Структура сценария: как превратить сырую идею в замысел. 7 сюжетных точек, трехактная структура фильма
Если ты уже прошёл предыдущий урок и у тебя на руках есть хотя бы одна оформленная идея (герой, ситуация, действие, конфликт) — поздравляю, ты на полпути к сценарию. Сегодня будем превращать эту идею в замысел — короткий, но ёмкий рассказ о том, что вообще происходит в твоей истории.
Это текстовая версия видеоурока № 6 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Структура сценария. 10 шагов проработки сюжета. Как написать сценарий (УРОК 6) / Prepropost
Что такое замысел?
Это сюжет в нескольких предложениях, который описывает героя, завязку, основные повороты и финал.
Пример
«Изгой»
Инспектор логистической компании отправляется в командировку незадолго до свадьбы, но попадает в авиакатастрофу. Он оказывается на необитаемом острове, выживает в течение 4 лет, возвращается домой, но невеста вышла замуж за другого.
«Титаник»
Парень из среднего класса влюбляется в светскую девушку, на корабле, которому суждено утонуть. Они скрывают свои отношения от жестокого жениха героини. После крушения корабля герой спасает возлюбленную ценой своей жизни.
«Маска»
Романтичный неудачник находит волшебную маску, которая делает его мультяшным супер-героем. Он влюбляется в девушку, грабит банк, сражается с бандитами и всех побеждает.
Замысел — это как трейлер еще не снятого фильма и сегодня вам предстоит его создать.
Всё понятно? Значит, поехали.
Шаг 1. Название, формат, жанр
Придумай рабочее название для своего проекта (можно странное).
Определи формат: сериал, короткий метр, полный метр.
А потом выбери жанр: драма, комедия, фантастика, триллер и т.д.
Шаг 2. Про что история?
Формулировка простая: Это история о том, как...
Например:
Маска — история о том, как неудачник стал супергероем.
Титаник — история о том, как парень полюбил девушку на тонущем корабле.
Изгой — история о том, как менеджер логистической компании выживал 4 года на острове.
Сформулировал? Отлично. Это как маяк. Он будет напоминать о чём вообще твоя история. Сбился с курса? Ищи свет маяка.
Шаг 3. Определи главное действие в каждом акте
Разбей историю на три части. Каждую назови по сути происходящего. Не "Акт 1", а "Свадьба", "Побег", "Стыковка с кораблём", "Погоня".
Пример:
Фильм "Изгой"
Акт 1: Жизнь Чака и авиакатастрофа
Акт 2: Выживание на острове
Акт 3: Возвращение домой
Названия помогают определить, какое основное действие происходит в акте. Куда направлен вектор движения.

Шаг 4. Герои
Пропиши главного героя, антагониста (если он есть), их цели и противодействие.
Кратко, в духе:
«Изгой»
Чак (40 лет), инспектор логистической компании, карьерист. Хочет вернуться домой, но не знает как.
У Чака нет прямого антагониста. Он борется с природой и самим собой.
«Маска»
Стенли (30 лет), романтичный неудачник. Хочет встречаться с Тиной, но его пытается убить Дориан.
Тина (20 лет), красивая певица из ночного клуба. Хочет уйти от Дориана, но боится его.
Дориан (30 лет), типичный бандит. Хочет быть боссом, но ему мешает Стенли.
«Титаник»
Джек (~ 23 года), свободолюбивый парень из среднего класса. Хочет встречаться с Розой, но ему мешает Кэл.
Роза (~ 23 года), светская девушка, которую хотят выдать замуж за нелюбимого человека. Ее антагонисты – это Кэл и ее мама.
Кэл (30 лет), богатый, высокомерный и жестокий предприниматель. Хочет жениться на Розе. Его главным противником является Джек.
Всё по делу. Без лишних биографий.

Шаг 5. Мозговой штурм
Поставь таймер на 15 минут и набросай ассоциации со своей историей.
Пример, Мальчишник в Вегасе: тусовка, алкоголь, стриптиз, похмелье, потерянный друг, тигр в ванной, свадьба...
Дальше к каждому слову — новые ассоциации. Так нащупываются сцены, приколы, неожиданные повороты.
Шаг 6. 7 сюжетных точек
Это основа структуры. 7 главных эпизодов, которые проходит герой.
Пример — Изгой:
- Экспозиция: знакомство с Чаком
- Провоцирующее событие: авиакатастрофа
- Поворот 1: Чак оказывается на острове
- Центральная точка: проходит несколько лет, Чак строит плот
- Поворот 2: Чак на плоту, встречает корабль
- Кульминация: возвращается домой, но Келли (девушка Чака) уже замужем
- Финал: Чак стоит на перекрёстке — начинается новая жизнь
То же самое можно сделать с любым фильмом. Важно выстроить каркас истории и понять какие события здесь будут.

