22 правила сторителлинга Pixar: как написать захватывающий сценарий
ВАЛЛ·И (2008)
Сегодня мы разберём 22 правила сторителлинга Pixar — это базовый набор принципов, которые пригодятся каждому сценаристу и писателю. Это ориентир для тех, кто начинает работу над сценарием или литературным произведением, и для всех, кто хочет улучшить свою историю.
Поехали.
Как Pixar пишет сценарии
Для начала — никакая формула сама по себе не сделает вас хорошим сценаристом. Это приходит только с практикой и временем. Но самое ценное в этой «формуле» в том, что она помогает почувствовать опору, набраться смелости и наконец осознанно действовать.
Советы Pixar по написанию сценария:
-
Вы восхищаетесь персонажем за его попытки, а не за успехи.
-
Вы должны помнить, что интересно вам как зрителю, а не что весело делать вам как писателю. Это может сильно различаться.
-
Стремиться к теме важно, но вы не увидите, о чём на самом деле история, пока не дойдёте до конца. А затем переписывайте.
-
Используйте структуру. «Жил-был ___. Каждый день ___. Но однажды ___. Из-за этого ___. Из-за этого ___. Пока наконец ___».
-
Упрощайте. Фокусируйтесь. Объединяйте персонажей. Перепрыгивайте через лишние ответвления. Вам будет казаться, что вы теряете что-то ценное, но это освобождает.
-
В чём ваш персонаж силён, к чему привык? Бросьте ему полную противоположность. Бросьте вызов. Как он справится?
-
Придумайте концовку, прежде чем разберётесь с серединой. Концовки — это сложно, постарайтесь сделать их эффектными с самого начала.
-
Закончите свою историю, отпустите её, даже если она не идеальна. В идеальном мире у вас есть и то, и другое, но двигайтесь дальше. В следующий раз будет лучше.
-
Когда застряли — составьте список того, что не может произойти дальше. Часто именно это подскажет материал, который вас раскрепостит.
-
Разбирайте истории, которые вам нравятся. То, что нравится вам в них — часть вас. Надо это распознать, прежде чем использовать.
-
Записав идею на бумаге, вы можете начать её исправлять. Если она остаётся в голове идеальной, вы никогда её никому не покажете.
-
Отбросьте первую пришедшую мысль. И вторую, третью, четвёртую, пятую — избавьтесь от очевидного. Удивите сами себя.
-
Дайте вашим персонажам мнение. Пассивные (податливые) могут казаться симпатичными вам как автору, но для зрителя это отрава.
-
Почему вы должны рассказать именно эту историю? Какая внутренняя вера её питает? В этом её суть.
-
Если бы вы были вашим персонажем в этой ситуации — что бы вы чувствовали? Честность делает невероятные ситуации правдоподобными.
-
Каковы ставки? Дайте нам причину болеть за героя. Что произойдёт, если он не справится? Усильте препятствия.
-
Ничто не пропадает зря. Если что-то не работает — отпустите и двигайтесь дальше. Позже это пригодится.
-
Нужно знать себя: разницу между стремлением к лучшему и суетой. История — это проверка, а не улучшение.
-
Совпадения, которые вовлекают персонажей в неприятности, — это здорово. Совпадения, которые помогают им выбраться из них, — это мошенничество.
-
Упражнение: возьмите эпизоды фильма, которые вам не нравится. Как перестроить их так, чтобы получилось то, что вам нравится?
-
Вы должны сопереживать ситуации/персонажам. Нельзя просто писать «круто». Что заставило бы вас поступить так?
-
В чём суть вашей истории? Как её рассказать наиболее лаконично? Если вы это знаете, то можете отталкиваться от этого.
Что еще хорошо делает Pixar?
Pixar известна тем, что создаёт совместную и творческую рабочую среду, где идеи свободно обсуждаются и развиваются, что обогащает их сторителлинг. Такая командная работа гарантирует, что на экран попадают лучшие истории.
Создание истории часто включает решение сложных задач, таких как сюжетные дыры, проблемы развития персонажей или логистические трудности.
Совместная работа объединяет людей с разным опытом, взглядами и навыками. Это разнообразие обогащает процесс создания истории, позволяя получать более широкий спектр идей, перспектив и творческих решений.
Надеемся, этот подход поможет вам в работе над вашим сценарием или литературным произведением.
Секреты сценарного мастерства Крейга Мэйзина: структура, персонажи и тема фильма
Крэйг Мэйзин много лет создавал впечатляющие проекты, включая мини-сериал «Чернобыль» и «Одни из нас». Он давно стал надёжным источником знаний для начинающих авторов. В одном из подкастов Крэйг поделился своими взглядами на структуру сценария и работу с персонажами, поставив перед собой главную цель — разобраться, как написать сценарий фильма.
