Анкета персонажа, поэпизодник и ментальные карты
На прошлом уроке мы с тобой превратили идею в замысел. Уже отлично. Но теперь возникает логичный вопрос: «Что дальше?» А дальше — углубляться. Сегодня поговорим, как не потеряться в собственном сюжете, как лучше понять своих героев и как можно разнообразить работу сценариста.
Это текстовая версия видеоурока № 7 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Инструмент 1: анкета персонажа
Это простая, но суперполезная вещь, особенно на старте. Анкета помогает не держать все в голове и сразу видеть, чем твои герои отличаются друг от друга.
Я использую Google Таблицы. Слева — вопросы (возраст, профессия, страхи, слабости, отношения с другими героями и т.д.), а в остальных колонках — сами персонажи. Их может быть сколько угодно.
Почему это удобно:
1. Визуальное сравнение
Ты сразу видишь, кто у тебя получился одинаковым. И можешь это исправить. Помни: сценарий — это конфликт. А для конфликта нужны контрастные персонажи. Даже в мелочах.
2. Подсказки из выпадающих списков
Когда у тебя 5 героев и каждому нужно придумать по профессии — фантазия быстро устает. Поэтому я добавил выпадающие списки с сотнями профессий, черт характера, хобби и прочего. Экономия энергии и времени.
Инструмент 2: поэпизодник
Поэпизодник — это краткое описание всех сцен твоего будущего сценария. Это рабочий инструмент. А еще — отличный способ показать продюсеру, «о чем кино», если у него нет времени читать 100 страниц текста.
Удобнее всего начинать на бумажных стикерах. Один стикер — одна сцена. Коротко: «Энди попадает в тюрьму», «Рэду отказывают в УДО», «Энди копает тоннель». Все. Лепишь их на стол, стену, холодильник — где удобно. И видишь историю целиком.
Для наглядности используй разные цвета для сюжетных линий и героев. Цвет — это ориентир.
Так, кстати, делал Сид Филд, когда анализировал «Побег из Шоушенка».
Инструмент 3: ментальная карта
Это, по сути, диаграмма. Она помогает увидеть весь сюжет целиком и не потеряться, если сюжет вдруг начинает петлять.
Как это работает:
-
Центральная точка — герой или идея.
-
Ветви — сюжетные линии.
-
Разветвления — события, повороты, мотивации, конфликты.
Это отличный инструмент, когда ты:
-
Запутался в линейке событий,
-
Хочешь увидеть, как переплетаются сюжетные линии,
-
Пытаешься понять: что вообще происходит в этом сценарии и зачем?
Что делать, если застрял и сценарий не идет?
Ты не один. Все застревают.
Самый простой способ — сменить инструмент и рабочую среду. Работал за компом — встань, возьми бумагу, нарисуй структуру. Или поработай со стикерами. Или с анкетой персонажа. Сходи в парк — смена картинки дает новую пищу для мозга.
Каждый новый формат мышления может дать маленький инсайт, а из них потом собирается сюжет.
Лайфхак:
Начитай свой сюжет в диктофон. Или попроси кого-то прочитать тебе вслух. Сразу услышишь, где провисает, где не стыкуется.
Ну и, конечно, перерыв никто не отменял. Иногда лучший способ написать — это не писать. Погуляй. Помой посуду. Прокатись на велосипеде.
Программы для сценаристов: когда переходить на профи-уровень
На черновом этапе сценария можно работать где угодно: заметки в телефоне, Google Docs, диктофон — все пойдет. Главное — не останавливаться.
Но если ты уже подбираешься к финальной части сценария или хочешь показать текст кому-то — стоит подумать о специализированных программах.
Что есть:
-
Final Draft — классика, но на английском.
-
КИТ-Сценарист — отличная русскоязычная альтернатива. К тому же, бесплатная.
В принципе, можно даже настроить Ворд под сценарную верстку. Главное — не писать от руки. Никто такой сценарий не прочтет.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент здесь https://t.me/prepropost