Джим Джармуш: «Чего они боятся?»

Господин Джармуш, вы живёте в Нью-Йорке уже более 40 лет. Считаете ли вы себя ньюйоркцем?
Я живу там так долго, но всё же я не ньюйоркец. Родом я из Акрона, штат Огайо, рядом с Мичиганом. Когда кто-то называет меня ньюйоркцем, я вздрагиваю. Я также жил в Берлине. Мне нравится Токио — он такой странный и прекрасный. Я люблю Париж весной. Я люблю Рим. Я люблю города! Я думаю о городах как о своих любовницах.
Города — ваши любовницы?
Да, у меня были очень красивые любовницы. И они до сих пор со мной. Но если бы у меня не было ни семьи, ни друзей, и я захотел бы скрыться от мира, я бы поехал в Танжер, в Марокко. В этом городе царит дух праздника, музыки и культуры. Мне там хорошо. Я бы с удовольствием там исчез. Но, знаете, в этом году я поеду в Мехико. Никогда там не был, но все мои друзья говорят: «Джим, мы боимся, что если ты поедешь в Мехико, ты уже не вернёшься». (Смеётся) Так что я в предвкушении.
Какую роль играл кинематограф в вашем взрослении в Акроне?
В Огайо я смотрел фильмы вроде Атака гигантских крабов-монстров и тому подобное — и я их обожал, — но настоящая любовь к кино проснулась у меня, когда я жил в Париже в 20 лет. Я был там по обмену в течение девяти месяцев и завалил все учебные курсы, потому что каждый день проводил в кинотеатрах. Я оставался в зале между сеансами и смотрел фильмы из Индии, Японии, Голливуда — о которых раньше даже не слышал. Я открывал для себя Эдварда Дмитрика, Ясудзиро Одзу, Мидзогути, бразильскую новую волну… Вау! Я и представить не мог, что кино может быть таким разным. И с тех пор меня не отпускает.
Считаете ли вы, что современное кино может быть таким же поэтичным, как, например, «Токийская повесть» Одзу?
Я видел фильмы, которые невероятно поэтичны! Я смотрю картины со всего мира, самых разных жанров. Но я ведь не мистер мейнстрим. Проблема голливудских студий в том, что они трусливы.
В каком смысле?
Они боятся всего, что нельзя заранее разложить по демографическим полочкам! Типа: «Это читается как Выпускник, но должно быть больше похоже на Историю любви.» Почему нельзя просто быть собой? Чего они так боятся? Они сами себе роют могилу, если говорить о какой-либо инновации. Это настоящее чудо, если из студийной системы выходит хоть что-то новое, потому что они боятся всего, что не могут представить себе, как это продавать. Они боятся сделать хоть что-то смелое и художественное. Но, возможно, они и должны бояться — это же бизнес. Раньше меня это очень, очень, очень сильно задевало.
Но Amazon Studios, которые выпустили ваши последние два фильма — тоже бизнес.
Так и есть, всё это — бизнес. Мой французский дистрибьютор — тоже бизнес, но он ещё и синефил. Если я упомяну фильмы Дзига Вертовa, он точно знает, о ком я говорю. Если я скажу «Дзига Вертов» кому-то в Голливуде, они спросят: «Это русская модель?» Они не знают, что такое кино. Сэм Фуллер как-то сказал мне: «Эти люди в Лос-Анджелесе раньше владели фабриками нижнего белья, а теперь говорят нам, как снимать фильмы». Что это вообще за ерунда? Но мои отношения с Amazon на самом деле были отличными.
Судя по всему, у вас всё же были сомнения.
Первое, о чём я волновался — чтобы был кинотеатральный релиз. Некоторые компании сразу отправляют фильмы в стриминг. Я не хотел, чтобы мой фильм сразу стал VOD (видео по требованию). Мы долго обсуждали это, и в итоге окно проката у них заметно увеличилось. Сейчас наши деловые отношения совсем другие, потому что ландшафт изменился. Я уже не участвую во многих вещах, как раньше, но у меня полная художественная свобода.
Труднее ли стало воплощать свои творческие замыслы?
Безусловно. Всё труднее получить финансирование, очень трудно заключить приличную сделку. У меня есть маленький бизнес. Я независимый режиссёр, и у меня есть расходы. Я немного скопил за годы, но сейчас эти деньги тают — я финансирую свои проекты сам. Никто другой этим не займётся.
Это ли причина того, что вы помогаете другим режиссёрам — даёте своё имя фильмам, которым нужна поддержка?
Да, если они делают интересные фильмы и моё имя может чем-то помочь — я с радостью это сделаю. Но я всегда говорю: не приходите ко мне за советами по фильму. Я не буду править ваш сценарий, я не участвую в монтаже. Я просто даю вам своё имя, чтобы вы могли снять свой фильм. Я так делал для нескольких проектов. Я хочу защитить интересных новых режиссёров, дать им возможность снять кино и не быть «высосанными» из системы, которой надо объяснять, как всё надо делать. Но одновременно — это тяжело для меня, потому что даже свой бизнес мне сложно содержать. Раньше было проще.
«Я хочу защитить интересных новых режиссёров, чтобы им не говорили, как им снимать кино».
Теперь у вас, наверное, даже на дом престарелых не хватает?
Скорее всего, да. Просто выройте мне яму. (Смеётся) Я начал Gimme Danger почти восемь лет назад. Потратил около 40 000 долларов из своего кармана и вдруг понял, что не могу платить аренду — что я наделал? Остановился и мы занялись Выживут только любовники. Потом появился отличный инвестор для Gimme Danger, и мы продолжили работу над ним параллельно с монтажом Любовников. Потом снова остановились — начали снимать Патерсона, и я продолжал монтировать оба фильма одновременно. Я переходил с Лоуэр-Ист-Сайда в Нью-Йорке с монтажной Gimme Danger на западную сторону города и весь день работал над Патерсоном.
И всё это было не зря?
Я невероятно горжусь этим фильмом. The Stooges — одна из величайших, если не самая великая рок-группа всех времён. Я люблю их всей душой. Этот фильм — не документалка в привычном смысле, это скорее любовное письмо. Когда я был подростком, нашими кумирами были MC5, The Stooges и Velvet Underground. Это были наши группы. Мы не слушали весь этот весткостовский Crosby, Stills & Nash — по крайней мере, моя компания точно не слушала. Так что именно эти группы говорили с нами. И всё началось с Игги — мы давно друзья. Он сказал мне восемь лет назад: «Чувак, если кто и будет снимать фильм о The Stooges, то это должен быть ты». А я ответил: «Ты серьёзно просишь меня сделать фильм о Stooges? Потому что я начну завтра!» — И я начал.

