Что такое тема фильма и как её использовать в сценарии
Тема — это скрытое послание или более крупная идея, которую выражает произведение. Темы в историях часто связаны с моралью или тем выводом, который читатель делает из происходящего в сюжете. Однако тема иногда может просто отражать некую правду или наблюдение о жизни и обществе безо всяких оценок.
Думайте о теме как о глубинном течении истории, которое работает параллельно с сюжетом:
Сюжет — это то, о чём история на поверхности.
Тема — это то, о чём история внутри, под поверхностью.
В конечном счёте, тема — это то, о чём история на самом деле. И чем больше людей откликаются на это выражение, тем сильнее история влияет на них.
Как найти тему в истории
Если вы хотите понять, как найти тему в истории, подумайте о музыке. В музыкальной теории тема — это мелодический отрывок, который повторяется и возвращается на протяжении произведения. Например, в фильмах «Звёздные войны» «Имперский марш» одновременно является темой Дарта Вейдера и часто звучит, когда он появляется на экране. Повторяющиеся темы в саундтреках обычно указывают на конкретного персонажа или событие.
Точно так же тема в повествовании периодически проявляется в истории разными способами: через повторяющиеся ситуации, обсуждения персонажами (иногда прямо, иногда косвенно), арки героев, которые подчёркивают её, и так далее.
Если событие или момент в истории заставляет вас задуматься о более широкой идее, выходящей за рамки сюжета, значит, вы, скорее всего, нашли её тему.
Может ли у истории быть больше одной темы?
Да, у истории может быть несколько тем, и более амбициозные и сложные произведения часто их содержат. Иногда даже история с относительно простым сюжетом может затрагивать несколько тем. Это часто хороший приём: когда читатель не перегружен сложностями сюжета, его внимание открыто для более глубоких интерпретаций.
Несмотря на то что «Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда — это короткий роман, больше сосредоточенный на персонажах, чем на сюжете, он затрагивает разные темы: американская мечта, возвращение к прошлому, классовое расслоение и др. На протяжении всего романа беспечность и привилегированность богатых персонажей Тома и Дейзи Бьюкенен постоянно выходят на первый план — через их слова или поступки. Это заставляет читателя задуматься не только о них как о людях, но и о социальном классе в целом.
Сюжет и тема могут идти параллельно, но не всегда совпадают. В одних историях акцент слишком сильно сделан на сюжет, и тогда не хватает глубины тем. В других, наоборот, упор на тему приводит к «дырам» в сюжете. Идеальная история не только содержит несколько тем, но и умеет гармонично их сбалансировать с развитием сюжета.
Что такое тема в кино?
Принципы, описанные выше для романа, рассказа или театральной пьесы, также применимы в кино и на телевидении. Каждый раз, когда «Великий Гэтсби» экранизируют, он обычно исследует те же темы, что и роман, и даже использует похожие приёмы. Однако, поскольку кино — это визуальное и звуковое искусство, здесь есть дополнительные способы передать тему, например через образы и музыкальные акценты.
В фильме Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь» основной темой является контроль против хаоса. Это противопоставление олицетворяют Бэтмен (контроль) и Джокер (хаос). В нескольких сценах Джокер произносит реплики, напрямую выводящие эту тему на поверхность, но она также выражена в контрасте их внешности, настроения, манеры поведения и методов. Брюс Уэйн, человек за маской Бэтмена, часто пребывает в депрессии, потому что не может контролировать хаос вокруг. Джокер же наслаждается анархией и хаосом, которые создаёт. Когда Бэтмен борется с преступностью, он действует методично и чётко. Когда Джокер совершает преступление — хаотично и по наитию. Это противостояние отражается и в третьем персонаже: Харви Дент (Двуликий) становится своеобразным полотном для философского конфликта Бэтмена и Джокера.
Иногда фильм может содержать несколько тем, которые переплетаются друг с другом. В «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино темы мужской дружбы, угасания славы и конца эпохи переплетаются в каждой сцене, где взаимодействуют Рик Далтон и Клифф Бут. Когда они расходятся и общаются с другими персонажами, часть этих тем сохраняется (например, угасание славы и конец эпохи), а появляются и новые: сила кино, память, проявление смелости и стойкости в испытаниях.
