Как закадровый текст спас «Бойцовский клуб» от того, чтобы стать «грустным и жалким»

Бойцовский клуб (1999)
Когда речь заходит о фильмах с закадровым текстом, «Бойцовский клуб» — один из лучших примеров. Это проводник через глубокий психоз в фильме, который идеально задаёт сцену и тон истории.
Трудно даже представить «Бойцовский клуб» без циничного, едкого и мрачно-смешного закадрового текста безымянного рассказчика в исполнении Эдварда Нортона.
Но в недавнем откровении режиссёр Дэвид Финчер признался, что культового закадрового текста изначально не было в сценарии, и, по его мнению, это делало историю «грустной и жалкой». Он понял, что нужно что-то менять.
Давайте разберёмся, что произошло дальше.
Закадровый текст в «Бойцовском клубе»
Когда Финчер берётся за проект, он хочет, чтобы всё было предельно точно, и стремится увидеть фильм таким, каким он существует у него в голове.
Но в оригинальном сценарии «Бойцовского клуба» закадрового текста не было.

Бойцовский клуб (1999)
Вот вся история со слов Финчера
«Нет, они знали, что делают. Слушай, я не уверен, что Руперт Мёрдок читал сценарий или книгу, на которой основан фильм, но Билл Мекэник и Лора Зискин, когда мы начали обсуждать, рассматривали это как такую озорную культовую книжку-щелчок по носу. Я пытался купить книгу, когда она вышла, ещё до того, как её взяла Fox. И на самом деле это не Fox, а Fox 2000.
Знаешь, когда все большие студии пытались прикидываться инди, это было инди-подразделение Fox, и они пытались купить эту пакостную маленькую книжку. Если ты никогда не читал книгу, она великолепна — я чуть в штаны не написал, так сильно смеялся, когда читал её. Человек, который потом стал моим агентом, Джош Донен, пытался купить её вместе со мной и сказал: “Ты должен это прочитать”. Я ответил: “Я книги не читаю, я как раз в постпродакшне «Игры»”, а он сказал: “Ты обязан прочитать сегодня ночью”. Я прочитал, позвонил ему и сказал: “Мы должны купить её”. А он ответил: “Ты слишком затянул. Fox уже купили. Но сходи, встреться с Лорой Зискин”.
Я встретился и сказал ей: “Я не хочу делать версию за $3 млн. Я хочу ронять самолёты, взрывать здания и сделать то, чего Голливуд точно делать не должен — такой материал”. Она сказала: “Отлично!”, и мы договорились о процессе разработки, которому я верен до сих пор.
Нельзя держать за руку людей, которые платят за это, и при этом делать хоть что-то радикальное. Нужно заключать с ними сделку: “Мы поработаем с одобренным вами сценаристом, уйдём в работу. А когда закончим и я буду готов бодаться за содержание, мы вернёмся и покажем вам”.
Она спросила: “Ну и когда вы закончите?” Я сказал: “Не знаю. Может через год, может через три, не знаю”. Мы наняли Джима Улса, который написал черновик сценария без закадрового текста. Я прочитал и сказал: “Это грустно и жалко. Тут только уныние и ужасные люди. А где всё то, где он рассказывает, что думает?” А он сказал: “Ну, это вроде как костыль”. А я ответил: “Нет, чувак, это наш единственный шанс быть саркастичными и сатиричными”. Он переписал и всё это вставил.
Потом мы вернулись к Лоре, положили сценарий на стол вместе с бюджетом, графиком и актёрским составом, и сказали: “$67 млн, Брэд Питт и Эдвард Нортон, Хелена Бонэм Картер, и 89 съёмочных дней. У вас есть 72 часа — дайте знать, в деле вы или нет”.
Она собрала Билла Мекэника, они пришли, мы показали им раскадровки всего фильма, объяснили каждую сцену, и они сказали: “Делайте”.
Нельзя снять фильм с таким бюджетом против воли студии. Это то, что я пытался провернуть на «Чужом». Но если удаётся склонить их к тому, что это и есть проект, то можно продвинуться на шаг к вещам, которые, возможно, сделают фильм бессмертным».
Почему закадровый текст важен для Финчера
Для Финчера отказ от внутреннего монолога рассказчика лишил историю её необходимой сатирической остроты. Без закадрового текста фильм превращался в мрачное и прямолинейное изображение разочарованных мужчин, которые занимаются жестоким насилием. Это довольно скучно.
Именно голос в голове рассказчика — постоянные остроумные комментарии о нелепости его собственной жизни и потребительской культуры, против которой он восстаёт, — зацепил так много зрителей.
Суть истории, и я бы сказал, то, за что мы любим «Бойцовский клуб», в том, что она снимает слои с персонажей и показывает, как выглядит сломанный человек, и в этом мы можем спроецировать себя.

Бойцовский клуб (1999)
Заключение
Я люблю копаться в старых архивах и находить такие истории. Они показывают, что кино — это совместный процесс, где все должны приложить своё мастерство, чтобы найти лучшую версию истории, которую хотят рассказать миру.
«Бойцовский клуб» — это мастер-класс по использованию закадрового текста и фильм, который мы помним потому, что он взаимодействует с нами на более глубоком уровне.

