Мотивация главного героя: цель, ставка, действие, конфликт
В прошлом уроке мы говорили про анкету персонажа и инструменты вроде ментальных карт и поэпизодника.
Сегодня поговорим о том, почему герой должен двигаться вперед, что такое мотивация и ставка. И да, это один из самых частых вопросов: «Как сделать героя живым, чтобы не казался мебелью в кадре?». Разберем все пошагово, на примерах.
Это текстовая версия видеоурока № 8 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Мотивация и ставка героя. Как придумать персонажа (УРОК 8) / Курсы сценаристов от Prepropost
Шаг 1. Определи предназначение персонажа
Простой вопрос: зачем ты вводишь этого героя в историю?
Вот примеры:
-
Уолтер Уайт, 45 лет. Учитель химии, главный герой, который занимается производством наркотиков (не одобряем и осуждаем)
-
Джесси, 25 лет. Уличный парень, помогает Уолтеру.
-
Хэнк, 45 лет. Агент наркоконтроля и родственник Уолтера.
Каждый из них — винтик в механизме сюжета. У них есть функция.
Если у твоего персонажа функции нет — это повод задуматься.
Шаг 2. Мотивация + Ставки = Почему герой не может сидеть на диване
Мотивация — это причина действовать.
Ставка — это то, что произойдет, если герой не будет действовать.
-
Во все тяжкие. Уолтер Уайт смертельно болен. Если он быстро не найдет большую сумму денег — семья останется ни с чем.
-
Марсианин. Марк Уотни один на Марсе. Если не вырастит картошку — умрет.
-
Мальчишник в Вегасе. Если друзья не найдут жениха — свадьба сорвется.
Мотивация может лежать где угодно — от физиологии до духовности (изучите пирамиду Маслоу).
Важно одно: если герой может отсидеться и ничего не случится — история не работает.
Простой тест: спроси у своего персонажа — «Что будет, если ты останешься сидеть на диване?»
Если ответ: «Ничего страшного» — дорабатывай мотивацию героя. Добавляй угрозу.
Как придумать мотивацию
Создай драматическую ситуацию. Это ловушка, в которую герой попадает в начале.
Правила хорошей драматической ситуации:
-
Герой загнан в угол
-
Угроза усиливается
-
Спастись можно только через конфликт с силами зла и/или с самим собой
Примеры:
-
Уолтер: болезнь + семья в беде = конфликт с законом и бандитами.
-
Марк Уотни: еды хватит на год, а команда спасения прилетает только через 4 = конфликт с планетой.
-
Мальчишник в Вегасе: жених пропал, свадьба близко = конфликт с хаосом вчерашней ночи.
Пример плохого сценария:
«Обычный мужик решает ограбить банк, потому что должен бандитам».
Это достаточная мотивация для ограбления? Не думаю.
Поставьте себя на место этого человека. Вы бы стали грабить банк в такой ситуации? Для начала можно что-то продать, взять кредит, убежать или дать отпор бандитам. Герой не находится в ловушке. В такую мотивацию сложно поверить.
Как усилить:
Герою присылают палец друга с запиской: «Иди на дело — или каждый час будешь получать по новому конверту». В такой ситуации время не размышления нет. Либо идешь грабить либо друга пришлют по частям.
Шаг 3. Цель
Теперь определи, чего герой хочет добиться, чтобы решить свою проблему.
Это должно быть что-то понятное:
-
Спасти кого-то
-
Заработать денег
-
Победить
-
Добиться признания
Шаг 4. Действие
Пропиши фабулу — цепочку событий, которая произойдет с героем.
Например:
Уолтер Уайт - смертельно болен, производит запрещенку, сражается с бандитами, всех побеждает, умирает.
Марк Уотни - остался один на Марсе, выращивает картошку, выходит на связь с Землей, строит ракету, улетает с Марса.
Если логическая цепочка событий устраивает, тогда по ней пишется сюжет. Как именно герой остался один на Марсе, как выращивает картошку и т.д.
Действуй как художник — сначала набрасываешь эскиз, а уже потом детали.
Шаг 5. Конфликт
Хороший конфликт — это столкновение интересов. Есть герой, есть антагонист. Задача – столкнуть их лбами.
Как это можно сделать.
Первый вариант. Заставить героев бороться за один и тот же условный приз. Это может быть карьера, конкурс красоты, любовь, власть и т.д.
Пример (Игра в кальмара):
Есть две стороны – герой и злодей. Есть денежный приз, но получить его может только один. Герой или злодей не могут уступить друг другу, потому что на кону их жизни. Эта мотивация вынуждают сражаться.
Вариант 2. У героя и злодея разные цели, и они недостижимы одновременно.
Пример:
Есть шериф и бандит. Цель шерифа – поймать бандита. На кону его карьера и безопасность общества. Цель бандита – убежать от шерифа. На кону его жизнь и свобода.
Обе цели не могут быть достигнуты одновременно. Либо побеждает шериф, либо бандит.
Условия хорошего конфликта:
-
У каждого персонажа своя драматическая ситуация.
-
Цели сталкиваются.
-
На кону что-то серьезное.
-
Победит только один.
Вывод
Ты только что собрал каркас своей истории. Мотивация, цель, действие, конфликт. Это основной двигатель драмы. Работай от общего к частному. Если хочешь, чтобы зритель поверил в твоего героя — начни с того, чтобы поверил ты сам.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент здесь https://t.me/prepropost