Как уже сказано, благодаря своей природе кино идеально подходит для исследования темы и является важнейшей составляющей киноповествования.
Главные темы в кино
Темы, которые может исследовать ваш сценарий, не имеют ограничений, и по мере того как культура развивается, появляются новые идеи и вопросы. Тем не менее есть набор тем, которые снова и снова появляются в фильмах, потому что они универсальны и легко адаптируются к меняющемуся времени.
Хотя некоторые темы чаще встречаются в определённых жанрах, все приведённые ниже достаточно широки, чтобы появляться в фильмах разных видов. И, как уже отмечалось, история может содержать несколько тем, поэтому любые из этих тем могут сочетаться друг с другом, если подходят вашему повествованию.
10 главных тем в кино:
1. Человеческая связь
«Дневник памяти»
Возможно, это самая сильная тема, потому что она связана с одним из наших глубочайших человеческих желаний. Поэтому потребность в человеческой связи снова и снова появляется в фильмах. Чаще всего её можно встретить в романтических комедиях и драмах, но она также есть в любом фильме, где есть любовная история или сюжет о дружбе и братстве.
Примеры: «Тельма и Луиза», «Бессонница в Сиэтле», «Дневник памяти».
2. Добро против зла
«Звёздные войны»
Часто встречается в боевиках, приключенческих фильмах или триллерах/хоррорах. Добро против зла — довольно стандартная, но всё ещё рабочая тема. В реальной жизни мы не всегда можем наказать злых и разрушительных людей, но в кино мы видим, как хорошие персонажи сражаются с плохими и, в большинстве популярных фильмов, побеждают в конце (хотя современные зрители ждут от злодея большей глубины, чем просто ярлык «зло»).
Примеры: «Звёздные войны», «Молчание ягнят», «Властелин колец».
3. Месть
«Убить Билла»
Очень заметная тема в боевиках и триллерах. Зрителям нравится смотреть, как герой, которому причинили зло, расправляется с обидчиком. Часто эта тема связана и со злодеем, который жаждет возмездия любой ценой. Так что будь то герой, злодей или антигерой — если у вас есть персонаж, движимый жаждой мести, это почти наверняка увлечёт зрителя.
Примеры: «Убить Билла», «007: Координаты „Скайфолл“», «Джон Уик».
4. Искупление
«Гран Торино»
Можно сказать, противоположность мести — это стремление к искуплению, и это чрезвычайно популярная тема среди актёров, потому что она создаёт сильную и убедительную драматическую дугу. Если вашему герою нужно искупление, значит, он сделал что-то в прошлом, о чём жалеет, или у него есть проблемные черты характера — это делает роль более многослойной и интересной. Поэтому дуги искупления встречаются почти во всех жанрах, но чаще всего — в драмах, трагикомедиях и фильмах, сосредоточенных на персонажах.
Примеры: «Список Шиндлера», «День сурка», «Гран Торино».
5. Власть и коррупция
«Нефть»
Обратная сторона искупления — это персонаж, которого развращает власть. Чаще всего эта тема связана со злодеями или институтами, против которых борется герой. Но её можно найти и в трагических историях, где сам главный герой идёт по пути падения. Мы наблюдаем его постепенное «падение с пьедестала», которое разрушает жизни окружающих и приводит самого персонажа к трагически ироничному финалу. Эта тема встречается почти во всех жанрах, особенно в фильмах о преступлениях, бизнесе и политике.
Примеры: «Лицо со шрамом», «Месть ситхов», «Нефть».
6. Cтановление личности
«Лакричная пицца»
Эта тема сосредоточена на молодом персонаже, который проходит через определяющий опыт или период жизни, формирующий его как личность и задающий траекторию, отличную от той, по которой он шёл изначально. Эта тема часто встречается в фильмах с юными героями: подростковых комедиях и драмах о детстве или взрослении.
Примеры: «Выпускник», «Рискованный бизнес», «Лакричная пицца».
7. Человек против природы
«Челюсти»
У этой темы есть целый поджанр: триллеры о выживании. Но в целом любой фильм, где человек пытается преодолеть природные препятствия, будь то хищные животные или суровая среда — полностью погружается в тему «человек против природы».
