Как написать сценарий, где препятствия движут сюжетом

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Конфликт — основа любого сценария. Без него история просто стоит на месте. Чтобы сюжет двигался вперёд, нужны персонажи, которые сталкиваются с препятствиями — будь то проблемы, навязанные обстоятельствами, или испытания, которые они сами выбирают.
В литературе, театре и кино выделяют два основных вида конфликта:
-
Внутренний конфликт
-
Внешний конфликт
Внутренний конфликт связан с внутренней борьбой персонажа — ценностями, этикой, желаниями, потребностями, слабостями и эмоциями. То, как персонаж справляется с этими внутренними конфликтами, определяет его общую арку в течение всей истории.
Внешний конфликт — это вызовы и противостояния, с которыми персонажи сталкиваются извне. Это главный двигатель повествования, создающий напряжение, саспенс и развитие сюжета. Именно он в большей степени захватывает зрителя.
Как видно, и внутренний, и внешний конфликт необходимы для создания эффективной, убедительной и увлекательной истории.
Но для того чтобы конфликт существовал, персонажам сначала нужно столкнуться с ключевым элементом истории — препятствиями.
Что такое «препятствие» в сценарии?
История развивается не тогда, когда всё складывается идеально, а когда что-то идёт не так.
Самый простой способ создать конфликт — поставить что-то между героем и тем, чего он хочет или в чём нуждается.
В «Челюстях» шериф Броуди устроился начальником полиции в городке Ами́ти, главным образом чтобы сбежать от огромного давления в Нью-Йорке. Он рассчитывал избежать стресса и опасностей, с которыми сталкивался как городской коп, и сосредоточиться на семье в мирной атмосфере пляжей и океана маленького городка.
Какие препятствия встают между ним и его целями?
-
Препятствие №1. Тело местной девушки выбрасывает на берег. Броуди должен разгадать тайну её смерти.
-
Препятствие №2. Выясняется, что виновником смерти девушки, вероятно, была акула. Теперь Броуди сталкивается с политикой города накануне туристического сезона.
-
Препятствие №3. На глазах у всех акула убивает мальчика, и Броуди вынужден что-то предпринять, продолжая лавировать в политике городка.
-
Препятствие №4. Пойманная местными акула — не та, что убила уже двоих, Броуди должен объединиться с океанографом и капитаном рыбацкой лодки, чтобы найти и убить настоящую акулу.
-
Препятствие №5. Отправившись в море, они обнаруживают, что акула представляет гораздо большую угрозу, чем они могли вообразить. Их план ослабить её и вытянуть на поверхность при помощи бочек снова и снова проваливается.
-
Препятствие №6. Акула атакует и выводит лодку из строя, заставляя её тонуть. Броуди остаётся сражаться с ней один на один на поверхности океана.
Как видите, существует множество разных препятствий, с которыми пришлось столкнуться Броуди, не говоря уже о его внутренних преградах, которые он тоже должен преодолеть к финалу.
С какими типами препятствий могут столкнуться персонажи?
В примере с «Челюстями» Броуди также пришлось столкнуться с внутренним препятствием, вызвавшим внутренний конфликт, который он должен был преодолеть помимо всех внешних препятствий — его страх воды.
Ирония отлично работает в кино. Мужчина со страхом воды, переезжающий жить на остров... И эта ирония создаёт внутренний конфликт, потому что ему нужно не только найти и победить гигантскую белую акулу, но и справиться со своим страхом воды.
Итак, с какими различными типами препятствий могут столкнуться персонажи в сценарии?

