«Золотое правило» сценариста сериала «Во все тяжкие»

Закончить длинный сериал так, чтобы это сработало, — одно из самых трудных испытаний для сценариста. Мы не раз видели, как финалы рушили репутацию культовых проектов: Игра престолов, Декстер, Как я встретил вашу маму.
Но бывают и исключения. Например, Новенькая или Лучше звоните Солу.
А ещё раньше был его предшественник — Во все тяжкие, ещё одна история Винса Гиллигана о насилии и поиске идентичности. Сериал завершился именно тогда, когда нужно, и не случайно.
В 2013 году сценарист Томас Шнауз рассказал, почему один из самых любимых сериалов телевидения обязан был закончиться.
Это произошло потому, что сами персонажи дали сигнал — время пришло.
Золотое правило для сценаристов
«Правило в сценарной комнате было таким: никогда не тянуть персонажей туда, куда хочешь ты, а позволить им самим привести нас к финалу. И Уолт вёл нас к концу дороги».
Томас Шнауз
Что из этого можно вынести? Доверьтесь своим персонажам.
Шнауз присоединился к сценарной команде Во все тяжкие в третьем сезоне как преданный фанат, который верил, что Уолтер Уайт действительно варит мет, чтобы обеспечить семью. Но когда он начал писать сцены для Уолта, он понял нечто более мрачное.
«На самом деле он раскрывал свою настоящую сущность», — писал Шнауз. Ему не нужно было притворяться. Ему нравилось быть «тем, кто стучит в дверь».
Этот инсайт повлиял на все ключевые решения сценаристов. Они могли завершить сериал так, что Уолт остался бы победителем — с деньгами и семьёй.
«Но это не чувствовалось как Во все тяжкие, — писал Шнауз. Из всех вариантов, что мы обсуждали в комнате, думаю, мы даже ни разу не пошли в эту сторону».
Сначала персонаж, потом сюжет
Приверженность команды Во все тяжкие истории, идущей от персонажей, контрастирует с подходом многих сценаристов.
Сюжетоцентричные истории строятся на внешних событиях и том, что происходит с героями. Персонажецентричные — на том, почему они совершают поступки и как эти решения раскрывают их природу.
Большинство успешных сериалов совмещают оба подхода, но Во все тяжкие всегда позволял персонажам двигать историю.
Шнауз вспоминал, как предложил идею, что Уолт находит глаз плюшевого мишки в фильтре бассейна, и он становится символом осуждения со стороны других. Позже, когда обсуждали сцену, где Уолт выбрасывает глаз, это показалось неправильным для персонажа — и её вырезали.
«Уолт перестал следить за этим глазом. Ему стало всё равно, что думают люди», — писал Шнауз.
Те же принципы он применил в Лучше звоните Солу, где получил несколько наград Гильдии сценаристов и номинации на «Эмми».
Уроки для сценаристов
Для сценаристов недостаточно просто придумать интересных персонажей и бросить их в драматические обстоятельства. Нужно доверять этим героям настолько, чтобы позволить им вести историю.
Это не значит, что надо отказаться от структуры или напряжения. Во все тяжкие был полон замысловатых схем и экшн-сцен. Но каждый поворот ощущался неизбежным, потому что он рождался из реальности персонажей, а не из внешних требований сюжета.
Когда застряли в истории, не спрашивайте: «Что было бы круто показать дальше?». Спросите: «Что этот герой действительно сделал бы в этой ситуации?».
Создайте персонажей, которым доверяете, и имейте смелость следовать за ними. Когда их путь завершён и идти больше некуда — позвольте истории закончиться.

Трамбо (2015)
Кинематографисты новички часто сталкиваются с трудностью: какую идею взять для своего первого фильма?
Порой возникают мысли об экранизации книги или её отрывков, о ремейке уже существующего фильма или о вольной фантазии на знакомый сюжет. Иногда даже появляется идея экранизировать анекдот, забавный случай или интернет-шутку.
Сразу скажу: такие варианты редко приводят к чему-то серьёзному. Чаще всего они заканчиваются либо ничем, либо фильмом на любительском уровне.
Экранизация книги — это хороший фундамент, но только для опытного режиссёра с серьёзным бюджетом.
А если мы говорим о первом фильме новичка, то лучше искать идеи в другом направлении.
Ниже мои рекомендации, где можно найти рабочую и по-настоящему жизнеспособную идею для дебютного кино.

