Типы конфликтов в сценарии: как внутренние и внешние столкновения рождают сильную драму
Игра престолов (сериал 2011-2019)
Что такое конфликт в сценарии? Это то, с чем должен столкнуться персонаж. Это может быть что-то большое (астероид, летящий к Земле) или незначительное (спор о том, что заказать на ужин).
Конфликт — это причина, по которой мы ходим в кино, смотрим сериалы или читаем книги. Он движет историей и заставляет зрителей сопереживать героям. Без конфликта нет истории.
Даже истории, которые мы рассказываем друзьям, полны конфликтов. Если нет, то вы, скорее всего, наводите на них скуку.
Существует два основных типа конфликтов: внешний и внутренний. Но на самом деле всё чуть глубже. Давайте разберёмся, какие бывают конфликты в истории и как они помогают вам развивать сценарий.
Что такое внутренний конфликт?
В фильме Спрингстин. Избавь меня от небытия рок-звезда Брюс Спрингстин борется с психическим расстройством, работая над новым альбомом после успешного тура. Несмотря на внешнее давление, основное внимание уделяется внутреннему конфликту — противостоянию человека самому себе.
Внутренние конфликты — это борьба внутри персонажа: эмоции, страхи, убеждения или моральные дилеммы. Это тот самый голос в голове, который говорит, что мы недостаточно хороши, вселяет сомнения или вызывает страх. В случае Спрингстина его внутренний конфликт заключался в попытке соединить свои чувства прошлого с настоящим.
Что такое внешний конфликт?
Внешний конфликт — это всё, кроме противостояния человека самому себе. Это могут быть злодеи в боевике, соперник в спортивной драме, торнадо, бушующее в Оклахоме, или серийный убийца в триллере. К внешним конфликтам относятся:
Человек против человека
Схватка (1995)
Это конфликт между главным героем и другим персонажем. Например: Симба против Шрама в Короле Льве или Супермен против Лекса Лютора в Супермене.
Человек против природы
Смерч 2
В этом случае герой вынужден бороться со стихией — бурей, животным или природной катастрофой.
Примеры: Смерч, Анаконда, Армагеддон и Змеиный рейс.
Причём природа — не обязательно земная. В Марсианине главный герой сражается с природой самой планеты Марс.
Человек против общества
Голодные игры (2012)
В этом типе внешнего конфликта герой противостоит чему-то, что укоренено в обществе. Сюжеты многих фильмов, основанных на реальных событиях, можно отнести к категории «человек против общества», но не только:
-
Эрин Брокович
-
Убить пересмешника
-
Народ против Ларри Флинта
-
Барби
-
Голодные игры
Человек против судьбы или предназначения
Матрица (1999)
В этом типе конфликта главный герой борется с предопределённой судьбой или неизбежным предназначением. Яркие примеры можно найти в научной фантастике: Люк Скайуокер в Звёздных войнах, Нео в Матрице сталкиваются с конфликтом судьбы и выбора.
Человек против технологий
Терминатор 2: Судный день (1991)
Когда машины обретают сознание — возникает конфликт человека с технологией. Это может быть HAL 9000 в Космической одиссее 2001 года или люди, сражающиеся с Терминатором. Противостояние технологии — ещё один вид внешнего конфликта, который способен двигать сюжет.
Однако это не всегда должно быть научной фантастикой. В романтических комедиях вроде Неспящие в Сиэттле или Вам письмо герои также сталкиваются с технологическим конфликтом — через телефон, радио или электронную почту.
Человек против сверхъестественного
Охотники за привидениями (1984)
Примеры такого конфликта — Охотники за привидениями, Ван Хельсинг или любой герой, сражающийся с Годзиллой. В эту категорию попадают истории о призраках, ведьмах, вампирах, Кинг-Конге и других монстрах, создающих внешний конфликт.
Могут ли внутренний и внешний конфликты сосуществовать в одной истории?
Ещё как! Главный герой часто сталкивается одновременно с внутренним и внешним конфликтом.
Возьмём, к примеру, Барби. Фильм следует за куклой, которая переживает экзистенциальный кризис и отправляется в реальный мир, чтобы понять, почему у неё вдруг появляются странные мысли о жизни.
Барби (Марго Робби) сталкивается с внешним конфликтом — обществом и своим местом в нём. Она борется с социальными нормами совершенства и нереалистичными ожиданиями от женщин. Но параллельно она переживает внутренний конфликт: впервые задумывается о смерти и начинает сомневаться, что значит быть «Барби».
Барби (2023)
Типы повествовательного конфликта
Повествовательный конфликт означает, что именно конфликт движет историей. Большинство фильмов построено на этом принципе, но есть и такие, где конфликт почти не влияет на развитие героя.
Вот два популярных примера:
Выходной день Ферриса Бьюллера
Если посмотреть, как меняется персонаж, становится ясно: Феррис Бьюллер (Мэттью Бродерик) остаётся тем же самым человеком в конце фильма, каким был в начале. Конфликты возникают в отдельных сценах, но не определяют историю в целом. Максимум можно сказать, что это Феррис против директора школы, но этот конфликт не двигает сюжет.
Выходной день Ферриса Бьюллера (1986)
Форрест Гамп
Фильм наполнен множеством внешних конфликтов: Форрест (Том Хэнкс) проходит через десятилетия испытаний, которые бросает ему жизнь. Но ведёт ли это историю вперёд? Не совсем. Форрест просто оказывается втянут в ключевые события своего поколения.
Большинство же фильмов всё-таки используют повествовательный конфликт — тот, который заставляет героя меняться.
Форрест Гамп (1994)
Разрешение конфликта
Какой бы ни был конфликт у героя, рано или поздно он должен быть разрешён. Это часть арки персонажа — путь, на котором он преодолевает испытания и меняется под их воздействием.
-
Супермен побеждает Лекса Лютера.
-
Команда охотников за торнадо из Смерча использует свои знания и опыт, чтобы усмирить разрушительный смерч.
-
Сара Коннор (Линда Хэмилтон) и Кайл Риз (Майкл Бин) одолевают Терминатора (Арнольд Шварценеггер).
Понимание разных типов конфликтов помогает сценаристам и рассказчикам определить главную борьбу, которая движет фильмом, и понять мотивы главного героя.
Помимо основного конфликта, можно также добавлять внутренние и внешние конфликты внутри отдельных сцен.
Например, не каждая сцена в фильме о Годзилле включает прямое столкновение с чудовищем. В Годзилла: Минус один главный герой страдает от вины выжившего и переживает множество внутренних конфликтов. В других сценах он сталкивается с внешними проблемами, даже когда Годзилла не появляется.
Когда сценаристы осознают внутренние и внешние конфликты в своей истории и в каждой сцене, они способны лучше вовлекать зрителя и глубже испытывать своего героя на протяжении всего сюжета.
Конфликт — часть человеческой природы
При написании сценария важно определить главный конфликт истории. Это не значит, что других конфликтов не будет, но именно этот должен двигать героя вперёд.
Очевидно, что в Смерче основная линия — это «человек против природы», но фильм не ограничивается этим.
Важно добавлять разные виды внутренних и внешних конфликтов между персонажами. Во-первых, это даёт каждому из них смысл быть в истории. Во-вторых, помогает постоянно бросать вызов главному герою.
Наличие сильных конфликтов на протяжении всего сценария удерживает внимание как читателей, так и зрителей.