Что такое тема фильма и как её использовать в сценарии

Тема — это скрытое послание или более крупная идея, которую выражает произведение. Темы в историях часто связаны с моралью или тем выводом, который читатель делает из происходящего в сюжете. Однако тема иногда может просто отражать некую правду или наблюдение о жизни и обществе безо всяких оценок.
Думайте о теме как о глубинном течении истории, которое работает параллельно с сюжетом:
Сюжет — это то, о чём история на поверхности.
Тема — это то, о чём история внутри, под поверхностью.
В конечном счёте, тема — это то, о чём история на самом деле. И чем больше людей откликаются на это выражение, тем сильнее история влияет на них.

Как найти тему в истории
Если вы хотите понять, как найти тему в истории, подумайте о музыке. В музыкальной теории тема — это мелодический отрывок, который повторяется и возвращается на протяжении произведения. Например, в фильмах «Звёздные войны» «Имперский марш» одновременно является темой Дарта Вейдера и часто звучит, когда он появляется на экране. Повторяющиеся темы в саундтреках обычно указывают на конкретного персонажа или событие.
Точно так же тема в повествовании периодически проявляется в истории разными способами: через повторяющиеся ситуации, обсуждения персонажами (иногда прямо, иногда косвенно), арки героев, которые подчёркивают её, и так далее.
Если событие или момент в истории заставляет вас задуматься о более широкой идее, выходящей за рамки сюжета, значит, вы, скорее всего, нашли её тему.

Может ли у истории быть больше одной темы?
Да, у истории может быть несколько тем, и более амбициозные и сложные произведения часто их содержат. Иногда даже история с относительно простым сюжетом может затрагивать несколько тем. Это часто хороший приём: когда читатель не перегружен сложностями сюжета, его внимание открыто для более глубоких интерпретаций.
Несмотря на то что «Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда — это короткий роман, больше сосредоточенный на персонажах, чем на сюжете, он затрагивает разные темы: американская мечта, возвращение к прошлому, классовое расслоение и др. На протяжении всего романа беспечность и привилегированность богатых персонажей Тома и Дейзи Бьюкенен постоянно выходят на первый план — через их слова или поступки. Это заставляет читателя задуматься не только о них как о людях, но и о социальном классе в целом.
Сюжет и тема могут идти параллельно, но не всегда совпадают. В одних историях акцент слишком сильно сделан на сюжет, и тогда не хватает глубины тем. В других, наоборот, упор на тему приводит к «дырам» в сюжете. Идеальная история не только содержит несколько тем, но и умеет гармонично их сбалансировать с развитием сюжета.

Что такое тема в кино?
Принципы, описанные выше для романа, рассказа или театральной пьесы, также применимы в кино и на телевидении. Каждый раз, когда «Великий Гэтсби» экранизируют, он обычно исследует те же темы, что и роман, и даже использует похожие приёмы. Однако, поскольку кино — это визуальное и звуковое искусство, здесь есть дополнительные способы передать тему, например через образы и музыкальные акценты.
В фильме Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь» основной темой является контроль против хаоса. Это противопоставление олицетворяют Бэтмен (контроль) и Джокер (хаос). В нескольких сценах Джокер произносит реплики, напрямую выводящие эту тему на поверхность, но она также выражена в контрасте их внешности, настроения, манеры поведения и методов. Брюс Уэйн, человек за маской Бэтмена, часто пребывает в депрессии, потому что не может контролировать хаос вокруг. Джокер же наслаждается анархией и хаосом, которые создаёт. Когда Бэтмен борется с преступностью, он действует методично и чётко. Когда Джокер совершает преступление — хаотично и по наитию. Это противостояние отражается и в третьем персонаже: Харви Дент (Двуликий) становится своеобразным полотном для философского конфликта Бэтмена и Джокера.

Иногда фильм может содержать несколько тем, которые переплетаются друг с другом. В «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино темы мужской дружбы, угасания славы и конца эпохи переплетаются в каждой сцене, где взаимодействуют Рик Далтон и Клифф Бут. Когда они расходятся и общаются с другими персонажами, часть этих тем сохраняется (например, угасание славы и конец эпохи), а появляются и новые: сила кино, память, проявление смелости и стойкости в испытаниях.
Как уже сказано, благодаря своей природе кино идеально подходит для исследования темы и является важнейшей составляющей киноповествования.
Главные темы в кино
Темы, которые может исследовать ваш сценарий, не имеют ограничений, и по мере того как культура развивается, появляются новые идеи и вопросы. Тем не менее есть набор тем, которые снова и снова появляются в фильмах, потому что они универсальны и легко адаптируются к меняющемуся времени.
Хотя некоторые темы чаще встречаются в определённых жанрах, все приведённые ниже достаточно широки, чтобы появляться в фильмах разных видов. И, как уже отмечалось, история может содержать несколько тем, поэтому любые из этих тем могут сочетаться друг с другом, если подходят вашему повествованию.
10 главных тем в кино:
1. Человеческая связь

«Дневник памяти»
Возможно, это самая сильная тема, потому что она связана с одним из наших глубочайших человеческих желаний. Поэтому потребность в человеческой связи снова и снова появляется в фильмах. Чаще всего её можно встретить в романтических комедиях и драмах, но она также есть в любом фильме, где есть любовная история или сюжет о дружбе и братстве.
Примеры: «Тельма и Луиза», «Бессонница в Сиэтле», «Дневник памяти».
2. Добро против зла

«Звёздные войны»
Часто встречается в боевиках, приключенческих фильмах или триллерах/хоррорах. Добро против зла — довольно стандартная, но всё ещё рабочая тема. В реальной жизни мы не всегда можем наказать злых и разрушительных людей, но в кино мы видим, как хорошие персонажи сражаются с плохими и, в большинстве популярных фильмов, побеждают в конце (хотя современные зрители ждут от злодея большей глубины, чем просто ярлык «зло»).
Примеры: «Звёздные войны», «Молчание ягнят», «Властелин колец».
3. Месть

«Убить Билла»
Очень заметная тема в боевиках и триллерах. Зрителям нравится смотреть, как герой, которому причинили зло, расправляется с обидчиком. Часто эта тема связана и со злодеем, который жаждет возмездия любой ценой. Так что будь то герой, злодей или антигерой — если у вас есть персонаж, движимый жаждой мести, это почти наверняка увлечёт зрителя.
Примеры: «Убить Билла», «007: Координаты „Скайфолл“», «Джон Уик».
4. Искупление

«Гран Торино»
Можно сказать, противоположность мести — это стремление к искуплению, и это чрезвычайно популярная тема среди актёров, потому что она создаёт сильную и убедительную драматическую дугу. Если вашему герою нужно искупление, значит, он сделал что-то в прошлом, о чём жалеет, или у него есть проблемные черты характера — это делает роль более многослойной и интересной. Поэтому дуги искупления встречаются почти во всех жанрах, но чаще всего — в драмах, трагикомедиях и фильмах, сосредоточенных на персонажах.
Примеры: «Список Шиндлера», «День сурка», «Гран Торино».
5. Власть и коррупция

«Нефть»
Обратная сторона искупления — это персонаж, которого развращает власть. Чаще всего эта тема связана со злодеями или институтами, против которых борется герой. Но её можно найти и в трагических историях, где сам главный герой идёт по пути падения. Мы наблюдаем его постепенное «падение с пьедестала», которое разрушает жизни окружающих и приводит самого персонажа к трагически ироничному финалу. Эта тема встречается почти во всех жанрах, особенно в фильмах о преступлениях, бизнесе и политике.
Примеры: «Лицо со шрамом», «Месть ситхов», «Нефть».
6. Cтановление личности

«Лакричная пицца»
Эта тема сосредоточена на молодом персонаже, который проходит через определяющий опыт или период жизни, формирующий его как личность и задающий траекторию, отличную от той, по которой он шёл изначально. Эта тема часто встречается в фильмах с юными героями: подростковых комедиях и драмах о детстве или взрослении.
Примеры: «Выпускник», «Рискованный бизнес», «Лакричная пицца».
7. Человек против природы

«Челюсти»
У этой темы есть целый поджанр: триллеры о выживании. Но в целом любой фильм, где человек пытается преодолеть природные препятствия, будь то хищные животные или суровая среда — полностью погружается в тему «человек против природы».
Примеры: «Челюсти», «Выживший», «Меланхолия».
8. Человек против технологий

«Матрица»
Противоположность теме «человек против природы» — это «человек против технологий». Это всегда было популярным приёмом в научной фантастике, но с ростом нашей зависимости от технологий в повседневной жизни такие фильмы будут появляться всё чаще. Многие ощущают, что заключили фаустовскую сделку с технологиями: они делают жизнь проще, но мы не до конца им доверяем. Именно поэтому эта тема так сильно откликается зрителям.
Примеры: «Терминатор», «Матрица», «М3ГАН».
9. Личность против общества

«Бойцовский клуб»
Нам нравится болеть за аутсайдеров, и что может быть более неравным боем, чем человек против общества? Причём не против отдельной его части, а против всего общества целиком! Многие из нас чувствуют себя беспомощными, как будто противостоят целой системе, которая работает в интересах небольшой группы элиты. Поэтому мы радуемся, когда кто-то идёт против общественных норм и осмеливается бросить вызов большим силам, управляющим нашей жизнью (пусть даже этот герой — проблемный антигерой). Эта тема особенно популярна в криминальных драмах и антиутопической научной фантастике.
Примеры: «Таксист», «Бойцовский клуб», «Голодные игры».
10. Настойчивость

«Рокки»
Из-за многих вышеперечисленных трудностей нам иногда нужно вдохновение, чтобы продолжать идти вперёд, особенно в тяжёлые времена. Вот почему так много зрителей эмоционально откликаются на фильмы с темой настойчивости. Чаще всего они встречаются в драмах об аутсайдерах или героях-неудачниках, и именно поэтому эта тема может оказывать на аудиторию очень сильное воздействие.
Примеры: «Рокки», «Изгой», «В погоне за счастьем».
Как создать тему
Когда вы хотите придумать тему или несколько тем для сценария, погрузитесь глубже в историю — ниже уровня сюжета и поверхностных черт персонажей. Задайте себе вопросы: какова эмоциональная линия вашего героя? Чего он хочет и как это противоречит его текущему состоянию жизни? Какие препятствия мешают ему добиться желаемого? Являются ли эти препятствия такими же, с которыми сталкиваются и другие люди в нашем обществе?
Персонаж и история всегда должны быть переплетены, независимо от жанра сценария. В конечном итоге тема — это идея, которая проявляется через взаимодействие персонажа и сюжета. Поэтому чем больше вы будете мыслить таким образом, тем проще станет придумывать и раскрывать темы.
Тема — это не только важная часть сценарного мастерства и способ расширить идеи за пределы сюжета или характеров. Это ещё и возможность заставить зрителя задуматься над тем, что вы написали. Поэтому при составлении плана сценария учитывайте, какие темы лучше всего подходят вашей истории и героям. Чем глубже вы будете работать с темами, тем больше будете расти как сценарист и рассказчик.

Хантер С. Томпсон — один из самых ярких рассказчиков. У него был мощный голос, безумная жизнь, а его работы втягивали нас в миры, куда мы сами не решились бы зайти.
У него была огромная личность, он написал так много значимых вещей, что сегодня я хочу разобрать несколько писательских советов, которые каждый может почерпнуть из его наследия.
Поехали.

Творческого кризиса не существует. Это не та страшилка, которой стоит бояться писателям. На самом деле это обобщённый термин для множества препятствий, с которыми каждому автору приходится сталкиваться, справляться и подстраиваться под них в процессе работы.
Любой автор, который ощущал на себе этот давящий груз и считал его таинственным «творческим блоком», может выдохнуть: больше не нужно быть его жертвой.
Чтобы справиться с проблемой, важно понять её со всех сторон. Если вы сталкиваетесь с творческим блоком или хотите его избежать, разберитесь, что это такое, что его вызывает и как остановить, прежде чем он возьмёт над вами верх.
С этой мыслью мы предлагаем вам семь способов распознать и предотвратить то, что многие по привычке называют пугающим «творческим блоком».

Ли Чайлд написал десятки бестселлеров, по которым сняли два фильма с Томом Крузом и популярный сериал Джек Ричер. Для сценаристов его путь должен стать источником вдохновения. Чайлд опубликовал свой первый роман только в 40 лет, после увольнения с работы на телевидении.
Его опыт в ТВ включал написание рекламных роликов, новостей и трейлеров в условиях жестких дедлайнов. Это дало ему творческое чутьё, которое пригодилось как в романах, так и в их экранизациях. Это лишний раз доказывает, что навыки из одной сферы часто усиливают другую, а понимание структуры истории делает вас лучше в любом виде письма.
Вот чему мы можем научиться у талантливого автора.

Писатели часто влюбляются в стильные детали — умную идею, мрачную атмосферу, яркую реплику. Но если спросить «О чем эта история на самом деле?», чаще всего тишина или расплывчатый монолог о «человеческой природе».
Гленн Герс, практикующий сценарист, разработал фильтр из шести вопросов. Они не делают историю лучше, а показывают, есть ли она вообще. Эти вопросы выявляют глубокие структурные проблемы и помогают понять, жив ли ваш сюжет. Давайте их рассмотрим.

Сейчас ностальгируют не только миллениалы. Эпоха Y2K снова стала весёлой и модной среди поколения Z. Неудивительно, что это проникло и в Голливуд в виде ремейков, перезапусков и сиквелов проектов из нашего детства.
На подходе — «Чумовая пятница», «Дневники принцессы 3», «Играй как Бекхэм 2». Уже вышли новые части франшиз «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Лило и Стич», «Каратэ-пацан» и «Бриджит Джонс».
Ностальгия — не новость. Но как она может помочь в сценарном мастерстве?

Создание персонажей, с которыми зритель может себя ассоциировать, делает историю по-настоящему запоминающейся. Люди любят героев, которые кажутся живыми и настоящими. Питер Паркер — обычный человек со своими проблемами: учёба, семья, финансовые трудности. Именно эти человеческие черты вызывают сочувствие и притягивают внимание.
Персонажи, близкие нам по духу, заставляют нас чувствовать себя понятыми и дают историям глубину, благодаря которой мы возвращаемся к ним снова и снова.

Забудьте все правила и сосредоточьтесь только на одном. Я штатный сценарист No Film School и написал тысячи статей о писательстве. Но эта — самая важная.
Я работаю в Голливуде уже 13 лет и разговаривал со множеством сценаристов и режиссёров, которые намного успешнее и талантливее меня.
И каждый раз, когда я прошу их дать совет — что они говорят начинающим авторам, да и писателям любого возраста — они отвечают одно и то же...

У вас может быть отличный сценарий, но всё решает то, как вы его подадите. Питчинг в лифте — это умение рассказать о своей истории за 30–60 секунд так, чтобы зацепить продюсера или режиссёра.
Это может быть ваш единственный шанс — и, скорее всего, он будет коротким. Именно поэтому навык питчинга важен для сценариста.
В этой статье поговорим о том, как подготовиться к питчингу, и поделимся шаблоном, который поможет представить вашу историю грамотно, кратко и уверенно.

Пятиактная структура — это модель построения увлекательных сценариев, позволяющая глубже исследовать сюжет по сравнению с трехактной структурой.
Этот формат подходит для сложных характерных дуг и многослойных сюжетов. Понимание пятиактной структуры помогает авторам создавать захватывающие сценарии с глубокой драматургией.

Закончить сценарий — одна из самых сложных задач для автора. Ведь именно финал запоминается зрителям и часто определяет успех истории. В этой статье разберём, как грамотно завершить фильм или пилот сериала, чтобы оставить сильное впечатление и заинтересовать продюсеров.