Бесстыжие (сериал 2011 – 2021)
Недостатки персонажа — это маленькие детали, которые помогают зрителю или читателю глубже понять героя. Люди по природе несовершенны и иногда совершают ошибки (осознают они это или нет), поэтому слишком идеальный персонаж на экране или в книге может отталкивать и казаться чуждым.
Сегодня мы разберём, как изъяны героев влияют на сценарий фильмов и сериалов. А ещё приведём примеры персонажей с недостатками, чтобы вдохновить вас.

Идеальные герои — скучны. Если у персонажа нет недостатков, если он всегда добр и никогда не оступается, где тогда конфликт? Где развитие и рост? Совершенство не оставляет пространства для ошибок, а значит — и для изменений.
Никто не идеален. И если это не сатира, безупречный герой будет казаться фальшивым.
Зрители могут поначалу заинтересоваться героем, который всегда делает правильный выбор, но такие персонажи быстро становятся плоскими. Герои, которых мы запоминаем, терпят поражения (иногда часто). Иногда они грубят. Иногда падают с пьедестала, что даёт им путь для возвращения наверх.

Если вы писатель, вы знаете, что мы все стремимся к отличным диалогам. Диалогам, которые напряжённые, захватывающие, мелодичные и полные подтекста, а может быть — резкие и прямолинейные.
Многие укажут на сценариста и режиссёра Квентина Тарантино как на пример для подражания, особенно потому, что в его фильмах есть одни из самых напряжённых и насыщенных диалогов в кино.
Несколько лет назад Тарантино принял участие в открытой дискуссии, где он говорил о своём сценарном подходе. Режиссёр рассказал о том, как он начинал писать и откуда появился его стиль.

Тихое место (2018)
"Правила" сценарного мастерства часто воспринимают как священные истины. Важно изучить стандарты и понимать, какие правила существуют.
Но некоторые из них больше похожи на рекомендации, и, когда вы знаете, какие границы можно раздвинуть, появляется простор для экспериментов.
Мы расскажем, какие правила можно нарушать. Но сначала одно важное замечание — формат имеет значение. Стандарты оформления нужны, потому что сценарий должны легко читать целые команды. Если вы не указываете локации или меняете имена персонажей каждые пару страниц, это только создаст путаницу.
Но помните: задача не запутать, а удержать внимание читателя и сделать историю понятной. Поэтому будьте осторожны с форматированием.
Теперь к правилам, которые можно нарушать.

Побег из Шоушенка (1994)
Адаптированный сценарий — это непростая задача. Нужно найти самую суть и душу исходного материала, а затем безжалостно его перекраивать и подгонять под большой экран.
Иногда в этом процессе можно потеряться. Поэтому я составил чек-лист для авторов, которые пишут адаптированные сценарии.

Писателей часто представляют с чашкой кофе, за ночными марафонами письма и способностью на часы уходить в мир своих историй. Но в погоне за дедлайнами и вдохновением легко забыть о своём здоровье.
Физическое здоровье и психическое благополучие тесно связаны, и для писателя поддержка обоих аспектов помогает сосредоточиться, улучшить креативность и избежать выгорания.

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Конфликт — основа любого сценария. Без него история просто стоит на месте. Чтобы сюжет двигался вперёд, нужны персонажи, которые сталкиваются с препятствиями — будь то проблемы, навязанные обстоятельствами, или испытания, которые они сами выбирают.
В литературе, театре и кино выделяют два основных вида конфликта:
- Внутренний конфликт
- Внешний конфликт

«Тайное окно»
Давайте разберём пять упражнений по подготовке к написанию сценария, которые стоит сделать до того, как вы напишете хотя бы одно слово. Подготовительные шаги критически важны для успеха любой истории. Если уделить им внимание заранее, ваш сценарий получится гораздо успешнее, чем если просто сесть и «вывалить» на бумагу сырой черновик.

Я помню тот день, когда впервые сел смотреть пилот «Настоящего детектива». Это был тот самый час на экране, который оставляет тебя в полном восторге. У него была современная нуарная атмосфера, которая затягивала и создавала ощущение, что возможно всё.
Сейчас у сериала уже четыре сезона, и впереди — новый, с Ником Кейджем. Но прежде чем он выйдет, самое время вспомнить, за что я люблю этот проект больше всего: за сценарий.
Поехали.