Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 12 ноября 2025 в 09:43
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Типы конфликтов в сценарии: как внутренние и внешние столкновения рождают сильную драму

Игра престолов (сериал 2011-2019)

Что такое конфликт в сценарии? Это то, с чем должен столкнуться персонаж. Это может быть что-то большое (астероид, летящий к Земле) или незначительное (спор о том, что заказать на ужин).

Конфликт — это причина, по которой мы ходим в кино, смотрим сериалы или читаем книги. Он движет историей и заставляет зрителей сопереживать героям. Без конфликта нет истории.

Даже истории, которые мы рассказываем друзьям, полны конфликтов. Если нет, то вы, скорее всего, наводите на них скуку.

Существует два основных типа конфликтов: внешний и внутренний. Но на самом деле всё чуть глубже. Давайте разберёмся, какие бывают конфликты в истории и как они помогают вам развивать сценарий.

Что такое внутренний конфликт?

В фильме Спрингстин. Избавь меня от небытия рок-звезда Брюс Спрингстин борется с психическим расстройством, работая над новым альбомом после успешного тура. Несмотря на внешнее давление, основное внимание уделяется внутреннему конфликту — противостоянию человека самому себе.

Внутренние конфликты — это борьба внутри персонажа: эмоции, страхи, убеждения или моральные дилеммы. Это тот самый голос в голове, который говорит, что мы недостаточно хороши, вселяет сомнения или вызывает страх. В случае Спрингстина его внутренний конфликт заключался в попытке соединить свои чувства прошлого с настоящим.

Что такое внешний конфликт?

Внешний конфликт — это всё, кроме противостояния человека самому себе. Это могут быть злодеи в боевике, соперник в спортивной драме, торнадо, бушующее в Оклахоме, или серийный убийца в триллере. К внешним конфликтам относятся:

Человек против человека

Схватка (1995)

Это конфликт между главным героем и другим персонажем. Например: Симба против Шрама в Короле Льве или Супермен против Лекса Лютора в Супермене.

Человек против природы

Смерч 2

В этом случае герой вынужден бороться со стихией — бурей, животным или природной катастрофой.

Примеры: Смерч, Анаконда, Армагеддон и Змеиный рейс.

Причём природа — не обязательно земная. В Марсианине главный герой сражается с природой самой планеты Марс.

Человек против общества

Голодные игры (2012)

В этом типе внешнего конфликта герой противостоит чему-то, что укоренено в обществе. Сюжеты многих фильмов, основанных на реальных событиях, можно отнести к категории «человек против общества», но не только:

  • Эрин Брокович
  • Убить пересмешника
  • Народ против Ларри Флинта
  • Барби
  • Голодные игры

Человек против судьбы или предназначения

Матрица (1999)

В этом типе конфликта главный герой борется с предопределённой судьбой или неизбежным предназначением. Яркие примеры можно найти в научной фантастике: Люк Скайуокер в Звёздных войнах, Нео в Матрице сталкиваются с конфликтом судьбы и выбора.

Человек против технологий

Терминатор 2: Судный день (1991)

Когда машины обретают сознание — возникает конфликт человека с технологией. Это может быть HAL 9000 в Космической одиссее 2001 года или люди, сражающиеся с Терминатором. Противостояние технологии — ещё один вид внешнего конфликта, который способен двигать сюжет.

Однако это не всегда должно быть научной фантастикой. В романтических комедиях вроде Неспящие в Сиэттле или Вам письмо герои также сталкиваются с технологическим конфликтом — через телефон, радио или электронную почту.

Человек против сверхъестественного

Охотники за привидениями (1984)

Примеры такого конфликта — Охотники за привидениями, Ван Хельсинг или любой герой, сражающийся с Годзиллой. В эту категорию попадают истории о призраках, ведьмах, вампирах, Кинг-Конге и других монстрах, создающих внешний конфликт.

Могут ли внутренний и внешний конфликты сосуществовать в одной истории?

Ещё как! Главный герой часто сталкивается одновременно с внутренним и внешним конфликтом.

Возьмём, к примеру, Барби. Фильм следует за куклой, которая переживает экзистенциальный кризис и отправляется в реальный мир, чтобы понять, почему у неё вдруг появляются странные мысли о жизни.

Барби (Марго Робби) сталкивается с внешним конфликтом — обществом и своим местом в нём. Она борется с социальными нормами совершенства и нереалистичными ожиданиями от женщин. Но параллельно она переживает внутренний конфликт: впервые задумывается о смерти и начинает сомневаться, что значит быть «Барби».

