10 самых красивых кадров в жанре хоррор
Носферату, симфония ужаса (1922)
Хоррор — это не всегда тьма и кровь. Некоторые из самых запоминающихся моментов жанра на самом деле невероятно красивы, остаются с вами на годы и становятся частью визуального языка кино, даже если вы не поклонник жанра.
В фильмах ужасов можно увидеть практически всё. Немецкий экспрессионизм, солнечный фольклорный ужас, нереальные неоны на фоне мрачных документальных кадров — и всё между ними. Красота и страх образуют идеальную, тревожную пару.
Вот лишь несколько наших любимых кадров, хотя выбрать лучшие почти невозможно.
Носферату, симфония ужаса (1922)
Сам вампир в этом кадре не появляется. Его тень (пальцы как когти) — поднимается по лестнице.
Оператор Фриц Арно Вагнер и режиссёр Ф.В. Мурнау создавали страх через то, что остаётся скрытым, позже вдохновив экспрессионистский ремейк Роберта Эггерса. Вагнер стал известен как мастер мрачного контрастного освещения в эпоху Веймарской Германии.
Изгоняющий дьявола (1973)
Оператор Оуэн Ройзман получил номинацию на Оскар за работу над фильмом «Изгоняющий дьявола». Один из самых знаковых кадров показывает отца Карраса, стоящего в одиночестве возле дома Риган. Кадр знаменит не зря — он почти как картина по композиции.
«Мы снимали ночные экстерьеры в Джорджтауне, и самым сложным был кадр, где сам Экзорцист прибывает к дому. Уже поздно ночью, и кадр начинается с камеры, направленной на пустынную туманную улицу. Две фары появляются из тумана — это такси, которое делает круг перед домом. Священник выходит и стоит в ярком свете. Получить такой яркий свет через затенённое окно было трудно, и нам нужно было удерживать эффект тумана по всей улице. Конечно, как назло, когда мы были готовы снимать, поднялся ветер, что усложнило удержание тумана. Но мы снимали быстро и смогли поймать сцену».
Техасская резня бензопилой (1974)
Весь фильм, с высокой контрастностью и яркими цветами, красив, несмотря на мрачную тематику. Кожаное лицо, крутящее бензопилу на рассвете, пока его кровавую жертву увозит проезжающий грузовик, стал культовым кадром. Оператор Дэниел Пёрл работал с минимальным бюджетом и снимал слешер на 16 мм плёнку.
Сегодня кинематографисты стараются воссоздать этот стиль в своих проектах.
«Прошло 50 лет, и я всё ещё не знаю всего о свете, — сказал Пёрл. Но одна из великих вещей в работе оператора — это то, что ты постоянно учишься, находишь новые приёмы и открываешь что-то новое».
Суспирия (1977)
Режиссёр Дарио Ардженто попросил оператора Лучано Товоли использовать устаревшую плёнку Kodak, чтобы добиться насыщенной цветовой гаммы фильма. Трудно выбрать один момент из фильма, когда всё настолько красиво, поэтому мы остановились на этом запоминающемся кадре. Посмотрите на все эти цвета и текстуры!
«Я решил интенсивно использовать первичные цвета — синий, зелёный и красный для обозначения нормального течения жизни, а затем применять дополнительный цвет, главным образом жёлтый, чтобы их "заразить", — сказал Товоли.
Вы можете увидеть это в этом кадре.
Багровый пик (2015)
Это ещё один фильм, пропитанный красотой. Постоянное использование одного источника света Дэном Лаустсеном и Гильермо дель Торо стало ключевым при создании «Багрового пика», где реализм всегда был второстепенным по сравнению с рассказом через свет.
Мне нравится, как каждый призрак проявляется в красном цвете на протяжении всего фильма, а этот кадр — один из моих любимых: словно сонный и изолирующий, с ярким акцентом крови в конце пути персонажа.
Солнцестояние (2019)
В отличие от большинства фильмов ужасов, полагающихся на темноту, «Солнцестояние» почти постоянно на свету. Режиссёр Ари Астер и оператор Павел Погоржельски доводят сны, напоминающие Technicolor, до предела. Персонажи, часто переживают образы и цвета, которые кажутся нереальными.
Погоржельски ссылался на пастельные цветовые решения процесса Technicolor из фильма «Чёрный нарцисс» при создании эстетики «Солнцестояния».
Ночь охотника (1955)
Этот фильм обязателен к просмотру для любого фаната хоррора, каждая сцена здесь красива и продумана. В фильме есть один из самых шокирующих и запоминающихся кадров жанра. Мы внезапно видим женщину, привязанную в машине на дне реки, её волосы плавают, а вокруг колышутся водоросли.
«Нам нужно было создать духовный эффект. У меня было восемь мощных светильников — самых сильных солнечных дуг — на огромном кране над резервуаром».
Оператор Стэнли Кортез
Фауст (1926)
Ранние кадры демона Мефистофеля с крыльями, покрывающими небо, выглядят как сцена из проповеди об огне и сере. Это эпично и впечатляюще. Космический ужас Ф.В. Мурнау — важный урок о работе со светом и тенью.
Оператор Карл Хоффманн был одним из ведущих немецких операторов 1910–1920-х годов и мастером экспрессионистского стиля.
Хэллоуин 3: Сезон ведьм (1982)
Несмотря на все недостатки и независимо от вашего отношения к фильму, «Хэллоуин 3» содержит одни из лучших работ оператора Дина Канди, с сильным контрастом и творческим использованием цвета. Этот кадр на фоне заката просто великолепен и был имитирован в других хоррор-фильмах и пародиях.
«Моя работа как оператора — использовать свет и композицию, чтобы вовлечь зрителя в убедительное приключение, независимо от того, фильм это с множеством спецэффектов, ориентированный на персонажей или даже романтическая комедия», — сказал Канди.
Кинопроба (1999)
Та самая проклятая сумка. Здесь, в почти статичном кадре, Асами сидит неподвижно возле телефона в своей пустой квартире, ожидая звонка. Весь фильм изобилует неожиданными вспышками цвета, но не здесь, где даже синий цвет за окном бледен. Жёсткое флуоресцентное освещение ощущается клиническим, а тело Асами выглядит скованным и неудобным. Всё это кажется неправильным.
Режиссёр Такаши Миике сказал, что его оператор Хидео Ямамото был очень «чувствителен к смерти». Это проявляется в намеренной и внимательной работе с композициями.