Как придумать идею для сценария (часть 2): 5 шаблонов для написания сценария
Если ты только начал вникать в сценарное мастерство и хочешь разобраться, как придумать сценарий, этот урок — то, что нужно. Мы продолжаем разбирать рабочие шаблоны. В прошлый раз было 5 — сегодня оставшиеся 5.
Это текстовая версия видеоурока №3 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 3). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Шаблон №6. Тема
Иногда история начинается не с героя и не с сеттинга, а с темы. То есть с того, что ты хочешь сказать этим сценарием. Звучит абстрактно, но это основа. Причем сложная. В отдельном уроке мы поговорим об этом подробнее, а пока — несколько советов.
Где искать тему:
-
Личный опыт. Что тебя волнует? Что злит, бесит, вдохновляет? Что ты лично пережил? Начни с этого.
-
Вечные темы. Смерть, любовь, месть, прощение, отцы и дети, добро и зло — такие вещи не устаревают.
-
Поговорки, цитаты, метафоры. Например: «волк в овечьей шкуре». А что если овца — серийный убийца? Или химик, который по тихому создает свою наркоимперию.
Совет: не пиши о том, чего не понимаешь. Не копируй чужие высказывания. Только то, что тебе близко.
Шаблон №7. Знакомый сюжет — новые герои
Возьми фабулу, которая уже существует, но придумай по ней уникальный сюжет.
Пример:
Берем «Робинзона Крузо»: человек попадает на необитаемый остров, выживает, возвращается.
И начинаем играть:
Что если вместо кораблекрушения — авиакатастрофа, и герой — логист FedEx? (Изгой)
Что если герои — подростки, которые вырастают на острове? (Голубая лагуна)
Что если это не остров, а мертвая планета? (Марсианин)
Что если это комедия, а Пятница — женщина? (Синьор Робинзон)
Ты просто берешь фабулу — и подставляешь своих героев, сеттинг, жанр. Так работает ремейк, адаптация, и вообще большая часть Голливуда.
Источники фабул
-
Классика (Ромео и Джульетта — но на Титанике?)
-
Мифы, сказки (Джинн исполняет желания, но в обмен происходит что-то ужасное)
-
Фильмы, игры, сериалы последних 20–30 лет
Ты учишься не только как придумать сюжет, но и как правильно написать сценарий, играя в конструктор.
Шаблон №8. 36 драматических ситуаций
Француз Жорж Польти в свое время изучил сотни историй и пришел к выводу: в основе всех сюжетов лежат 36 типовых ситуаций.
Например: Судебная ошибка. Что если обычного банкира сажают за убийство, которого он не совершал, и он сбегает из тюрьмы? (Привет, Побег из Шоушенка)
Просто выбираешь интересную тебе ситуацию — и подставляешь в нее нового героя. Используй любой из шаблонов, которые мы уже проходили.
Также можешь посмотреть классификацию Блейка Снайдера из книги «Спасите котика» — там не типы конфликтов, а типы фильмов:
«Монстр в доме» — Чужой, Дрожь земли, Комната страха
«Джинн из бутылки» — Брюс Всемогущий, Лжец, лжец
«Путешествие за Золотым руном» — Звездные войны, Назад в будущее
«Чувак в группе» — Пролетая над гнездом кукушки, Красота по-американски
И это — еще один способ придумать сценарий с нуля, когда ты не знаешь, за что зацепиться.
Шаблон №9. Инверсия
Переворачиваешь всё с ног на голову. Было белым — стало черным.
Кладбище оживляет, а не хоронит
Супергерои — не спасают, а разрушают
Фашисты выиграли войну (не дай Бог)
Воздух — смертелен
Вода вызывает зависимость
Инверсия — это про парадокс. А парадокс = интерес.
Это техника, которую часто используют в курсе сценаристов и режиссеров. Она заставляет зрителя смотреть, потому что «что-то не так».
Шаблон №10. Утрирование
А тут — наоборот. Берем что-то банальное и выкручиваем на максимум.
Что если время станет единственной валютой? (фильм Время). Что если количество этой валюты будет равняться минутам твоей жизни? Что если те, у кого много времени, будут жить вечно?
Утрирование — это способ вытащить тему и довести её до абсурда — чтобы стало видно, о чём история. Отлично работает в фантастике, социальной сатире и даже комедии.
Что теперь?
Теперь у тебя есть 10 шаблонов, которые помогут не просто генерировать идеи, а осознанно выбирать, над чем работать.
Твоя задача сейчас не — гениальность. А массовость. Пиши, не оценивай. Твоя цель — найти зерно, из которого можно вырастить сценарий.
Да, сценарное мастерство не начинается с диалогов или форматирования страниц. Оно начинается вот с этих набросков. С того, как ты в голове соединяешь героя, ситуацию и тему.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
https://www.youtube.com/@prepropost
https://rutube.ru/channel/44178882/videos/
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент https://t.me/prepropost
Как придумать идею для сценария: 5 шаблонов, которые спасут от творческого ступора
Итак, мы продолжаем курс по сценарному мастерству. Наша первая большая задача — придумать как можно больше идей, которые можно развить в сценарий фильма, сериала или даже видеоигры.
