Пародии возвращаются: чему сценаристы могут научиться у перезапуска «Голого пистолета»

Некоторые жанры кино никогда не выходят из моды. Триллеры и боевики, например, остаются вечными фаворитами, стабильно привлекая зрителей как в кинотеатры, так и на стриминги. Другие жанры, напротив, то исчезают, то вновь возвращаются в моду.
Возьмём вестерн: когда-то считавшийся мёртвым, он громко вернулся к жизни в начале 1990-х благодаря таким критическим и коммерческим хитам, как «Танцы с волками» и «Непрощённый», за которыми последовали «Тумстоун», «Уайатт Эрп» и «Быстрый и мёртвый». Затем жанр снова затих — пока Тейлор Шеридан не возродил интерес своим успешным «Йеллоустоуном».

«Голый пистолет» (2025)
Что такое пародия?
Это самоироничные комедии, которые пародируют приёмы и клише более серьёзных жанров. Они умные, дерзкие и часто невероятно смешные — если сделаны правильно.
Прошло более 20 лет с момента выхода последнего успешной пародии в кино, но в 2025-м их будет сразу два: «Голый пистолет» и «Это – Spinal Tap 2: Конец продолжается (2025)». «Голый пистолет» (2025) станет наследственным сиквелом оригинальной трилогии с Лесли Нильсеном. В новой версии историю продолжает лейтенант Фрэнк Дребин-младший в исполнении Лиама Нисона — сын легендарного персонажа Нильсена.
Ниже мы разбираем «Голый пистолет» и то, что делает его успешной пародией.
В чём секрет пародии?
Оригинальный материал как источник вдохновения
Главное условие хорошей пародии — узнаваемые тропы жанра, которые зрители легко считывают и воспринимают в комедийном ключе. «Голый пистолет» изначально был недолго просуществовавшим сериалом «Полицейский отряд», созданным Джимом Абрахамсом, Джерри Цукером и Дэвидом Цукером (авторы «Аэроплана»).
«Полицейский отряд» пародировал полицейские процедуры, популярных на ТВ того времени. В формате получасового шоу проект не сработал, но спустя несколько лет, стал хитом в кино. В фильме двое детективов расследуют покушение на коллегу и в итоге выходят на заговор по убийству королевы Англии.
«Голый пистолет» использует массу тропов полицейских и криминально-заговорческих фильмов, превращая их в комедию: детектив, целиком живущий службой, загадочная женщина, нуждающаяся в его помощи, разношёрстные персонажи, от которых он добывает информацию, масштабный заговор и т.д.
Примеры других пародий и их источники вдохновения:
- «Космические яйца» — «Звёздные войны»
- «Аэроплан» — фильмы-катастрофы 1970-х
- «Очень страшное кино» — сначала подростковые хорроры, затем и другие поджанры ужасов в сиквелах
- «Страх высоты» — триллеры Альфреда Хичкока
- «Горячие головы» — «Лучший стрелок»
Диалоги, сыгранные с серьёзным лицом
Ещё один важный элемент пародийного кино — это диалоги. Они могут звучать абсолютно серьёзно, но в контексте фильма и устами конкретного персонажа превращаются в шутку, от которой невозможно не рассмеяться.
Фон как источник комедии
Пародии живут за счёт фоновых гэгов и многослойного визуального юмора. Например, в перезапуске «Голого пистолета», когда Эд Хоккен-младший (Пол Уолтер Хаузер) сообщает Дребину, что их подразделение «Полицейский отряд» закрывают, на заднем плане в этот момент вешают баннер магазина Spirit Halloween — тонкая визуальная шутка, добавляющая абсурдности.
Подобный юмор использовался и в других фильмах. Например, в последнем перезапуске «Супермена» (2025), где герой спокойно сидит у себя в квартире и разговаривает с Лоис Лейн, в то время как за окном идёт грандиозная битва с Лигой справедливости — и они едва обращают на это внимание.
5 примеров пародий, которые стоит посмотреть
1. «Космические яйца»

Сценарий: Мел Брукс, Томас Михэн и Ронни Грэм. Режиссёр: Мел Брукс.
Эта космическая опера/вестерн высмеивает всё, что связано со «Звёздными войнами». Брукс, автор культовых комедий «Сверкающие седла», «Продюсеры» и «Молодой Франкенштейн», получил личное разрешение Джорджа Лукаса на пародию франшизы — с условием, что главный герой не будет одет как Хан Соло. Поэтому Брукс нарядил его в костюм Индианы Джонса.
Помимо «Звёздных войн» досталось и другим культовым фильмам: «Планете обезьян», «Волшебнику страны Оз» и «Лоуренсу Аравийскому».
2. «Горячие головы»