Барби (2023)

Типы повествовательного конфликта

Повествовательный конфликт означает, что именно конфликт движет историей. Большинство фильмов построено на этом принципе, но есть и такие, где конфликт почти не влияет на развитие героя.

Вот два популярных примера:

Выходной день Ферриса Бьюллера

Если посмотреть, как меняется персонаж, становится ясно: Феррис Бьюллер (Мэттью Бродерик) остаётся тем же самым человеком в конце фильма, каким был в начале. Конфликты возникают в отдельных сценах, но не определяют историю в целом. Максимум можно сказать, что это Феррис против директора школы, но этот конфликт не двигает сюжет.

Выходной день Ферриса Бьюллера (1986)

Форрест Гамп

Фильм наполнен множеством внешних конфликтов: Форрест (Том Хэнкс) проходит через десятилетия испытаний, которые бросает ему жизнь. Но ведёт ли это историю вперёд? Не совсем. Форрест просто оказывается втянут в ключевые события своего поколения.

Большинство же фильмов всё-таки используют повествовательный конфликт — тот, который заставляет героя меняться.

Форрест Гамп (1994)

Разрешение конфликта

Какой бы ни был конфликт у героя, рано или поздно он должен быть разрешён. Это часть арки персонажа — путь, на котором он преодолевает испытания и меняется под их воздействием.

  • Супермен побеждает Лекса Лютера.
  • Команда охотников за торнадо из Смерча использует свои знания и опыт, чтобы усмирить разрушительный смерч.
  • Сара Коннор (Линда Хэмилтон) и Кайл Риз (Майкл Бин) одолевают Терминатора (Арнольд Шварценеггер).

Понимание разных типов конфликтов помогает сценаристам и рассказчикам определить главную борьбу, которая движет фильмом, и понять мотивы главного героя.

Помимо основного конфликта, можно также добавлять внутренние и внешние конфликты внутри отдельных сцен.

Например, не каждая сцена в фильме о Годзилле включает прямое столкновение с чудовищем. В Годзилла: Минус один главный герой страдает от вины выжившего и переживает множество внутренних конфликтов. В других сценах он сталкивается с внешними проблемами, даже когда Годзилла не появляется.

Когда сценаристы осознают внутренние и внешние конфликты в своей истории и в каждой сцене, они способны лучше вовлекать зрителя и глубже испытывать своего героя на протяжении всего сюжета.

Конфликт — часть человеческой природы

При написании сценария важно определить главный конфликт истории. Это не значит, что других конфликтов не будет, но именно этот должен двигать героя вперёд.

Очевидно, что в Смерче основная линия — это «человек против природы», но фильм не ограничивается этим.

Важно добавлять разные виды внутренних и внешних конфликтов между персонажами. Во-первых, это даёт каждому из них смысл быть в истории. Во-вторых, помогает постоянно бросать вызов главному герою.

Наличие сильных конфликтов на протяжении всего сценария удерживает внимание как читателей, так и зрителей.

Источник

Prepropost Блог
Prepropost Блог 06 ноября 2025 в 09:04
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

5 главных советов по написанию боевиков от сценариста «Джона Уика» и «Никто»

Джон Уик 2 (2017)

Сценарист франшизы «Джон Уик», фильмов «Никто», «Балерина», а также сериала «Splinter Cell: Караул смерти» Дерек Колстад поделился секретами написания боевиков и опытом работы в Голливуде.

Вот пять ключевых советов для сценаристов.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 01 ноября 2025 в 07:02
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Celtx — программа для сценаристов, которая стала мощнее: 10 новых функций 2025 года

Celtx стала полноценной платформой для работы со сценарием. Теперь можно создавать несколько версий текста, экспериментировать с диалогами и сюжетом без риска потерять исходную работу.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 01 ноября 2025 в 10:08
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

75 идей для сценаристов, которые развивают креативность и помогают в работе

Если вы застряли на 30-й странице, не можете найти голос персонажа или просто пытаетесь написать хоть что-то — эти 75 творческих заданий и упражнений могут помочь.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 31 октября 2025 в 11:08
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Стоит ли писать сценарий под музыку: плюсы, минусы и что говорит наука

Одержимость (2013)

Спросите десять писателей, пишут ли они под музыку, и получите десять разных ответов. Некоторым нужна абсолютная тишина. Другие не могут работать без музыкального сопровождения.

