Проработка сюжета: герой, драматическая ситуация, действие, конфликт
Если ты дошёл до этого урока — поздравляю. Значит, у тебя уже есть хотя бы пара сырых, но интересных идей. Самое время понять, какие из них стоит развивать, а какие — пока отложить в стол. Сегодня мы разбираем вторую задачу нашего курса по сценарному мастерству — как доработать идею до первой внятной формы.
Это текстовая версия видеоурока № 5 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Задача этого урока — проработать 4 пункта вашего сюжета: герой, драматическая ситуация, действие и конфликт.
Примеры записи
Побег из Шоушенка
Герой: Энди, 35 лет, банкир
Драматическая ситуация: сел в тюрьму за убийство, которого не совершал
Действие: роет тоннель 20 лет
Конфликт: с охраной, начальством, системой
Во все тяжкие
Герой: Уолтер, 50, учитель химии
Драматическая ситуация: смертельный диагноз
Действие: занимается производством наркотиков, чтобы обеспечить семью.
Конфликт: с бандитами, полицией, семьей
Мальчишник в Вегасе
Герои: 4 друга
Ситуация: потеряли жениха перед свадьбой
Действие: ищут его на трезвую голову
Конфликт: ничего не помнят, проблемы на каждом шагу
Три билборда на границе Эббинга, Миссури
Герой: Милдред, 50, мать-одиночка
Ситуация: полиция не расследует убийство дочери
Действие: вывешивает билборды
Конфликт: с шерифом, полицией, всем городом
Алгоритм работы на примере фильма «Марсианин»
1. Герой
Кто твой персонаж? Придумай имя, возраст, пол. Это просто, но важно.
Пример:
Имя: Марк Уотни
Возраст: около 40
Профессия: астронавт и ботаник
Характер: умный, упёртый, решительный
Архетип: славный парень, который выкрутится из любой жести
Полезный прием — найди визуальный референс. Героя из фильма, игры, сериала. Это помогает лучше представить поведение и стиль персонажа.
2. Драматическая ситуация
Это проблема, которая загоняет героя в угол. Прямо в начале. Всё плохо, он страдает, и надо срочно что-то решать.
Без драматической ситуации сценарий просто не работает.
Пример из «Марсианина»:
Герой остался один на Марсе.
Команда улетела, думая, что он погиб.
Еды мало, связи нет, миссия прилетит через 4 года.
Чтобы драматическая ситуация работала, важно соблюсти 3 условия:
Условие 1: Безвыходность
Если он ничего не сделает — умрёт. Всё просто.
Условие 2: Растущая угроза
Запасы еды — хватит на год. Миссия (команда спасения) — прилетает через четыре. Тикающий таймер. Нужно действовать сейчас, не "завтра".
Условие 3: Проблема решается только через конфликт
Хочешь выжить — борись. С холодом, ураганами, техникой, самим Марсом. Нет лёгкого пути.
Идеальная драматическая ситуация ставит героя в тупик. Вариантов нет. Надо действовать или погибнешь. И это запускает весь сюжет.
3. Главное действие
Что будет делать герой, чтобы решить проблему? Пока без деталей, просто суть.
Пример:
Марк — астронавт и ботаник, у него заканчивается еда. Он выращивает картошку прямо на Марсе.
Вот ещё примеры главного действия:
роет тоннель (Шоушенк)
ищет друга в Вегасе (Мальчишник)
устраивает акцию через билборды (Три билборда на границе Эббинга, Миссури)
Важно: на этом этапе не надо расписывать сцены. Просто зафиксируй, что делает герой, чтобы победить ситуацию.
4. Конфликт
Кто или что мешает герою добиться цели? Вариантов много: другой человек, обстоятельства, система, природа, сам герой.
Пример:
Марк против мёртвой планеты. Его враг — не Чужой, а сам Марс: ураганы, отсутствие связи, технические поломки, ограниченное время.
Другие примеры:
Энди против других заключенных и администрации тюрьму
Уолтер против бандитов
Милдред против полиции
Что дальше?
Проделай такую работу со всеми своими идеями, которые кажутся перспективными. Каждую распиши по этим четырём пунктам. Если на каком-то моменте ступор — пропусти. Значит, пока не хватает данных.
Важно: не зарывайся в детали. Это эскиз. Ты ещё не пишешь сценарий. Пока ты просто учишься видеть, есть ли у идеи основа, на которой можно построить дом.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент https://t.me/prepropost
Это финальный урок первой части курса по сценарному мастерству. Если ты только что включился — сначала лучше посмотри предыдущие видео. Там мы разбирали шаблоны, таблицы, алгоритмы — в общем, всю основную базу сценарного мастерства. А сегодня поговорим про источники, откуда вообще брать материал для истории.
Спойлер: он вокруг тебя. Главное — научиться его замечать.
Это текстовая версия видеоурока №4 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Если ты только начал вникать в сценарное мастерство и хочешь разобраться, как придумать сценарий, этот урок — то, что нужно. Мы продолжаем разбирать рабочие шаблоны. В прошлый раз было 5 — сегодня оставшиеся 5.
Это текстовая версия видеоурока №3 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 3). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Итак, мы продолжаем курс по сценарному мастерству. Если ты его только что нашел — здорово, начни сначала. А если уже с нами, то знаешь: наша первая большая задача — придумать как можно больше идей, которые можно развить в сценарий фильма, сериала или даже видеоигры.
Это текстовая версия видеоурока №2 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 2). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Сегодня — тот самый первый шаг, с которого начинается работа над сценарием фильма. В этом уроке — минимум теории, максимум практики. Твоя задача — выписать все идеи, которые могли бы стать основой для фильма, сериала или даже игры.
Это текстовая версия видеоурока №1 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет. Креативная техника "ЧТО, ЕСЛИ..." Сценарное мастерство (УРОК 1) / Prepropost
Если ты мечтаешь работать в кино как сценарист, придумывать героев, строить конфликты и создавать целые миры — путь начинается не с камеры и съёмок, а с понимания структуры истории. А значит — с обучения.
Сегодня я расскажу о бесплатном видеокурсе по сценарному мастерству, который может стать твоей точкой старта, даже если у тебя пока только одна мысль: «Хочу писать кино».

