Худшая развязка, которую может придумать сценарист

Потрошители (2009)
Представьте, что вы смотрите фильм Потрошители (2009). Персонаж Джуда Лоу, Реми, весь фильм борется против злой корпорации, которая изымает органы у людей, не способных платить по счетам. Он влюбляется в женщину, они пробираются в штаб-квартиру компании и героически уничтожают базу данных, чтобы освободить всех от долгов. Потом они идут на пляж — счастливые и в безопасности. Но вдруг экран начинает глючить.
Реми внезапно оказывается без сознания, подключённый к нейросети. Вся романтическая линия, корпоративное вторжение и героический финал — ничего этого не было.
Поздравляем, вы только что пережили один из самых ненавидимых зрителями сюжетных твистов. Всё это был сон.
Несмотря на то что зрители во всём мире его терпеть не могут, этот ленивый сценарный приём до сих пор живёт в кино.
Что такое троп «Всё это был сон»?
Этот троп означает, что все события в истории на самом деле были сном, галлюцинацией, комой или другой формой ухода от реальности. Особенно раздражает он тем, что задним числом стирает всё, что только что пережила аудитория.
Иногда сценаристы используют его, потому что застряли и не знают, как исправить сюжет. Нет финала? Просто прилепите это!
Иногда — ради шок-эффекта. Как отмечает журнал Maxim в разборе финальных твистов, Голливуд «не верит в своих беспокойных зрителей, считая, что те требуют всё более громких и глупых развязок каждое лето».
Но это почти никогда не работает. Согласны и профессиональные редакторы. Редактор книг и романов Алиса Матесич объясняет, что этот поворот «читатели часто считают дешёвым трюком», ведь «они могут почувствовать себя обманутыми, когда оказывается, что ничего из прочитанного на самом деле не происходило».
Ненависть к тропу огромна — об этом пишут на форумах и в дискуссиях по всему интернету.
BuzzFeed включил этот приём в подборку самых разочаровывающих твистов, а читатели называли его «бесит до ужаса». В списке Looper «50 худших финалов фильмов за всё время» упрекают даже «Волшебника страны Оз» за использование «возможно, самого известного примера самого отвратительного нарративного приёма в кино — тропа "всё это был сон"».
Правда, жанр фэнтези более снисходителен к этому приёму. В «Волшебнике страны Оз» хотя бы есть урок в финале («Нет места лучше дома»). Сериал «По ту сторону изгороди» обыгрывает многие тропы с юмором, и финальный твист, что история на самом деле разворачивается в современном мире, переосмысляет все предыдущие серии.
Сайт Book Riot прослеживает литературное происхождение тропа до «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Но отмечает, что «для современной аудитории этот троп вызывает сильнейшее раздражение, и многие читатели и зрители называют его худшим клише».
Примеры тропа «Всё это был сон» (внимание, спойлеры!)
«Ванильное небо»

Герой Тома Круза узнаёт, что вся его жизнь после аварии была криогенно навязанным сном. Кто-то восхищался амбициозностью идеи, а кто-то счёл этот твист претенциозным и запутанным.
«Клик: С пультом по жизни»

Комедия с Адамом Сэндлером о волшебном пульте оказывается всего лишь сном в магазине Bed Bath & Beyond. В подборке IMDb фильмов «Всё это был сон» его критикуют за то, что твист используется, чтобы уйти от последствий мрачной второй половины фильма.
«Сент-Элсвер»

В финале медицинской драмы выясняется, что все шесть сезонов происходили лишь в воображении аутичного мальчика, который смотрел на снежный шар с изображением больницы. Да, вы правильно прочитали.
«Уиздом»

Режиссёрский дебют Эмилио Эстевеса о грабителях банков оказался всего лишь дневным сном. После того как героя расстреливает полиция, он просыпается в ванной у родителей — живой и невредимый. Slumber Yard отмечает это как ранний пример того, как твист-сон используют, чтобы избежать последствий.
Немногие исключения работают — например, «Бразилия» Терри Гиллиама или ироничный «Ньюхарт». Они удачны потому, что используют раскрытие сна для исследования более глубоких тем.
Если вы хотите использовать этот троп, будьте осторожны. Убедитесь, что важно то, что события происходят во сне, и что сюжет всё равно сохраняет вес.
Как напоминает гид по твистам The Wordling: «Если только вы не пишете о фокусниках и меняющихся реальностях (привет, «Начало»), этот приём почти никогда не срабатывает. Читатели хотят ощутить развязку, а не проснуться вместе с героем и понять, что всё это время ничего не имело значения».