Мистер Костнер, за свою карьеру вы снялись и поставили немало вестернов — фильмов и сериалов. Откуда у вас любовь к этому жанру?
Думаю, у меня всегда было какое-то понимание этого жанра. Он меня действительно интересовал — особенно в том, как его показать. Все эти детали, мелочи, присущие вестерну — они очень американские. И никто никогда не путал меня с кем-то неамериканским — я это чувствую. У меня есть взгляд на мир в целом, но я — американец. Также на меня сильно повлияли фильмы Джона Форда, такие как Человек, который застрелил Либерти Вэланса, Искатели… Я люблю Джорджа Стивенса — он оказал большое влияние на меня как на режиссёра. Джим Харрисон, написавший потрясающие рассказы вроде Легенды осени и Месть. Лоуренс Кэздан — его работа помогла мне начать карьеру. Я делал это ради него. Так что если вдруг покажется, что я его копировал — нет, я его прославлял!
Новый кадр из фильма «Фантастическая четвёрка: Первые шаги» даёт поклонникам самый чёткий взгляд на основную команду — ещё до их превращения в супергероев. И уже на этом этапе заметна стилизованная ретро-футуристическая эстетика, которой Marvel дразнила поклонников ранее в этом году.
На изображении — Педро Паскаль в роли Рида Ричардса (он же Мистер Фантастик), рядом с ним — Ванесса Кирби в образе Сью Шторм (она же Невидимая женщина), Джозеф Куинн в роли Джонни Шторма (Человека-факела) и Эбон Мосс-Бакрак в роли Бена Грима (он же Существо). Все четверо облачены в классические скафандры астронавтов, готовясь к судьбоносной миссии, которая изменит их жизни навсегда. Интересно, что может пойти не так?

