Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 12:01
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как написать сцену и удержать внимание зрителя. Техника «но, поэтому, вдруг»

Если очень коротко — герой должен идти к цели через постоянные перипетии. Что такое перипетия? Это неожиданный поворот в сцене, когда все шло хорошо — и вдруг стало плохо. Или наоборот.

Это текстовая версия видеоурока № 11 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

5 крючков в кино. Структура эпизода. Перипетии. Сценарное мастерство (Урок 11). Prepropost

5 крючков в кино. Структура эпизода. Перипетии. Сценарное мастерство (Урок 11). Prepropost

Представьте: герой идет по дороге и вдруг появляется дверь. Герой ее открывает, но не знает, куда она ведет.

Это может быть:

  1. либо лестница в дивный сад, где его ждет удача, союзник, победа;
  2. либо пропасть с крокодилами, из которой предстоит выбираться.

Вот этот момент — когда герой входит в дверь, и все неожиданного меняется (от счастья к несчастью или наоборот) — это и есть перипетия. Это создает непредсказуемость сюжета и заставляет зрителя то плакать, то смеяться, то радоваться, то переживать за героя.

Вот пример.

Самый первый эпизод «Индианы Джонса: В поисках утраченного ковчега». Десять минут чистых перипетий:

  1. Индиана Джонс находит статуэтку (счастье).
  2. Берет — ловушка срабатывает, все рушится (несчастье).
  3. Проводник помогает (счастье).
  4. Проводник предает (несчастье).
  5. Герой выбирается (счастье).
  6. Его поджидают бандиты, он теряет статуэтку (несчастье).
  7. Убегает живой (опять счастье).

И так весь фильм: одна перипетия сменяется другой. Поэтому мы не можем оторваться.

Важно: перипетия — это не просто «проблема». Это резкий сдвиг. Было хорошо — стало плохо. Было плохо — вдруг появился шанс. Такие качели создают напряжение.

Как не надо писать сцену фильма

Допустим, у нас эпизод: герой на необитаемом острове пытается добыть огонь, чтобы приготовить крабов. Назовем его Чак (фильм Изгой).

Вариант новичка:

  1. Чак трет палку о палку.
  2. Находит кокосовые волокна (везучий).
  3. Появляется дым.
  4. Ура, есть огонь. Крабы пожарены.

Что не так? Да все. Герой получает все слишком легко. Нет барьеров, нет страданий, нет перипетий. Интереса — ноль. Мы не переживаем за Чака, потому что у него все получается с первой попытки.

Как правильно писать сцену фильма

Краткий ответ — через перипетии.

  1. Чак трет палку, но ничего не выходит (плохо).
  2. Находит волокна для розжига, пробует снова (хорошо).
  3. Ранит руку, все срывает, психует (плохо).
  4. Вдруг замечает кровавый отпечаток на мяче — и вдохновляется (хорошо).
  5. Продолжает, появляется дым — и вуаля, огонь (финал — счастье).

Здесь уже качели работают. Эмоции прыгают. Мы то переживаем, то радуемся за Чака. А главное — хотим узнать, что будет дальше.

Но, поэтому, вдруг – основная структура сцены

Простой способ создать драматургию сцены — связать действия героя тремя волшебными словами: «но», «поэтому», «вдруг».

Суть метода: вы описываете действия в двух словах (только суть) и соединяете их переходами. Эти переходы — как рычаги: то подбрасывают героя, то снова швыряют вниз.

Вот пример из фильма Изгой (сцена добычи огня):

Чак пытается развести огонь, но у него не получается.

Вдруг он находит волокна для розжига, поэтому продолжает, но ранит руку.

Вдруг он замечает Уилсона, поэтому не сдается и продолжает попытки.

Поэтому копает яму и, наконец, добывает огонь.

Каждое новое событие начинается с поворота

Но — конфликт, препятствие.

Поэтому — логическое действие.

Вдруг — неожиданность, которая задает новое направление (в сторону счастья или несчастья).

Так рождаются повороты. Так герои страдают, мечтают и побеждают.

