«Золотое правило» сценариста сериала «Во все тяжкие»
Закончить длинный сериал так, чтобы это сработало, — одно из самых трудных испытаний для сценариста. Мы не раз видели, как финалы рушили репутацию культовых проектов: Игра престолов, Декстер, Как я встретил вашу маму.
Но бывают и исключения. Например, Новенькая или Лучше звоните Солу.
А ещё раньше был его предшественник — Во все тяжкие, ещё одна история Винса Гиллигана о насилии и поиске идентичности. Сериал завершился именно тогда, когда нужно, и не случайно.
В 2013 году сценарист Томас Шнауз рассказал, почему один из самых любимых сериалов телевидения обязан был закончиться.
Это произошло потому, что сами персонажи дали сигнал — время пришло.
Золотое правило для сценаристов
«Правило в сценарной комнате было таким: никогда не тянуть персонажей туда, куда хочешь ты, а позволить им самим привести нас к финалу. И Уолт вёл нас к концу дороги».
Томас Шнауз
Что из этого можно вынести? Доверьтесь своим персонажам.
Шнауз присоединился к сценарной команде Во все тяжкие в третьем сезоне как преданный фанат, который верил, что Уолтер Уайт действительно варит мет, чтобы обеспечить семью. Но когда он начал писать сцены для Уолта, он понял нечто более мрачное.
«На самом деле он раскрывал свою настоящую сущность», — писал Шнауз. Ему не нужно было притворяться. Ему нравилось быть «тем, кто стучит в дверь».
Этот инсайт повлиял на все ключевые решения сценаристов. Они могли завершить сериал так, что Уолт остался бы победителем — с деньгами и семьёй.
«Но это не чувствовалось как Во все тяжкие, — писал Шнауз. Из всех вариантов, что мы обсуждали в комнате, думаю, мы даже ни разу не пошли в эту сторону».
Сначала персонаж, потом сюжет
Приверженность команды Во все тяжкие истории, идущей от персонажей, контрастирует с подходом многих сценаристов.
Сюжетоцентричные истории строятся на внешних событиях и том, что происходит с героями. Персонажецентричные — на том, почему они совершают поступки и как эти решения раскрывают их природу.
Большинство успешных сериалов совмещают оба подхода, но Во все тяжкие всегда позволял персонажам двигать историю.
Шнауз вспоминал, как предложил идею, что Уолт находит глаз плюшевого мишки в фильтре бассейна, и он становится символом осуждения со стороны других. Позже, когда обсуждали сцену, где Уолт выбрасывает глаз, это показалось неправильным для персонажа — и её вырезали.
«Уолт перестал следить за этим глазом. Ему стало всё равно, что думают люди», — писал Шнауз.
Те же принципы он применил в Лучше звоните Солу, где получил несколько наград Гильдии сценаристов и номинации на «Эмми».
Уроки для сценаристов
Для сценаристов недостаточно просто придумать интересных персонажей и бросить их в драматические обстоятельства. Нужно доверять этим героям настолько, чтобы позволить им вести историю.
Это не значит, что надо отказаться от структуры или напряжения. Во все тяжкие был полон замысловатых схем и экшн-сцен. Но каждый поворот ощущался неизбежным, потому что он рождался из реальности персонажей, а не из внешних требований сюжета.
Когда застряли в истории, не спрашивайте: «Что было бы круто показать дальше?». Спросите: «Что этот герой действительно сделал бы в этой ситуации?».
Создайте персонажей, которым доверяете, и имейте смелость следовать за ними. Когда их путь завершён и идти больше некуда — позвольте истории закончиться.