Криминальное чтиво (1994)
Тарантино превратил случайный разговор о «Макдоналдсе» в историю кино. Разбираемся, как и почему этот момент до сих пор работает.
В «Шевроле Нова» по улицам Лос-Анджелеса едут двое мужчин в чёрных костюмах. Для нас они — наёмные убийцы, но прямо сейчас они просто коллеги, болтающие о «Макдоналдсе». Винсент (Джон Траволта) рассказывает Джулсу Виннфилду (Сэмюэл Л. Джексон), что в Париже «Четвертьфунтовый с сыром» называется «Рояль с сыром». Самый обыденный разговор, но Квентин Тарантино делает его незабываемым.
Вопрос в том — почему? Почему случайное наблюдение про фастфуд стало одной из самых культовых и цитируемых реплик кино за последние три десятилетия? Ответ не в бургере, а в том, как построена сцена, что она раскрывает о героях и как Тарантино переосмыслил, каким может быть диалог в кино.

Изгой (2000)
Фильм Роберта Земекиса «Изгой» — это целый спектр эмоций, упакованных в два часа двадцать три минуты. В главной роли талантливый Том Хэнкс. История рассказывает о менеджере FedEx Чаке Ноланде, чья жизнь навсегда меняется после того, как он оказывается на необитаемом острове, выжив в авиакатастрофе.
На поверхности это история о выживании и изоляции. Но со временем акцент смещается на глубокую психологическую трансформацию Ноланда, вызванную одиночеством, и его борьбу за возвращение в общество после спасения из четырехлетнего плена.
Земекис наполняет этот трогательный рассказ визуальными мотивами и символами. В этой статье разбираемся, как он превратил неодушевлённый волейбольный мяч в ключевой эмоциональный центр повествования.

Новый фильм Пола Томаса Андерсона под названием Битва за битвой выходит в этом месяце, и первые рецензии уже появились в сети. Почти трёхчасовой экшн-триллер с Леонардо ДиКаприо в роли бывшего революционера, отправившегося спасать дочь. Картину называют не просто одним из лучших фильмов года, а одной из величайших кинокартин за последнее время.
Вот что говорят критики о Битве за битвой:

В чём настоящая разница между опытным и начинающим режиссёром? Опытный знает: лучше сразу занижать ожидания в вопросах денег и ресурсов и быть готовым искать обходные пути.
Неважно, вы инди-режиссёр или Ридли Скотт, снимающий «Бегущего по лезвию», денег всегда будет не хватать. А значит, если вы не умеете быстро включать креативность, стоит научиться.
В этой статье разбираем, как Скотт визуально создал антиутопический Лос-Анджелес в «Бегущем по лезвию»: работал с ограниченным бюджетом, но в итоге снял фильм, получивший признание критиков за построение визуального мира.

Битва за битвой (2025)
Леонардо ДиКаприо — один из крупнейших киноактеров в мире. Если он соглашается на фильм, можно быть уверенным, что его снимут.
Но за свою карьеру у него были сожаления, в частности, что он не снялся у Пола Томаса Андерсона, поэтому, когда появилась возможность исправить эту ошибку, он не собирался упускать её снова. В этом месяце мы увидим его первое сотрудничество с режиссёром в фильме Битва за битвой.
Так как же ДиКаприо удается всегда работать с величайшими режиссерами современности?

Критики отмечают, что третья детективная история о Бенуа Блане от Райана Джонсона может быть лучшей, с актуальными темами, продуманным сценарием и яркой актёрской игрой.
Дэниел Крейг возвращается в роли детектива Бенуа Блана в третьей (и возможно последней) части популярной франшизы Netflix «Достать ножи».
Первые отзывы о фильме появились после мировой премьеры на Международном кинофестивале в Торонто, и они вселяют уверенность. Режиссёр Райан Джонсон вновь предлагает увлекательный детектив. Некоторые критики даже называют его лучшим из трёх.
Вот что говорят критики: