Как написать эпизод. Алгоритм работы с поэпизодником фильма
В прошлом уроке мы разобрались, что такое перипетии, крючки и как вообще работает эпизод. Теперь задача — придумать оставшиеся эпизоды фильма.
Для этого у нас есть таблица — 4 акта по 7 эпизодов. Почему не 3? Потому что второй акт обычно делится на две равные части. Чтобы не писать каждый раз «первая половина второго акта, вторая половина второго акта», просто введем: акт 2 и акт 3.
Это текстовая версия видеоурока №12 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Алгоритм создания поэпизодника. Почему 4 акта, а не 3? Как придумать сцены и эпизоды? (Урок 12)
Шаг 1. Придумайте названия актов
Каждое название должно отражать суть происходящего.
Берем для примера банальную, но наглядную историю — восхождение на Эверест.
- Акт 1 — Подготовка к восхождению
- Акт 2 — Подъем
- Акт 3 — Ураган и выживание
- Акт 4 — Спуск
Мы задали границы истории: от приезда в горы до возвращения домой.

Шаг 2. Сформулируйте задачу героя в каждом акте
Цель всего пути — вернуться живым.
Но чтобы к этой цели прийти, нужно пройти несколько этапов:
- Акт 1 — собрать команду, подготовиться и доехать
- Акт 2 — дойти до ключевой точки
- Акт 3 — выжить в ураган
- Акт 4 — выбраться к эвакуации
На каждый акт — по 7 эпизодов. Это примерно ~25 минут экранного времени. Столько у вас есть, чтобы провести героя от точки А к точке Б в каждом акте.
Шаг 3. Добавьте все придуманные эпизоды
У вас уже должны быть придуманы 7 глобальных ключевых точек — экспозиция, инцидент, кульминация и так далее. Если что — загляните в урок 6 про структуру сценария.

Вот мои 7 точек:
- Экспозиция: знакомимся с героем — обычным менеджером, который мечтает об экстремальных приключениях.
- Провоцирующий инцидент: приглашение на восхождение в горы.
- Конец первого акта: герой приезжает в горы.
- Центральный поворот: резко ухудшается погода.
- Конец второго акта: один из членов команды погибает.
- Кульминация: герой добирается до точки эвакуации.
- Финал: возвращение домой.
Как придумать оставшиеся эпизоды?
1. Первое и главное — используйте логику
Поставьте себя на место персонажа. Какие шаги бы вы предприняли в его (ее) ситуации?
Допустим, нам нужно заполнить первый акт. Начало — герой дома. Конец — он уже в горах. Что должно случиться между?
Пример логичной цепочки:
- Работа героя
- Поиск подходящего тура.
- Обсуждение идеи с друзьями.
- Медосмотр.
- Покупка снаряжения.
- Перелет в Непал.
- Переезд к подножию Эвереста.
Каждое из этих действий — потенциальный эпизод. Дальше вы сможете насытить их перипетиями, эмоциями, деталями.
Таким способом пройдитесь по каждому акту. Начните с первого и последнего эпизода в акте. Обозначьте границы. Остальное можно достроить, задавая себе простой вопрос: «Что было бы логично сделать герою в этого ситуации?».
2. Исследуйте реальные кейсы. «Войдите в профессию»
Если вы пишете про детектива — поймите, как действительно устроена их работа. Какие улики считаются ключевыми, как проходит допрос, кто первым приезжает на место преступления.
История про выживание? Изучите реальные кейсы. Что делали люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации? Как принимали решения, выживали, справлялись с собой?
Эти детали сделают вашу историю убедительной. Не надо фантазировать с потолка, когда можно обогатить сюжет реальными находками. Общайтесь с теми, кто был «по ту сторону» ваших героев.
3. Используйте фантазию: «а что бы я хотел увидеть на экране?»
Иногда лучший способ — это просто придумать то, что вам самому было бы интересно увидеть на экране.
Допустим, вы хотите добавить эпизод с выбором: один из героев получает серьезную травму. Команда оказывается перед дилеммой — остаться и помочь, рискуя жизнями всех, или оставить его и идти дальше.
Такие сцены рождаются изнутри. Это ваша творческая энергия, и она способна усилить сюжет на эмоциональном уровне.
4. Работа с чужой фабулой: «подсмотрел, переосмыслил»
Это честный способ вдохновиться. Возьмите фильм или сериал, на который ориентируетесь. Распишите, из каких ключевых эпизодов он состоит.
Теперь положите рядом свою историю и сравните. Видите, что у вас не хватает поворота в середине второго акта? Или кульминация слишком слабая? Отлично — вы нашли, где усилить.
Важно помнить: копировать фабулу — можно.
Это просто скелет истории: пришел, увидел, победил. Последовательность событий, без конкретики. Такой каркас помогает выстроить драматургию и понять, куда вести героя.
