Как написать сцену и удержать внимание зрителя. Техника «но, поэтому, вдруг»
Если очень коротко — герой должен идти к цели через постоянные перипетии. Что такое перипетия? Это неожиданный поворот в сцене, когда все шло хорошо — и вдруг стало плохо. Или наоборот.
Это текстовая версия видеоурока № 11 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
5 крючков в кино. Структура эпизода. Перипетии. Сценарное мастерство (Урок 11). Prepropost
Представьте: герой идет по дороге и вдруг появляется дверь. Герой ее открывает, но не знает, куда она ведет.
Это может быть:
- либо лестница в дивный сад, где его ждет удача, союзник, победа;
- либо пропасть с крокодилами, из которой предстоит выбираться.
Вот этот момент — когда герой входит в дверь, и все неожиданного меняется (от счастья к несчастью или наоборот) — это и есть перипетия. Это создает непредсказуемость сюжета и заставляет зрителя то плакать, то смеяться, то радоваться, то переживать за героя.
Вот пример.
Самый первый эпизод «Индианы Джонса: В поисках утраченного ковчега». Десять минут чистых перипетий:

- Индиана Джонс находит статуэтку (счастье).
- Берет — ловушка срабатывает, все рушится (несчастье).
- Проводник помогает (счастье).
- Проводник предает (несчастье).
- Герой выбирается (счастье).
- Его поджидают бандиты, он теряет статуэтку (несчастье).
- Убегает живой (опять счастье).
И так весь фильм: одна перипетия сменяется другой. Поэтому мы не можем оторваться.
Важно: перипетия — это не просто «проблема». Это резкий сдвиг. Было хорошо — стало плохо. Было плохо — вдруг появился шанс. Такие качели создают напряжение.

Как не надо писать сцену фильма
Допустим, у нас эпизод: герой на необитаемом острове пытается добыть огонь, чтобы приготовить крабов. Назовем его Чак (фильм Изгой).

