Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 02 октября 2025 в 10:57
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

20 советов Кристофера Нолана по сценарному мастерству: как писать фильмы и сериалы

Ключ к созданию выдающегося фильма — не торопиться при написании сценария.

Кристофер Нолан — сценарист таких известных фильмов, как «Довод», «Помни», «Интерстеллар», «Начало», «Бэтмен: Начало», «Тёмный рыцарь», «Престиж» и «Дюнкерк». Мы решили заглянуть за кулисы его творческого процесса, чтобы собрать лучшие советы по сценарному мастерству от одного из самых влиятельных режиссёров современности.

20 советов Кристофера Нолана по написанию сценария:

1. Избегайте поверхностности истории. Вызовите эмоции у зрителей через близкого и понятного главного героя.

Эмоции будут вести аудиторию через весь сюжет. Чтобы зацепить людей, убедитесь, что они понимают эмоции, которые движут историей и формируют выбор главного героя.  

2. Напряжение — самый визуальный язык кино. Рассказывайте историю через язык напряжения, показывая события с субъективной точки зрения.

Ваша задача — удерживать внимание зрителей. Можете ли вы заставить их волноваться за персонажей? Можете ли вы вызвать одновременно восторг и страх? Писатель может использовать массу приёмов, чтобы полностью погрузить зрителей в историю.

Когда вы показываете события с субъективной точки зрения, зрители оценивают людей по их действиям и становятся заинтересованными в том, что произойдёт дальше.

3. Заставляйте аудиторию задавать себе вопросы, помещая их в мысли вашего главного героя.

Чего хочет ваш герой? Весь ваш сценарий должен быть сосредоточен на персонаже и том, чего он пытается достичь. Позвольте аудитории понять, что движет главным героем, и они «войдут» в его разум и будут рассуждать вместе с ним. Если герой делает неожиданные выборы, вы можете удивить зрителя.  

4. Рассматривайте персонажей как «реальных» людей при написании. Опора на актёров или знакомых может ограничить ваше творчество.

Мысленное представление персонажей как реальных людей может помочь. Убедитесь, что у них есть мотивированные решения и настоящие желания.

5. Раздвигайте границы кинематографа. Примите, что искусство кино не имеет правил или ограничений.

В Голливуде могут быть ограничения, но само кинопроизводство их не имеет. Продолжайте бросать вызов ожиданиям зрителей. Меняйте жанры, деконструируйте клише, разрушайте ожидания и давайте то, чего никто не ждёт.

6. Даже если вы пишете историю в невероятном мире, убедитесь, что у него есть свои правила.

При написании нужно определить правила мира. Что здесь происходит и чего зритель может ожидать? Правила задают тон и помогают классифицировать жанр, а также понять, как воспринимать определённые моменты и повороты сюжета.

Есть ли правила для вашего мира? Убедитесь, что они чётко определены и легко воспринимаются.

7. Используя элемент истории, который вам нравится, всегда обосновывайте его в фильме.

«Мы сделали это, потому что это круто» не всегда работает. За каждым выбором должен быть мотив. Сценарий — это цепная реакция: одно событие следует за другим не просто так. Сделайте причины настолько сильными, чтобы результаты поражали зрителей.

8. Какой бы фильм вы ни снимали, пусть он будет основан на динамике фильма-нуар, то есть вы описываете персонажа через его действия, а не через то, что он говорит.

Многие начинающие сценаристы ошибаются, заставляя персонажей рассказывать, что они собираются делать, вместо того чтобы показывать действия. Пусть персонажи реально что-то делают, а не только говорят.

9. Возьмите необычного персонажа и поместите его в обычный мир, основанный на реальности.

Кто в центре вашей истории? Когда вы разрабатывали персонажа, в чём, по вашему мнению, он хорош? Что делает его заметным в этом мире? Почему он интересен? Каковы его цели?

10. Садитесь писать сценарий, когда уже знаете, к чему он идёт.

Никогда не пишите, не зная конца. Чем больше спланировано, тем быстрее сценарий будет готов. Пишите, когда знаете конец. Не раньше.

11. Как режиссёр, вы должны видеть сцену не как двухмерное изображение, а как пространство с трёхмерным расположением всего.

При написании учитывайте, что происходит на переднем и заднем планах. Пишите сцены как пространство: кто приходит и уходит?

12. Играйте на своих сильных сторонах.

В чём вы сильны? Отлично пишете диалоги? Сцены действия? Как у вас с ужасами или другим жанром? Опирайтесь на свои сильные стороны, пусть они ведут вас к цели.

13. Определите, что интересно вам, и подайте это так, чтобы было интересно аудитории.