Еще один способ зацепить зрителя — добавить в сцену крючки

Вот 5 часто используемых крючков:

  1. Новая угроза. Герой сталкивается с чем-то еще более сложным. В «Изгое» это работает отлично: каждая следующая проблема опаснее предыдущей.
  2. Информация. Важная новость, которая меняет ход сюжета. В детективе — это новая улика.
  3. Поворот на 180. В одном из эпизодов сериала Во все тяжкие, Уолтер почти проникается доверием к бандиту. Кажется, можно расслабиться и не убивать его. Они едят вместе, болтают. Но потом — разбитая тарелка. Нет одного кусочка. И тут включается химик, не дурак. Уолт мгновенно понимает: пропавший осколок — это оружие. Его хотят убить. Резкий поворот на 180 и ты уже в напряжении.
  4. Тайна. Зрителю подкидывают загадку. Он остается, чтобы узнать ответ.
  5. Предсказание. Кто-то что-то предсказывает, и мы ждем, когда это сбудется.

Главное: герой ничего не получает просто так

Удержание внимания можно свести к 5 правилам:

  1. Герой должен страдать. Он платит за результат: временем, болью, усилиями. Чем выше цена — тем выше интерес.
  2. Каждую сцену ведите через «перипетии». Формула: но — поэтому — вдруг.
  3. Перипетии должны становиться все мощнее. Если в начале эпизода герой попадает в шторм, то в финале его ждет цунами.
  4. Эмоциональный заряд должен меняться. То плохо, то хорошо. Создавайте эмоциональные качели.
  5. Крючки — ваш лучший друг. Чем чаще они появляются, тем крепче зритель сидит у экрана.

На этом все. В следующем уроке поговорим, как придумать все эпизоды фильма.

Полезные ссылки

Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost

https://www.youtube.com/@prepropost

https://rutube.ru/channel/44178882/videos/

Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент здесь https://t.me/prepropost

Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 11:58
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Арка персонажа — как показать изменения героя. Теория и практика

В прошлом уроке мы разобрали, как создать живого и запоминающегося персонажа. А сегодня — переходим к трансформации героя. Или, как ее еще называют — арке персонажа.

Разберем теорию на конкретных примерах из фильмов, пройдемся по пошаговому алгоритму и ответим на главный вопрос: как сделать так, чтобы зритель поверил в изменения вашего персонажа.

Это текстовая версия видеоурока № 10 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Трансформация героя. 3 типа арки главного героя (УРОК 10) / Курсы сценаристов от Prepropost

Трансформация героя. 3 типа арки главного героя (УРОК 10) / Курсы сценаристов от Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 11:55
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Как создать героя фильма (сериала, игры), которого запомнят

В прошлом уроке мы разобрались с мотивацией и ставками героя. А сегодня переходим к следующему кирпичику в строительстве истории — как сделать героя, которого не забудут.

Это текстовая версия видеоурока № 9 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Как придумать запоминающегося персонажа (УРОК 9). Курсы сценаристов от Prepropost

Как придумать запоминающегося персонажа (УРОК 9). Курсы сценаристов от Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 11:50
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Мотивация главного героя: цель, ставка, действие, конфликт

В прошлом уроке мы говорили про анкету персонажа и инструменты вроде ментальных карт и поэпизодника.

Сегодня поговорим о том, почему герой должен двигаться вперед, что такое мотивация и ставка. И да, это один из самых частых вопросов: «Как сделать героя живым, чтобы не казался мебелью в кадре?». Разберем все пошагово, на примерах.

Это текстовая версия видеоурока № 8 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Мотивация и ставка героя. Как придумать персонажа (УРОК 8) / Курсы сценаристов от Prepropost

Мотивация и ставка героя. Как придумать персонажа (УРОК 8) / Курсы сценаристов от Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 11:49
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Анкета персонажа, поэпизодник и ментальные карты

На прошлом уроке мы с тобой превратили идею в замысел. Уже отлично. Но теперь возникает логичный вопрос: «Что дальше?» А дальше — углубляться. Сегодня поговорим, как не потеряться в собственном сюжете, как лучше понять своих героев и как можно разнообразить работу сценариста.

