Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
logo logo
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Войти
  • Регистрация
Prepropost Блог
Prepropost Блог 01 сентября 2025 в 10:09
Все рубрики Образование Сценарное мастерство

Как написать сценарий, где препятствия движут сюжетом

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

Конфликт — основа любого сценария. Без него история просто стоит на месте. Чтобы сюжет двигался вперёд, нужны персонажи, которые сталкиваются с препятствиями — будь то проблемы, навязанные обстоятельствами, или испытания, которые они сами выбирают.  

В литературе, театре и кино выделяют два основных вида конфликта:

  • Внутренний конфликт
  • Внешний конфликт

Внутренний конфликт связан с внутренней борьбой персонажа — ценностями, этикой, желаниями, потребностями, слабостями и эмоциями. То, как персонаж справляется с этими внутренними конфликтами, определяет его общую арку в течение всей истории.

Внешний конфликт — это вызовы и противостояния, с которыми персонажи сталкиваются извне. Это главный двигатель повествования, создающий напряжение, саспенс и развитие сюжета. Именно он в большей степени захватывает зрителя.

Как видно, и внутренний, и внешний конфликт необходимы для создания эффективной, убедительной и увлекательной истории.

Но для того чтобы конфликт существовал, персонажам сначала нужно столкнуться с ключевым элементом истории — препятствиями.

Что такое «препятствие» в сценарии?

История развивается не тогда, когда всё складывается идеально, а когда что-то идёт не так.

Самый простой способ создать конфликт — поставить что-то между героем и тем, чего он хочет или в чём нуждается.

В «Челюстях» шериф Броуди устроился начальником полиции в городке Ами́ти, главным образом чтобы сбежать от огромного давления в Нью-Йорке. Он рассчитывал избежать стресса и опасностей, с которыми сталкивался как городской коп, и сосредоточиться на семье в мирной атмосфере пляжей и океана маленького городка.

Какие препятствия встают между ним и его целями?

  • Препятствие №1. Тело местной девушки выбрасывает на берег. Броуди должен разгадать тайну её смерти.
  • Препятствие №2. Выясняется, что виновником смерти девушки, вероятно, была акула. Теперь Броуди сталкивается с политикой города накануне туристического сезона.
  • Препятствие №3. На глазах у всех акула убивает мальчика, и Броуди вынужден что-то предпринять, продолжая лавировать в политике городка.
  • Препятствие №4. Пойманная местными акула — не та, что убила уже двоих, Броуди должен объединиться с океанографом и капитаном рыбацкой лодки, чтобы найти и убить настоящую акулу.
  • Препятствие №5. Отправившись в море, они обнаруживают, что акула представляет гораздо большую угрозу, чем они могли вообразить. Их план ослабить её и вытянуть на поверхность при помощи бочек снова и снова проваливается.
  • Препятствие №6. Акула атакует и выводит лодку из строя, заставляя её тонуть. Броуди остаётся сражаться с ней один на один на поверхности океана.

Как видите, существует множество разных препятствий, с которыми пришлось столкнуться Броуди, не говоря уже о его внутренних преградах, которые он тоже должен преодолеть к финалу.

С какими типами препятствий могут столкнуться персонажи?

В примере с «Челюстями» Броуди также пришлось столкнуться с внутренним препятствием, вызвавшим внутренний конфликт, который он должен был преодолеть помимо всех внешних препятствий — его страх воды.

Ирония отлично работает в кино. Мужчина со страхом воды, переезжающий жить на остров... И эта ирония создаёт внутренний конфликт, потому что ему нужно не только найти и победить гигантскую белую акулу, но и справиться со своим страхом воды.

Итак, с какими различными типами препятствий могут столкнуться персонажи в сценарии?

«Игра в кальмара»

1. Физические препятствия

Будь то акула, торнадо, буря, монстр, гора, лабиринт, гонка, спортивный матч или любая другая угроза — физические препятствия это то, что мы и персонаж можем увидеть, почувствовать и потрогать.

Физические препятствия чаще встречаются в более динамичных историях — приключениях, боевиках, хоррорах, квестах и т.д. Но их можно встроить в любой жанр, и они не всегда должны быть главным конфликтом истории. Иногда это могут быть просто дополнительные трудности на пути героя.

2. Интеллектуальные препятствия

Детективы, приключения и квесты часто показывают персонажей, которым нужно разгадывать загадки или тайны, чтобы продвигаться дальше. Но, как и физические препятствия, интеллектуальные можно встроить в любую историю или жанр. Это те испытания, где герой должен использовать ум, опыт, мудрость и знания, чтобы преодолеть внутренние и внешние трудности.

3. Препятствия в виде тикающих часов

Ещё один эффективный приём связан со временем — тикающие часы, заставляющие героя преодолеть препятствие в ограниченный срок. Такой приём сразу повышает ставки, добавляет дополнительный уровень конфликта — давление времени. Это резко увеличивает напряжение и саспенс любой истории.

4. Социальные, политические и культурные препятствия

Религиозный герой, проходящий испытание веры. Политик, старающийся остаться честным в условиях интриг. Учитель, обвинённый в недопустимой связи с учеником и сталкивающийся с общественным осуждением.

Такие препятствия показывают, как герой сталкивается с конфликтами внутри сообщества — связанными с расой, религией, политикой, позором и т.д.

5. Эмоциональные препятствия

Здесь в игру вступает драма и развитие персонажа. Герои сталкиваются с внутренними трудностями, связанными с их эмоциональными реакциями на испытания.

  • Герой, переживающий поражение.
  • Трус, которому нужна смелость.
  • Персонаж, потерявший близкого.
  • Успешный человек, которого мучают сомнения и ощущение провала.

