7 женских архетипов, которые Голливуд использует снова и снова
Киноиндустрия из года в год возвращается к женским архетипам — узнаваемым, многократно переосмысленным и всё же удивительно живучим. Основные героини по-прежнему опираются на фундаментальные черты своих предшественниц, но каждый раз оказываются в новом мире, новой реальности и перед лицом новых вызовов — в свежем сюжете и в другом жанровом контексте.
Голливуд упорно придерживается любимых женских образов — и, что примечательно, зрители тоже. Пока одни упрекают фильмы за шаблонность, другие уверены, что эти образы — крепкий фундамент, который позволяет рассказывать знакомые истории по-новому.
Давайте разберём несколько женских архетипов, которые, несмотря ни на что, продолжают уверенно жить в голливудских фильмах.
Что такое архетип?
Архетип — это универсальный шаблон персонажа, который повторяется в историях и культурах. Это такие герои, которых зритель узнаёт почти мгновенно, потому что они существовали в множестве разных сюжетов на протяжении многих лет.
По сути, это роли, которые легко считываются. Но если они так легко узнаются, то почему фильмы продолжают их использовать?
Во-первых, сценаристы могут опереться на знакомый архетип, чтобы затем перевернуть ожидания зрителей. Это один из самых тонких и профессиональных способов работы с архетипами.
Во-вторых, в более амбициозных фильмах архетипичные персонажи помогают удерживать чувство узнаваемости.
В-третьих, архетипы усиливают эмоциональный эффект истории, так как обращаются к универсальным страхам, желаниям и победам. Архетипические персонажи формируют ожидания зрителя, вызывают эмоции и делают историю одновременно знакомой и мощной.
Вот 7 женских архетипов, которые часто используются в кино:
1. Роковая женщина
Это сексуальная, таинственная женщина, которая использует свою внешность и обаяние, чтобы заставить мужчин делать то, что она хочет. Этот архетип встречается во всех жанрах кино, но чаще всего — в триллерах, шпионских фильмах и нуаре. Современные фильмы применяют его даже в комедиях и драмах.
Пример: Я не киллер (2023)
В фильме, который мы раньше не видели у Ричарда Линклейтера, Адрия Архона заманивает предполагаемого киллера в ложный заговор с убийством, чтобы перевернуть сюжет.
Фильм использует популярные черты роковой женщины — соблазн, обман и предательство, удерживая зрителей у экрана благодаря великолепной химии на экране между Гленом Пауэллом и Адриа Архона.
Другие известные фильмы: «Двойная страховка» (1944), «Исчезнувшая» (2014), «Плохая девочка» (2024).
2. Девушка в беде (беспомощная красавица)
Очень популярный приём, который вы наверняка узнаете. Обычно она изображается уязвимой женщиной в опасной ситуации, которая заставляет героя действовать. Героиня часто представляется популярной, красивой и обладающей высоким социальным статусом.
Герой или герои должны спасти её, сражаясь с определённой силой. Хотя этот приём критикуют за пассивность, в некоторых современных версиях героиня обретает самостоятельность в середине сюжета.
Пример: Заложница (2007)
Ким Миллс, роль которой исполнила Мэгги Грейс, похищена в Париже, и её бывший отец-агент ЦРУ, сыгранный Лиамом Нисоном, готов пойти на крайние меры, чтобы вернуть её. Знаменитая телефонная сцена превратила сюжет о спасении в мировую сенсацию.
Другие известные фильмы: «Кинг Конг» (2005), «Братья Супер Марио в кино» (2023), «Охотники за привидениями: Леденящий ужас» (2024).
3. Маниакальная девушка-мечта
Популярный в комедийном жанре архетип: странная, забавная и полная энергии женщина, которая появляется, чтобы снова сделать грустного мужчину счастливым. Основная цель её персонажа — научить мужчину радоваться жизни, а не преследовать собственные мечты и стремления.
Этот архетип критикуют за то, что он сводит женщин к сюжетному инструменту. Тем не менее, он продолжает использоваться в современном кино с некоторыми изменениями.
