8 криминальных фильмов, которые захватывают с первых минут
Отступники (2006)
Немногие режиссеры понимают гангстерский жанр так глубоко, как Мартин Скорсезе. Он, наконец, получил заслуженное признание Академии, выиграв премии «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» за «Отступников». Эта эпическая история об обмане и двойных агентах с первой сцены ясно показывает, что фильм станет одним из самых впечатляющих проектов Скорсезе.
«Отступники» начинаются с уличной драки и закадрового голоса Джека Николсона, который задает контекст для ирландской мафии Бостона. Его персонаж, Фрэнк Костелло, готовит сцену для молодого Колина Салливана (Мэтт Дэймон), чтобы тот вступил в преступный мир. С элементами, которые сделали «Славных парней» шедевром, «Отступники» сразу же задают правильный тон и атмосферу.
Перекрёсток Миллера (1990)
Редко режиссёрам удаётся создавать столько шедевров, совмещая разные жанры, но братья Коэн сделали это не раз. Одним из их самых недооценённых фильмов стал Перекрёсток Миллера — неонуарная история о гангстерах, действие которой разворачивается в 1929 году и исследует темы преданности, эгоизма и дружбы.
С первых кадров, с монолога Джонни Каспара: «Я говорю об этике», фильм заявляет о себе как о многослойной криминальной драме. Отдавая дань уважения классическим нуарам и Крёстному отцу, картина сочетает острые диалоги и нарастающее напряжение уже в первые минуты, когда гангстеры спорят об этике мафиозных войн, и каждое слово намекает на неизбежность насилия.
Злые улицы (1973)
Злые улицы стали прорывом Мартина Скорсезе, а первые десять минут блестяще задают темы, к которым он возвращался десятилетиями. Сцена, где Чарли (Харви Кейтель) разрывается между верой и преступлением под песню Be My Baby группы The Ronettes, идеально отражает фирменный акцент Скорсезе на морали, чувстве вины и столкновении религиозных ценностей с преступным миром.
Начало фильма ознаменовало приход эпохи Нового Голливуда, где современные повествования и поп-музыка заменили старые студийные условности. Скорсезе сразу задаёт этот тон, переходя от песни Be My Baby к Чарли в церкви, уже разрывающемуся между католической виной и связями с мафией — конфликт, который определяет его характер и всю карьеру режиссёра.
Город Бога (2002)
Хотя англоязычные релизы часто доминируют в обсуждениях гангстерских фильмов, мастерство Города Бога неоспоримо. Эта бразильская криминальная эпопея рассказывает о расцвете организованной преступности в пригороде Рио-де-Жанейро Сидаде-де-Деус глазами молодого парня по имени Ракета (Александр Родригес), мечтающего вырваться на свободу и стать фотографом.
С первых кадров фильм подчёркивает контраст между преступностью и культурой: звучит бразильская музыка, а обездоленные дети бесчинствуют на улицах. Эхо выстрелов по пригородам сразу даёт понять, что у этих детей мало выбора — уже в первые минуты закладывается основа их будущей преступной жизни.
Порок на экспорт (2007)
После успешного сотрудничества над Оправданной жестокостью режиссёр Дэвид Кроненберг и актёр Вигго Мортенсен вновь объединились для съёмок криминальной истории Порок на экспорт. Мортенсен исполнил роль безжалостного русского гангстера Николая Лужина, замешанного в торговле людьми и убийствах.
Первое убийство происходит всего через две минуты после начала фильма, сразу заявляя о себе как о жестокой криминальной истории, где никто не застрахован. Дальнейшее развитие событий связано с попыткой британской акушерки раскрыть правду о смерти 14-летней матери при родах. Порок на экспорт — мрачная и пугающая криминальная драма, оставляющая сильное впечатление.
Однажды в Америке (1984)
После работы над трилогией «Доллары» Серджо Леоне получил возможность создать свой почти четырёхчасовой шедевр Однажды в Америке. Несмотря на внушительный хронометраж, фильм начинается с допроса испуганного мужчины в опиумном притоне, сразу задавая тон истории о памяти, предательстве и жестоком подъёме еврейских гангстеров в Нью-Йорке.
На момент выхода фильм оказался провалом как у критиков, так и в прокате, поскольку Леоне был вынужден сократить картину ради дистрибьюторов. Однако после реставрации оригинальной версии фильм переоценили, и теперь он заслуженно считается шедевром гангстерского жанра.
Крёстный отец (1972)
Крёстный отец — пожалуй, один из определяющих гангстерских фильмов, заслуживший репутацию классики мирового кинематографа. Ранний шедевр Фрэнсиса Форда Копполы исследует подводные камни американской мечты, показывая напряжение между семейной верностью и безжалостными амбициями, лежащими в основе организованной преступности.
Эти ключевые темы особенно ярко проявляются в культовой начальной сцене, когда мужчины приходят к главарю мафии Дону Вито Корлеоне (Марлон Брандо) в день свадьбы его дочери, чтобы просить об одолжениях. В диалоге с Америго Бонасера, желающим отомстить напавшим на его дочь, Вито демонстрирует свою власть лишь словами — момент, который сразу задаёт тон всей истории.
Славные парни (1990)
Фильм Славные парни начинается с шокирующей сцены: Томми ДеВито (Джо Пеши) закалывает человека в багажнике, а Джимми Конвей (Роберт Де Ниро) добавляет эффект выстрелом, сразу погружая зрителей в жестокий мир организованной преступности. Далее звучит культовая фраза Рэя Лиотты: «Сколько себя помню, я всегда хотел быть гангстером».
Сочетая ужасающее насилие и чёрный юмор, Славные парни с первых минут показывают, что перед нами новый уровень гангстерского кино. Скорсезе мастерски создаёт мир, где насилие и обаяние соседствуют друг с другом, и уже с первых сцен становится ясно: фильм — шедевр.