Но копировать сюжет — нельзя.
Сюжет — это авторское видение. Это детали: как именно пришел, что увидел, почему победил. Это конкретные сцены, диалоги, конфликты и решения. Если вы просто меняете имена и локации — это не новый сценарий, это копия. А значит — плагиат.
Финальное упражнение: соберите историю целиком
В завершение — небольшая, но очень полезная практика.
Попробуйте кратко описать каждый эпизод вашего сюжета — от самого начала и до финала.
Если у вас уже есть четкий каркас — отлично, можно двигаться дальше и детализировать события.
Если пока не хватает опорных точек — вернитесь к ним, доработайте. Это фундамент, на котором держится вся история.
На этом все, что я хотел рассказать по этой теме. В следующем уроке разберем 5 приемов, как придумать запоминающуюся сцену фильма.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент здесь https://t.me/prepropost
Если очень коротко — герой должен идти к цели через постоянные перипетии. Что такое перипетия? Это неожиданный поворот в сцене, когда все шло хорошо — и вдруг стало плохо. Или наоборот.
Это текстовая версия видеоурока № 11 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
5 крючков в кино. Структура эпизода. Перипетии. Сценарное мастерство (Урок 11). Prepropost
В прошлом уроке мы разобрали, как создать живого и запоминающегося персонажа. А сегодня — переходим к трансформации героя. Или, как ее еще называют — арке персонажа.
Разберем теорию на конкретных примерах из фильмов, пройдемся по пошаговому алгоритму и ответим на главный вопрос: как сделать так, чтобы зритель поверил в изменения вашего персонажа.
Это текстовая версия видеоурока № 10 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Трансформация героя. 3 типа арки главного героя (УРОК 10) / Курсы сценаристов от Prepropost
В прошлом уроке мы разобрались с мотивацией и ставками героя. А сегодня переходим к следующему кирпичику в строительстве истории — как сделать героя, которого не забудут.
Это текстовая версия видеоурока № 9 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать запоминающегося персонажа (УРОК 9). Курсы сценаристов от Prepropost
В прошлом уроке мы говорили про анкету персонажа и инструменты вроде ментальных карт и поэпизодника.
Сегодня поговорим о том, почему герой должен двигаться вперед, что такое мотивация и ставка. И да, это один из самых частых вопросов: «Как сделать героя живым, чтобы не казался мебелью в кадре?». Разберем все пошагово, на примерах.
Это текстовая версия видеоурока № 8 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Мотивация и ставка героя. Как придумать персонажа (УРОК 8) / Курсы сценаристов от Prepropost
На прошлом уроке мы с тобой превратили идею в замысел. Уже отлично. Но теперь возникает логичный вопрос: «Что дальше?» А дальше — углубляться. Сегодня поговорим, как не потеряться в собственном сюжете, как лучше понять своих героев и как можно разнообразить работу сценариста.
Это текстовая версия видеоурока № 7 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Если ты уже прошёл предыдущий урок и у тебя на руках есть хотя бы одна оформленная идея (герой, ситуация, действие, конфликт) — поздравляю, ты на полпути к сценарию. Сегодня будем превращать эту идею в замысел — короткий, но ёмкий рассказ о том, что вообще происходит в твоей истории.
Это текстовая версия видеоурока № 6 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Структура сценария. 10 шагов проработки сюжета. Как написать сценарий (УРОК 6) / Prepropost
Если ты дошёл до этого урока — поздравляю. Значит, у тебя уже есть хотя бы пара сырых, но интересных идей. Самое время понять, какие из них стоит развивать, а какие — пока отложить в стол. Сегодня мы разбираем вторую задачу нашего курса по сценарному мастерству — как доработать идею до первой внятной формы.
Это текстовая версия видеоурока № 5 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Это финальный урок первой части курса по сценарному мастерству. Если ты только что включился — сначала лучше посмотри предыдущие видео. Там мы разбирали шаблоны, таблицы, алгоритмы — в общем, всю основную базу сценарного мастерства. А сегодня поговорим про источники, откуда вообще брать материал для истории.
Спойлер: он вокруг тебя. Главное — научиться его замечать.
Это текстовая версия видеоурока №4 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Если ты только начал вникать в сценарное мастерство и хочешь разобраться, как придумать сценарий, этот урок — то, что нужно. Мы продолжаем разбирать рабочие шаблоны. В прошлый раз было 5 — сегодня оставшиеся 5.
Это текстовая версия видеоурока №3 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 3). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Итак, мы продолжаем курс по сценарному мастерству. Если ты его только что нашел — здорово, начни сначала. А если уже с нами, то знаешь: наша первая большая задача — придумать как можно больше идей, которые можно развить в сценарий фильма, сериала или даже видеоигры.
Это текстовая версия видеоурока №2 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 2). Для фильма, игры или комикса / Prepropost