Открытый финал в кино: почему режиссёры и сценаристы выбирают его
Бёрдмэн (2014)
Открытые концовки могут быть не по вкусу каждому, но они способны превратить финал истории в увлекательный и эмоционально насыщенный опыт. Чаще всего цель сценариста или режиссёра — оставить зрителя с чем-то, о чём хочется думать и после просмотра: концовкой, которая задаёт моральный вопрос или оставляет идею, не дающую спокойно уснуть ночью. И если это сделано красиво, мы готовы снова и снова погружаться в такие истории.
Секрет открытых финалов в том, что их неопределённость вызывает лёгкое напряжение и тревогу. Но глубоко внутри мы ощущаем, что это отражение нашей собственной жизни, полной незавершённых событий, от которых не уйти.
Давайте разберёмся, что на самом деле подразумевается под открытым финалом в кино.
Фальшивый протагонист: приём, который обманывает зрителя и делает историю непредсказуемой
Каждый смотрел фильм, где в начале нас знакомят с героем и создают ощущение, что именно его глазами мы будем видеть всю историю. Мы привыкаем к его роли и воспринимаем его как главного персонажа. Но в какой-то момент он исчезает, и повествование внезапно переходит на другую линию.
Герой, которого мы считали главным, пропадает или оказывается не тем, кем мы его представляли. Вот в чём магия фальшивого протагониста — приёма, который переворачивает историю и держит зрителя в напряжении.
Разберём, почему этот приём работает и вспомним известные фильмы и сериалы, где его мастерски использовали.
Антигерой и неприятный персонаж: в чём разница и почему это важно
Пролетая над гнездом кукушки (1975)
«Похоже, вы все меня так ненавидели, что дали мне за это эту награду, и я наслаждаюсь каждой минутой», — сказала Луиз Флетчер в своей речи при получении Оскара за лучшую женскую роль в фильме «Пролетая над гнездом кукушки».
Исполнение Флетчер роли медсестры Рэтчед считается одним из самых злодейских и неприятных персонажей всех времён. Она жестока, все её ненавидят, и она злоупотребляет своей властью над пациентами психиатрической клиники.
А теперь представим Тони Сопрано (Джеймс Гандольфини) — босса мафии из Нью-Джерси, чьи преступления варьируются от вымогательства до убийства. В первой серии он намеренно сбивает кого-то, кто ему должен деньги. Позже, в первом сезоне, он душит человека проводом до смерти. И при этом зрители его поддерживают!
Медсестра Рэтчед — неприятный персонаж, а Тони Сопрано — антигерой. В чём же разница?
7 киногероев, которые доказали, что арка не всегда нужна
«Мне нравятся персонажи, которые не меняются и не учатся на своих ошибках», — сказал Дэвид Финчер в интервью о «Социальной сети».
Ошибаться — естественно для человека. Но что, если герой остаётся заложником своих недостатков на протяжении всего фильма? Одни персонажи проходят путь развития, а другие — вовсе нет. Они предают друзей, совершают роковые ошибки, рушат чужие жизни и при этом остаются такими же.
Их заблуждения и нежелание меняться создают особое притяжение, порой более сильное, чем классические арки.
Давайте посмотрим на культовых героев, которые так и не усвоили уроки.
5 ключевых элементов сильного сценария: как создать увлекательную историю
Пятый элемент (1997)
Есть множество элементов, из которых складывается хорошая история. Но в этой статье мы разберём пять основных опорных точек, без которых сценарий точно не состоится.
Типы конфликтов в сценарии: как внутренние и внешние столкновения рождают сильную драму
Игра престолов (сериал 2011-2019)
Что такое конфликт в сценарии? Это то, с чем должен столкнуться персонаж. Это может быть что-то большое (астероид, летящий к Земле) или незначительное (спор о том, что заказать на ужин).
Конфликт — это причина, по которой мы ходим в кино, смотрим сериалы или читаем книги. Он движет историей и заставляет зрителей сопереживать героям. Без конфликта нет истории.
5 главных советов по написанию боевиков от сценариста «Джона Уика» и «Никто»
Джон Уик 2 (2017)
Сценарист франшизы «Джон Уик», фильмов «Никто», «Балерина», а также сериала «Splinter Cell: Караул смерти» Дерек Колстад поделился секретами написания боевиков и опытом работы в Голливуде.
Вот пять ключевых советов для сценаристов.
Celtx — программа для сценаристов, которая стала мощнее: 10 новых функций 2025 года
Celtx стала полноценной платформой для работы со сценарием. Теперь можно создавать несколько версий текста, экспериментировать с диалогами и сюжетом без риска потерять исходную работу.
75 идей для сценаристов, которые развивают креативность и помогают в работе
Если вы застряли на 30-й странице, не можете найти голос персонажа или просто пытаетесь написать хоть что-то — эти 75 творческих заданий и упражнений могут помочь.