Где брать идеи для сценария фильма: личный опыт, газеты, бабушкины байки и немного интернета
Это финальный урок первой части курса по сценарному мастерству. Если ты только что включился — сначала лучше посмотри предыдущие видео. Там мы разбирали шаблоны, таблицы, алгоритмы — в общем, всю основную базу сценарного мастерства. А сегодня поговорим про источники, откуда вообще брать материал для истории.
Спойлер: он вокруг тебя. Главное — научиться его замечать.
Это текстовая версия видеоурока №4 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Источник №1. Твоя собственная жизнь
Это самое мощное топливо для сценария. Тут всё: и боль, и любовь, и факапы, и победы. Сценарий, основанный на реальных переживаниях, почти всегда звучит честно. А честность = вовлечение.
Попробуй провести себе сеанс домашней психотерапии. Вот тебе набор вопросов — можешь отвечать письменно, можно просто подумать, но лучше всё же записывать:
-
Какие темы тебя волнуют?
-
В чём, по-твоему, люди массово заблуждаются?
-
Топ-10 событий, которые изменили твою жизнь? Какие были сильные эмоции в эти моменты?
-
Какие 3-5 жизненных уроков ты усвоил?
-
О чём ты жалеешь? Что бы сделал иначе?
-
Что бы ты хотел понять раньше?
-
Что вызывает у тебя ностальгию?
-
Какая у тебя мечта и почему ты до сих пор не там?
-
Чего ты боишься?
-
Какая у тебя самая безумная история из жизни?
Это список тем, из которых можно вытащить десятки сценарных идей.
Источник №2. Темы, которые волнуют всех
Если личное не идёт, можно пойти от универсального. Есть темы, которые бьют по всем:
-
Первая любовь
-
Поиск себя
-
Борьба с родителями, начальством, собой
-
История успеха
-
Моя жизнь до/после чего-то
-
Выживание
-
Мир будущего
-
Что изменилось со временем
-
Момент, когда всё пошло не так
Этот список можно продолжить — просто поищи в интернете «лучшие темы для сценария».
Источник №3. Чужой опыт
Иногда у других жизнь интереснее, чем у нас. И это нормально. Слушай истории друзей, родителей, случайных людей в кафе.
Реальный пример
Мартин Макдона увидел билборды с текстом про нераскрытое преступление и написал «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».
Сценарий «Соучастника» родился из болтовни с таксистом.
«Собачий полдень» — новость из газеты.
Так что — записывай. Спроси у родителей: как вы познакомились? О чем мечтали в 20 лет? С кем дрались, кого любили? Всё годится.
Источник №4. СМИ, интернет, заголовки
Новость: «Мужчина на бронетракторе снес полгорода из-за ссоры с мэрией» (это реальное событие, которое произошло в США). Это уже половина сюжета. Добавь персонажа, мотивацию и конфликт — и у тебя есть основа для сценария.
Упражнение на прокачку: соедини два случайных заголовка из СМИ и придумывай историю.
Например:
-
Заголовок №1: «Разлив нефти в океане»
-
Заголовок №2: «Менеджер нефтяной компании найден мертвым»
Получаем триллер в духе «Китайского квартала» — коррупция, экология, расследование. Ты просто берёшь факты и думаешь: а что, если…?
Источник №5. Исторические события
Фильмы вроде «Титаника», «Чернобыля», «Списка Шиндлера», «Спартака» — основаны на реальных событиях. Часто приукрашены, но суть та же.
Хочешь работать с историей — супер. Только помни: если ты берешь реального персонажа — может потребоваться юридическое разрешение. Если берешь событие и полностью выдумываешь сюжет вокруг — вопросов меньше, но юридическую консультацию взять не помешает.
Источник №6. Адаптации
Если сам ничего не можешь придумать — бери чужое. Легально, конечно.
-
Книги, комиксы, игры, пьесы, дневники.
-
Стивен Кинг, например, разрешает экранизировать некоторые рассказы за 1 доллар (реально).
-
Также есть общественное достояние* — всё, что старше 70 лет. Например, сказки, романы, биографии.
*Но даже в этом случае консультируйся с юристами на тему авторских прав. Чтобы не потратить месяцы на сценарий, который потом нельзя использовать.
Несколько советов напоследок
Учись придумывать сюжеты на ходу
Услышал новость — придумай: герой, проблема, действие, конфликт.
Пример: Что если интернет исчезнет?
И вот что произошло: люди сходят с ума, появляется черный рынок wi-fi, главный герой создаёт подпольную сеть…
Представь, как бы снял это твой любимый режиссер
У тебя — фильм про ограбление. А теперь подумай, как бы его снял Нолан. Или Тарантино. Или Спилберг.
Записывай идеи на диктофон
Пока гуляешь или стоишь в пробке — надиктовал идею, потом дома расшифровал.
Держи референсы под рукой
Фильмы, на которые хочешь быть похож. Это и вдохновляет, и задаёт тон.
Слушай музыку
Музыка — мощный визуальный триггер. Иногда под саундтрек рождаются целые сцены.
Работай регулярно
Не жди вдохновения. Назначь себе «сценарные часы» и защищай их как святыню.
Отдыхай
Без этого никак. Прогулка, душ, уборка — часто именно в это время приходят самые странные, а значит — лучшие идеи.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент https://t.me/prepropost
Если ты только начал вникать в сценарное мастерство и хочешь разобраться, как придумать сценарий, этот урок — то, что нужно. Мы продолжаем разбирать рабочие шаблоны. В прошлый раз было 5 — сегодня оставшиеся 5.
Это текстовая версия видеоурока №3 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 3). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Итак, мы продолжаем курс по сценарному мастерству. Если ты его только что нашел — здорово, начни сначала. А если уже с нами, то знаешь: наша первая большая задача — придумать как можно больше идей, которые можно развить в сценарий фильма, сериала или даже видеоигры.
Это текстовая версия видеоурока №2 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 2). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Сегодня — тот самый первый шаг, с которого начинается работа над сценарием фильма. В этом уроке — минимум теории, максимум практики. Твоя задача — выписать все идеи, которые могли бы стать основой для фильма, сериала или даже игры.
Это текстовая версия видеоурока №1 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет. Креативная техника "ЧТО, ЕСЛИ..." Сценарное мастерство (УРОК 1) / Prepropost
Если ты мечтаешь работать в кино как сценарист, придумывать героев, строить конфликты и создавать целые миры — путь начинается не с камеры и съёмок, а с понимания структуры истории. А значит — с обучения.
Сегодня я расскажу о бесплатном видеокурсе по сценарному мастерству, который может стать твоей точкой старта, даже если у тебя пока только одна мысль: «Хочу писать кино».

