Арка персонажа — как показать изменения героя. Теория и практика
В прошлом уроке мы разобрали, как создать живого и запоминающегося персонажа. А сегодня — переходим к трансформации героя. Или, как ее еще называют — арке персонажа.
Разберем теорию на конкретных примерах из фильмов, пройдемся по пошаговому алгоритму и ответим на главный вопрос: как сделать так, чтобы зритель поверил в изменения вашего персонажа.
Это текстовая версия видеоурока № 10 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Трансформация героя. 3 типа арки главного героя (УРОК 10) / Курсы сценаристов от Prepropost
Что такое арка персонажа?
Если коротко — это внутреннее изменение героя. Его характер, мировоззрение, ценности. То, каким он был в начале — и каким стал в финале.
Вот примеры:
Стенли из «Маски» сначала думает, что счастье — это прятаться за маской и быть удобным для всех. А к концу понимает: быть собой — вот что делает тебя счастливым.
Уолтер Уайт («Во все тяжкие») делит людей на сильных и слабых. Он хочет добиться уважения и обеспечить семью любым способам. Получив деньги и власть, он понимает, что разрушил себя и потерял всех кто был ему дорог.
Сон Ги-хун из «Игры в кальмара» гонится за деньгами, а когда получает их — оказывается, что потерял всех, кого любил.
Важно: арка — это именно внутренние изменения. Если герой был бедным, а стал богатым — это не арка. Это внешнее изменение. Внутри он может остаться тем же подонком.
Формула трансформации героя: 4 этапа
-
Недостатки и ложные убеждения.
-
Прозрение.
-
Сложный выбор.
-
Изменение.
И сейчас разберем каждый шаг подробно.
Этап 1. Недостатки и ложные убеждения
Любая арка начинается с точки А. С того, каким герой был в начале. С его тараканов, ошибок, комплексов и взглядов на жизнь.
Первое, что нужно сделать — понять, во что верит ваш герой на старте. Его система ценностей. Часто эти ценности ложные — именно поэтому он идет не туда или добивается цели сомнительными способами.
Примеры:
Стэнли хочет завоевать Тину, но прячется за маской.
Уолтер хочет обеспечить семью, став наркобароном.
Сон Ги-хун живет, как подросток, хотя ему за 40.
Чем больше изъянов — тем круче арка.
Откуда можно черпать мировоззрение героя?
1. Внешний источник: все, что нас окружает
Это семья, воспитание, школа, работа, СМИ, культура, быт — все, что может влиять на взгляды человека. Как в положительную, так и в отрицательную сторону.
2. Внутренний источник: недостатки
Тут три категории:
Психологические изъяны — страхи, комплексы, слабости. (Стэнли из Маски — неуверенный, мягкий)
Моральные изъяны — вредные черты, от которых страдает и сам герой, и его близкие. (Сон Ги-хун — безответственный игроман.)
Физические изъяны — болезни, внешность, травмы. Все, что влияет на самооценку и взгляд на мир.
И отдельно стоит сказать про призрак прошлого. Это событие, которое могло оставить герою травму. Например, вина, страх, сильная обида, утрата. То, что когда-то произошло и до сих пор мешает герою быть счастливым.
Цель героя
И тут важно разделять внешнюю цель (видимую, сюжетную) и внутреннюю (истинную, но неосознанную).
Уолтер хочет заработать денег — внешняя. А на самом деле — хочет уважения и значимости.
Стэнли хочет понравиться Тине, надевая маску — внешняя. Но истинная (внутренняя) цель — научиться быть собой.
Внешняя и внутренняя цели часто конфликтуют. И именно в этом конфликте рождается арка.
Совет: Определи, что нужно твоему герою на самом деле — и тогда сразу станет ясно, как он должен измениться.
Придумай заранее кем станет герой в финале
Что он поймет? Это и будет точка Б — финиш его пути.
Этап 2. Прозрение
Важно понимать: герой не просыпается в середине фильма с мыслью «О, теперь я другой человек». Так не бывает. Прозрение не падает с неба — оно накапливается постепенно, в течение всей истории.
