Как закадровый текст спас «Бойцовский клуб» от того, чтобы стать «грустным и жалким»
Бойцовский клуб (1999)
Когда речь заходит о фильмах с закадровым текстом, «Бойцовский клуб» — один из лучших примеров. Это проводник через глубокий психоз в фильме, который идеально задаёт сцену и тон истории.
Трудно даже представить «Бойцовский клуб» без циничного, едкого и мрачно-смешного закадрового текста безымянного рассказчика в исполнении Эдварда Нортона.
Но в недавнем откровении режиссёр Дэвид Финчер признался, что культового закадрового текста изначально не было в сценарии, и, по его мнению, это делало историю «грустной и жалкой». Он понял, что нужно что-то менять.
Давайте разберёмся, что произошло дальше.
Закадровый текст в «Бойцовском клубе»
Когда Финчер берётся за проект, он хочет, чтобы всё было предельно точно, и стремится увидеть фильм таким, каким он существует у него в голове.
Но в оригинальном сценарии «Бойцовского клуба» закадрового текста не было.
Бойцовский клуб (1999)
Вот вся история со слов Финчера
«Нет, они знали, что делают. Слушай, я не уверен, что Руперт Мёрдок читал сценарий или книгу, на которой основан фильм, но Билл Мекэник и Лора Зискин, когда мы начали обсуждать, рассматривали это как такую озорную культовую книжку-щелчок по носу. Я пытался купить книгу, когда она вышла, ещё до того, как её взяла Fox. И на самом деле это не Fox, а Fox 2000.
Знаешь, когда все большие студии пытались прикидываться инди, это было инди-подразделение Fox, и они пытались купить эту пакостную маленькую книжку. Если ты никогда не читал книгу, она великолепна — я чуть в штаны не написал, так сильно смеялся, когда читал её. Человек, который потом стал моим агентом, Джош Донен, пытался купить её вместе со мной и сказал: “Ты должен это прочитать”. Я ответил: “Я книги не читаю, я как раз в постпродакшне «Игры»”, а он сказал: “Ты обязан прочитать сегодня ночью”. Я прочитал, позвонил ему и сказал: “Мы должны купить её”. А он ответил: “Ты слишком затянул. Fox уже купили. Но сходи, встреться с Лорой Зискин”.
Я встретился и сказал ей: “Я не хочу делать версию за $3 млн. Я хочу ронять самолёты, взрывать здания и сделать то, чего Голливуд точно делать не должен — такой материал”. Она сказала: “Отлично!”, и мы договорились о процессе разработки, которому я верен до сих пор.
Нельзя держать за руку людей, которые платят за это, и при этом делать хоть что-то радикальное. Нужно заключать с ними сделку: “Мы поработаем с одобренным вами сценаристом, уйдём в работу. А когда закончим и я буду готов бодаться за содержание, мы вернёмся и покажем вам”.
Она спросила: “Ну и когда вы закончите?” Я сказал: “Не знаю. Может через год, может через три, не знаю”. Мы наняли Джима Улса, который написал черновик сценария без закадрового текста. Я прочитал и сказал: “Это грустно и жалко. Тут только уныние и ужасные люди. А где всё то, где он рассказывает, что думает?” А он сказал: “Ну, это вроде как костыль”. А я ответил: “Нет, чувак, это наш единственный шанс быть саркастичными и сатиричными”. Он переписал и всё это вставил.
Потом мы вернулись к Лоре, положили сценарий на стол вместе с бюджетом, графиком и актёрским составом, и сказали: “$67 млн, Брэд Питт и Эдвард Нортон, Хелена Бонэм Картер, и 89 съёмочных дней. У вас есть 72 часа — дайте знать, в деле вы или нет”.
Она собрала Билла Мекэника, они пришли, мы показали им раскадровки всего фильма, объяснили каждую сцену, и они сказали: “Делайте”.
Нельзя снять фильм с таким бюджетом против воли студии. Это то, что я пытался провернуть на «Чужом». Но если удаётся склонить их к тому, что это и есть проект, то можно продвинуться на шаг к вещам, которые, возможно, сделают фильм бессмертным».
Почему закадровый текст важен для Финчера
Для Финчера отказ от внутреннего монолога рассказчика лишил историю её необходимой сатирической остроты. Без закадрового текста фильм превращался в мрачное и прямолинейное изображение разочарованных мужчин, которые занимаются жестоким насилием. Это довольно скучно.
Именно голос в голове рассказчика — постоянные остроумные комментарии о нелепости его собственной жизни и потребительской культуры, против которой он восстаёт, — зацепил так много зрителей.
Суть истории, и я бы сказал, то, за что мы любим «Бойцовский клуб», в том, что она снимает слои с персонажей и показывает, как выглядит сломанный человек, и в этом мы можем спроецировать себя.
Бойцовский клуб (1999)
Заключение
Я люблю копаться в старых архивах и находить такие истории. Они показывают, что кино — это совместный процесс, где все должны приложить своё мастерство, чтобы найти лучшую версию истории, которую хотят рассказать миру.
«Бойцовский клуб» — это мастер-класс по использованию закадрового текста и фильм, который мы помним потому, что он взаимодействует с нами на более глубоком уровне.