Ключ к созданию выдающегося фильма — не торопиться при написании сценария.
Кристофер Нолан — сценарист таких известных фильмов, как «Довод», «Помни», «Интерстеллар», «Начало», «Бэтмен: Начало», «Тёмный рыцарь», «Престиж» и «Дюнкерк». Мы решили заглянуть за кулисы его творческого процесса, чтобы собрать лучшие советы по сценарному мастерству от одного из самых влиятельных режиссёров современности.
20 советов Кристофера Нолана по написанию сценария:

Sora 2 — последняя версия модели от OpenAI. Она точнее, реалистичнее и лучше управляется, чем предыдущие системы. Появятся синхронизированные диалоги и звуковые эффекты, а также улучшенная производительность, что особенно полезно начинающим AI-кинематографистам и цифровым художникам.
Генеративное видео ИИ уже стало реальностью. Вот всё, что нужно знать о Sora 2 — и это может вас удивить.

Актёры порой относятся к своей работе настолько серьёзно, что это доходит до крайности — и за это мы их любим. Иногда эта преданность приводит к радикальным изменениям внешности, чаще всего веса или причёски. Подобные трансформации нередко сопряжены с большими рисками для здоровья.
Вот восемь примеров, когда актёры доводили своё тело до предела.

Бойцовский клуб (1999)
Когда речь заходит о фильмах с закадровым текстом, «Бойцовский клуб» — один из лучших примеров. Это проводник через глубокий психоз в фильме, который идеально задаёт сцену и тон истории.
Трудно даже представить «Бойцовский клуб» без циничного, едкого и мрачно-смешного закадрового текста безымянного рассказчика в исполнении Эдварда Нортона.
Но в недавнем откровении режиссёр Дэвид Финчер признался, что культового закадрового текста изначально не было в сценарии, и, по его мнению, это делало историю «грустной и жалкой». Он понял, что нужно что-то менять.
Давайте разберёмся, что произошло дальше.

DJI Mavic 4 Pro получает серьёзные обновления с новой прошивкой, нацеленной на улучшение вертикальной видеосъёмки.
Последнее обновление также добавит возможность переключаться между фокусными расстояниями при записи видео (в режимах Normal и Slow Motion), а также новые варианты бесcжатой и кропнутой вертикальной видеосъёмки в портретном режиме.
Если вы аэровидеограф, создающий контент для соцсетей или любых других вертикальных форматов, вам стоит обратить внимание на это обновление.

Анонсированная в прошлом году компанией Cooke Optics, новая серия Panchro 65/i почти готова — она призвана сохранить наследие фирменной эстетики линейки Panchro, но уже в версии для крупного формата.
Эта серия должна объединить классический характер с современной оптикой. В неё войдут шесть фокусных расстояний — от 30 мм до 152 мм, и она продолжит долгую историю компании в поддержке крупноформатной кинематографии.
Вот всё, что нужно знать о Cooke Optics Panchro 65/i и о том, почему она претендует на звание идеального варианта для современных цифровых кинокамер.