Как написать эпизод. Алгоритм работы с поэпизодником фильма
В прошлом уроке мы разобрались, что такое перипетии, крючки и как вообще работает эпизод. Теперь задача — придумать оставшиеся эпизоды фильма.
Для этого у нас есть таблица — 4 акта по 7 эпизодов. Почему не 3? Потому что второй акт обычно делится на две равные части. Чтобы не писать каждый раз «первая половина второго акта, вторая половина второго акта», просто введем: акт 2 и акт 3.
Это текстовая версия видеоурока №12 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Алгоритм создания поэпизодника. Почему 4 акта, а не 3? Как придумать сцены и эпизоды? (Урок 12)
Шаг 1. Придумайте названия актов
Каждое название должно отражать суть происходящего.
Берем для примера банальную, но наглядную историю — восхождение на Эверест.
-
Акт 1 — Подготовка к восхождению
-
Акт 2 — Подъем
-
Акт 3 — Ураган и выживание
-
Акт 4 — Спуск
Мы задали границы истории: от приезда в горы до возвращения домой.
Шаг 2. Сформулируйте задачу героя в каждом акте
Цель всего пути — вернуться живым.
Но чтобы к этой цели прийти, нужно пройти несколько этапов:
-
Акт 1 — собрать команду, подготовиться и доехать
-
Акт 2 — дойти до ключевой точки
-
Акт 3 — выжить в ураган
-
Акт 4 — выбраться к эвакуации
На каждый акт — по 7 эпизодов. Это примерно ~25 минут экранного времени. Столько у вас есть, чтобы провести героя от точки А к точке Б в каждом акте.
Шаг 3. Добавьте все придуманные эпизоды
У вас уже должны быть придуманы 7 глобальных ключевых точек — экспозиция, инцидент, кульминация и так далее. Если что — загляните в урок 6 про структуру сценария.
Вот мои 7 точек:
-
Экспозиция: знакомимся с героем — обычным менеджером, который мечтает об экстремальных приключениях.
-
Провоцирующий инцидент: приглашение на восхождение в горы.
-
Конец первого акта: герой приезжает в горы.
-
Центральный поворот: резко ухудшается погода.
-
Конец второго акта: один из членов команды погибает.
-
Кульминация: герой добирается до точки эвакуации.
-
Финал: возвращение домой.
Как придумать оставшиеся эпизоды?
1. Первое и главное — используйте логику
Поставьте себя на место персонажа. Какие шаги бы вы предприняли в его (ее) ситуации?
Допустим, нам нужно заполнить первый акт. Начало — герой дома. Конец — он уже в горах. Что должно случиться между?
Пример логичной цепочки:
-
Работа героя
-
Поиск подходящего тура.
-
Обсуждение идеи с друзьями.
-
Медосмотр.
-
Покупка снаряжения.
-
Перелет в Непал.
-
Переезд к подножию Эвереста.
Каждое из этих действий — потенциальный эпизод. Дальше вы сможете насытить их перипетиями, эмоциями, деталями.
Таким способом пройдитесь по каждому акту. Начните с первого и последнего эпизода в акте. Обозначьте границы. Остальное можно достроить, задавая себе простой вопрос: «Что было бы логично сделать герою в этого ситуации?».
2. Исследуйте реальные кейсы. «Войдите в профессию»
Если вы пишете про детектива — поймите, как действительно устроена их работа. Какие улики считаются ключевыми, как проходит допрос, кто первым приезжает на место преступления.
История про выживание? Изучите реальные кейсы. Что делали люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации? Как принимали решения, выживали, справлялись с собой?
Эти детали сделают вашу историю убедительной. Не надо фантазировать с потолка, когда можно обогатить сюжет реальными находками. Общайтесь с теми, кто был «по ту сторону» ваших героев.
3. Используйте фантазию: «а что бы я хотел увидеть на экране?»
Иногда лучший способ — это просто придумать то, что вам самому было бы интересно увидеть на экране.
Допустим, вы хотите добавить эпизод с выбором: один из героев получает серьезную травму. Команда оказывается перед дилеммой — остаться и помочь, рискуя жизнями всех, или оставить его и идти дальше.
Такие сцены рождаются изнутри. Это ваша творческая энергия, и она способна усилить сюжет на эмоциональном уровне.
4. Работа с чужой фабулой: «подсмотрел, переосмыслил»
Это честный способ вдохновиться. Возьмите фильм или сериал, на который ориентируетесь. Распишите, из каких ключевых эпизодов он состоит.
Теперь положите рядом свою историю и сравните. Видите, что у вас не хватает поворота в середине второго акта? Или кульминация слишком слабая? Отлично — вы нашли, где усилить.
Важно помнить: копировать фабулу — можно.
Это просто скелет истории: пришел, увидел, победил. Последовательность событий, без конкретики. Такой каркас помогает выстроить драматургию и понять, куда вести героя.
Но копировать сюжет — нельзя.
Сюжет — это авторское видение. Это детали: как именно пришел, что увидел, почему победил. Это конкретные сцены, диалоги, конфликты и решения. Если вы просто меняете имена и локации — это не новый сценарий, это копия. А значит — плагиат.
Финальное упражнение: соберите историю целиком
В завершение — небольшая, но очень полезная практика.
Попробуйте кратко описать каждый эпизод вашего сюжета — от самого начала и до финала.
Если у вас уже есть четкий каркас — отлично, можно двигаться дальше и детализировать события.
Если пока не хватает опорных точек — вернитесь к ним, доработайте. Это фундамент, на котором держится вся история.
На этом все, что я хотел рассказать по этой теме. В следующем уроке разберем 5 приемов, как придумать запоминающуюся сцену фильма.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент здесь https://t.me/prepropost