Вариант новичка:
- Чак трет палку о палку.
- Находит кокосовые волокна (везучий).
- Появляется дым.
- Ура, есть огонь. Крабы пожарены.
Что не так? Да все. Герой получает все слишком легко. Нет барьеров, нет страданий, нет перипетий. Интереса — ноль. Мы не переживаем за Чака, потому что у него все получается с первой попытки.
Как правильно писать сцену фильма
Краткий ответ — через перипетии.
- Чак трет палку, но ничего не выходит (плохо).
- Находит волокна для розжига, пробует снова (хорошо).
- Ранит руку, все срывает, психует (плохо).
- Вдруг замечает кровавый отпечаток на мяче — и вдохновляется (хорошо).
- Продолжает, появляется дым — и вуаля, огонь (финал — счастье).
Здесь уже качели работают. Эмоции прыгают. Мы то переживаем, то радуемся за Чака. А главное — хотим узнать, что будет дальше.
Но, поэтому, вдруг – основная структура сцены
Простой способ создать драматургию сцены — связать действия героя тремя волшебными словами: «но», «поэтому», «вдруг».
Суть метода: вы описываете действия в двух словах (только суть) и соединяете их переходами. Эти переходы — как рычаги: то подбрасывают героя, то снова швыряют вниз.
Вот пример из фильма Изгой (сцена добычи огня):
Чак пытается развести огонь, но у него не получается.
Вдруг он находит волокна для розжига, поэтому продолжает, но ранит руку.
Вдруг он замечает Уилсона, поэтому не сдается и продолжает попытки.
Поэтому копает яму и, наконец, добывает огонь.
Каждое новое событие начинается с поворота
Но — конфликт, препятствие.
Поэтому — логическое действие.
Вдруг — неожиданность, которая задает новое направление (в сторону счастья или несчастья).
Так рождаются повороты. Так герои страдают, мечтают и побеждают.
Еще один способ зацепить зрителя — добавить в сцену крючки
Вот 5 часто используемых крючков:
- Новая угроза. Герой сталкивается с чем-то еще более сложным. В «Изгое» это работает отлично: каждая следующая проблема опаснее предыдущей.
- Информация. Важная новость, которая меняет ход сюжета. В детективе — это новая улика.
- Поворот на 180. В одном из эпизодов сериала Во все тяжкие, Уолтер почти проникается доверием к бандиту. Кажется, можно расслабиться и не убивать его. Они едят вместе, болтают. Но потом — разбитая тарелка. Нет одного кусочка. И тут включается химик, не дурак. Уолт мгновенно понимает: пропавший осколок — это оружие. Его хотят убить. Резкий поворот на 180 и ты уже в напряжении.
- Тайна. Зрителю подкидывают загадку. Он остается, чтобы узнать ответ.
- Предсказание. Кто-то что-то предсказывает, и мы ждем, когда это сбудется.
Главное: герой ничего не получает просто так
Удержание внимания можно свести к 5 правилам:
- Герой должен страдать. Он платит за результат: временем, болью, усилиями. Чем выше цена — тем выше интерес.
- Каждую сцену ведите через «перипетии». Формула: но — поэтому — вдруг.
- Перипетии должны становиться все мощнее. Если в начале эпизода герой попадает в шторм, то в финале его ждет цунами.
- Эмоциональный заряд должен меняться. То плохо, то хорошо. Создавайте эмоциональные качели.
- Крючки — ваш лучший друг. Чем чаще они появляются, тем крепче зритель сидит у экрана.
На этом все. В следующем уроке поговорим, как придумать все эпизоды фильма.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент здесь https://t.me/prepropost
В прошлом уроке мы разобрали, как создать живого и запоминающегося персонажа. А сегодня — переходим к трансформации героя. Или, как ее еще называют — арке персонажа.
Разберем теорию на конкретных примерах из фильмов, пройдемся по пошаговому алгоритму и ответим на главный вопрос: как сделать так, чтобы зритель поверил в изменения вашего персонажа.
Это текстовая версия видеоурока № 10 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Трансформация героя. 3 типа арки главного героя (УРОК 10) / Курсы сценаристов от Prepropost
В прошлом уроке мы разобрались с мотивацией и ставками героя. А сегодня переходим к следующему кирпичику в строительстве истории — как сделать героя, которого не забудут.
Это текстовая версия видеоурока № 9 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать запоминающегося персонажа (УРОК 9). Курсы сценаристов от Prepropost
В прошлом уроке мы говорили про анкету персонажа и инструменты вроде ментальных карт и поэпизодника.
Сегодня поговорим о том, почему герой должен двигаться вперед, что такое мотивация и ставка. И да, это один из самых частых вопросов: «Как сделать героя живым, чтобы не казался мебелью в кадре?». Разберем все пошагово, на примерах.
Это текстовая версия видеоурока № 8 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Мотивация и ставка героя. Как придумать персонажа (УРОК 8) / Курсы сценаристов от Prepropost
На прошлом уроке мы с тобой превратили идею в замысел. Уже отлично. Но теперь возникает логичный вопрос: «Что дальше?» А дальше — углубляться. Сегодня поговорим, как не потеряться в собственном сюжете, как лучше понять своих героев и как можно разнообразить работу сценариста.
Это текстовая версия видеоурока № 7 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Если ты уже прошёл предыдущий урок и у тебя на руках есть хотя бы одна оформленная идея (герой, ситуация, действие, конфликт) — поздравляю, ты на полпути к сценарию. Сегодня будем превращать эту идею в замысел — короткий, но ёмкий рассказ о том, что вообще происходит в твоей истории.
Это текстовая версия видеоурока № 6 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Структура сценария. 10 шагов проработки сюжета. Как написать сценарий (УРОК 6) / Prepropost
Если ты дошёл до этого урока — поздравляю. Значит, у тебя уже есть хотя бы пара сырых, но интересных идей. Самое время понять, какие из них стоит развивать, а какие — пока отложить в стол. Сегодня мы разбираем вторую задачу нашего курса по сценарному мастерству — как доработать идею до первой внятной формы.
Это текстовая версия видеоурока № 5 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Это финальный урок первой части курса по сценарному мастерству. Если ты только что включился — сначала лучше посмотри предыдущие видео. Там мы разбирали шаблоны, таблицы, алгоритмы — в общем, всю основную базу сценарного мастерства. А сегодня поговорим про источники, откуда вообще брать материал для истории.
Спойлер: он вокруг тебя. Главное — научиться его замечать.
Это текстовая версия видеоурока №4 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Если ты только начал вникать в сценарное мастерство и хочешь разобраться, как придумать сценарий, этот урок — то, что нужно. Мы продолжаем разбирать рабочие шаблоны. В прошлый раз было 5 — сегодня оставшиеся 5.
Это текстовая версия видеоурока №3 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 3). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Итак, мы продолжаем курс по сценарному мастерству. Если ты его только что нашел — здорово, начни сначала. А если уже с нами, то знаешь: наша первая большая задача — придумать как можно больше идей, которые можно развить в сценарий фильма, сериала или даже видеоигры.
Это текстовая версия видеоурока №2 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет (УРОК 2). Для фильма, игры или комикса / Prepropost
Сегодня — тот самый первый шаг, с которого начинается работа над сценарием фильма. В этом уроке — минимум теории, максимум практики. Твоя задача — выписать все идеи, которые могли бы стать основой для фильма, сериала или даже игры.
Это текстовая версия видеоурока №1 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать сюжет. Креативная техника "ЧТО, ЕСЛИ..." Сценарное мастерство (УРОК 1) / Prepropost