Говорят «пиши о том, что знаешь», но важнее писать о том, что вам интересно. Пишите о том, что хотите узнать, что хотите раскрыть. Пусть ваша страсть заразит читателя.

14. Держитесь рабочих отношений, где нет скрытых мотивов, кроме как помочь вам создать лучший фильм.

Одна из неприятных сторон Голливуда — когда люди используют друг друга. Многие пытаются преуспеть, и лишь немногие находят время собрать настоящую группу друзей, которым можно доверять. Они рядом, когда вам нужна обратная связь, совет и просто чтобы порадоваться в хорошие моменты и погоревать в другие. Обязательно найдите такого друга, он поможет вам справиться с чем угодно.

15. Добавляйте слои.

Слои делают персонажей многогранными, помогают создавать мир и выделять сюжет. Не ограничивайтесь поверхностью — добавляйте символику и глубину.

16. Снимайте фильм, который сами хотели бы посмотреть.

Звучит банально, но подумайте, что вы хотите увидеть в кинотеатре. Не гонитесь за трендом, пишите то, что сами бы смотрели.

17. Пишите о том, что вдохновляет.

Нужна страсть, чтобы закончить сценарий. Что вас увлекает? Это ваша отправная точка. Если писать без вдохновения, это заметят. Верьте в проект и его влияние на других.

18. Подходите к структуре математически.

Структура сценария сложна. Считайте страницы и понимайте, что каждая деталь добавляет целому, как части пазла.

19. Возьмите любимый жанр и переверните его.

Мы любим писать в одном жанре. Подумайте, какие приёмы и идеи кажутся вам интересными, и сможете ли вы их переиначить, чтобы создать оригинальную идею.

20. Держите наготове следующую идею на случай, если вас спросят, что вы хотите сделать дальше.

После одного сценария придётся писать другой. Люди всегда хотят знать, что дальше. Планируйте, держите готовыми синопсис или логлайны. Счастливого письма!

Prepropost Блог
Prepropost Блог 01 октября 2025 в 09:47
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Писательские привычки Эрнеста Хемингуэя, Стивена Кинга, Квентина Тарантино и Джона Огаста

Писать утром или вечером? По часу в день или по десять? От руки или на компьютере?

Заполнить страницу словами — вечная борьба для авторов. Найти систему, которая уменьшает прокрастинацию и творческий ступор, бывает нелегко. Если вам трудно подобрать подходящий режим письма, почему бы не попробовать один из тех, что использовали великие писатели?

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 30 сентября 2025 в 09:53
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как сценаристу оставаться продуктивным, работая в одиночестве

Она (2013)

Для многих из нас главная цель — увидеть своё имя в титрах фильма или сериала. Если вы писатель, вы знаете, что это одна из самых сложных творческих задач. Нужно придумывать всё с нуля. И это невероятно увлекательно.

Но никто не говорит о часах, которые вы проведёте в одиночестве, глядя на мигающий курсор и задаваясь вопросом, прочитает ли кто-нибудь то, что вы создаёте. Весь творческий груз ложится на ваши плечи. Иногда кажется, что вы больше не хотите этим заниматься.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 26 сентября 2025 в 13:51
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Психологический трюк, который помогает писателю работать продуктивно

Оппенгеймер (2023)

Что делать, если сцена никак не пишется? Вы смотрите на пустой холст редактора и не можете написать ни строчки. Пустая страница насмехается над вами. Творческий импульс умирает.

Мы все через это проходили.

The Oxford Writer называет это попаданием «в ту часть морской карты, где ничего нет, кроме надписи, которую делали старые картографы: “Здесь водятся драконы.”»

Но это не безвыходная ситуация. Неважно, пишете ли вы сценарий или роман — вот несколько советов, как справиться с блоком.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 24 сентября 2025 в 14:32
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как написать сценарий к фильму: режиссёр Константин Соколов делится опытом

Константин Соколов

Для написания своих сценариев я использую метод, сложившийся у меня с годами. Сейчас поделюсь.

Текст написал и подготовил Константин Соколов.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 24 сентября 2025 в 10:11
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

7 ошибок, которые убивают ваш сценарий

Бесславные ублюдки (2009)

Каждый автор хотя бы раз писал сценарий, который казался рабочим, но в ответ от друзей или продюсеров тишина.

Обычная реакция — обвинить читателей: «они не понимают мой сценарий и просто не видят его потенциал». Но путь профессионала начинается с поиска причины, почему текст не сработал.

Сценарий, который не зацепил, — это не провал, а часть процесса. Настоящая ошибка в том, чтобы закрывать глаза на проблемы и не исправлять их. У большинства слабых сценариев встречаются одни и те же типовые просчёты.