«Игра в кальмара»
1. Физические препятствия
Будь то акула, торнадо, буря, монстр, гора, лабиринт, гонка, спортивный матч или любая другая угроза — физические препятствия это то, что мы и персонаж можем увидеть, почувствовать и потрогать.
Физические препятствия чаще встречаются в более динамичных историях — приключениях, боевиках, хоррорах, квестах и т.д. Но их можно встроить в любой жанр, и они не всегда должны быть главным конфликтом истории. Иногда это могут быть просто дополнительные трудности на пути героя.
2. Интеллектуальные препятствия
Детективы, приключения и квесты часто показывают персонажей, которым нужно разгадывать загадки или тайны, чтобы продвигаться дальше. Но, как и физические препятствия, интеллектуальные можно встроить в любую историю или жанр. Это те испытания, где герой должен использовать ум, опыт, мудрость и знания, чтобы преодолеть внутренние и внешние трудности.
3. Препятствия в виде тикающих часов
Ещё один эффективный приём связан со временем — тикающие часы, заставляющие героя преодолеть препятствие в ограниченный срок. Такой приём сразу повышает ставки, добавляет дополнительный уровень конфликта — давление времени. Это резко увеличивает напряжение и саспенс любой истории.
4. Социальные, политические и культурные препятствия
Религиозный герой, проходящий испытание веры. Политик, старающийся остаться честным в условиях интриг. Учитель, обвинённый в недопустимой связи с учеником и сталкивающийся с общественным осуждением.
Такие препятствия показывают, как герой сталкивается с конфликтами внутри сообщества — связанными с расой, религией, политикой, позором и т.д.
5. Эмоциональные препятствия
Здесь в игру вступает драма и развитие персонажа. Герои сталкиваются с внутренними трудностями, связанными с их эмоциональными реакциями на испытания.
-
Герой, переживающий поражение.
-
Трус, которому нужна смелость.
-
Персонаж, потерявший близкого.
-
Успешный человек, которого мучают сомнения и ощущение провала.
Эмоциональные препятствия могут быть основой драм и мелодрам, но их можно встроить в любой жанр для большей глубины. Именно они двигают арки персонажей и прекрасно работают в боевиках, фантастике, комедиях, хоррорах, триллерах и т. д.
6. Моральные и этические препятствия
Развивая идею конфликта через препятствия, моральные и этические испытания — ключ к созданию ярких арок персонажей, на фоне любых других трудностей, с которыми они сталкиваются.
Эти препятствия могут быть как маленькими акцентами в сюжете, так и крупными темами истории.
7. Препятствия, связанные со здоровьем и физическим состоянием
Будь то физическое или психическое здоровье, такие препятствия создают и внутренний, и внешний конфликт, двигая и сюжет, и развитие персонажей.
-
Моя левая нога
-
Форрест Гамп
-
Игры разума
-
Покидая Лас-Вегас
-
Рождённый четвёртого июля
-
Вселенная Стивена Хокинга
-
Чудо
-
CODA: Ребёнок глухих родителей
-
Человек дождя
-
Арахисовый сокол
Эти (и многие другие) фильмы показывают героев, которые сталкиваются с проблемами здоровья и физическими ограничениями, преодолевают их и находят в них источник силы. Именно это рождает выдающиеся внутренние и внешние конфликты.
Что такое сценарий, основанный на препятствиях?

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Теперь, когда мы обсудили основы того, что такое препятствия и как они создают конфликт в истории, можно углубиться в то, как использовать эти эффективные инструменты сценарного мастерства, чтобы писать более захватывающие, увлекательные и динамичные сценарии, на которые обратят внимание.
Термин «основанный на препятствиях» часто обсуждают, но при этом определяют по-разному.
Что значит «основанный на препятствиях»?
Герою постоянно мешают, и история развивается через то, как он с ними справляется.
Многие считают, что такие сценарии меньше связаны с внутренней аркой и развитием героя, и больше — с динамикой, возникающей из-за того, как персонажи преодолевают физические и внешние препятствия.
-
Индиана Джонс
-
Миссия: невыполнима
-
Джеймс Бонд
-
Парк Юрского периода
-
Одиннадцать друзей Оушена
-
Пила
-
Форсаж
-
Звёздные войны
Эти франшизы строятся вокруг историй, основанных на препятствиях, где сами препятствия так же важны, как и то, как герои их преодолевают.
Термин «основанный на препятствиях» обычно подразумевает, что сценарий больше про зрелищный аттракцион, а не про драму и внутреннюю трансформацию.
Однако можно возразить, что сценарии, основанные на препятствиях, вполне могут использовать и другие типы препятствий, о которых мы говорили, создавая и зрелищный, и эмоциональный опыт. Но чаще всего, когда в индустрии говорят о таком сценарии, имеют в виду именно «аттракцион» с визуальными эффектами и напряжённым действием.
Иногда зрителю просто хочется посмотреть фильм, который увлечёт его в захватывающее и адреналиновое путешествие, где герои сталкиваются с почти непреодолимыми преградами.
Как писать сценарий, основанный на препятствиях?

