Как сценаристу зарабатывать деньги: 5 практических советов

Джим Эгнью — режиссёр, сценарист и продюсер. Он работал с Дарио Ардженто, а в его сценариях снимались обладатели «Оскара» Эдриен Броуди и Николас Кейдж.
Но в начале он целый год копил деньги, чтобы полностью посвятить себя сценарному делу, и уже второй сценарий принёс ему гонорар.
Джим поделился советами по сценарному делу, которые вы вряд ли слышали раньше. Вот его главные рекомендации тем, кто хочет зарабатывать писательством.
1. Будьте реалистами в отношении своей цели
Эгнью сразу говорит о том, чего многие новички стараются не думать.
«Нужно быть реалистом. Нужно понимать шаги. Какова твоя конечная цель? Хочешь, чтобы фильм сняли? Это маленькое кино? Какого оно жанра? Ты пишешь студийный сценарий или камерную историю, которую можно снять за полмиллиона долларов?» — сказал он.
Начинать с масштабного студийного блокбастера значит сразу попасть в самую трудную лигу.
«Если это фильм уровня Джона Уика, значит, продавать его придётся через студийную систему. В неё очень сложно пробиться, пока ты не на определённом уровне. Такое бывает, но чаще всего приходится идти постепенно. И внезапно ты не претендуешь на работу по написанию фильмов за $100 миллионов».
Понимай, в какой игре участвуешь, и строй план соответственно.
2. Постоянно улучшайте мастерство
«Мой совет — просто продолжать работать. Но именно над мастерством, потому что многие этого не делают. Они не тратят время на переписывание и обучение. Напишут один сценарий и думают: "Ну вот, мир, держи!" Вот почему ничего не получается, а потом они расстраиваются».
Жёсткая правда: большинство первых сценариев недостаточно хороши. Эгнью подчёркивает важность написания нескольких работ и постоянного роста.
Обращайте внимание на объём — редактируйте и сокращайте. «Никто не должен писать сценарий длиннее 115 страниц, если только он не Квентин Тарантино или Пол Томас Андерсон», — говорит Эгнью. Большинство студийных сценариев — 105-110 страниц.
3. Нужно быть в игре
География имеет значение, и Эгнью не сглаживает углы.
«Быть в Лос-Анджелесе — это реально важно. К сожалению, сложно стать профессиональным сценаристом, если ты, скажем, в Миссури. Многие связи и встречи происходят именно здесь», — сказал он.
Один из прорывов произошел благодаря случайной встрече.
«Я встретил подругу-продюсера в Coffee Bean. Мы давно не виделись, и она спросила: “Над чем работаешь?” Я ответил: “Есть одна зомби-история”. Она сказала: “Позвони позже”. А потом нам наняли, чтобы мы написали сценарий для крупной компании».
С тех пор индустрия немного изменилась, но принцип остался — связи важны. Посещай кинофестивали как гость или волонтёр. Общайся в местных сообществах сценаристов и кинематографистов. Возможности есть везде.
4. Ограничьте время на написание сценария
Эгнью описывает свой режим как ограниченный и структурированный.
«Я пишу где-то 3-4 часа. После четырёх часов отдача падает. Это не значит, что в остальное время я не думаю о сценарии. Но физически сидеть за клавиатурой больше четырёх часов нет смысла. Ты не в форме. Зачем продолжать писать?»
Вместо этого он делает упор на подготовку.
«Когда я пишу, я не трогаю клавиатуру, пока не продумаю весь первый акт и поворот второго. Тогда могу сесть и за день выдать 20 страниц. Но перед этим две-три недели думаю и расписываю основные точки».
Работай умнее, а не дольше.
5. Будьте терпеливыми
Главный совет Эгнью — серьёзно относиться к делу.
«Если ты решительно настроен и готов 10 лет тяжело работать, то сможешь чего-то добиться. Сможешь снимать фильмы. Сможешь жить этим, но придётся реально пахать».
Это та самая временная перспектива, о которой он говорит. Но для тех, кто готов вкладываться, учиться и строить стратегию — всё реально. Просто не жди мгновенного успеха. Продолжай идти вперёд!