Примеры: «Челюсти», «Выживший», «Меланхолия».
8. Человек против технологий
«Матрица»
Противоположность теме «человек против природы» — это «человек против технологий». Это всегда было популярным приёмом в научной фантастике, но с ростом нашей зависимости от технологий в повседневной жизни такие фильмы будут появляться всё чаще. Многие ощущают, что заключили фаустовскую сделку с технологиями: они делают жизнь проще, но мы не до конца им доверяем. Именно поэтому эта тема так сильно откликается зрителям.
Примеры: «Терминатор», «Матрица», «М3ГАН».
9. Личность против общества
«Бойцовский клуб»
Нам нравится болеть за аутсайдеров, и что может быть более неравным боем, чем человек против общества? Причём не против отдельной его части, а против всего общества целиком! Многие из нас чувствуют себя беспомощными, как будто противостоят целой системе, которая работает в интересах небольшой группы элиты. Поэтому мы радуемся, когда кто-то идёт против общественных норм и осмеливается бросить вызов большим силам, управляющим нашей жизнью (пусть даже этот герой — проблемный антигерой). Эта тема особенно популярна в криминальных драмах и антиутопической научной фантастике.
Примеры: «Таксист», «Бойцовский клуб», «Голодные игры».
10. Настойчивость
«Рокки»
Из-за многих вышеперечисленных трудностей нам иногда нужно вдохновение, чтобы продолжать идти вперёд, особенно в тяжёлые времена. Вот почему так много зрителей эмоционально откликаются на фильмы с темой настойчивости. Чаще всего они встречаются в драмах об аутсайдерах или героях-неудачниках, и именно поэтому эта тема может оказывать на аудиторию очень сильное воздействие.
Примеры: «Рокки», «Изгой», «В погоне за счастьем».
Как создать тему
Когда вы хотите придумать тему или несколько тем для сценария, погрузитесь глубже в историю — ниже уровня сюжета и поверхностных черт персонажей. Задайте себе вопросы: какова эмоциональная линия вашего героя? Чего он хочет и как это противоречит его текущему состоянию жизни? Какие препятствия мешают ему добиться желаемого? Являются ли эти препятствия такими же, с которыми сталкиваются и другие люди в нашем обществе?
Персонаж и история всегда должны быть переплетены, независимо от жанра сценария. В конечном итоге тема — это идея, которая проявляется через взаимодействие персонажа и сюжета. Поэтому чем больше вы будете мыслить таким образом, тем проще станет придумывать и раскрывать темы.
Тема — это не только важная часть сценарного мастерства и способ расширить идеи за пределы сюжета или характеров. Это ещё и возможность заставить зрителя задуматься над тем, что вы написали. Поэтому при составлении плана сценария учитывайте, какие темы лучше всего подходят вашей истории и героям. Чем глубже вы будете работать с темами, тем больше будете расти как сценарист и рассказчик.
3 лучших совета сценаристам и писателям от Хантера С. Томпсона
Хантер С. Томпсон — один из самых ярких рассказчиков. У него был мощный голос, безумная жизнь, а его работы втягивали нас в миры, куда мы сами не решились бы зайти.
У него была огромная личность, он написал так много значимых вещей, что сегодня я хочу разобрать несколько писательских советов, которые каждый может почерпнуть из его наследия.
Поехали.
Как преодолеть творческий кризис: 7 действующих способов для писателей и сценаристов
Творческого кризиса не существует. Это не та страшилка, которой стоит бояться писателям. На самом деле это обобщённый термин для множества препятствий, с которыми каждому автору приходится сталкиваться, справляться и подстраиваться под них в процессе работы.
Любой автор, который ощущал на себе этот давящий груз и считал его таинственным «творческим блоком», может выдохнуть: больше не нужно быть его жертвой.
Чтобы справиться с проблемой, важно понять её со всех сторон. Если вы сталкиваетесь с творческим блоком или хотите его избежать, разберитесь, что это такое, что его вызывает и как остановить, прежде чем он возьмёт над вами верх.
С этой мыслью мы предлагаем вам семь способов распознать и предотвратить то, что многие по привычке называют пугающим «творческим блоком».
