идею до первой внятной формы.
Это текстовая версия видеоурока № 5 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Где брать идеи для сценария фильма: личный опыт, газеты, бабушкины байки и немного интернета
Это финальный урок первой части курса по сценарному мастерству. Если ты только что включился — сначала лучше посмотри предыдущие видео. Там мы разбирали шаблоны, таблицы, алгоритмы — в общем, всю основную базу сценарного мастерства. А сегодня поговорим про источники, откуда вообще брать материал для истории.
Спойлер: он вокруг тебя. Главное — научиться его замечать.
Это текстовая версия видеоурока №4 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать идею для сценария (часть 2): 5 шаблонов для написания сценария
Если ты только начал вникать в сценарное мастерство и хочешь разобраться, как придумать сценарий, этот урок — то, что нужно. Мы продолжаем разбирать рабочие шаблоны. В прошлый раз было 5 — сегодня оставшиеся 5.
Это текстовая версия видеоурока №3 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 3). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Как придумать идею для сценария: 5 шаблонов, которые спасут от творческого ступора
Итак, мы продолжаем курс по сценарному мастерству. Наша первая большая задача — придумать как можно больше идей, которые можно развить в сценарий фильма, сериала или даже видеоигры.
Это текстовая версия видеоурока №2 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 2). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Как придумать сценарий. Техника “что, если…”
Сегодня — тот самый первый шаг, с которого начинается работа над сценарием фильма. В этом уроке — минимум теории, максимум практики. Твоя задача — выписать все идеи, которые могли бы стать основой для фильма, сериала или даже игры.
Это текстовая версия видеоурока №1 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет. Креативная техника "ЧТО, ЕСЛИ..." Сценарное мастерство (УРОК 1) / Prepropost
Бесплатный курс сценариста для тех, кто мечтает о работе в кино
Если ты мечтаешь работать в кино как сценарист, придумывать героев, строить конфликты и создавать целые миры — путь начинается не с камеры и съёмок, а с понимания структуры истории. А значит — с обучения.
Сегодня я расскажу о бесплатном видеокурсе по сценарному мастерству, который может стать твоей точкой старта, даже если у тебя пока только одна мысль: «Хочу писать кино».
Вот ссылка сразу, чтобы не искать: на Ютубе, на Рутубе. А теперь — коротко о том, что внутри.
Правда ли, что фильм «Титаник» стоил дороже, чем настоящий корабль?
Создавать кино дорого, а снимать блокбастеры запредельно дорого. Но можно ли сравнить эти траты со стоимостью строительства роскошного лайнера в начале 1900-х годов?
Один из распространённых мифов Голливуда, что бюджет фильма «Титаник» был выше стоимости корабля, который затонул. Но так ли это?
Сегодня мы разберём этот популярный миф и узнаем, есть ли в нём правда.
Вертикальные микродрамы — новый тренд. Как снимаем и зарабатываем на сериалах
Вертикальные микродрамы — это новый язык кино, который прямо сейчас меняет правила игры.
В статье я, Александр Пуписов, оператор-постановщик, прошедший путь от подростка на зимней площадке до работы в вертикальном продакшене — разберу, почему мини-драмы на 40-120 секунд стали трендом 2025 года, чем они отличаются от привычных сериалов и TikTok-роликов, какие законы диктует кадр 9×16, как внутри устроено производство: от сценария «эмоция за минуту» и PayWall-логики до камер, света, звука и темпов съёмки.
Если вам интересно, куда движется индустрия, как адаптироваться под мобильного зрителя, почему «вертикальное кино» скоро будет самым востребованным контентом — этот текст даст вам ясную, живую, практическую картину нового мира.
Текст написал и подготовил Александр Пуписов.
Antigravity A1: обзор первого в мире дрона для съёмки 360-градусного видео в формате 8K
Анонсированный этим летом, Antigravity A1 — новый 8K 360-градусный видеодрон, созданный при участии Insta360 и сторонних разработчиков. Его первый флагманский продукт теперь стал первым в мире дроном, оснащённым функцией съёмки 360-градусного видео в формате 8K. Он призван стать универсальным дроном для тех, кто ищет интуитивно понятный и захватывающий полёт.
Способный снимать в 8K и использующий технологию склейки изображения Insta360, A1 действительно может открыть новую эру в мире дронов — индустрии, которую долгое время доминировала DJI и которая сейчас сталкивается с возможными запретами и тарифными ограничениями.