Ключ к созданию выдающегося фильма — не торопиться при написании сценария.
Кристофер Нолан — сценарист таких известных фильмов, как «Довод», «Помни», «Интерстеллар», «Начало», «Бэтмен: Начало», «Тёмный рыцарь», «Престиж» и «Дюнкерк». Мы решили заглянуть за кулисы его творческого процесса, чтобы собрать лучшие советы по сценарному мастерству от одного из самых влиятельных режиссёров современности.
20 советов Кристофера Нолана по написанию сценария:

Sora 2 — последняя версия модели от OpenAI. Она точнее, реалистичнее и лучше управляется, чем предыдущие системы. Появятся синхронизированные диалоги и звуковые эффекты, а также улучшенная производительность, что особенно полезно начинающим AI-кинематографистам и цифровым художникам.
Генеративное видео ИИ уже стало реальностью. Вот всё, что нужно знать о Sora 2 — и это может вас удивить.

Актёры порой относятся к своей работе настолько серьёзно, что это доходит до крайности — и за это мы их любим. Иногда эта преданность приводит к радикальным изменениям внешности, чаще всего веса или причёски. Подобные трансформации нередко сопряжены с большими рисками для здоровья.
Вот восемь примеров, когда актёры доводили своё тело до предела.

Бойцовский клуб (1999)
Когда речь заходит о фильмах с закадровым текстом, «Бойцовский клуб» — один из лучших примеров. Это проводник через глубокий психоз в фильме, который идеально задаёт сцену и тон истории.
Трудно даже представить «Бойцовский клуб» без циничного, едкого и мрачно-смешного закадрового текста безымянного рассказчика в исполнении Эдварда Нортона.
Но в недавнем откровении режиссёр Дэвид Финчер признался, что культового закадрового текста изначально не было в сценарии, и, по его мнению, это делало историю «грустной и жалкой». Он понял, что нужно что-то менять.
Давайте разберёмся, что произошло дальше.

DJI Mavic 4 Pro получает серьёзные обновления с новой прошивкой, нацеленной на улучшение вертикальной видеосъёмки.
Последнее обновление также добавит возможность переключаться между фокусными расстояниями при записи видео (в режимах Normal и Slow Motion), а также новые варианты бесcжатой и кропнутой вертикальной видеосъёмки в портретном режиме.
Если вы аэровидеограф, создающий контент для соцсетей или любых других вертикальных форматов, вам стоит обратить внимание на это обновление.