5 правил сценарного мастерства, которые можно нарушать
Тихое место (2018)
"Правила" сценарного мастерства часто воспринимают как священные истины. Важно изучить стандарты и понимать, какие правила существуют.
Но некоторые из них больше похожи на рекомендации, и, когда вы знаете, какие границы можно раздвинуть, появляется простор для экспериментов.
Мы расскажем, какие правила можно нарушать. Но сначала одно важное замечание — формат имеет значение. Стандарты оформления нужны, потому что сценарий должны легко читать целые команды. Если вы не указываете локации или меняете имена персонажей каждые пару страниц, это только создаст путаницу.
Но помните: задача не запутать, а удержать внимание читателя и сделать историю понятной. Поэтому будьте осторожны с форматированием.
Теперь к правилам, которые можно нарушать.
Вам не нужны три акта
Криминальное чтиво (1994)
Трёхактная структура — не обязательна. Да, это рабочая схема для многих историй, но это не единственный способ построить сюжет.
Некоторые из самых увлекательных фильмов используют четыре акта, пять актов или даже кольцевые структуры.
Линейность тоже не обязательна. Криминальное чтиво хаотично прыгает во времени, а Помни движется в обратном порядке.
Главное — чтобы были начало, середина и конец. И помните: структура должна служить эмоциональному пути вашей истории, а не подгоняться под шаблон.
Флэшбеки не всегда плохо
Мементо (2000)
Во многих пособиях пишут: «Новичкам нельзя использовать флэшбеки». «Нельзя» — это слишком жёстко.
Флэшбеки становятся проблемой, если они служат лентяйской экспозицией или сбивают темп истории.
Но если они раскрывают персонажа так, как не может сделать текущее действие, или являются частью загадки или эмоциональной сути истории — они работают.
В Манчестере у моря флэшбеки производят сокрушительный эффект, потому что это единственный способ понять поведение героя в настоящем.
Можно писать то, что не видно на экране
Тайное окно (2004)
Новички, которым сказали «никогда» (да, снова «никогда») не писать того, что нельзя увидеть, часто становятся фанатиками этого правила. Иногда они критикуют сценаристов, которые его нарушают.
Но если почитать современные сценарии, видно, что это правило часто обходят. В них описывают чувства персонажей или вставляют строчку предыстории, которая не происходит в текущей сцене. Иногда сценарий может быть поэтичным или расплывчатым.
Можно написать: «Майк улыбается».
А можно: «Майк выдавливает улыбку — ту самую фальшивую, что носит с развода».
Главная цель — ясность, чтобы история не развалилась. Но эмоциональная связь с читателем тоже важна, и это один из способов её создать.
У персонажей не всегда должна быть арка
Молчание ягнят (1990)
Не каждый герой обязан к финалу полностью меняться. Иногда самые увлекательные персонажи меняют людей вокруг, оставаясь прежними. Вспомните Ферриса Бьюллера или Ганнибала Лектера.
А иногда трагедия в том, что герой так и не растёт. В этом и есть смысл истории.
Объём страниц — это рекомендация, а не закон
Тихое место (2018)
Правило «одна страница — одна минута» и связанные с ним рамки (90 страниц для комедии, 120 для драмы) — это лишь ориентиры.
Сцены с большим количеством диалогов (Перед закатом) могут быстро смотреться на экране, даже если занимают много страниц. А одна строчка о поединке на мечах (Принцесса-невеста) может превратиться в долгую экшен-сцену. Фильм длительностью 90 минут с минимумом диалогов может иметь сценарий всего на 30 страниц.
Отклоняться от стандартов проще, когда у вас уже есть имя. Помните: многие всё ещё настороженно относятся к чрезмерно длинным сценариям, ведь вы просите читателя потратить много времени.