Давайте разберёмся, какие плюсы и минусы есть у каждого подхода.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 30 октября 2025 в 11:39
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

9 ошибок сценариста, которые разрушают историю: как избежать клише, Бога из машины и нелогичных поступков героев

Когда мы смотрим фильм, серьёзные ошибки видны сразу. Это моменты, когда герои внезапно ведут себя нелогично ради сюжета, чудом избегают смерти или когда мёртвый персонаж неожиданно возвращается.

Обычно такие сцены выбиваются из истории. Они появляются потому, что сценарист загнал себя в угол и решил выбрать лёгкий путь.

Сценарист Брэндон МакНалти выделил 9 типичных ошибок, которые губят сценарии. Все они сводятся к одному — попытке привести героев к нужным событиям лёгким путём, без честного развития истории.

Если вы идёте по лёгкому пути — зритель это чувствует.

Давайте разберём каждую ошибку и посмотрим, как её избежать.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 20:03
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Контрастные персонажи в кино: как противоположности раскрывают героев и усиливают сюжет

Что такое контрастный персонаж? Многие считают, что это враг или антагонист главного героя, но это не всегда так. На самом деле контрастный персонаж — это тот, кто просто отличается от другого героя.

Цель контрастного персонажа — подчеркнуть черты главного героя, противопоставив им другую личность, мораль, поведение или жизненные выборы. Обычно это второстепенный персонаж, который помогает раскрыть качества протагониста и добавить глубины его образу. По задумке, такие персонажи играют важную роль в развитии героя.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 20:03
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

7 причин, почему ваш сценарий не продаётся — и как это исправить

Трамбо фильм (2015)

Если вы написали несколько сценариев и ни один не продали, это не значит, что они плохие — возможно, в них просто чего-то не хватает. Того, на что рынок действительно откликается.

Нет волшебной формулы, гарантирующей продажу, но есть вполне очевидные причины, почему ваш сценарий, вероятно, пока не продаётся.

Давайте разберём эти причины и посмотрим, как их можно исправить.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Структура или импровизация: как пишет Стивен Кинг

Писателей обычно делят на два типа, когда они берутся за новый проект. Одни тщательно планируют каждую сцену, прорабатывают арки персонажей и следуют заранее составленному «бит-листу». Другие сразу берутся за письмо и решают возникающие вопросы по ходу работы. К числу таких импровизаторов относится и Стивен Кинг.

Давайте рассмотрим его подход к работе.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Секреты страха в кино: чему «Чёрный телефон 2» может научить сценаристов

Чёрный телефон 2

Страх в кино начинается со сценария. Режиссёры используют движение камеры, музыку и спецэффекты, чтобы напугать зрителя. Но сценарист должен вызвать то же чувство, используя только ремарки и диалоги. Как же создать на странице страх, который зацепит читателя или убедит продюсера, что история сработает на экране?

«Чёрный телефон 2» использует успех первой части, но делает это иначе. Авторы понимают, что просто повторить тот же сюжет и те же ужасы не получится — зрители этого не примут. Фильмы вроде «Чёрный телефон 2» и «М3ГАН 2.0» играют с жанром и меняют ожидания аудитории. Но страх на экране всё равно должен начинаться со страха на странице.

Вот 5 способов, которыми «Чёрный телефон 2» создаёт чувство ужаса — и как сценаристы могут использовать эти приёмы в своих историях.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 29 октября 2025 в 19:36
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Хай концепт: сценарии, которые продюсеры хотят покупать и снимать

Брюс Всемогущий

Когда речь идёт о сценариях, которые чаще всего покупают, большинство из них попадают в две ключевые категории: хай концепт и триллеры. Эти истории имеют чётко обозначенные ставки, вызывают эмоциональный отклик и обладают яркими крючками, которые привлекают внимание как продюсеров, так и зрителей.

Даже если хай концепт не является вашим привычным подходом, стоит думать в этих категориях. Яркая, уникальная идея может стать разницей между сценарием, который читают, и тем, который откладывают на полку. Многие могут написать сценарий, но создать историю, которая зацепит, которую купят и, возможно, экранизируют — вот где настоящий вызов.

Что такое хай концепт

Читать далее
  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и техника
  • Программы и сервисы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия: 1.3.159
  • Youtube канал Prepropost VK сообщество Prepropost Telegram канал Prepropost Дзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети Одноклассники RUTUBE канал Prepropost X сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.