Психологический трюк, который помогает писателю работать продуктивно
Оппенгеймер (2023)
Что делать, если сцена никак не пишется? Вы смотрите на пустой холст редактора и не можете написать ни строчки. Пустая страница насмехается над вами. Творческий импульс умирает.
Мы все через это проходили.
The Oxford Writer называет это попаданием «в ту часть морской карты, где ничего нет, кроме надписи, которую делали старые картографы: “Здесь водятся драконы.”»
Но это не безвыходная ситуация. Неважно, пишете ли вы сценарий или роман — вот несколько советов, как справиться с блоком.
Заглушка
Вместо того чтобы давить на себя или паниковать, возьмите взаймы у будущего.
«Если вы пишете и доходите до сцены, где не знаете, что произойдет дальше, и не можете ничего придумать, вы ставите так называемую заглушку».
The Oxford Writer
Напишите краткую фабулы сцены и двигайтесь дальше.
Для сценаристов это может выглядеть так:
ИНТ. КВАРТИРА МИШИ – НОЧЬ
Конфликт межу Мишей и Катей. Она узнаёт о его предательстве.
Достаточно наметить сцену в двух словах и двигаться дальше. Завтра появятся идеи — вернётесь и допишете её.
Почему это работает
Этот приём задействует эффект Зейгарник, названный в честь психолога Блюмы Зейгарник.
The Oxford Writer объясняет, что официанты «гораздо лучше помнили детали заказа, если он ещё не был оплачен». Мозг лучше удерживает в памяти незаконченное дело, чем завершённое.
Когда вы создаёте заглушку, вы сообщаете своему подсознанию: «это требует доработки».
«Если что-то не завершено, подсознание продолжает работать над этим, даже пока вы спите».
The Oxford Writer
Писатели отмечают, что этот метод помогает им не останавливаться и легче входить в творческий поток.
Три причины, почему это спасает сценаристов
-
Импульс решает всё. The Oxford Writer подчёркивает: «Импульс критически важен для писателя. Нужно продолжать. Нельзя замедляться, останавливаться и давать место сомнениям».
-
Вы сохраняете гибкость. Заглушки создают «эмоциональную дистанцию между вами и текстом. Вы можете отложить перфекционизм на будущее».
-
Вы находите лучшие идеи. Этот приём «ведёт к открытию сюжетных сокровищ, которые иначе вы бы не нашли». Подсознание часто подсказывает решения, которые сознание упустило.
Умейте остановиться вовремя
Некоторые авторы намеренно останавливаются посреди сцены, когда знают, что будет дальше.
Как отмечает эксперт по продуктивности Энтони Вичино: «Если вы прерываетесь прямо перед концом главы, очень легко на следующий день закончить её и сохранить импульс».
Для сценаристов с постоянными дедлайнами это может стать способом работать продуктивнее. Запишите заглушку — и продолжайте писать.