5 правил сценарного мастерства, которые можно нарушать

Тихое место (2018)
"Правила" сценарного мастерства часто воспринимают как священные истины. Важно изучить стандарты и понимать, какие правила существуют.
Но некоторые из них больше похожи на рекомендации, и, когда вы знаете, какие границы можно раздвинуть, появляется простор для экспериментов.
Мы расскажем, какие правила можно нарушать. Но сначала одно важное замечание — формат имеет значение. Стандарты оформления нужны, потому что сценарий должны легко читать целые команды. Если вы не указываете локации или меняете имена персонажей каждые пару страниц, это только создаст путаницу.
Но помните: задача не запутать, а удержать внимание читателя и сделать историю понятной. Поэтому будьте осторожны с форматированием.
Теперь к правилам, которые можно нарушать.
Вам не нужны три акта

Криминальное чтиво (1994)
Трёхактная структура — не обязательна. Да, это рабочая схема для многих историй, но это не единственный способ построить сюжет.
Некоторые из самых увлекательных фильмов используют четыре акта, пять актов или даже кольцевые структуры.
Линейность тоже не обязательна. Криминальное чтиво хаотично прыгает во времени, а Помни движется в обратном порядке.
Главное — чтобы были начало, середина и конец. И помните: структура должна служить эмоциональному пути вашей истории, а не подгоняться под шаблон.
Флэшбеки не всегда плохо

Мементо (2000)
Во многих пособиях пишут: «Новичкам нельзя использовать флэшбеки». «Нельзя» — это слишком жёстко.
Флэшбеки становятся проблемой, если они служат лентяйской экспозицией или сбивают темп истории.
Но если они раскрывают персонажа так, как не может сделать текущее действие, или являются частью загадки или эмоциональной сути истории — они работают.
В Манчестере у моря флэшбеки производят сокрушительный эффект, потому что это единственный способ понять поведение героя в настоящем.
Можно писать то, что не видно на экране

Тайное окно (2004)
Новички, которым сказали «никогда» (да, снова «никогда») не писать того, что нельзя увидеть, часто становятся фанатиками этого правила. Иногда они критикуют сценаристов, которые его нарушают.
Но если почитать современные сценарии, видно, что это правило часто обходят. В них описывают чувства персонажей или вставляют строчку предыстории, которая не происходит в текущей сцене. Иногда сценарий может быть поэтичным или расплывчатым.
Можно написать: «Майк улыбается».
А можно: «Майк выдавливает улыбку — ту самую фальшивую, что носит с развода».
Главная цель — ясность, чтобы история не развалилась. Но эмоциональная связь с читателем тоже важна, и это один из способов её создать.
У персонажей не всегда должна быть арка

Молчание ягнят (1990)
Не каждый герой обязан к финалу полностью меняться. Иногда самые увлекательные персонажи меняют людей вокруг, оставаясь прежними. Вспомните Ферриса Бьюллера или Ганнибала Лектера.
А иногда трагедия в том, что герой так и не растёт. В этом и есть смысл истории.
Объём страниц — это рекомендация, а не закон

Тихое место (2018)
Правило «одна страница — одна минута» и связанные с ним рамки (90 страниц для комедии, 120 для драмы) — это лишь ориентиры.
Сцены с большим количеством диалогов (Перед закатом) могут быстро смотреться на экране, даже если занимают много страниц. А одна строчка о поединке на мечах (Принцесса-невеста) может превратиться в долгую экшен-сцену. Фильм длительностью 90 минут с минимумом диалогов может иметь сценарий всего на 30 страниц.
Отклоняться от стандартов проще, когда у вас уже есть имя. Помните: многие всё ещё настороженно относятся к чрезмерно длинным сценариям, ведь вы просите читателя потратить много времени.

Побег из Шоушенка (1994)
Адаптированный сценарий — это непростая задача. Нужно найти самую суть и душу исходного материала, а затем безжалостно его перекраивать и подгонять под большой экран.
Иногда в этом процессе можно потеряться. Поэтому я составил чек-лист для авторов, которые пишут адаптированные сценарии.

Писателей часто представляют с чашкой кофе, за ночными марафонами письма и способностью на часы уходить в мир своих историй. Но в погоне за дедлайнами и вдохновением легко забыть о своём здоровье.
Физическое здоровье и психическое благополучие тесно связаны, и для писателя поддержка обоих аспектов помогает сосредоточиться, улучшить креативность и избежать выгорания.