«Миссия невыполнима: Финальная расплата
Ставьте больше препятствий своим главным героям. Звучит легко, правда? Но волшебство в том, как это делать.
Вот несколько профессиональных советов:
-
Начните с вводного препятствия, которое сразу захватит внимание.
-
Коротко покажите героя в его «обычном мире», чтобы мы поняли, как препятствия перевернут его жизнь.
-
Когда кажется, что герой справляется с первым серьёзным препятствием, введите неожиданный поворот, из-за которого он терпит поражение и вынужден пересобраться.
-
Как только он находит способ адаптироваться, обрушьте на него эскалирующие препятствия, повышающие ставки.
-
Дайте ему новое знание или открытие, которое даст шанс преодолеть очередную преграду.
-
В момент, когда он использует это знание, добавьте ещё один твист и доведите героя до отчаяния, когда надежда почти потеряна.
-
Затем дайте ему возможность всё преодолеть.
-
Повторяйте это каждые несколько страниц, чтобы герой постоянно сталкивался с эволюционирующими препятствиями.
И вот здесь можно использовать любые типы препятствий — и внешние, и внутренние, чтобы сделать опыт зрителя максимально сильным.
Чем больше конфликтов, тем увлекательнее сценарий.
Избегайте повторов и случайных препятствий. Каждое препятствие должно быть прямым следствием центрального конфликта истории. Поэтому используется термин «эволюционирующий конфликт» или «эволюционирующее препятствие». Всё должно логично вытекать из предыдущих событий.

«Тайное окно»
Давайте разберём пять упражнений по подготовке к написанию сценария, которые стоит сделать до того, как вы напишете хотя бы одно слово. Подготовительные шаги критически важны для успеха любой истории. Если уделить им внимание заранее, ваш сценарий получится гораздо успешнее, чем если просто сесть и «вывалить» на бумагу сырой черновик.

Я помню тот день, когда впервые сел смотреть пилот «Настоящего детектива». Это был тот самый час на экране, который оставляет тебя в полном восторге. У него была современная нуарная атмосфера, которая затягивала и создавала ощущение, что возможно всё.
Сейчас у сериала уже четыре сезона, и впереди — новый, с Ником Кейджем. Но прежде чем он выйдет, самое время вспомнить, за что я люблю этот проект больше всего: за сценарий.
Поехали.

Некоторые жанры кино никогда не выходят из моды. Триллеры и боевики, например, остаются вечными фаворитами, стабильно привлекая зрителей как в кинотеатры, так и на стриминги. Другие жанры, напротив, то исчезают, то вновь возвращаются в моду.
Возьмём вестерн: когда-то считавшийся мёртвым, он громко вернулся к жизни в начале 1990-х благодаря таким критическим и коммерческим хитам, как «Танцы с волками» и «Непрощённый», за которыми последовали «Тумстоун», «Уайатт Эрп» и «Быстрый и мёртвый». Затем жанр снова затих — пока Тейлор Шеридан не возродил интерес своим успешным «Йеллоустоуном».

Писать кинематографично — это значит подбирать слова так, чтобы читатель мгновенно видел живые кадры в голове, словно в его воображении разворачивается настоящий фильм.
В этой статье мы разберём, как писать сценарий, а не прозу, и какие приёмы помогут превратить текст в настоящее кино.

