Проработка сюжета: герой, драматическая ситуация, действие, конфликт
Если ты дошёл до этого урока — поздравляю. Значит, у тебя уже есть хотя бы пара сырых, но интересных идей. Самое время понять, какие из них стоит развивать, а какие — пока отложить в стол. Сегодня мы разбираем вторую задачу нашего курса по сценарному мастерству — как доработать идею до первой внятной формы.
Это текстовая версия видеоурока № 5 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Задача этого урока — проработать 4 пункта вашего сюжета: герой, драматическая ситуация, действие и конфликт.
Примеры записи
Побег из Шоушенка
Герой: Энди, 35 лет, банкир
Драматическая ситуация: сел в тюрьму за убийство, которого не совершал
Действие: роет тоннель 20 лет
Конфликт: с охраной, начальством, системой
Во все тяжкие
Герой: Уолтер, 50, учитель химии
Драматическая ситуация: смертельный диагноз
Действие: занимается производством наркотиков, чтобы обеспечить семью.
Конфликт: с бандитами, полицией, семьей
Мальчишник в Вегасе
Герои: 4 друга
Ситуация: потеряли жениха перед свадьбой
Действие: ищут его на трезвую голову
Конфликт: ничего не помнят, проблемы на каждом шагу
Три билборда на границе Эббинга, Миссури
Герой: Милдред, 50, мать-одиночка
Ситуация: полиция не расследует убийство дочери
Действие: вывешивает билборды
Конфликт: с шерифом, полицией, всем городом
Алгоритм работы на примере фильма «Марсианин»
1. Герой
Кто твой персонаж? Придумай имя, возраст, пол. Это просто, но важно.
Пример:
Имя: Марк Уотни
Возраст: около 40
Профессия: астронавт и ботаник
Характер: умный, упёртый, решительный
Архетип: славный парень, который выкрутится из любой жести
Полезный прием — найди визуальный референс. Героя из фильма, игры, сериала. Это помогает лучше представить поведение и стиль персонажа.
2. Драматическая ситуация
Это проблема, которая загоняет героя в угол. Прямо в начале. Всё плохо, он страдает, и надо срочно что-то решать.
Без драматической ситуации сценарий просто не работает.
Пример из «Марсианина»:
Герой остался один на Марсе.
Команда улетела, думая, что он погиб.
Еды мало, связи нет, миссия прилетит через 4 года.
Чтобы драматическая ситуация работала, важно соблюсти 3 условия:
Условие 1: Безвыходность
Если он ничего не сделает — умрёт. Всё просто.
Условие 2: Растущая угроза
Запасы еды — хватит на год. Миссия (команда спасения) — прилетает через четыре. Тикающий таймер. Нужно действовать сейчас, не "завтра".
Условие 3: Проблема решается только через конфликт
Хочешь выжить — борись. С холодом, ураганами, техникой, самим Марсом. Нет лёгкого пути.
Идеальная драматическая ситуация ставит героя в тупик. Вариантов нет. Надо действовать или погибнешь. И это запускает весь сюжет.
3. Главное действие
Что будет делать герой, чтобы решить проблему? Пока без деталей, просто суть.
Пример:
Марк — астронавт и ботаник, у него заканчивается еда. Он выращивает картошку прямо на Марсе.
Вот ещё примеры главного действия:
роет тоннель (Шоушенк)
ищет друга в Вегасе (Мальчишник)
устраивает акцию через билборды (Три билборда на границе Эббинга, Миссури)
Важно: на этом этапе не надо расписывать сцены. Просто зафиксируй, что делает герой, чтобы победить ситуацию.
4. Конфликт
Кто или что мешает герою добиться цели? Вариантов много: другой человек, обстоятельства, система, природа, сам герой.
Пример:
Марк против мёртвой планеты. Его враг — не Чужой, а сам Марс: ураганы, отсутствие связи, технические поломки, ограниченное время.
Другие примеры:
Энди против других заключенных и администрации тюрьму
Уолтер против бандитов
Милдред против полиции
Что дальше?
Проделай такую работу со всеми своими идеями, которые кажутся перспективными. Каждую распиши по этим четырём пунктам. Если на каком-то моменте ступор — пропусти. Значит, пока не хватает данных.
Важно: не зарывайся в детали. Это эскиз. Ты ещё не пишешь сценарий. Пока ты просто учишься видеть, есть ли у идеи основа, на которой можно построить дом.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент https://t.me/prepropost
Это финальный урок первой части курса по сценарному мастерству. Если ты только что включился — сначала лучше посмотри предыдущие видео. Там мы разбирали шаблоны, таблицы, алгоритмы — в общем, всю основную базу сценарного мастерства. А сегодня поговорим про источники, откуда вообще брать материал для истории.
Спойлер: он вокруг тебя. Главное — научиться его замечать.
Это текстовая версия видеоурока №4 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Если ты только начал вникать в сценарное мастерство и хочешь разобраться, как придумать сценарий, этот урок — то, что нужно. Мы продолжаем разбирать рабочие шаблоны. В прошлый раз было 5 — сегодня оставшиеся 5.
Это текстовая версия видеоурока №3 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 3). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Итак, мы продолжаем курс по сценарному мастерству. Если ты его только что нашел — здорово, начни сначала. А если уже с нами, то знаешь: наша первая большая задача — придумать как можно больше идей, которые можно развить в сценарий фильма, сериала или даже видеоигры.
Это текстовая версия видеоурока №2 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 2). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Сегодня — тот самый первый шаг, с которого начинается работа над сценарием фильма. В этом уроке — минимум теории, максимум практики. Твоя задача — выписать все идеи, которые могли бы стать основой для фильма, сериала или даже игры.
Это текстовая версия видеоурока №1 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет. Креативная техника "ЧТО, ЕСЛИ..." Сценарное мастерство (УРОК 1) / Prepropost
Если ты мечтаешь работать в кино как сценарист, придумывать героев, строить конфликты и создавать целые миры — путь начинается не с камеры и съёмок, а с понимания структуры истории. А значит — с обучения.
Сегодня я расскажу о бесплатном видеокурсе по сценарному мастерству, который может стать твоей точкой старта, даже если у тебя пока только одна мысль: «Хочу писать кино».