Эмоциональные препятствия могут быть основой драм и мелодрам, но их можно встроить в любой жанр для большей глубины. Именно они двигают арки персонажей и прекрасно работают в боевиках, фантастике, комедиях, хоррорах, триллерах и т. д.

6. Моральные и этические препятствия

Развивая идею конфликта через препятствия, моральные и этические испытания — ключ к созданию ярких арок персонажей, на фоне любых других трудностей, с которыми они сталкиваются.

Эти препятствия могут быть как маленькими акцентами в сюжете, так и крупными темами истории.

7. Препятствия, связанные со здоровьем и физическим состоянием

Будь то физическое или психическое здоровье, такие препятствия создают и внутренний, и внешний конфликт, двигая и сюжет, и развитие персонажей.

  • Моя левая нога
  • Форрест Гамп
  • Игры разума
  • Покидая Лас-Вегас
  • Рождённый четвёртого июля
  • Вселенная Стивена Хокинга
  • Чудо
  • CODA: Ребёнок глухих родителей
  • Человек дождя
  • Арахисовый сокол

Эти (и многие другие) фильмы показывают героев, которые сталкиваются с проблемами здоровья и физическими ограничениями, преодолевают их и находят в них источник силы. Именно это рождает выдающиеся внутренние и внешние конфликты.

Что такое сценарий, основанный на препятствиях?

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

Теперь, когда мы обсудили основы того, что такое препятствия и как они создают конфликт в истории, можно углубиться в то, как использовать эти эффективные инструменты сценарного мастерства, чтобы писать более захватывающие, увлекательные и динамичные сценарии, на которые обратят внимание.

Термин «основанный на препятствиях» часто обсуждают, но при этом определяют по-разному.

Что значит «основанный на препятствиях»?

Герою постоянно мешают, и история развивается через то, как он с ними справляется.

Многие считают, что такие сценарии меньше связаны с внутренней аркой и развитием героя, и больше — с динамикой, возникающей из-за того, как персонажи преодолевают физические и внешние препятствия.

  • Индиана Джонс
  • Миссия: невыполнима
  • Джеймс Бонд
  • Парк Юрского периода
  • Одиннадцать друзей Оушена
  • Пила
  • Форсаж
  • Звёздные войны

Эти франшизы строятся вокруг историй, основанных на препятствиях, где сами препятствия так же важны, как и то, как герои их преодолевают.

Термин «основанный на препятствиях» обычно подразумевает, что сценарий больше про зрелищный аттракцион, а не про драму и внутреннюю трансформацию.

Однако можно возразить, что сценарии, основанные на препятствиях, вполне могут использовать и другие типы препятствий, о которых мы говорили, создавая и зрелищный, и эмоциональный опыт. Но чаще всего, когда в индустрии говорят о таком сценарии, имеют в виду именно «аттракцион» с визуальными эффектами и напряжённым действием.

Иногда зрителю просто хочется посмотреть фильм, который увлечёт его в захватывающее и адреналиновое путешествие, где герои сталкиваются с почти непреодолимыми преградами.

Как писать сценарий, основанный на препятствиях?

«Миссия невыполнима: Финальная расплата

Ставьте больше препятствий своим главным героям. Звучит легко, правда? Но волшебство в том, как это делать.

Вот несколько профессиональных советов:

  • Начните с вводного препятствия, которое сразу захватит внимание.
  • Коротко покажите героя в его «обычном мире», чтобы мы поняли, как препятствия перевернут его жизнь.
  • Когда кажется, что герой справляется с первым серьёзным препятствием, введите неожиданный поворот, из-за которого он терпит поражение и вынужден пересобраться.
  • Как только он находит способ адаптироваться, обрушьте на него эскалирующие препятствия, повышающие ставки.
  • Дайте ему новое знание или открытие, которое даст шанс преодолеть очередную преграду.
  • В момент, когда он использует это знание, добавьте ещё один твист и доведите героя до отчаяния, когда надежда почти потеряна.
  • Затем дайте ему возможность всё преодолеть.
  • Повторяйте это каждые несколько страниц, чтобы герой постоянно сталкивался с эволюционирующими препятствиями.

И вот здесь можно использовать любые типы препятствий — и внешние, и внутренние, чтобы сделать опыт зрителя максимально сильным.

Чем больше конфликтов, тем увлекательнее сценарий.

Избегайте повторов и случайных препятствий. Каждое препятствие должно быть прямым следствием центрального конфликта истории. Поэтому используется термин «эволюционирующий конфликт» или «эволюционирующее препятствие». Всё должно логично вытекать из предыдущих событий.

Источник

  • Все рубрики
  • Новости
  • Видео и кино
  • Фотография
  • Музыка и аудио
  • Образование
  • Оборудование и программы
  • Деньги и продвижение
Темы
  • Видео и кино
  • Сценарное мастерство
  • Фотография и ретушь
Prepropost
  • Главная
  • Все работы
  • Специалисты
  • Блог
  • Контакты
  • Войти
  • Техническая поддержка
  • Email: info@prepropost.ru
  • Telegram: @prepropost
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • ©2025Prepropost
  • Версия:1.3.96
  • Youtube канал PrepropostVK сообщество PrepropostTelegram канал PrepropostДзен сообщество Prepropost
  • Prepropost сообщество в социальной сети ОдноклассникиRUTUBE канал PrepropostX сообщество Prepropost
Мы используем cookies для сбора обезличенных пользовательских данных. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на сбор таких данных. Чтобы отказаться от обработки, отключите сохранение cookies в настройках вашего браузера. На сайте используются рекомендательные технологии. С информацией об обработке персональных данных и мерах по обеспечению их безопасности можно ознакомиться в Политике конфиденциальности.