10 центральных поворотов в кино, которые должен изучить каждый сценарист

Матрица (1999)
Что делать, если вы дошли до середины истории и не знаете, куда двигаться дальше?
Середина сценария часто становится самой сложной частью. Второй акт требует особенно тщательной работы, поэтому полезно изучать фильмы и анализировать, как в них строятся ключевые повороты.
Ниже представлены десять выдающихся центральных поворотов в кино. Эти сцены меняют развитие сюжета, делают историю более захватывающей и дают авторам возможность создавать одни из самых сильных и запоминающихся моментов фильма.
1. «Психо» (1960): Сцена в душе

Это золотой стандарт удивления зрителя и изменения повествования. Мастерская подмена ожиданий Альфреда Хичкока — наверное, самая известная середина в истории кино. Убив жестоко Марион Крейн (Джанет Ли) на середине фильма, Хичкок полностью переворачивает привычный сюжет. Теперь мы не знаем, что будет дальше, и он держит нас в своей власти. История меняется с напряжённого триллера о бегущей женщине на жуткий хоррор, сосредоточенный на Нормане Бейтсе и его убийственной матери.
2. «Крёстный отец» (1972): Казнь в ресторане Майкла

Середина шедевра Фрэнсиса Форда Копполы знаменует трагическое и необратимое превращение Майкла Корлеоне (Аль Пачино) в мафиозного дона, готового убивать ради мести. В первом акте Майкл — герой войны, стремящийся остаться вне семейного бизнеса. Но его решение казнить конкурирующего мафиози Соллоццо и коррумпированного капитана полиции МакКласки в тихом итальянском ресторане — это погружение в мир, к которому он никогда не стремился. Этот момент закрепляет его новый путь и задаёт тон движения во тьму, которое занимает вторую половину фильма.
3. «Парк Юрского периода» (1993): Атака Ти-рекса

Когда вы смотрели этот фильм, вы знали, что это в основном монстр-муви, но нужен был момент перехода от научной фантастики к этому. В блокбастере Стивена Спилберга есть центральная точка, которая одновременно является и впечатляющей сценой, и настоящим поворотом сюжета.
Первоначальное восхищение парком динозавров сменяется ужасом, когда отключается питание и Ти-рекс вырывается на свободу. Ему всё равно, кто хороший или плохой, взрослый или ребёнок. Он просто хочет есть. Этот момент превращает фильм в отчаянную борьбу за выживание против чудовищ, вернувшихся на землю.
4. «Паразиты» (2019): Откровение в подвале

Триллер Бон Джун-хо, обладатель премии «Оскар», демонстрирует ошеломляющий центральный поворот, который драматически меняет тон и направление фильма. Это, безусловно, один из лучших неожиданных поворотов в истории кино. Пока семья Ким тайно празднует своё успешное проникновение в дом богатых Пак, они обнаруживают скрытый подвал, где тайно жил муж бывшей домработницы. Это полностью меняет сюжет и вызывает мурашки по коже. Этот шокирующий момент превращает фильм из чёрной комедии о классовых различиях в жестокий триллер. Теперь персонажам приходится делать выборы, о которых они и не думали.
5. «Челюсти» (1975): «Нам понадобится лодка побольше»

«Челюсти» начинается как фильм о людях, охотящихся на акулу, которая ест людей. Но середина этого фильма о чудовище превращает сюжет в историю, где акула охотится на людей. Это устанавливает ставки для второй половины фильма, когда они осознают, что стали частью меню. Когда шеф полиции Броди (Рой Шайдер) наконец сталкивается с огромной белой акулой, его сдержанная реакция отражает истинный масштаб угрозы и мысль о том, что они могут не выжить.
6. «Матрица» (1999): Откровение Оракула

Середина «Матрицы» — блестящая подмена тропа «избранного». Нео (Киану Ривз) наконец встречает Оракула, полностью ожидая услышать, что он «Избранный», предназначенный спасти человечество. Но она говорит, что он не Избранный. Это полностью играет с ожиданиями зрителей, заставляя их беспокоиться, что вся эта война с машинами может привести к уничтожению людей. Этот «ложный провал» заставляет Нео перестать полагаться на судьбу и начать делать собственный выбор. Он становится гораздо более активным героем, и мы также начинаем верить, что миссия может его убить.
7. «Чужой» (1979): Сцена обеда

Научно-фантастический хоррор Ридли Скотта вводит зрителя в ложное чувство безопасности перед своим центральным поворотом. Мы думаем, что это просто группа людей на миссии, но как только инопланетянин вырывается из груди рабочего, сюжет полностью превращается в борьбу за выживание. Эта наглядная и шокирующая сцена раскрывает истинную природу угрозы и превращает фильм в неумолимый и клаустрофобный кошмар.
8. «Исчезнувшая» (2014): Монолог Эми

В течение первого часа «Исчезнувшей» мы думаем, что Эми мертва, и нам нужно узнать, кто её убил. Мы должны это знать. Но мастерский триллер Дэвида Финчера выбивает почву из-под ног зрителя леденящим душу моментом, где выясняется, что Эми жива, и всё это было подготовлено заранее.
Монолог Эми раскрывает, что она инсценировала собственную смерть, чтобы подставить мужа, и полностью меняет историю, которую мы видели до этого. Теперь это изучение персонажа, и все наши симпатии и интересы смещаются.
9. «Титаник» (1997): Столкновение с айсбергом

