Структура или импровизация: как пишет Стивен Кинг
Писателей обычно делят на два типа, когда они берутся за новый проект. Одни тщательно планируют каждую сцену, прорабатывают арки персонажей и следуют заранее составленному «бит-листу». Другие сразу берутся за письмо и решают возникающие вопросы по ходу работы. К числу таких импровизаторов относится и Стивен Кинг.
Давайте рассмотрим его подход к работе.
Подход Кинга к написанию рассказа
«Я не доверяю сюжету по двум причинам: во-первых, потому что наша жизнь по сути — это сюжеты, даже если добавить все наши разумные предосторожности и тщательное планирование, а во-вторых, потому что я считаю, что построение сюжета и спонтанность настоящего творчества несовместимы».
Стивен Кинг
Кинг считает, что истории в сущности создаются сами по себе, а задача писателя — просто дать им пространство для развития и записывать то, что происходит.
Он сравнивает процесс с раскопками окаменелостей или с началом работы с образом, который ты пока не понимаешь. Письмо — это процесс открытия.
Это не значит, что Кинг пишет полностью вслепую. Просто у него может быть меньше планирования, чем у других авторов.
На вопрос о своём писательском подходе Кинг заявил:
Следование плану превращает творчество в скучную, формальную работу, а не живое, спонтанное письмо.
Что это значит для вашего письма
Понимание того, склонны ли вы к планированию или спонтанному письму, влияет на всё: от вашего ежедневного распорядка до того, как вы справляетесь с творческим кризисом.
Такие писатели, как Кинг, получают удовольствие от процесса открытия истории прямо в момент её «происшествия» в голове. Сюжет может удивлять их так же сильно, как позже удивит читателей.
Такой подход часто даёт более органичное развитие персонажей, поскольку писатель не заставляет их меняться по заранее заданным точкам сюжета.
Он также может помочь писать быстрее. Вероятно, именно поэтому Кинг может закончить книгу за три месяца, хотя усердие, конечно, тоже важно для такой скорости.
Но в таком подходе часто возникают проблемы с ритмом и структурой. Спонтанные писатели могут застрять на ранних этапах. Если у вас нет конца истории в голове, вы можете долго блуждать в его поисках. Это также может привести к хаотичному первому черновику, требующему более тщательной доработки.
Если вы заранее всё планируете, у вас будет чёткая структура и стабильный ритм. Но у этого есть свои минусы — иногда чувствуешь себя так привязанным к структуре, которая не работает, что застреваешь и не можешь двигаться дальше. Классический творческий кризис.
Поиск своего метода
Большинство писателей на самом деле находятся где-то между строгим планированием и полной спонтанностью. Вы можете определить основные сюжетные точки, а потом придумывать события между ними. Экспериментируйте, чтобы понять, что помогает вам писать.
Метод Кинга работает для него. Он опубликовал более 60 книг, используя этот подход. Но многие успешные писатели работают наоборот.
Кому-то нужен маршрут по навигатору, кому-то — свобода для исследования. Большинству нужно что-то среднее.
Попробуйте оба метода на небольших проектах, например, коротких сценариях или синопсисах, чтобы понять, что для вас естественно. Обратите внимание, когда вы чувствуете вдохновение для письма, а когда застреваете или скучаете.
Расскажите в комментариях, как вы подходите к своим проектам.