10 правил сценарного мастерства от номинанта на Оскар — Дэна Гилроя
Андор (сериал 2022 – 2025)
Дэн Гилрой разработал подход к сценарному мастерству, который отбрасывает мифы индустрии и сосредотачивается на том, что реально работает.
Сейчас он погружён во вселенную «Звёздных войн» и галактическое восстание в «Андоре».
На этом пути Гилрой сформулировал базовые принципы сценарного дела и охотно делится практическими советами, которые приходят только с опытом.
1. Всё должно быть построено на персонажах, даже в больших историях
Несмотря на работу над «Звёздными войнами» с их галактическими масштабами, Гилрой следует правилу шоураннера Тони Гилроя «держать всё приземлённым» и сосредотачиваться на персонажах. Это значит, что каждая история укоренена в чём-то близком зрителю. Авторы сводили глобальные идеи к тому, как они влияют на конкретных героев.
«Это про людей, оказавшихся в невероятно тяжёлых обстоятельствах, с кризисами, о которых они не могли даже представить», — сказал он.
Он отметил, что даже экшен-сцены должны быть написаны с точки зрения персонажей, а не как простое перемещение фигурок. Каждый момент должен быть мотивирован.
Вы не должны двигать героев, как шахматные фигуры, и говорить: “О, теперь по ним стреляют”. Вы должны думать: “Сирил стоит там и наблюдает за происходящим. Люди умирают вокруг него. Боже мой. Он должен думать: я ответственен за это”.
Дэн Гилрой
Помните, что даже экшен — это повествование, и через действия можно раскрывать личность героя. Дайте им выбор. Не позволяйте событиям просто обрушиваться на персонажа — пусть именно он ведёт действие.
Андор (сериал 2022 – 2025)
2. Доверяйте зрителю и сокращайте экспозицию
Экспозиция — сложная штука. Мы все это знаем. Но Гилрой уверен: сценаристы слишком часто недооценивают аудиторию, перегружая объяснениями. Его совет — доверять зрителю и не разжёвывать всё дословно.
«Сведите к минимуму то, что действительно важно, и позвольте зрителю самому соединить точки. Я думаю, люди тратят слишком много времени на переобъяснение. Это скучно.
Дэн Гилрой
Позвольте зрителям задаваться вопросами, если при этом они получают достаточно деталей, чтобы догадаться. Иногда можно оставлять пробелы во времени. Доверяйте зрителю.
Гилрой также критикует подход продюсеров, стремящихся чрезмерно упрощать и «разжёвывать» материал.
Иногда продюсеры относятся к зрителю свысока. “Люди запутаются, надо всё разъяснить”. Кто-то должен встать и сказать: “Знаете что? Я не думаю, что запутаются. А если пара человек и правда запутается — ничего не поделаешь. Но давайте не будем утомлять остальные 95% ненужной экспозицией”.
Дэн Гилрой
3. Экспериментируйте с форматированием и стилем сценария
Стиль сценария действительно важен. Он передаёт что-то об идее, и становится скучно, если с ним совсем не играть. Я фанат экспериментов со стилем. Мне не нравится типичный стандартный стиль.
Дэн Гилрой
Лучший способ понять, что возможно, — изучать чужие сценарии. Например, ранние драфты Тихого места были предельно лаконичными, но включали иллюстрации. А в сценарии Бархатной бензопилы Гилрой использовал множество разных шрифтов.
Творить можно смело, но сначала важно хорошо освоить и закрепить основы письма и форматирования.
Тихое место (2018)
4. Ставьте эмоции выше механики
Когда его спросили о любимых моментах из Андора, Гилрой сразу вспомнил самые эмоциональные сцены.
«Кино — это эмоция, истории — это эмоция», — сказал он.
Хотя механика сюжета важна, цель — заставить зрителей почувствовать что-то сильное и значимое. Он делает ставку на эмоциональные кульминации, которые резонируют, а не просто двигают историю вперёд.
Я всегда буду выбирать самый эмоциональный момент. Это мощные эпизоды. Думаю, мы сделали свою работу как рассказчики, когда зрители в кульминации реагируют и говорят: “Вау, я действительно почувствовал что-то сильное и важное для себя”.