На выставке IBC 2025 в Амстердаме Avid представит новые обновления с ИИ для Media Composer, Pro Tools и MediaCentral, а также расширенные API и интеграции с партнёрами, которые внедряют автоматизацию прямо в редакционные процессы.
Новые функции решают распространённые проблемы на производстве — от транскрибации и перевода до управления медиа и планирования новостных выпусков. Вместо того чтобы выпускать отдельные ИИ-продукты, Avid встраивает автоматизацию в уже привычные редакторам, звукорежиссёрам и вещателям инструменты.

Тихое место (2018)
"Правила" сценарного мастерства часто воспринимают как священные истины. Важно изучить стандарты и понимать, какие правила существуют.
Но некоторые из них больше похожи на рекомендации, и, когда вы знаете, какие границы можно раздвинуть, появляется простор для экспериментов.
Мы расскажем, какие правила можно нарушать. Но сначала одно важное замечание — формат имеет значение. Стандарты оформления нужны, потому что сценарий должны легко читать целые команды. Если вы не указываете локации или меняете имена персонажей каждые пару страниц, это только создаст путаницу.
Но помните: задача не запутать, а удержать внимание читателя и сделать историю понятной. Поэтому будьте осторожны с форматированием.
Теперь к правилам, которые можно нарушать.

Новая серия светильников LITEMONS LE, судя по всему, изначально была разработана так, чтобы их было легко использовать на съемочной площадке, а также чтобы обеспечить немного более мягкий свет, чем обычно дают универсальные LED-модели. Каждая из трёх моделей серии — LE200Bi, LE300Bi, LE600Bi — оснащена встроенным блоком питания. Это значит, что внешний адаптер не нужен, установка проходит быстрее, а портативность выше: светильники работают напрямую от сети 100–240 В, достаточно подключить прилагаемый кабель питания.