Как написать сценарий, где препятствия движут сюжетом

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Конфликт — основа любого сценария. Без него история просто стоит на месте. Чтобы сюжет двигался вперёд, нужны персонажи, которые сталкиваются с препятствиями — будь то проблемы, навязанные обстоятельствами, или испытания, которые они сами выбирают.
В литературе, театре и кино выделяют два основных вида конфликта:
- Внутренний конфликт
- Внешний конфликт
Внутренний конфликт связан с внутренней борьбой персонажа — ценностями, этикой, желаниями, потребностями, слабостями и эмоциями. То, как персонаж справляется с этими внутренними конфликтами, определяет его общую арку в течение всей истории.
Внешний конфликт — это вызовы и противостояния, с которыми персонажи сталкиваются извне. Это главный двигатель повествования, создающий напряжение, саспенс и развитие сюжета. Именно он в большей степени захватывает зрителя.
Как видно, и внутренний, и внешний конфликт необходимы для создания эффективной, убедительной и увлекательной истории.
Но для того чтобы конфликт существовал, персонажам сначала нужно столкнуться с ключевым элементом истории — препятствиями.
Что такое «препятствие» в сценарии?
История развивается не тогда, когда всё складывается идеально, а когда что-то идёт не так.
Самый простой способ создать конфликт — поставить что-то между героем и тем, чего он хочет или в чём нуждается.
В «Челюстях» шериф Броуди устроился начальником полиции в городке Ами́ти, главным образом чтобы сбежать от огромного давления в Нью-Йорке. Он рассчитывал избежать стресса и опасностей, с которыми сталкивался как городской коп, и сосредоточиться на семье в мирной атмосфере пляжей и океана маленького городка.
Какие препятствия встают между ним и его целями?
- Препятствие №1. Тело местной девушки выбрасывает на берег. Броуди должен разгадать тайну её смерти.
- Препятствие №2. Выясняется, что виновником смерти девушки, вероятно, была акула. Теперь Броуди сталкивается с политикой города накануне туристического сезона.
- Препятствие №3. На глазах у всех акула убивает мальчика, и Броуди вынужден что-то предпринять, продолжая лавировать в политике городка.
- Препятствие №4. Пойманная местными акула — не та, что убила уже двоих, Броуди должен объединиться с океанографом и капитаном рыбацкой лодки, чтобы найти и убить настоящую акулу.
- Препятствие №5. Отправившись в море, они обнаруживают, что акула представляет гораздо большую угрозу, чем они могли вообразить. Их план ослабить её и вытянуть на поверхность при помощи бочек снова и снова проваливается.
- Препятствие №6. Акула атакует и выводит лодку из строя, заставляя её тонуть. Броуди остаётся сражаться с ней один на один на поверхности океана.
Как видите, существует множество разных препятствий, с которыми пришлось столкнуться Броуди, не говоря уже о его внутренних преградах, которые он тоже должен преодолеть к финалу.
С какими типами препятствий могут столкнуться персонажи?
В примере с «Челюстями» Броуди также пришлось столкнуться с внутренним препятствием, вызвавшим внутренний конфликт, который он должен был преодолеть помимо всех внешних препятствий — его страх воды.
Ирония отлично работает в кино. Мужчина со страхом воды, переезжающий жить на остров... И эта ирония создаёт внутренний конфликт, потому что ему нужно не только найти и победить гигантскую белую акулу, но и справиться со своим страхом воды.
Итак, с какими различными типами препятствий могут столкнуться персонажи в сценарии?