Не уверен, справедливо ли это, но «Титаник» на самом деле два фильма в одном. Эпическая романтическая история Джеймса Кэмерона превращается в фильм-катастрофу, когда айсберг сталкивается с кораблём. Сюжет мгновенно и необратимо меняется, и ставки повышаются до угрозы жизни. Наши персонажи оказываются в центре, и всё, что мы видели и слышали, лишь усиливает уже существующие темы. Богатые пытаются выжить, бедные тонут, а наша пара находится прямо посередине этого хаоса.
10. «Беглец» (1993): «Мне всё равно»

Доктор Ричард Кимбл (Харрисон Форд) наконец сбегает и оказывается загнанным в угол маршалом США Сэмом Джерардом (Томми Ли Джонс). Кимбл умоляет: «Я не убивал свою жену!» Холодный, категоричный ответ Джерарда: «Мне всё равно» — это и есть середина. Это момент ложного поражения, который заставляет Кимбла понять, что система его не спасёт. Теперь его цель мгновенно меняется: он не просто пытается спастись, а активно охотится, чтобы доказать свою невиновность.
Заключение
Центральный поворот — это шанс сменить ритм, нарушить ожидания и дать аудитории непредсказуемое развитие сюжета.
Независимо от жанра, который вы пишете, такие драматические сдвиги приносят удовольствие и показывают, как великие сценаристы справлялись с ними, создавая фильмы, которые выигрывают от этих поворотов.

Тед Лассо
Независимо от того, даёт ли редактор автору обратную связь, оценивает сценарий для конкурса или готовит рецензию для студии и продюсеров, он ищет одно и то же — увлекательную историю.
Но на что именно обращают внимание редакторы? Что делает ваш сценарий заметным среди сотен других?

До того как написать и снять «Кролика Джоджо», Вайтити был соавтором и актёром хоррор-комедии «Реальные упыри», а также снял крупнобюджетный марвеловский фильм «Тор: Рагнарёк». Оба проекта стали громкими хитами.
У Вайтити уникальный подход к сценарию и режиссуре, благодаря чему он стал одним из самых востребованных авторов в индустрии сегодня. Вот краткий взгляд на его процесс, то, как он подходит к истории, и несколько его главных советов для начинающих сценаристов.

Голодные игры 2012
В писательстве есть страх, знакомый многим: мы хотим создавать оригинальные и захватывающие истории, но порой обнаруживаем, что кто-то уже придумал нечто похожее или встречаем персонажа, повторяющего те же сюжетные шаги.
Даже случайное совпадение может восприниматься как плагиат — и этого боится каждый автор.
В чем же разница между плагиатом и вдохновением?

Джокер (2019)
Представьте, что после чтения вашего сценария вы получаете замечание: «Я просто не почувствовал связь с персонажами». Это неприятно слышать, ведь вы знаете о них всё: что они любят, чего боятся, как росли, их любимый цвет, еда и песня.
Никакие анкеты и придуманные биографии не помогут, если в истории не работает несколько базовых элементов, из-за которых зритель начинает переживать за героев.
Вот пять причин, почему вашим персонажам не удаётся вызвать отклик, и как это можно исправить.

Трамбо (2015)
Редактор романов Джон Мэтью Фокс за прошлый год поработал с 51 рукописью и сделал выводы, полезные не только для авторов книг, но и для сценаристов. Хотя форматы разные, творческие проблемы у всех похожи.

Психо (1960)
Напряжение — это топливо истории. Оно держит зрителя в кресле, заставляет его забывать о телефоне и буквально приковывает к экрану. И если научиться управлять этим инструментом, сценарий сразу выйдет на новый уровень.
Как этого добиться? Сценаристы и режиссёры десятилетиями оттачивали свои приёмы. Они научились вовлекать аудиторию, заставлять её спрашивать: «Что будет дальше?» — и в нужный момент отпускать, предлагая мощную развязку.
Давайте рассмотрим 6 надёжных инструментов, которые помогают выстраивать напряжение и держать его до самого финала.

Ключ к созданию выдающегося фильма — не торопиться при написании сценария.
Кристофер Нолан — сценарист таких известных фильмов, как «Довод», «Помни», «Интерстеллар», «Начало», «Бэтмен: Начало», «Тёмный рыцарь», «Престиж» и «Дюнкерк». Мы решили заглянуть за кулисы его творческого процесса, чтобы собрать лучшие советы по сценарному мастерству от одного из самых влиятельных режиссёров современности.
20 советов Кристофера Нолана по написанию сценария:

Писать утром или вечером? По часу в день или по десять? От руки или на компьютере?
Заполнить страницу словами — вечная борьба для авторов. Найти систему, которая уменьшает прокрастинацию и творческий ступор, бывает нелегко. Если вам трудно подобрать подходящий режим письма, почему бы не попробовать один из тех, что использовали великие писатели?

Она (2013)
Для многих из нас главная цель — увидеть своё имя в титрах фильма или сериала. Если вы писатель, вы знаете, что это одна из самых сложных творческих задач. Нужно придумывать всё с нуля. И это невероятно увлекательно.
Но никто не говорит о часах, которые вы проведёте в одиночестве, глядя на мигающий курсор и задаваясь вопросом, прочитает ли кто-нибудь то, что вы создаёте. Весь творческий груз ложится на ваши плечи. Иногда кажется, что вы больше не хотите этим заниматься.