В оригинальном фильме ужасов «Ведьмина доска» 1986 года молодая женщина (Тони Китэйн) становится одержима доской Уиджи на вечеринке. Затем её начинает преследовать злобный дух, и её парень вместе с бывшим пытаются понять, что происходит. Это культовый фильм, хотя и явно своего времени, вдохновлённый реальным опытом сценариста с доской Уиджи.
Теперь сценарист и режиссёр Чак Рассел (сам по себе культовая фигура в хорроре) обновляет фильм «Ведьмина доска», расширяя мир и придавая пугающей концепции свежий, современный поворот. История стала масштабнее и разворачивается в двух различных, но взаимосвязанных временных линиях: одна раскрывает происхождение доски, а вторая (современная) показывает, как она попадает в руки Эмили (Мэдисон Айсмен). В фильме также снялся Джейми Кэмпбелл Бауэр в роли таинственного оккультиста, готового на всё ради артефакта.

Джим Эгнью — режиссёр, сценарист и продюсер. Он работал с Дарио Ардженто, а в его сценариях снимались обладатели «Оскара» Эдриен Броуди и Николас Кейдж.
Но в начале он целый год копил деньги, чтобы полностью посвятить себя сценарному делу, и уже второй сценарий принёс ему гонорар.
Джим поделился советами по сценарному делу, которые вы вряд ли слышали раньше. Вот его главные рекомендации тем, кто хочет зарабатывать писательством.

Тема — это скрытое послание или более крупная идея, которую выражает произведение. Темы в историях часто связаны с моралью или тем выводом, который читатель делает из происходящего в сюжете. Однако тема иногда может просто отражать некую правду или наблюдение о жизни и обществе безо всяких оценок.
Думайте о теме как о глубинном течении истории, которое работает параллельно с сюжетом:
Сюжет — это то, о чём история на поверхности.
Тема — это то, о чём история внутри, под поверхностью.
В конечном счёте, тема — это то, о чём история на самом деле. И чем больше людей откликаются на это выражение, тем сильнее история влияет на них.

Хантер С. Томпсон — один из самых ярких рассказчиков. У него был мощный голос, безумная жизнь, а его работы втягивали нас в миры, куда мы сами не решились бы зайти.
У него была огромная личность, он написал так много значимых вещей, что сегодня я хочу разобрать несколько писательских советов, которые каждый может почерпнуть из его наследия.
Поехали.

Творческого кризиса не существует. Это не та страшилка, которой стоит бояться писателям. На самом деле это обобщённый термин для множества препятствий, с которыми каждому автору приходится сталкиваться, справляться и подстраиваться под них в процессе работы.
Любой автор, который ощущал на себе этот давящий груз и считал его таинственным «творческим блоком», может выдохнуть: больше не нужно быть его жертвой.
Чтобы справиться с проблемой, важно понять её со всех сторон. Если вы сталкиваетесь с творческим блоком или хотите его избежать, разберитесь, что это такое, что его вызывает и как остановить, прежде чем он возьмёт над вами верх.
С этой мыслью мы предлагаем вам семь способов распознать и предотвратить то, что многие по привычке называют пугающим «творческим блоком».

Ли Чайлд написал десятки бестселлеров, по которым сняли два фильма с Томом Крузом и популярный сериал Джек Ричер. Для сценаристов его путь должен стать источником вдохновения. Чайлд опубликовал свой первый роман только в 40 лет, после увольнения с работы на телевидении.
Его опыт в ТВ включал написание рекламных роликов, новостей и трейлеров в условиях жестких дедлайнов. Это дало ему творческое чутьё, которое пригодилось как в романах, так и в их экранизациях. Это лишний раз доказывает, что навыки из одной сферы часто усиливают другую, а понимание структуры истории делает вас лучше в любом виде письма.
Вот чему мы можем научиться у талантливого автора.