«Игра в кальмара»
1. Физические препятствия
Будь то акула, торнадо, буря, монстр, гора, лабиринт, гонка, спортивный матч или любая другая угроза — физические препятствия это то, что мы и персонаж можем увидеть, почувствовать и потрогать.
Физические препятствия чаще встречаются в более динамичных историях — приключениях, боевиках, хоррорах, квестах и т.д. Но их можно встроить в любой жанр, и они не всегда должны быть главным конфликтом истории. Иногда это могут быть просто дополнительные трудности на пути героя.
2. Интеллектуальные препятствия
Детективы, приключения и квесты часто показывают персонажей, которым нужно разгадывать загадки или тайны, чтобы продвигаться дальше. Но, как и физические препятствия, интеллектуальные можно встроить в любую историю или жанр. Это те испытания, где герой должен использовать ум, опыт, мудрость и знания, чтобы преодолеть внутренние и внешние трудности.
3. Препятствия в виде тикающих часов
Ещё один эффективный приём связан со временем — тикающие часы, заставляющие героя преодолеть препятствие в ограниченный срок. Такой приём сразу повышает ставки, добавляет дополнительный уровень конфликта — давление времени. Это резко увеличивает напряжение и саспенс любой истории.
4. Социальные, политические и культурные препятствия
Религиозный герой, проходящий испытание веры. Политик, старающийся остаться честным в условиях интриг. Учитель, обвинённый в недопустимой связи с учеником и сталкивающийся с общественным осуждением.
Такие препятствия показывают, как герой сталкивается с конфликтами внутри сообщества — связанными с расой, религией, политикой, позором и т.д.
5. Эмоциональные препятствия
Здесь в игру вступает драма и развитие персонажа. Герои сталкиваются с внутренними трудностями, связанными с их эмоциональными реакциями на испытания.
- Герой, переживающий поражение.
- Трус, которому нужна смелость.
- Персонаж, потерявший близкого.
- Успешный человек, которого мучают сомнения и ощущение провала.
Эмоциональные препятствия могут быть основой драм и мелодрам, но их можно встроить в любой жанр для большей глубины. Именно они двигают арки персонажей и прекрасно работают в боевиках, фантастике, комедиях, хоррорах, триллерах и т. д.
6. Моральные и этические препятствия
Развивая идею конфликта через препятствия, моральные и этические испытания — ключ к созданию ярких арок персонажей, на фоне любых других трудностей, с которыми они сталкиваются.
Эти препятствия могут быть как маленькими акцентами в сюжете, так и крупными темами истории.
7. Препятствия, связанные со здоровьем и физическим состоянием
Будь то физическое или психическое здоровье, такие препятствия создают и внутренний, и внешний конфликт, двигая и сюжет, и развитие персонажей.
- Моя левая нога
- Форрест Гамп
- Игры разума
- Покидая Лас-Вегас
- Рождённый четвёртого июля
- Вселенная Стивена Хокинга
- Чудо
- CODA: Ребёнок глухих родителей
- Человек дождя
- Арахисовый сокол
Эти (и многие другие) фильмы показывают героев, которые сталкиваются с проблемами здоровья и физическими ограничениями, преодолевают их и находят в них источник силы. Именно это рождает выдающиеся внутренние и внешние конфликты.
Что такое сценарий, основанный на препятствиях?

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Теперь, когда мы обсудили основы того, что такое препятствия и как они создают конфликт в истории, можно углубиться в то, как использовать эти эффективные инструменты сценарного мастерства, чтобы писать более захватывающие, увлекательные и динамичные сценарии, на которые обратят внимание.
Термин «основанный на препятствиях» часто обсуждают, но при этом определяют по-разному.
Что значит «основанный на препятствиях»?
Герою постоянно мешают, и история развивается через то, как он с ними справляется.
Многие считают, что такие сценарии меньше связаны с внутренней аркой и развитием героя, и больше — с динамикой, возникающей из-за того, как персонажи преодолевают физические и внешние препятствия.
- Индиана Джонс
- Миссия: невыполнима
- Джеймс Бонд
- Парк Юрского периода
- Одиннадцать друзей Оушена
- Пила
- Форсаж
- Звёздные войны
Эти франшизы строятся вокруг историй, основанных на препятствиях, где сами препятствия так же важны, как и то, как герои их преодолевают.
Термин «основанный на препятствиях» обычно подразумевает, что сценарий больше про зрелищный аттракцион, а не про драму и внутреннюю трансформацию.
Однако можно возразить, что сценарии, основанные на препятствиях, вполне могут использовать и другие типы препятствий, о которых мы говорили, создавая и зрелищный, и эмоциональный опыт. Но чаще всего, когда в индустрии говорят о таком сценарии, имеют в виду именно «аттракцион» с визуальными эффектами и напряжённым действием.
Иногда зрителю просто хочется посмотреть фильм, который увлечёт его в захватывающее и адреналиновое путешествие, где герои сталкиваются с почти непреодолимыми преградами.
Как писать сценарий, основанный на препятствиях?

«Миссия невыполнима: Финальная расплата
Ставьте больше препятствий своим главным героям. Звучит легко, правда? Но волшебство в том, как это делать.
Вот несколько профессиональных советов:
- Начните с вводного препятствия, которое сразу захватит внимание.
- Коротко покажите героя в его «обычном мире», чтобы мы поняли, как препятствия перевернут его жизнь.
- Когда кажется, что герой справляется с первым серьёзным препятствием, введите неожиданный поворот, из-за которого он терпит поражение и вынужден пересобраться.
- Как только он находит способ адаптироваться, обрушьте на него эскалирующие препятствия, повышающие ставки.
- Дайте ему новое знание или открытие, которое даст шанс преодолеть очередную преграду.
- В момент, когда он использует это знание, добавьте ещё один твист и доведите героя до отчаяния, когда надежда почти потеряна.
- Затем дайте ему возможность всё преодолеть.
- Повторяйте это каждые несколько страниц, чтобы герой постоянно сталкивался с эволюционирующими препятствиями.
И вот здесь можно использовать любые типы препятствий — и внешние, и внутренние, чтобы сделать опыт зрителя максимально сильным.
Чем больше конфликтов, тем увлекательнее сценарий.
Избегайте повторов и случайных препятствий. Каждое препятствие должно быть прямым следствием центрального конфликта истории. Поэтому используется термин «эволюционирующий конфликт» или «эволюционирующее препятствие». Всё должно логично вытекать из предыдущих событий.