Спустя почти 30 лет франшиза «Миссия невыполнима», предположительно, подходит к своему завершению, и первые отзывы утверждают, что она уходит на высокой ноте. Том Круз возвращается в роли Итана Ханта в последний раз (возможно?) в фильме «Миссия невыполнима: Финальная расплата» — прямом продолжении предыдущей части, который также завершает сюжетные линии, начатые ещё в оригинальной ленте 1996 года. Как и в каждой из частей, трюки вызывают восхищение своим неповторимым кинематографическим размахом, хотя к сюжету иногда приходится относиться с поблажкой, чтобы по достоинству оценить умопомрачительные сцены действия.
Миссия невыполнима 8: Финальная расплата. Русский трейлер (2025)
Вот что говорят критики о фильме «Миссия невыполнима: Финальная расплата»:

Что делает продюсер? По сути, он собирает воедино все элементы, которые позволяют фильму или сериалу состояться. Иногда это — найти идеального режиссёра для подходящего материала. Иногда — поиск локаций. А иногда — десять ужинов с тем самым актёром, который никак не решится подписаться. Роль продюсера постоянно меняется, но лучшие в индустрии придерживаются нескольких постоянных принципов.
Сценарист, режиссёр, оператор и монтажёр Стивен Содерберг владеет множеством талантов, но своей долговечностью в профессии он обязан прежде всего одному навыку.
«Я тот, кто старается быть адаптивным», — сказал Содерберг в интервью подкасту Toolkit от IndieWire. — «Я чувствую себя тараканом индустрии: нет такой её версии, в которой я не смог бы работать, как бы ядерно ни шарахнуло».

Критики утверждают, что новая часть франшизы «Пункт назначения» оправдывает ожидания: изобретательные смерти, мрачный юмор и отсылки к прежним фильмам радуют поклонников и пугают новичков.
Прошло 14 лет с момента выхода последнего фильма серии, но хоррор-франшизы не умирают — и шестая часть возвращается с треском, грохотом и массой жестоких способов умереть тем, кому раньше удалось избежать гибели. Те, кто боится нелепых несчастных случаев, будут напуганы до дрожи, а преданные фанаты получат своё — механизмы смерти в духе Руба Голдберга, мрачные шутки и приятные пасхалки.
Пункт назначения 6: Узы крови (2025)
Что такое боди-хоррор? Даже заядлым фанатам ужасов бывает сложно внятно объяснить, что такое фильмы в жанре боди-хоррора. В этом материале мы дадим определение боди-хоррора, проследим его развитие и обсудим, какое место он занимает в современном кино. А ещё — приведём много примеров лучших фильмов жанра.


На выставке IBC 2025 в Амстердаме Avid представит новые обновления с ИИ для Media Composer, Pro Tools и MediaCentral, а также расширенные API и интеграции с партнёрами, которые внедряют автоматизацию прямо в редакционные процессы.
Новые функции решают распространённые проблемы на производстве — от транскрибации и перевода до управления медиа и планирования новостных выпусков. Вместо того чтобы выпускать отдельные ИИ-продукты, Avid встраивает автоматизацию в уже привычные редакторам, звукорежиссёрам и вещателям инструменты.

Тихое место (2018)
"Правила" сценарного мастерства часто воспринимают как священные истины. Важно изучить стандарты и понимать, какие правила существуют.
Но некоторые из них больше похожи на рекомендации, и, когда вы знаете, какие границы можно раздвинуть, появляется простор для экспериментов.
Мы расскажем, какие правила можно нарушать. Но сначала одно важное замечание — формат имеет значение. Стандарты оформления нужны, потому что сценарий должны легко читать целые команды. Если вы не указываете локации или меняете имена персонажей каждые пару страниц, это только создаст путаницу.
Но помните: задача не запутать, а удержать внимание читателя и сделать историю понятной. Поэтому будьте осторожны с форматированием.
Теперь к правилам, которые можно нарушать.