Сценарий: Джим Абрахамс, Пэт Профт. Режиссёр: Джим Абрахамс.
Абрахамс был частью трио, создавшего «Аэроплан», а вместе с Пэтом Профтом участвовал и в «Голом пистолете». «Горячие головы» делают мишенью «Лучшего стрелка», превращая всё в повод для смеха: от воздушных боёв до нелепых смертей, включая пародийную романтическую монтажную сцену.
Фильм не только высмеивает военные драмы, но и задевает политику, «Рокки» и «Супермена».
3. «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил»

Сценарий: Майк Майерс. Режиссёр: Джей Роуч.
Майк Майерс придумал этого эксцентричного британского шпиона, чтобы пародировать фильмы о Джеймсе Бонде 60–70-х и атмосферу «свингующих» 60-х. Сам Майерс сыграл и героя Остина Пауэрса, и злодея Доктора Зло (отсылка к бондианским врагам вроде Блофельда и Доктора Ноу). В фильме есть даже персонаж по имени Бэзил Экспозишн, чья функция — объяснять сюжет зрителю.
«Остин Пауэрс» породил несколько сиквелов, массу цитируемых шуток и стал классикой костюмов на Хэллоуин. Сюжет намеренно гипертрофировал штампы шпионских историй, особенно из «бондианы»: эксцентричные злодеи, безумные планы, запутанные линии. Главный источник комедии — сам герой, сексистский шпион из 60-х, который «разморозился» в 90-е и никак не мог адаптироваться к новой политкорректной культуре.
4. «Очень страшное кино»

Сценарий: Шон Уэйанс, Марлон Уэйанс, Бадди Джонсон, Фил Бомэн, Джейсон Фридберг, Аарон Селцер. Режиссёр: Кинен Айвори Уэйанс.
Конец 90-х был наводнён молодёжными фильмами-слэшерами: «Крик», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». После того как братья Уэйанс заявили о себе пародией «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале», их следующим хитом стала сатира на хорроры.
«Очень страшное кино» обыграло все тропы жанра — от «Пятницы 13-е» и «Хэллоуина» до рекламы Budweiser. Сюжет строится вокруг группы подростков, сбивших человека и избавившихся от тела («Я знаю, что вы сделали прошлым летом»), а через год их начинает преследовать и убивать маньяк в маске («Крик»).
5. «Влюблённые глаза» (2025)

Сценарий: Филип Мёрфи, Кристофер Лэндон, Майкл Кеннеди. Режиссёр: Джош Рубен.
Хотя это не совсем пародия, «Влюблённые глаза» высмеивает романтические комедии в стиле Hallmark, помещая их в контекст слэшера. Фильм работает как пародия, так как активно использует штампы жанра — «случайные встречи», «почти поцелуи» — и затем переворачивает ожидания зрителя.
Несмотря на то что это хоррор, легко представить, как его идеи можно было бы превратить в полноценную пародию. «Влюблённые глаза» — отличный пример того, как можно использовать жанровые клише в непривычной форме.
С учётом опыта режиссёра Акивы Шаффера, неудивительно, что именно его выбрали для нового «Голого пистолета». Шаффер прославился как часть комедийного трио The Lonely Island (вместе с Энди Сэмбергом и Джормой Такконе), создавая абсурдные скетчи для Saturday Night Live. Позже он снял ироничный мюзикл «Поп-звезда: Не переставай, не останавливайся» — сатиру на поп-индустрию.
Интерес к пародиям у него личный и давний: с детства он смотрел «Совершенно секретно!» на ночёвках, а «Космические яйца» успел увидеть раньше «Звёздных войн». Его юмор всегда строился на пародии и абсурде. Можно сказать, что вся его карьера готовила его к работе над «Голым пистолетом».
Теперь, с Шаффером во главе, видно, что пародийные фильмы возвращаются. После долгого спада и провалов жанра перезапуск «Голого пистолета» обещает новое дыхание: умные, многослойные пародии от режиссёров, которые понимают механику классической комедии и чувствуют культурный ритм сегодняшнего дня.
Для сценаристов и любителей комедии пародия больше не реликт прошлого — она снова актуальна.