Дэн Гилрой
5. Слушайте своих персонажей во время письма
Даже при детальных планах Гилрой напомнил, как важно оставаться гибким в процессе написания.
Каждый день, когда я сажусь писать, я стараюсь слушать, что говорят персонажи.
Дэн Гилрой
Их конфликты и мотивации ведут его, особенно в сценах действия, ведь одно столкновение может запустить новое и помочь удержать напряжение и ритм.
Слушая персонажей, можно удивить самого себя. Иногда в определённой сцене герой реагирует неожиданно — и тогда стоит исследовать этот момент и посмотреть, куда он приведёт.
6. Доверяйте и развивайте свой уникальный голос
Гилрой признался, что жалеет лишь о том, что не доверял своему голосу раньше в карьере. Он подчеркнул: нельзя просто писать дежурный экшен или копировать других — в тексте должно быть что-то ваше.
Только ты можешь рассказать эту историю. Я не могу рассказать её так, как ты. Не думай, что нужно придумывать идеи, похожие на чужие.
Дэн Гилрой
Он советует тратить время на то, чтобы понять, что делает ваше письмо уникальным — юмор, мрак или что-то иное.
Он сравнил поиск голоса с музыкой: «Это как музыкальная группа. Вот Radiohead, вот Coldplay, вот ещё кто-то. Вы знаете, кто они. Они не пытаются звучать, как кто-то другой».
7. Стремитесь к коммерческой жизнеспособности
Хотя он выступает за уникальный голос, Гилрой признаёт и реальность бизнеса.
Ваши идеи должны как-то найти место на коммерческом рынке. Если они слишком нишевые, их не купят. Нужно, чтобы в этом было что-то, что захочет увидеть широкая аудитория.
Дэн Гилрой
«Но в то же время не бойтесь писать что-то, о чём думаете: “Я не знаю, что это такое, это не похоже ни на что другое”. Это нормально. Если вы чувствуете, что для этого найдётся зритель, скорее всего, вы правы».
Кино — это и бизнес, и искусство. Для почти всего можно найти аудиторию, но знание того, что сейчас популярно и продаётся, может дать автору огромное преимущество.
8. Примите свою социальную неловкость (если она есть)
В отличие от режиссёров, сценаристам не нужны выдающиеся коммуникативные навыки для успеха.
Странность профессии сценариста в том, что тебе не нужны никакие межличностные навыки. Сценаристы — странные люди. Кто ещё станет сидеть в комнате по 12 часов в день всю жизнь и играть? Это то, что я делаю.
Дэн Гилрой
Он также отметил, что сценаристы обычно немного чудаковаты — и это нормально. Да, нужно уметь выступать и питчить, хотя таких сценаристов, которые получают от этого удовольствие, очень мало — даже среди опытных.
Вывод здесь простой: нормально быть собой. Более того, это может помочь выделиться.
9. Развивайте рабочую дисциплину
Гилрой сказал, что одного таланта недостаточно. Он помогает, но нужно ещё и много работать.
Нужна невероятная трудовая дисциплина. Вы просто не можете работать недостаточно — конкуренция слишком жёсткая. Нужно работать.
Дэн Гилрой
Успех требует сочетания природных способностей и безжалостной преданности делу. Для каждого это выглядит по-разному: кто-то ставит себе цель писать определённое количество страниц или слов в день, а кто-то подходит к этому как к рабочей смене.
Найдите то, что работает для вас, и придерживайтесь этого.
10. Находите смысл в своей работе
Помимо развлечения, Гилрой ценит проекты с более глубоким содержанием — каковым был Андор.
Главная цель всегда была развлечь, но у сериала есть смысл, который откликается зрителям, и я этим очень горжусь.
Дэн Гилрой
В проекте изначально заложены темы добра и зла, борьбы Повстанцев и Империи, авторитаризма и свободы. И есть причина, почему такая основа работает так хорошо: она проста для понимания и универсальна.
Поэтому задумайтесь, что важно именно для вас. Чаще всего это будут вечные темы, встречающиеся в классических историях — победа добра над злом, сила любви. Но, как отметил Гилрой, только вы можете рассказать свою версию этой истории.
Андор (сериал 2022 – 2025)