Пример: Страна садов (2003)
Зак Брафф играет Эндрю Ларджмана, замкнутого, депрессивного актёра, который возвращается домой на похороны матери. Сэм, роль которой исполнила Натали Портман, появляется в его жизни с эксцентричной, свободной энергией, чтобы вытащить его из своей скорлупы. Её единственная цель в фильме — встряхнуть Эндрю, помочь ему снова жить и чувствовать.
Другие известные фильмы: «(500) дней лета» (2009), «Без обид» (2023, Дженнифер Лоуренс), «Покажи мне Луну» (2024).
4. Финальная девушка
Финальная девушка — это единственная героиня в фильме ужасов или триллере, которая остаётся умной, смелой и, что самое главное, живой. В отличие от остальных, она понимает тактику убийцы и перехитряет его, чтобы выйти победительницей. Зрители болеют за неё и хотят, чтобы именно она стала героем.
Пример: «Крик 6» (2023)
Дженна Ортега играет Тару Карпентер, которую преследуют и атакуют по всему Нью-Йорку, но она всё же перехитряет Гоуста. На протяжении фильма зрители болеют за её успех в франшизе, известной своими ужасающими смертями на экране.
Другие известные фильмы: «Техасская резня бензопилой» (1974), «Хэллоуин» (1978), «Восстание зловещих мертвецов» (2023).
5. Героиня боевика
Женщина-героиня боевика — сильная, выносливая, которая превосходно владеет боевыми навыками и берётся за физически сложные роли, традиционно занятые мужчинами. Она решительная, находчивая и самостоятельная. Сюжет развивается благодаря её решениям и умениям.
Пример: «Убить Билла» (2003)
В эпической саге Тарантино Ума Турман играет Невесту, или Беатрикс Киддо. Как следует из названия, её единственная миссия — убить Билла и отомстить. Для этого ей приходится преодолеть нескольких персонажей, каждый из которых опасен по-своему. «Убить Билла» стал знаковым моментом для боевиков с женскими главными ролями.
Другие известные фильмы: «Чужие» (1986), «Терминатор 2: Судный день» (1991), «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» (2024).
6. Дрянная девчонка
Дрянная девчонка — это доминирующий антагонист, обычно в школьной или академической среде. Она сохраняет своё влияние, манипулируя сверстниками и часто запугивая их различными «злыми методами». Она часто использует свою красоту, чтобы добиться своего, хотя большинство окружающих не ожидают от неё дружелюбного поведения или помощи.
Пример: «Дрянные девчонки» (2004)
В этом фильме Рэйчел Макадамс играет Регину Джордж, тщательно продуманного персонажа дрянной девчонки. Она злоупотребляет своей популярностью, чтобы запугивать окружающих. Её персонаж стал шаблоном благодаря тому, как она контролировала сверстников, создавая у зрителей любовь и ненависть к героине.
Другие известные фильмы: «Бестолковые» (1995), «Неудачницы» (2023), «Конкретный убийца» (2023).
7. Сильная женщина
Сильная женщина встречается во многих жанрах как интеллектуальная, высококомпетентная главная героиня. Она действует в мужских сферах с грацией и решимостью. Сильная женщина демонстрирует бесстрашие через свои действия и решения, особенно в напряжённых ситуациях.
Пример: «Барби» (2023)
В феноменально успешном фильме Греты Гервиг Марго Робби воплощает архетип сильной женщины с неумолимой остротой сатиры. Ирония заключается в том, как Гервиг использует сильного женского персонажа через призму стереотипной Барби. «Барби» разрушает патриархальные структуры с юмором и ясным пониманием.
Другие известные фильмы: «Голодные игры» (2012), «Капитан Марвел» (2019), «Мадам Паутина» (2024).
Заключение
Архетипы — отличный инструмент для игры с ожиданиями зрителей. Они думают, что знают, что происходит, а на самом деле становятся свидетелями чего-то совершенно нового. Режиссёры, такие как Квентин Тарантино, Грета Гервиг и Ричард Линклейтер, именно так и поступают.
Какие женские архетипы вы замечали в фильмах снова и снова? И какие хотелось бы видеть чаще?