Как написать синопсис к фильму, чтобы его дочитали до конца
В прошлом уроке мы разобрали 5 приемов, с помощью которых можно сделать сцену яркой, оригинальной и запоминающейся. А сейчас мы подходим к финальному уроку сценарного курса. И сегодня речь пойдет о синопсисе — первой письменной версии вашего будущего фильма, сериала или игры.
Синопсис — это краткое изложение сюжета на 1-2 страницы.
Это не сценарий и не поэпизодник. Это история в сжатом виде, написанная так, чтобы зацепить и передать атмосферу вашего фильма.
Это текстовая версия видеоурока №14 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как написать синопсис фильма (Урок 14). Prepropost
Ваша задача — показать, что у вас есть цельный сюжет, понятные герои, конфликт и потенциал.
Сегодня мы разберем синопсис на примере фильма Мистер и Миссис Смит — покажу, как он может выглядеть, какие элементы стоит включить. И в финале урока — дам практические рекомендации и разберу частые ошибки, которые допускают сценаристы на этом этапе.

Давайте напишем краткий синопсис к фильму
Джон и Джейн Смит выглядят как идеальная пара, которая живет в пригороде и ведет скучную жизнь. Однако они скрывают, что оба работают профессиональными наемными убийцами на конкурирующие агентства. Их брак становится холодным и безразличным, пока их тайные жизни не начинают пересекаться.
Джон и Джейн получают задание устранить одну и ту же цель, находящуюся под охраной ФБР. Во время миссии они случайно сталкиваются, мешают друг другу, но не раскрывают личностей. Они начинают собственное расследование, чтобы узнать, кто стоял у них на пути.
В процессе они понимают, что соперник может быть ближе, чем казалось. Это открытие приводит к напряженной охоте, где каждый пытается разоблачить другого.
Подтвердив свои подозрения, Джон и Джейн начинают открытую войну друг против друга. Их преследования по всему городу оборачиваются не только физическими столкновениями, но и всплывшими обидами из их брака.
Постепенно они начинают видеть друг друга с новой стороны, понимая, что их навыки и страсти делают их идеальной командой.
В одном из боев Джон и Джейн осознают, что они все еще ценят друг друга и готовы начать все заново. Они объединяются, чтобы противостоять своим агентствам. Их новая цель — разрушить систему, которая сделала их врагами.
Герои вместе вступают в финальную битву против армий своих боссов. Они используют весь свой опыт, чтобы одолеть противников и уничтожить ключевых лидеров.
Одолев врагов, Джон и Джейн снова вместе и их жизнь начинается с чистого листа.
Основные рекомендации по написанию синопсиса
1. Название, жанр, формат
Укажите рабочее название вашего проекта, жанр и формат. Добавьте референс, который передает стилистику и настроение вашей истории. Это поможет продюсеру (другому читателю) быстро понять, что вы хотите создать.
2. Опишите 7 базовый эпизодов
Опишите 7 ключевых сюжетных точек синопсиса. Если хотите, можете добавить дополнительные эпизоды — главное, чтобы они были логичны и не перегружали рассказ.
3. В настоящем времени, без диалогов
Пишите синопсис в настоящем времени, избегая диалогов. Описывайте только то, что будет показано на экране, и не добавляйте операторских ремарок. Ваша цель — рассказать историю, а не объяснять, как ее снимать.
ТОП ошибок при написании синопсиса
1. Отсутствие главного героя
Если неясно, кто является главным персонажем, синопсис теряет фокус.
2. Слабая драматическая ситуация
Если герой не чувствует угрозы, его мотивация действовать исчезает. Загоняйте его в угол, чтобы он встал с дивана.
3. Долгая завязка
Не тяните с введением в историю. Сталкивайте героев с проблемами как можно быстрее, чтобы удержать внимание зрителя.
4. Герой без цели
Если герой не имеет четкой цели или не реагирует на происходящее, сюжет становится пассивным и скучным.
5. Герой не двигается к цели
Укажите, что герой стремится достичь, и покажите, как он активно решает проблемы на пути к своей цели.
6. Случайности движут сюжет
Герой должен добиваться всего своими усилиями, а не полагаться на случай или удачу.
7. Нет конфликта
Сюжет обязательно должен содержать преодоление препятствий, а не быть прямым путем от точки А до точки Б.
8. Антагонист – абсолютное зло
Не делайте злодея просто злодеем. У него должна быть своя правда, в которую зритель может поверить.
9. Предсказуемые повороты и штампы
Избегайте клише и шаблонных сюжетных ходов. Пусть повороты будут неожиданными и интересными.
10. Отсутствие связи между началом и концом
Первая и последняя сцены должны быть связаны. Они должны показывать развитие героя и его путь.
