5 советов для писателей, которые ломают стереотипы

Ли Чайлд написал десятки бестселлеров, по которым сняли два фильма с Томом Крузом и популярный сериал Джек Ричер. Для сценаристов его путь должен стать источником вдохновения. Чайлд опубликовал свой первый роман только в 40 лет, после увольнения с работы на телевидении.
Его опыт в ТВ включал написание рекламных роликов, новостей и трейлеров в условиях жестких дедлайнов. Это дало ему творческое чутьё, которое пригодилось как в романах, так и в их экранизациях. Это лишний раз доказывает, что навыки из одной сферы часто усиливают другую, а понимание структуры истории делает вас лучше в любом виде письма.
Вот чему мы можем научиться у талантливого автора.
Быть читателем — единственная настоящая квалификация, которая вам нужна
Чайлд подчёркивает, что формальное образование не обязательно, но чтение — жизненно важно.
«Если вы не читатель, вы никогда не станете писателем. И это фундаментальная вещь, на самом деле единственная квалификация. Если вы читатель, у вас уже есть огромная база данных того, что работает, а что нет, что хорошо, а что плохо».
Я был читателем сценариев более пяти лет, и не могу переоценить, насколько это было важно для моего обучения как сценариста. Вам нужно читать сценарии. Если вам нравится фильм, попробуйте найти его сценарий и посмотреть, как он выглядит на бумаге.
Чайлд вдохновляет, говоря о том, что барьеров для входа нет.
«На самом деле, вам не нужны никакие квалификации. Вам точно не нужно идти в колледж или университет. Не нужно получать степень магистра в области изящных искусств или литературы, или что-то подобное».
Учёба, конечно, не повредит — я брал курсы по разным формам письма и жанрам, получил отличный опыт, и эти знания останутся со мной навсегда. Но если у вас есть мотивация и вы знаете, где искать, вы можете обучиться самостоятельно. Всё, что нужно, — просто начать!
Возраст — это преимущество, а не ограничение
Чайлд утверждает, что жизненный опыт обогащает письмо.
«Вам не нужно быть молодым. На самом деле, часто лучше — не быть. Письмо — это одно из тех занятий, которым не только можно, но и стоит заниматься в зрелом возрасте. Когда вы повидали жизнь, когда ваш бак полон, когда вам есть что сказать, когда вы уже разобрались в некоторых вещах».
Кстати о колледже: один из моих первых преподавателей письма однажды дал мне тот же совет. Я вырос в довольно защищённой среде, поэтому постарался расширить свой кругозор и добавить больше инструментов в свой арсенал через опыт.
Не пишите о том, что вы знаете
Чайлд опровергает известную всем мудрость «пиши о том, что знаешь». Он называет это ужасным советом.
«Не пишите о том, что знаете, потому что очень немногие люди в мире знают достаточно, чтобы сделать историю по-настоящему захватывающей. Нужно многое придумать… Писать о том, что вы знаете, никогда не будет достаточно. Это будет скучно».
Вместо этого он говорит: «Пишите о том, что вы чувствуете. Анализируйте свои чувства. Берите эти чувства и преувеличивайте их до максимума».
Доверяйте своим инстинктам больше, чем чьим-либо советам
Чайлд призывает писателей мыслить самостоятельно, даже давая свои рекомендации.
«Игнорируйте мои советы. Потому что, чтобы книга работала, она должна быть яркой, живой. У неё должно быть собственное бьющееся сердце. У неё должна быть органическая энергия. Это возможно только в том случае, если она на 100% продукт одного воображения, то есть вашего. Не моего, вашего».
Для писателей, утопающих в книгах по мастерству, писательских курсах и советах от профессионалов индустрии, этот парадокс Чайлда может стать освобождающим.

Писатели часто влюбляются в стильные детали — умную идею, мрачную атмосферу, яркую реплику. Но если спросить «О чем эта история на самом деле?», чаще всего тишина или расплывчатый монолог о «человеческой природе».
Гленн Герс, практикующий сценарист, разработал фильтр из шести вопросов. Они не делают историю лучше, а показывают, есть ли она вообще. Эти вопросы выявляют глубокие структурные проблемы и помогают понять, жив ли ваш сюжет. Давайте их рассмотрим.