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Конфликт — основа любого сценария. Без него история просто стоит на месте. Чтобы сюжет двигался вперёд, нужны персонажи, которые сталкиваются с препятствиями — будь то проблемы, навязанные обстоятельствами, или испытания, которые они сами выбирают.
В литературе, театре и кино выделяют два основных вида конфликта:
- Внутренний конфликт
- Внешний конфликт

«Тайное окно»
Давайте разберём пять упражнений по подготовке к написанию сценария, которые стоит сделать до того, как вы напишете хотя бы одно слово. Подготовительные шаги критически важны для успеха любой истории. Если уделить им внимание заранее, ваш сценарий получится гораздо успешнее, чем если просто сесть и «вывалить» на бумагу сырой черновик.

Я помню тот день, когда впервые сел смотреть пилот «Настоящего детектива». Это был тот самый час на экране, который оставляет тебя в полном восторге. У него была современная нуарная атмосфера, которая затягивала и создавала ощущение, что возможно всё.
Сейчас у сериала уже четыре сезона, и впереди — новый, с Ником Кейджем. Но прежде чем он выйдет, самое время вспомнить, за что я люблю этот проект больше всего: за сценарий.
Поехали.

Некоторые жанры кино никогда не выходят из моды. Триллеры и боевики, например, остаются вечными фаворитами, стабильно привлекая зрителей как в кинотеатры, так и на стриминги. Другие жанры, напротив, то исчезают, то вновь возвращаются в моду.
Возьмём вестерн: когда-то считавшийся мёртвым, он громко вернулся к жизни в начале 1990-х благодаря таким критическим и коммерческим хитам, как «Танцы с волками» и «Непрощённый», за которыми последовали «Тумстоун», «Уайатт Эрп» и «Быстрый и мёртвый». Затем жанр снова затих — пока Тейлор Шеридан не возродил интерес своим успешным «Йеллоустоуном».

Писать кинематографично — это значит подбирать слова так, чтобы читатель мгновенно видел живые кадры в голове, словно в его воображении разворачивается настоящий фильм.
В этой статье мы разберём, как писать сценарий, а не прозу, и какие приёмы помогут превратить текст в настоящее кино.

В оригинальном фильме ужасов «Ведьмина доска» 1986 года молодая женщина (Тони Китэйн) становится одержима доской Уиджи на вечеринке. Затем её начинает преследовать злобный дух, и её парень вместе с бывшим пытаются понять, что происходит. Это культовый фильм, хотя и явно своего времени, вдохновлённый реальным опытом сценариста с доской Уиджи.
Теперь сценарист и режиссёр Чак Рассел (сам по себе культовая фигура в хорроре) обновляет фильм «Ведьмина доска», расширяя мир и придавая пугающей концепции свежий, современный поворот. История стала масштабнее и разворачивается в двух различных, но взаимосвязанных временных линиях: одна раскрывает происхождение доски, а вторая (современная) показывает, как она попадает в руки Эмили (Мэдисон Айсмен). В фильме также снялся Джейми Кэмпбелл Бауэр в роли таинственного оккультиста, готового на всё ради артефакта.

Джим Эгнью — режиссёр, сценарист и продюсер. Он работал с Дарио Ардженто, а в его сценариях снимались обладатели «Оскара» Эдриен Броуди и Николас Кейдж.
Но в начале он целый год копил деньги, чтобы полностью посвятить себя сценарному делу, и уже второй сценарий принёс ему гонорар.
Джим поделился советами по сценарному делу, которые вы вряд ли слышали раньше. Вот его главные рекомендации тем, кто хочет зарабатывать писательством.

Тема — это скрытое послание или более крупная идея, которую выражает произведение. Темы в историях часто связаны с моралью или тем выводом, который читатель делает из происходящего в сюжете. Однако тема иногда может просто отражать некую правду или наблюдение о жизни и обществе безо всяких оценок.
Думайте о теме как о глубинном течении истории, которое работает параллельно с сюжетом:
Сюжет — это то, о чём история на поверхности.
Тема — это то, о чём история внутри, под поверхностью.
В конечном счёте, тема — это то, о чём история на самом деле. И чем больше людей откликаются на это выражение, тем сильнее история влияет на них.