Полезные ссылки
Полный курс по сценарному мастерству от Prepropost
Общение по сценарному мастерству и дополнительный контент здесь https://t.me/prepropost
В прошлом уроке мы разобрали поэпизодник. Сегодня разберемся, как сделать сцену, которая действительно цепляет — и зрителя, и продюсера. Расскажу про 5 простых приемов, которые помогут избежать клише и добавить сценам выразительности. Будет много примеров и практических советов — читайте до конца.
Это текстовая версия видеоурока №13 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать культовую сцену фильма. 5 приемов сценариста (Урок 13). Prepropost
В прошлом уроке мы разобрались, что такое перипетии, крючки и как вообще работает эпизод. Теперь задача — придумать оставшиеся эпизоды фильма.
Для этого у нас есть таблица — 4 акта по 7 эпизодов. Почему не 3? Потому что второй акт обычно делится на две равные части. Чтобы не писать каждый раз «первая половина второго акта, вторая половина второго акта», просто введем: акт 2 и акт 3.
Это текстовая версия видеоурока №12 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Алгоритм создания поэпизодника. Почему 4 акта, а не 3? Как придумать сцены и эпизоды? (Урок 12)
Если очень коротко — герой должен идти к цели через постоянные перипетии. Что такое перипетия? Это неожиданный поворот в сцене, когда все шло хорошо — и вдруг стало плохо. Или наоборот.
Это текстовая версия видеоурока № 11 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
5 крючков в кино. Структура эпизода. Перипетии. Сценарное мастерство (Урок 11). Prepropost
В прошлом уроке мы разобрали, как создать живого и запоминающегося персонажа. А сегодня — переходим к трансформации героя. Или, как ее еще называют — арке персонажа.
Разберем теорию на конкретных примерах из фильмов, пройдемся по пошаговому алгоритму и ответим на главный вопрос: как сделать так, чтобы зритель поверил в изменения вашего персонажа.
Это текстовая версия видеоурока № 10 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Трансформация героя. 3 типа арки главного героя (УРОК 10) / Курсы сценаристов от Prepropost
В прошлом уроке мы разобрались с мотивацией и ставками героя. А сегодня переходим к следующему кирпичику в строительстве истории — как сделать героя, которого не забудут.
Это текстовая версия видеоурока № 9 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Как придумать запоминающегося персонажа (УРОК 9). Курсы сценаристов от Prepropost
В прошлом уроке мы говорили про анкету персонажа и инструменты вроде ментальных карт и поэпизодника.
Сегодня поговорим о том, почему герой должен двигаться вперед, что такое мотивация и ставка. И да, это один из самых частых вопросов: «Как сделать героя живым, чтобы не казался мебелью в кадре?». Разберем все пошагово, на примерах.
Это текстовая версия видеоурока № 8 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Мотивация и ставка героя. Как придумать персонажа (УРОК 8) / Курсы сценаристов от Prepropost
На прошлом уроке мы с тобой превратили идею в замысел. Уже отлично. Но теперь возникает логичный вопрос: «Что дальше?» А дальше — углубляться. Сегодня поговорим, как не потеряться в собственном сюжете, как лучше понять своих героев и как можно разнообразить работу сценариста.
Это текстовая версия видеоурока № 7 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Если ты уже прошёл предыдущий урок и у тебя на руках есть хотя бы одна оформленная идея (герой, ситуация, действие, конфликт) — поздравляю, ты на полпути к сценарию. Сегодня будем превращать эту идею в замысел — короткий, но ёмкий рассказ о том, что вообще происходит в твоей истории.
Это текстовая версия видеоурока № 6 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Структура сценария. 10 шагов проработки сюжета. Как написать сценарий (УРОК 6) / Prepropost
Если ты дошёл до этого урока — поздравляю. Значит, у тебя уже есть хотя бы пара сырых, но интересных идей. Самое время понять, какие из них стоит развивать, а какие — пока отложить в стол. Сегодня мы разбираем вторую задачу нашего курса по сценарному мастерству — как доработать идею до первой внятной формы.
Это текстовая версия видеоурока № 5 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.
Это финальный урок первой части курса по сценарному мастерству. Если ты только что включился — сначала лучше посмотри предыдущие видео. Там мы разбирали шаблоны, таблицы, алгоритмы — в общем, всю основную базу сценарного мастерства. А сегодня поговорим про источники, откуда вообще брать материал для истории.
Спойлер: он вокруг тебя. Главное — научиться его замечать.
Это текстовая версия видеоурока №4 по сценарному мастерству. Ссылки на весь курс и телеграм-канал — внизу статьи.