Обычно этот процесс растягивается до самого конца второго акта или начала третьего — то есть почти до кульминации.
Само прозрение можно разбить на три этапа: начало, середина и финал. И на каждом этапе герой получает жизненный опыт — и платит за него. Иногда — болью. Иногда — потерями. Иногда — унижением. Но просто так уроки не даются.
Что вообще считать «опытом»?
разговоры, которые выбивают героя из колеи
конфликты, которые ставят его перед выбором
новые эмоции, которые заставляют задуматься
ситуации, где привычные шаблоны не работают
конфликты из-за которых страдает герой и его близкие
Каждый такой момент должен тестировать героя — бить по его мировоззрению, убеждениям, характеру. И ставить под сомнение все, во что он верил раньше.
Если герой усвоил урок — он делает шаг вперед. Становится чуть честнее. Или чуть смелее. Или чуть мудрее.
Если не усвоил — продолжает наступать на те же грабли и платить за это. Чем дальше, тем больше плата.
Так и работает арка: шаг за шагом, синяк за синяком — пока в финале герой не сделает ключевой выбор и не изменится по-настоящему.
Разберем это на примере «Маски»
Прозрение часть 1. Герой платит за то, что пытается быть для всех удобным
Стэнли зовет девушку на свидание, но в итоге отдает свой билет ее подруге и остается один.
Его разводят в автосервисе.
Его выгоняют с вечеринки, он унижен, обозлен и ничего не делает.
Мир бьет его по лбу, а он не делает выводов. Пока еще нет.
Прозрение часть 2. Появляется опыт
Он надевает маску, чувствует силу — но теряет контроль.
Грабит банк, устраивает дебош — и чуть не попадает в руки бандитов.
Осознает, что альтер эго — не решение. Становится тверже. Впервые дает отпор начальнику.
Прозрение часть 3: Точка дна. Прежде чем прозреть — нужно все потерять
Почему так? Потому что на этом этапе у героя все еще остается главный изъян — он все еще скрывается за маской и врет Тине. И чем дольше он это делает — тем хуже становится. Ложь накапливается, последствия растут, и в какой-то момент все срывается. Его арестовывают, он оказывается в тюрьме — на самом дне.
Вот это дно и называется «Душа во мраке» — момент, когда герой остается без всего: без поддержки, без плана, без надежды. Кажется, выхода уже нет.
Но именно здесь — точка прозрения. Потому что это и есть плата за изменение. Герой сталкивается с последствиями своего изъяна лицом к лицу — и наконец понимает, что по-другому нельзя.
Хочешь меняться? Сначала разберись с тем, что тебя разрушает.
Этап 3. Сложный выбор
Вот мы и добрались до самого драматичного момента. Персонаж должен сделать выбор. И не простой. Не между добром и злом — это банально.
А между хорошим и хорошим или между плохим и плохим.
Примеры:
«Касабланка» — любовь или долг.
«Храброе сердце» — жизнь или свобода.
«Выбор Софи» — кого из детей отдать на смерть.
Иногда герой находит способ получить и то и другое — но только после роста и изменений.
Совет: определи, между чем и чем выбирает герой. И чем этот выбор подкреплен — его взглядами, опытом, болью.
Этап 4. Изменение
Финал. Герой принял решение — и стал новым человеком. Его действия в кульминации показывают, что он больше не тот, кем был в начале.
Стэнли больше не прячется за маской.
Сон Ги-хун отказывается тратить деньги и начинает помогать другим.
Уильям Уоллес из Храброго сердца выбирает смерть и становится символом сопротивления для своего народа.
Виды арок — резюме
Мы разобрали положительную арку, но есть еще:
Отрицательная арка
Герой не прозревает и погибает (в прямом или переносном смысле)
Прозревает, но слишком поздно (Уолтер Уайт).
Прозревает, но выбирает зло.
Плоская арка
Герой сам не меняется, но может трансформировать свое окружение.
Теперь ты знаешь, как построить арку персонажа.
В следующем уроке поговорим про фабулу и перипетии — там будет много интересного про структуру. Так что подписывайся, не пропусти.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost:
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент здесь https://t.me/prepropost