5 советов для писателей, которые ломают стереотипы
Ли Чайлд написал десятки бестселлеров, по которым сняли два фильма с Томом Крузом и популярный сериал Джек Ричер. Для сценаристов его путь должен стать источником вдохновения. Чайлд опубликовал свой первый роман только в 40 лет, после увольнения с работы на телевидении.
Его опыт в ТВ включал написание рекламных роликов, новостей и трейлеров в условиях жестких дедлайнов. Это дало ему творческое чутьё, которое пригодилось как в романах, так и в их экранизациях. Это лишний раз доказывает, что навыки из одной сферы часто усиливают другую, а понимание структуры истории делает вас лучше в любом виде письма.
Вот чему мы можем научиться у талантливого автора.
6 вопросов, которые выявляют слабый сценарий и помогают его исправить
Писатели часто влюбляются в стильные детали — умную идею, мрачную атмосферу, яркую реплику. Но если спросить «О чем эта история на самом деле?», чаще всего тишина или расплывчатый монолог о «человеческой природе».
Гленн Герс, практикующий сценарист, разработал фильтр из шести вопросов. Они не делают историю лучше, а показывают, есть ли она вообще. Эти вопросы выявляют глубокие структурные проблемы и помогают понять, жив ли ваш сюжет. Давайте их рассмотрим.
Как сценаристу использовать ностальгию
Сейчас ностальгируют не только миллениалы. Эпоха Y2K снова стала весёлой и модной среди поколения Z. Неудивительно, что это проникло и в Голливуд в виде ремейков, перезапусков и сиквелов проектов из нашего детства.
На подходе — «Чумовая пятница», «Дневники принцессы 3», «Играй как Бекхэм 2». Уже вышли новые части франшиз «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Лило и Стич», «Каратэ-пацан» и «Бриджит Джонс».
Ностальгия — не новость. Но как она может помочь в сценарном мастерстве?
Как создать персонажей, которых полюбит ваша аудитория: советы сценаристам
Создание персонажей, с которыми зритель может себя ассоциировать, делает историю по-настоящему запоминающейся. Люди любят героев, которые кажутся живыми и настоящими. Питер Паркер — обычный человек со своими проблемами: учёба, семья, финансовые трудности. Именно эти человеческие черты вызывают сочувствие и притягивают внимание.
Персонажи, близкие нам по духу, заставляют нас чувствовать себя понятыми и дают историям глубину, благодаря которой мы возвращаемся к ним снова и снова.
Единственный совет для сценариста, который действительно имеет значение
Забудьте все правила и сосредоточьтесь только на одном. Я штатный сценарист No Film School и написал тысячи статей о писательстве. Но эта — самая важная.
Я работаю в Голливуде уже 13 лет и разговаривал со множеством сценаристов и режиссёров, которые намного успешнее и талантливее меня.
И каждый раз, когда я прошу их дать совет — что они говорят начинающим авторам, да и писателям любого возраста — они отвечают одно и то же...
Питчинг в лифте: как за 30 секунд заинтересовать продюсера
У вас может быть отличный сценарий, но всё решает то, как вы его подадите. Питчинг в лифте — это умение рассказать о своей истории за 30–60 секунд так, чтобы зацепить продюсера или режиссёра.
Это может быть ваш единственный шанс — и, скорее всего, он будет коротким. Именно поэтому навык питчинга важен для сценариста.
В этой статье поговорим о том, как подготовиться к питчингу, и поделимся шаблоном, который поможет представить вашу историю грамотно, кратко и уверенно.
Пятиактная структура сценария: как создавать захватывающие сценарии для кино и ТВ
Пятиактная структура — это модель построения увлекательных сценариев, позволяющая глубже исследовать сюжет по сравнению с трехактной структурой.
Этот формат подходит для сложных характерных дуг и многослойных сюжетов. Понимание пятиактной структуры помогает авторам создавать захватывающие сценарии с глубокой драматургией.
Идеальный финал: как грамотно завершить сценарий фильма или сериала
Закончить сценарий — одна из самых сложных задач для автора. Ведь именно финал запоминается зрителям и часто определяет успех истории. В этой статье разберём, как грамотно завершить фильм или пилот сериала, чтобы оставить сильное впечатление и заинтересовать продюсеров.