Это текстовая версия видеоурока № 7 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Анкета персонажа. Поэпизодник. Программы для написания сценария (УРОК 7) / Prepropost
Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 02 сентября 2025 в 11:16
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Структура сценария: как превратить сырую идею в замысел. 7 сюжетных точек, трехактная структура фильма

Если ты уже прошёл предыдущий урок и у тебя на руках есть хотя бы одна оформленная идея (герой, ситуация, действие, конфликт) — поздравляю, ты на полпути к сценарию. Сегодня будем превращать эту идею в замысел — короткий, но ёмкий рассказ о том, что вообще происходит в твоей истории.

Это текстовая версия видеоурока № 6 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Структура сценария. 10 шагов проработки сюжета. Как написать сценарий (УРОК 6) / Prepropost

Структура сценария. 10 шагов проработки сюжета. Как написать сценарий (УРОК 6) / Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 03 сентября 2025 в 08:27
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Проработка сюжета: герой, драматическая ситуация, действие, конфликт

Если ты дошёл до этого урока — поздравляю. Значит, у тебя уже есть хотя бы пара сырых, но интересных идей. Самое время понять, какие из них стоит развивать, а какие — пока отложить в стол. Сегодня мы разбираем вторую задачу нашего курса по сценарному мастерству — как доработать идею до первой внятной формы.

Это текстовая версия видеоурока № 5 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Герой, драматическая ситуация, действие, конфликт. Как придумать сюжет (УРОК 5) / Prepropost
Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 02 сентября 2025 в 11:13
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Где брать идеи для сценария фильма: личный опыт, газеты, бабушкины байки и немного интернета

Это финальный урок первой части курса по сценарному мастерству. Если ты только что включился — сначала лучше посмотри предыдущие видео. Там мы разбирали шаблоны, таблицы, алгоритмы — в общем, всю основную базу сценарного мастерства. А сегодня поговорим про источники, откуда вообще брать материал для истории.

Спойлер: он вокруг тебя. Главное — научиться его замечать.

Это текстовая версия видеоурока №4 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Как написать сценарий. 3 источника поиска идей: личный опыт, чужой, адаптация (УРОК 4) / Prepropost
Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 02 сентября 2025 в 11:11
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Как придумать идею для сценария (часть 2): 5 шаблонов для написания сценария

Если ты только начал вникать в сценарное мастерство и хочешь разобраться, как придумать сценарий, этот урок — то, что нужно. Мы продолжаем разбирать рабочие шаблоны. В прошлый раз было 5 — сегодня оставшиеся 5.

Это текстовая версия видеоурока №3 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Как придумать сюжет (УРОК 3). Для фильма, игры или комикса / Prepropost

Как придумать сюжет (УРОК 3). Для фильма, игры или комикса / Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 02 сентября 2025 в 11:10
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Как придумать идею для сценария: 5 шаблонов, которые спасут от творческого ступора

Итак, мы продолжаем курс по сценарному мастерству. Если ты его только что нашел — здорово, начни сначала. А если уже с нами, то знаешь: наша первая большая задача — придумать как можно больше идей, которые можно развить в сценарий фильма, сериала или даже видеоигры.

Это текстовая версия видеоурока №2 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Как придумать сюжет (УРОК 2). Для фильма, игры или комикса / Prepropost

Как придумать сюжет (УРОК 2). Для фильма, игры или комикса / Prepropost

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 02 сентября 2025 в 11:22
Все рубрики Образование Сценарное мастерство Сценарное мастерство

Как придумать сценарий. Техника “что, если…”

Сегодня — тот самый первый шаг, с которого начинается работа над сценарием фильма. В этом уроке — минимум теории, максимум практики. Твоя задача — выписать все идеи, которые могли бы стать основой для фильма, сериала или даже игры.

Это текстовая версия видеоурока №1 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.

Как придумать сюжет. Креативная техника "ЧТО, ЕСЛИ..." Сценарное мастерство (УРОК 1) / Prepropost

Как придумать сюжет. Креативная техника "ЧТО, ЕСЛИ..." Сценарное мастерство (УРОК 1) / Prepropost

Читать далее
  • Все рубрики
  • Новости
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и техника
  • Программы и сервисы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия:1.3.107
  • Youtube канал PrepropostVK сообщество PrepropostTelegram канал PrepropostДзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети ОдноклассникиRUTUBE канал PrepropostX сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.