Шаг 7. Сеттинг
Если мир влияет на сюжет — опиши. Если нет — просто укажи, где и когда всё происходит.
Пример:
- Далёкое будущее, Марс
- Москва, 1941
- Современный Вегас
- Придуманная деревня, где все живут по странным правилам

Шаг 8. Тема
Что хочешь сказать? Какие вопросы поднимаешь? Какую мысль зритель унесёт с собой.
- Что такое настоящая свобода?
- Можно ли забыть первую любовь?
- Чем платишь за успех?
- Как страх меняет человека?
Если пока не знаешь — не страшно. Тема может открыться автору в любой момент написания сценария.
Шаг 9. Референсы
Референс — это пример или (образец), на который ориентируется автор.
Референс решает две задачи. Помогает вдохновиться. Помогает визуализировать идею.
Например, вы пишите детектив и ваш референс Шерлок. Мы сразу понимаем атмосферу и стилистику такой истории. Если референсом станет Настоящий детектив, та же самая история сразу поменяет настроение на мрачные тона.
Шаг 10. Варианты замысла
После того как вы прошли все шаги и у вас появилась первая версия сюжета, попробуйте поискать альтернативные варианты развития. Поменяйте жанр, рассмотрите других героев, измените сюжетные точки на 180 градусов, перенести сеттинг в другое время и место и т.д.
Например:
- А если это был не триллер, а комедия?
- А если главный герой — не парень, а девочка?
- А если сеттинг — не Москва, а глухая деревня?
Пробуй. Вариантов много. Вдруг твоя история оживёт, если всё поменять?
Советы напоследок:
- Не обязательно идти по порядку. Пропускай шаги, если не знаешь, что туда вписать.
- Не оценивай свои идеи. Лучше плохой замысел, чем его отсутствие.
- Пиши конкретику. Не «герой попадает в переделки», а «герой спасается от медведя в морозилке супермаркета».
- И не переживай, если твоя история пока похожа на что-то. Все замыслы в двух предложениях — банальны и что-то напоминают.
Когда закончишь 10 шагов — у тебя будет замысел. Он ещё сырой, но уже живой. В следующих уроках расскажу, как развивать сценарий дальше.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент https://t.me/prepropost
Если ты дошёл до этого урока — поздравляю. Значит, у тебя уже есть хотя бы пара сырых, но интересных идей. Самое время понять, какие из них стоит развивать, а какие — пока отложить в стол. Сегодня мы разбираем вторую задачу нашего курса по сценарному мастерству — как доработать идею до первой внятной формы.
Это текстовая версия видеоурока № 5 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Это финальный урок первой части курса по сценарному мастерству. Если ты только что включился — сначала лучше посмотри предыдущие видео. Там мы разбирали шаблоны, таблицы, алгоритмы — в общем, всю основную базу сценарного мастерства. А сегодня поговорим про источники, откуда вообще брать материал для истории.
Спойлер: он вокруг тебя. Главное — научиться его замечать.
Это текстовая версия видеоурока №4 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Если ты только начал вникать в сценарное мастерство и хочешь разобраться, как придумать сценарий, этот урок — то, что нужно. Мы продолжаем разбирать рабочие шаблоны. В прошлый раз было 5 — сегодня оставшиеся 5.
Это текстовая версия видеоурока №3 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 3). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Итак, мы продолжаем курс по сценарному мастерству. Если ты его только что нашел — здорово, начни сначала. А если уже с нами, то знаешь: наша первая большая задача — придумать как можно больше идей, которые можно развить в сценарий фильма, сериала или даже видеоигры.
Это текстовая версия видеоурока №2 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 2). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Сегодня — тот самый первый шаг, с которого начинается работа над сценарием фильма. В этом уроке — минимум теории, максимум практики. Твоя задача — выписать все идеи, которые могли бы стать основой для фильма, сериала или даже игры.
Это текстовая версия видеоурока №1 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет. Креативная техника "ЧТО, ЕСЛИ..." Сценарное мастерство (УРОК 1) / Prepropost
Если ты мечтаешь работать в кино как сценарист, придумывать героев, строить конфликты и создавать целые миры — путь начинается не с камеры и съёмок, а с понимания структуры истории. А значит — с обучения.
Сегодня я расскажу о бесплатном видеокурсе по сценарному мастерству, который может стать твоей точкой старта, даже если у тебя пока только одна мысль: «Хочу писать кино».

На выставке IBC 2025 в Амстердаме Avid представит новые обновления с ИИ для Media Composer, Pro Tools и MediaCentral, а также расширенные API и интеграции с партнёрами, которые внедряют автоматизацию прямо в редакционные процессы.
Новые функции решают распространённые проблемы на производстве — от транскрибации и перевода до управления медиа и планирования новостных выпусков. Вместо того чтобы выпускать отдельные ИИ-продукты, Avid встраивает автоматизацию в уже привычные редакторам, звукорежиссёрам и вещателям инструменты.

Тихое место (2018)
"Правила" сценарного мастерства часто воспринимают как священные истины. Важно изучить стандарты и понимать, какие правила существуют.
Но некоторые из них больше похожи на рекомендации, и, когда вы знаете, какие границы можно раздвинуть, появляется простор для экспериментов.
Мы расскажем, какие правила можно нарушать. Но сначала одно важное замечание — формат имеет значение. Стандарты оформления нужны, потому что сценарий должны легко читать целые команды. Если вы не указываете локации или меняете имена персонажей каждые пару страниц, это только создаст путаницу.
Но помните: задача не запутать, а удержать внимание читателя и сделать историю понятной. Поэтому будьте осторожны с форматированием.
Теперь к правилам, которые можно нарушать.