Доказательство смерти (2007)
Как Тарантино пережил провал «Доказательства смерти» и вернулся к успеху
Провал ранит, кем бы ты ни был. В 2007 году Квентин Тарантино наблюдал, как его фильм «Доказательство смерти» провалился в прокате. Он почувствовал сокрушительный груз общественного отторжения. У всех нас бывают неудачи, и именно то, что мы делаем после них, показывает нашу стойкость.
Так что же сделал Тарантино?

Матрица (1999)
Скорее всего, ты смотрел «Матрицу». Многослойная история, считающаяся вехой в научной фантастике: от сюжета до актёрской игры и спецэффектов — придраться почти невозможно. Для меня это философский боевик-триллер с идеей, которая будет преследовать тебя всю жизнь.
«Матрица» (1999) — это не только шедевр кино, но и технический прорыв. В эпоху, когда спецэффекты были не так развиты, фильм показал революционные визуальные решения, которые потрясли Голливуд. Хотя эффект «bullet time» (замедление времени) стал главным открытием, в фильме есть и множество небольших, но значимых сцен, снятых благодаря технике, а не CGI. Самая запоминающаяся из них — культовая погоня с Тринити.
В этой статье мы разберём, как оператор Билл Поуп использовал перспективу, чтобы снять сцену без CGI.

Потрошители (2009)
Представьте, что вы смотрите фильм Потрошители (2009). Персонаж Джуда Лоу, Реми, весь фильм борется против злой корпорации, которая изымает органы у людей, не способных платить по счетам. Он влюбляется в женщину, они пробираются в штаб-квартиру компании и героически уничтожают базу данных, чтобы освободить всех от долгов. Потом они идут на пляж — счастливые и в безопасности. Но вдруг экран начинает глючить.
Реми внезапно оказывается без сознания, подключённый к нейросети. Вся романтическая линия, корпоративное вторжение и героический финал — ничего этого не было.
Поздравляем, вы только что пережили один из самых ненавидимых зрителями сюжетных твистов. Всё это был сон.
Несмотря на то что зрители во всём мире его терпеть не могут, этот ленивый сценарный приём до сих пор живёт в кино.

Криминальное чтиво (1994)
Тарантино превратил случайный разговор о «Макдоналдсе» в историю кино. Разбираемся, как и почему этот момент до сих пор работает.
В «Шевроле Нова» по улицам Лос-Анджелеса едут двое мужчин в чёрных костюмах. Для нас они — наёмные убийцы, но прямо сейчас они просто коллеги, болтающие о «Макдоналдсе». Винсент (Джон Траволта) рассказывает Джулсу Виннфилду (Сэмюэл Л. Джексон), что в Париже «Четвертьфунтовый с сыром» называется «Рояль с сыром». Самый обыденный разговор, но Квентин Тарантино делает его незабываемым.
Вопрос в том — почему? Почему случайное наблюдение про фастфуд стало одной из самых культовых и цитируемых реплик кино за последние три десятилетия? Ответ не в бургере, а в том, как построена сцена, что она раскрывает о героях и как Тарантино переосмыслил, каким может быть диалог в кино.

Изгой (2000)
Фильм Роберта Земекиса «Изгой» — это целый спектр эмоций, упакованных в два часа двадцать три минуты. В главной роли талантливый Том Хэнкс. История рассказывает о менеджере FedEx Чаке Ноланде, чья жизнь навсегда меняется после того, как он оказывается на необитаемом острове, выжив в авиакатастрофе.
На поверхности это история о выживании и изоляции. Но со временем акцент смещается на глубокую психологическую трансформацию Ноланда, вызванную одиночеством, и его борьбу за возвращение в общество после спасения из четырехлетнего плена.
Земекис наполняет этот трогательный рассказ визуальными мотивами и символами. В этой статье разбираемся, как он превратил неодушевлённый волейбольный мяч в ключевой эмоциональный центр повествования.

Новый фильм Пола Томаса Андерсона под названием Битва за битвой выходит в этом месяце, и первые рецензии уже появились в сети. Почти трёхчасовой экшн-триллер с Леонардо ДиКаприо в роли бывшего революционера, отправившегося спасать дочь. Картину называют не просто одним из лучших фильмов года, а одной из величайших кинокартин за последнее время.
Вот что говорят критики о Битве за битвой:

В чём настоящая разница между опытным и начинающим режиссёром? Опытный знает: лучше сразу занижать ожидания в вопросах денег и ресурсов и быть готовым искать обходные пути.
Неважно, вы инди-режиссёр или Ридли Скотт, снимающий «Бегущего по лезвию», денег всегда будет не хватать. А значит, если вы не умеете быстро включать креативность, стоит научиться.
В этой статье разбираем, как Скотт визуально создал антиутопический Лос-Анджелес в «Бегущем по лезвию»: работал с ограниченным бюджетом, но в итоге снял фильм, получивший признание критиков за построение визуального мира.