Ниже — разбор этих ошибок и способы их избежать.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 19 сентября 2025 в 11:08
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

10 правил сценарного мастерства от номинанта на Оскар — Дэна Гилроя

Андор (сериал 2022 – 2025)

Дэн Гилрой разработал подход к сценарному мастерству, который отбрасывает мифы индустрии и сосредотачивается на том, что реально работает.

Сейчас он погружён во вселенную «Звёздных войн» и галактическое восстание в «Андоре».

На этом пути Гилрой сформулировал базовые принципы сценарного дела и охотно делится практическими советами, которые приходят только с опытом.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 17 сентября 2025 в 08:49
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Тайна в сценарии: как писать загадочные истории, которые держат зрителя до конца

Тайна — один из самых древних и эффективных приёмов сторителлинга. Зрителей тянет к ней, потому что это и вызов, и вовлечённость. Хорошая загадка не только развлекает — она делает историю интерактивной. Зритель проживает её вместе с героями, получая более сильный кинематографический опыт.

Когда мы смотрим фильмы, полные загадок, мы сами становимся детективами. Нам приходится искать улики, выделять главных подозреваемых и разгадывать тайну. Но написание мистической истории — это не просто сокрытие информации. Это вопрос того, как и когда её раскрывать. Это про то, чтобы давать зрителю ровно столько, чтобы он оставался вовлечённым и продолжал строить догадки.

Есть ещё фактор ожидания и предвкушения. Лучшие загадки играют с ожиданиями зрителей и делают всё, чтобы их перевернуть, создавая новый, уникальный, запоминающийся и катарсический опыт.

Здесь мы предлагаем новичкам руководство по написанию тайн в сценариях. Попробуем предугадать ваши вопросы, разрушить ожидания советами профессионалов и дать новый взгляд на то, как создавать мистические истории.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 15 сентября 2025 в 09:12
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Рецензируем сценарий правильно: 4 вида обратной связи

Одержимость (2013)

Итак, ваш друг только что закончил сценарий, и он в восторге от результата. «Пора показать людям», — говорит он.

Мы знаем, что делиться частью своего творческого «я» — дело уязвимое. Но ваш друг понимает, что это невероятно важная часть процесса.

У каждого есть мнение, но далеко не каждое стоит рассматривать. А вот правильная обратная связь способна превратить сценарий из «почти готов» в «давайте снимать завтра».

Допустим, вы согласились прочитать сценарий. Что-то там отлично, а что-то совсем не работает. Как дать обратную связь так, чтобы она действительно помогла?

Вот четыре момента, на которые стоит обратить внимание.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 12 сентября 2025 в 10:51
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

«Золотое правило» сценариста сериала «Во все тяжкие»

Закончить длинный сериал так, чтобы это сработало, — одно из самых трудных испытаний для сценариста. Мы не раз видели, как финалы рушили репутацию культовых проектов: Игра престолов, Декстер, Как я встретил вашу маму.

Но бывают и исключения. Например, Новенькая или Лучше звоните Солу.

А ещё раньше был его предшественник — Во все тяжкие, ещё одна история Винса Гиллигана о насилии и поиске идентичности. Сериал завершился именно тогда, когда нужно, и не случайно.

В 2013 году сценарист Томас Шнауз рассказал, почему один из самых любимых сериалов телевидения обязан был закончиться.

Читать далее
Prepropost Блог
Prepropost Блог 12 сентября 2025 в 11:49
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как найти идею для первого фильма: советы режиссёра Алексея Алферова

Трамбо (2015)

Кинематографисты новички часто сталкиваются с трудностью: какую идею взять для своего первого фильма?

Порой возникают мысли об экранизации книги или её отрывков, о ремейке уже существующего фильма или о вольной фантазии на знакомый сюжет. Иногда даже появляется идея экранизировать анекдот, забавный случай или интернет-шутку.

Сразу скажу: такие варианты редко приводят к чему-то серьёзному. Чаще всего они заканчиваются либо ничем, либо фильмом на любительском уровне.

Экранизация книги — это хороший фундамент, но только для опытного режиссёра с серьёзным бюджетом.
А если мы говорим о первом фильме новичка, то лучше искать идеи в другом направлении.

Ниже мои рекомендации, где можно найти рабочую и по-настоящему жизнеспособную идею для дебютного кино.

Читать далее
  • Все рубрики
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и техника
  • Программы и сервисы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия: 1.3.128
  • Youtube канал Prepropost VK сообщество Prepropost Telegram канал Prepropost Дзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети Одноклассники RUTUBE канал Prepropost X сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.