Сейчас ностальгируют не только миллениалы. Эпоха Y2K снова стала весёлой и модной среди поколения Z. Неудивительно, что это проникло и в Голливуд в виде ремейков, перезапусков и сиквелов проектов из нашего детства.
На подходе — «Чумовая пятница», «Дневники принцессы 3», «Играй как Бекхэм 2». Уже вышли новые части франшиз «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Лило и Стич», «Каратэ-пацан» и «Бриджит Джонс».
Ностальгия — не новость. Но как она может помочь в сценарном мастерстве?

Создание персонажей, с которыми зритель может себя ассоциировать, делает историю по-настоящему запоминающейся. Люди любят героев, которые кажутся живыми и настоящими. Питер Паркер — обычный человек со своими проблемами: учёба, семья, финансовые трудности. Именно эти человеческие черты вызывают сочувствие и притягивают внимание.
Персонажи, близкие нам по духу, заставляют нас чувствовать себя понятыми и дают историям глубину, благодаря которой мы возвращаемся к ним снова и снова.

Забудьте все правила и сосредоточьтесь только на одном. Я штатный сценарист No Film School и написал тысячи статей о писательстве. Но эта — самая важная.
Я работаю в Голливуде уже 13 лет и разговаривал со множеством сценаристов и режиссёров, которые намного успешнее и талантливее меня.
И каждый раз, когда я прошу их дать совет — что они говорят начинающим авторам, да и писателям любого возраста — они отвечают одно и то же...

У вас может быть отличный сценарий, но всё решает то, как вы его подадите. Питчинг в лифте — это умение рассказать о своей истории за 30–60 секунд так, чтобы зацепить продюсера или режиссёра.
Это может быть ваш единственный шанс — и, скорее всего, он будет коротким. Именно поэтому навык питчинга важен для сценариста.
В этой статье поговорим о том, как подготовиться к питчингу, и поделимся шаблоном, который поможет представить вашу историю грамотно, кратко и уверенно.

Пятиактная структура — это модель построения увлекательных сценариев, позволяющая глубже исследовать сюжет по сравнению с трехактной структурой.
Этот формат подходит для сложных характерных дуг и многослойных сюжетов. Понимание пятиактной структуры помогает авторам создавать захватывающие сценарии с глубокой драматургией.

Закончить сценарий — одна из самых сложных задач для автора. Ведь именно финал запоминается зрителям и часто определяет успех истории. В этой статье разберём, как грамотно завершить фильм или пилот сериала, чтобы оставить сильное впечатление и заинтересовать продюсеров.

Конфликт — это пульс повествования, именно он создает напряжение, драму и интригу, которые привлекают наше внимание. Каждая великая история начинается с конфликта — будь то внутренняя борьба в сознании героя или внешнее столкновение с окружающим миром.
Конфликт не просто двигает сюжет вперед — он формирует персонажей, проверяет их стойкость и заставляет сталкиваться со своими страхами, желаниями и недостатками. Это напряжение вовлекает читателя или зрителя, заставляя его переживать и хотеть узнать, что будет дальше. Вспомните классические фильмы вроде «Крестного отца» или «Побега из Шоушенка», где герои доведены до предела, и весь сюжет строится вокруг их реакции на масштабный конфликт.

Фильм «Интерстеллар» — не только масштабная научно-фантастическая драма, но и пример классического Пути Героя, описанного Джозефом Кэмпбеллом и Кристофером Воглером. Эта структура лежит в основе множества великих мифов и современных киноповествований, и «Интерстеллар» ярко иллюстрирует каждый её этап.
В этой статье разберём, как история Купера вписывается в 12 стадий Пути Героя — от обычного мира до возвращения с «эликсиром».

Написание тритмента — важнейший этап в разработке сценария для кино или телевидения. Это своего рода чертёж, в котором представлена творческая концепция и подробное содержание истории.
Часто тритмент становится первой точкой контакта с продюсерами и инвесторами, от которых зависит судьба проекта. Для начинающих сценаристов умение создавать качественные тритменты существенно повышает шансы на успех в конкурентной индустрии.