Это текстовая версия видеоурока №2 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 2). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Как придумать сценарий. Техника “что, если…”
Сегодня — тот самый первый шаг, с которого начинается работа над сценарием фильма. В этом уроке — минимум теории, максимум практики. Твоя задача — выписать все идеи, которые могли бы стать основой для фильма, сериала или даже игры.
Это текстовая версия видеоурока №1 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет. Креативная техника "ЧТО, ЕСЛИ..." Сценарное мастерство (УРОК 1) / Prepropost
Бесплатный курс сценариста для тех, кто мечтает о работе в кино
Если ты мечтаешь работать в кино как сценарист, придумывать героев, строить конфликты и создавать целые миры — путь начинается не с камеры и съёмок, а с понимания структуры истории. А значит — с обучения.
Сегодня я расскажу о бесплатном видеокурсе по сценарному мастерству, который может стать твоей точкой старта, даже если у тебя пока только одна мысль: «Хочу писать кино».
Вот ссылка сразу, чтобы не искать: на Ютубе, на Рутубе. А теперь — коротко о том, что внутри.
Правда ли, что фильм «Титаник» стоил дороже, чем настоящий корабль?
Создавать кино дорого, а снимать блокбастеры запредельно дорого. Но можно ли сравнить эти траты со стоимостью строительства роскошного лайнера в начале 1900-х годов?
Один из распространённых мифов Голливуда, что бюджет фильма «Титаник» был выше стоимости корабля, который затонул. Но так ли это?
Сегодня мы разберём этот популярный миф и узнаем, есть ли в нём правда.
Вертикальные микродрамы — новый тренд. Как снимаем и зарабатываем на сериалах
Вертикальные микродрамы — это новый язык кино, который прямо сейчас меняет правила игры.
В статье я, Александр Пуписов, оператор-постановщик, прошедший путь от подростка на зимней площадке до работы в вертикальном продакшене — разберу, почему мини-драмы на 40-120 секунд стали трендом 2025 года, чем они отличаются от привычных сериалов и TikTok-роликов, какие законы диктует кадр 9×16, как внутри устроено производство: от сценария «эмоция за минуту» и PayWall-логики до камер, света, звука и темпов съёмки.
Если вам интересно, куда движется индустрия, как адаптироваться под мобильного зрителя, почему «вертикальное кино» скоро будет самым востребованным контентом — этот текст даст вам ясную, живую, практическую картину нового мира.
Текст написал и подготовил Александр Пуписов.
Antigravity A1: обзор первого в мире дрона для съёмки 360-градусного видео в формате 8K
Анонсированный этим летом, Antigravity A1 — новый 8K 360-градусный видеодрон, созданный при участии Insta360 и сторонних разработчиков. Его первый флагманский продукт теперь стал первым в мире дроном, оснащённым функцией съёмки 360-градусного видео в формате 8K. Он призван стать универсальным дроном для тех, кто ищет интуитивно понятный и захватывающий полёт.
Способный снимать в 8K и использующий технологию склейки изображения Insta360, A1 действительно может открыть новую эру в мире дронов — индустрии, которую долгое время доминировала DJI и которая сейчас сталкивается с возможными запретами и тарифными ограничениями.
Sony a7 V: полный обзор, характеристики, цена и возможности новой флагманской камеры
Sony представила пятое поколение своей популярной линейки полнокадровых беззеркальных камер Alpha 7 — модель a7 V (ILCE-7M5), которую позиционируют как «золотую середину», не боящуюся играть выше своего класса.
Разработанная как гибридная беззеркальная камера с сильными фото-возможностями и продвинутой видеосъёмкой, Sony a7 V, вероятно, заявит о себе прежде всего благодаря ИИ-распознаванию объектов и автофокусу, которые позволят ей выгодно выделяться на фоне старших флагманов.
Давайте посмотрим на новую Sony a7 V и разберёмся, что она может предложить.
DaVinci Resolve 20.3: поддержка разрешения 32K на компьютерах Apple M5 Mac
Обновление DaVinci Resolve 20.3 добавляет поддержку 32K-разрешения на Mac-компьютерах с чипами Apple M5 для работы с камерой URSA Cine 17K 65. Также в обновлении появятся улучшенная система версий таймлайна с пользовательскими именами, новые параметры метаданных в медиапуле и ряд других заметных улучшений и нововведений.
Вот всё, что нужно знать о DaVinci Resolve 20.3.
DaVinci Resolve для iPad 20.3: фоновый рендеринг, ускорение монтажа и новые функции
Blackmagic Design значительно улучшит работу DaVinci Resolve для iPad — в новом обновлении появится фоновый рендеринг на iPadOS 26, а также другие полезные функции.
Вместе с крупным обновлением DaVinci Resolve и DaVinci Resolve Studio, Blackmagic Design добавила множество новых улучшений, связанных с форматами, в DaVinci Resolve для iPad — всё это входит в свежий релиз версии 20.3.
Что такое бит и бит-лист (beat sheet) в работе сценариста?
Сторибит — это небольшое событие внутри более крупной сцены или сюжетной последовательности. Представьте, что биты — это «молекулы» сценария. По сути, любой момент, который продвигает историю вперёд, можно считать битом — будь то малое или значимое событие.
Например, в оригинальных «Звёздных войнах» есть множество событий, которые непрерывно двигают сюжет вперёд: