Почему герои с изъянами интереснее идеальных

Идеальные герои — скучны. Если у персонажа нет недостатков, если он всегда добр и никогда не оступается, где тогда конфликт? Где развитие и рост? Совершенство не оставляет пространства для ошибок, а значит — и для изменений.
Никто не идеален. И если это не сатира, безупречный герой будет казаться фальшивым.
Зрители могут поначалу заинтересоваться героем, который всегда делает правильный выбор, но такие персонажи быстро становятся плоскими. Герои, которых мы запоминаем, терпят поражения (иногда часто). Иногда они грубят. Иногда падают с пьедестала, что даёт им путь для возвращения наверх.
Даже Супермен сталкивается с трудными выборами и иногда ошибается.
Почему герои с изъянами работают
Герои с изъянами напоминают нам нас самих. Исследования в области нарративной психологии показывают, что такие персонажи выполняют катарсическую функцию — они позволяют зрителям переживать моральные дилеммы опосредованно.
Совершенные персонажи существуют в пространстве, которым мы можем восхищаться, но с которым вряд ли можем себя соотнести.
А теперь представьте героя, который борется с зависимостью, действует эгоистично или живёт с чувством вины. Это близко каждому! Мы все совершали ошибки или оказывались в ситуациях, где ничего не могли изменить.
Путь героя с изъянами становится и нашим путём. В такие истории мы вовлекаемся гораздо сильнее. Кроме того, такие персонажи создают больше возможностей для сюжета.
Как уже сказано, идеальный герой изначально находится на вершине, и развивать его некуда. Если только вы не решите разрушить его положение — тогда снова становится интересно.
Дайте герою слабости, и получите драматическое напряжение, внутренний конфликт и возможность перемен. А мы ведь любим убедительные арки.
Как говорит сценарист Теренс Уинтер, ключ к запоминающимся персонажам — не в том, чтобы сделать их приятными.
«Симпатичность не в верхней части моего списка. Конечно, это не повредит. Узнаваемость тоже помогает. Думаю, в любом персонаже или плохом человеке, если показать их во всех красках, вы найдёте моменты человечности, даже если это худший человек на свете».
А человечность значит несовершенство.
Психологические исследования показывают, что персонажи, сочетающие положительные качества и значимые недостатки, вызывают более сильную эмоциональную связь с аудиторией, потому что кажутся подлинными и объёмными. А именно этого мы хотим как авторы.
Индустрия развлечений это осознала. Современные фильмы о супергероях успешны, когда они принимают недостатки своих протагонистов. Мы уже упоминали Супермена, который почти совершенен, но даже в его последних версиях он испытывает сомнения и иногда разочаровывает людей, несмотря на старания.
Сравните его с Бэтменом — более явно несовершенным героем. У него есть собственный моральный кодекс, но иногда он действует эгоистично и даёт травме управлять собой. Высокомерие Тони Старка тоже делает его интереснее и даёт пространство для приземления.
Если хотите изучить других героев с изъянами, вот несколько хороших варинатов.
Пять героев с изъянами, которых стоит изучить
Катнисс Эвердин («Голодные игры»)

Её эмоциональная замкнутость, расчётливость и неспособность доверять окружающим делают её сложной героиней. Она вынуждена принимать тяжёлые решения, чтобы выжить.
Уолтер Уайт («Во все тяжкие»)

Начинает как тихий учитель, но становится опасным наркобароном — одним из самых захватывающих антигероев телевидения.
Тони Сопрано («Клан Сопрано»)

Ещё один телевизионный шедевр. Герой становится всё более многогранным по мере развития шоу и погружается в собственную душу.
Лисбет Саландер («Девушка с татуировкой дракона»)

Жестокая, холодная, пережившая травму. Действует в серой зоне как хакер.
Скарлетт О’Хара («Унесённые ветром»)

Абсолютна эгоистична и ослеплена одержимостью. Отказывается думать о будущем, всегда откладывая заботы на завтра. Её приятно ненавидеть.
С чего начать
Не бойтесь немного «сломать» своих героев. Ознакомьтесь с нашим списком недостатков героев, чтобы вдохновиться.
Но что бы вы ни делали, дайте им реальные проблемы, ошибки в суждениях и последствия их действий. Зрители простят почти любой недостаток, если он выглядит настоящим и ведёт к значимому росту (или хотя бы к интересному конфликту).

Если вы писатель, вы знаете, что мы все стремимся к отличным диалогам. Диалогам, которые напряжённые, захватывающие, мелодичные и полные подтекста, а может быть — резкие и прямолинейные.
Многие укажут на сценариста и режиссёра Квентина Тарантино как на пример для подражания, особенно потому, что в его фильмах есть одни из самых напряжённых и насыщенных диалогов в кино.
Несколько лет назад Тарантино принял участие в открытой дискуссии, где он говорил о своём сценарном подходе. Режиссёр рассказал о том, как он начинал писать и откуда появился его стиль.

Тихое место (2018)
"Правила" сценарного мастерства часто воспринимают как священные истины. Важно изучить стандарты и понимать, какие правила существуют.
Но некоторые из них больше похожи на рекомендации, и, когда вы знаете, какие границы можно раздвинуть, появляется простор для экспериментов.
Мы расскажем, какие правила можно нарушать. Но сначала одно важное замечание — формат имеет значение. Стандарты оформления нужны, потому что сценарий должны легко читать целые команды. Если вы не указываете локации или меняете имена персонажей каждые пару страниц, это только создаст путаницу.
Но помните: задача не запутать, а удержать внимание читателя и сделать историю понятной. Поэтому будьте осторожны с форматированием.
Теперь к правилам, которые можно нарушать.

Побег из Шоушенка (1994)
Адаптированный сценарий — это непростая задача. Нужно найти самую суть и душу исходного материала, а затем безжалостно его перекраивать и подгонять под большой экран.
Иногда в этом процессе можно потеряться. Поэтому я составил чек-лист для авторов, которые пишут адаптированные сценарии.

Писателей часто представляют с чашкой кофе, за ночными марафонами письма и способностью на часы уходить в мир своих историй. Но в погоне за дедлайнами и вдохновением легко забыть о своём здоровье.
Физическое здоровье и психическое благополучие тесно связаны, и для писателя поддержка обоих аспектов помогает сосредоточиться, улучшить креативность и избежать выгорания.

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Конфликт — основа любого сценария. Без него история просто стоит на месте. Чтобы сюжет двигался вперёд, нужны персонажи, которые сталкиваются с препятствиями — будь то проблемы, навязанные обстоятельствами, или испытания, которые они сами выбирают.
В литературе, театре и кино выделяют два основных вида конфликта:
- Внутренний конфликт
- Внешний конфликт

«Тайное окно»
Давайте разберём пять упражнений по подготовке к написанию сценария, которые стоит сделать до того, как вы напишете хотя бы одно слово. Подготовительные шаги критически важны для успеха любой истории. Если уделить им внимание заранее, ваш сценарий получится гораздо успешнее, чем если просто сесть и «вывалить» на бумагу сырой черновик.

Я помню тот день, когда впервые сел смотреть пилот «Настоящего детектива». Это был тот самый час на экране, который оставляет тебя в полном восторге. У него была современная нуарная атмосфера, которая затягивала и создавала ощущение, что возможно всё.
Сейчас у сериала уже четыре сезона, и впереди — новый, с Ником Кейджем. Но прежде чем он выйдет, самое время вспомнить, за что я люблю этот проект больше всего: за сценарий.
Поехали.

Некоторые жанры кино никогда не выходят из моды. Триллеры и боевики, например, остаются вечными фаворитами, стабильно привлекая зрителей как в кинотеатры, так и на стриминги. Другие жанры, напротив, то исчезают, то вновь возвращаются в моду.
Возьмём вестерн: когда-то считавшийся мёртвым, он громко вернулся к жизни в начале 1990-х благодаря таким критическим и коммерческим хитам, как «Танцы с волками» и «Непрощённый», за которыми последовали «Тумстоун», «Уайатт Эрп» и «Быстрый и мёртвый». Затем жанр снова затих — пока Тейлор Шеридан не возродил интерес своим успешным «Йеллоустоуном».

Писать кинематографично — это значит подбирать слова так, чтобы читатель мгновенно видел живые кадры в голове, словно в его воображении разворачивается настоящий фильм.
В этой статье мы разберём, как писать сценарий, а не прозу, и какие приёмы помогут превратить текст в настоящее кино.

В оригинальном фильме ужасов «Ведьмина доска» 1986 года молодая женщина (Тони Китэйн) становится одержима доской Уиджи на вечеринке. Затем её начинает преследовать злобный дух, и её парень вместе с бывшим пытаются понять, что происходит. Это культовый фильм, хотя и явно своего времени, вдохновлённый реальным опытом сценариста с доской Уиджи.
Теперь сценарист и режиссёр Чак Рассел (сам по себе культовая фигура в хорроре) обновляет фильм «Ведьмина доска», расширяя мир и придавая пугающей концепции свежий, современный поворот. История стала масштабнее и разворачивается в двух различных, но взаимосвязанных временных линиях: одна раскрывает происхождение доски, а вторая (современная) показывает, как она попадает в руки Эмили (Мэдисон Айсмен). В фильме также снялся Джейми Кэмпбелл Бауэр в роли таинственного оккультиста, готового на всё ради артефакта.