6 фильмов, опередивших своё время
В этой статье мы собрали несколько самых культовых фильмов, которые по-настоящему опередили своё время.
1. «Метрополис» (1927)
«Метрополис» Ланга Фитцджеральда, несмотря на свой масштаб и технические новшества, опережавшие своё время, провалился в прокате при первичном показе. Он также вызвал много споров, включая прямое обвинение в плагиате со стороны писателя Г. Уэллса.
Действие фильма происходит в дистопическом городе будущего, где общество разделено на два класса — богатых и рабочий класс, при этом последние подвергаются жесткой эксплуатации со стороны первых. «Метрополис» рассказывает историю любви богатого человека и женщины из рабочего класса, исследуя универсальные пороки общества, которые часто игнорируются ради прогресса.
Хотя «Метрополис» не идеален (некоторые аллегории чрезмерно разъяснены до раздражения), его провал в прокате доказывает, что слишком многое, включая правду и честность, может обернуться против вас (по крайней мере, пока публика к этому не готова).
2. «2001: Космическая одиссея» (1968)
На первоначальном показе Космическая одиссея была отвергнута, а спустя десятилетия признана классикой. По словам Роберта Эберта, первый показ фильма в театре Пантеджес разрушил все ожидания, и не в лучшую сторону. Некоторые зрители даже уходили с середины фильма, не понимая сюжет.
С минимальным количеством экспозиции, повествование Кубрика, похоже, не ставит удовольствие зрителя выше рассказа истории. Возможно, это одна из причин, почему фильм изначально был воспринят прохладно. Сюжет состоит из четырёх частей, аллегорически связанных друг с другом: «Рассвет человека», лунная экспедиция, миссия на Юпитер и трансформация астронавта Дэйва Боумана, которые вместе исследуют происхождение человечества.
Фильм не только опередил своё время, но и предсказал будущее через безупречно созданный мир.
3. «Матрица» (1999)
Вдохновлённый комиксами и японской анимацией, фильм Вачовски «Матрица» — редкий случай, когда кино спасли от провала в прокате, несмотря на сложный сюжет и инновационную концепцию. На самом деле он стал самым кассовым фильмом Warner Bros. в 1999 году.
Долгое время главный актёр, руководители студии и даже часть команды не понимали историю, даже после многократного прочтения сценария. «Когда читаешь сценарий и видишь концептуальные наброски, сразу возникает мысль: этот фильм никогда не будет снят», — делился Джон Гета, супервайзер по визуальным эффектам.
По словам Лоренса Фишберна, сыгравшего Морфеуса, «Такой умный фильм… это почти чудо, что он был снят». Сюжет рассказывает о Нео, который узнаёт, что мир, в котором мы живём, — это всего лишь компьютерная симуляция, контролирующая всё, включая наше сознание.
4. «Большой Лебовски» (1998)
Написанный и срежиссированный братьями Коэн, с такими актёрами, как Джефф Бриджес, Джон Гудман и Стив Бушеми, «Большой Лебовски» рассказывает о Джеффе «Чуваке» Лебовски, который пытается получить компенсацию за испорченный ковёр после того, как бандиты испортили его, перепутав его с миллионером с той же фамилией.
Удивительно, что сюжет с таким уникальным сочетанием комедии, драмы и нуара, в нетрадиционном повествовании с причудливыми персонажами, так долго не становился культовым фильмом. Честно говоря, сложно понять, почему он изначально провалился в прокате.
5. «Американская история X» (1998)
С участием Эдварда Нортона, фильм Тони Кэя «Американская история X» имел скромные показатели в прокате, едва преодолев отметку, чтобы не считаться провалом. Сюжет сосредоточен на двух братьях, Дереке и Дэнни, в их поисках искупления.
Сюжет подчёркивает опасности выбора насилия: Дэнни сталкивается с последствиями преступления своего брата, который убивает чернокожего мужчину, а Дерек пытается выжить в тюрьме.
Хотя неонацистские взгляды главного героя изначально были широко неправильно поняты как пропаганда, зрителям потребовалось время, чтобы проникнуться «Американской историей X».
6. «Бойцовский клуб» (1999)
Этот список был бы неполным без «Бойцовского клуба» Дэвида Финчера. Вокруг серьёзного расстройства личности, такого как шизофрения, «Бойцовский клуб» оказался провалом в прокате при выходе.
Это не сильно удивляет, учитывая, что расстройства личности до сих пор являются табу и могут заставить замолчать целую аудиторию, просто вызвав у людей дискомфорт. Отдельное спасибо Брэду Питту за столь загадочное изображение Тайлера Дердена, злодея, который в итоге победил.