7 ошибок, которые убивают ваш сценарий

Бесславные ублюдки (2009)
Каждый автор хотя бы раз писал сценарий, который казался рабочим, но в ответ от друзей или продюсеров тишина.
Обычная реакция — обвинить читателей: «они не понимают мой сценарий и просто не видят его потенциал». Но путь профессионала начинается с поиска причины, почему текст не сработал.
Сценарий, который не зацепил, — это не провал, а часть процесса. Настоящая ошибка в том, чтобы закрывать глаза на проблемы и не исправлять их. У большинства слабых сценариев встречаются одни и те же типовые просчёты.
Ниже — разбор этих ошибок и способы их избежать.
1. Герой-пассажир

Патерсон (2016)
Это самая распространённая ошибка в спек-сценариях и один из главных сигналов слабого текста.
Главный персонаж может оказаться слишком пассивным. События происходят вокруг него, его втягивают в чужие планы, а сам он лишь перемещается из сцены в сцену. Такой герой жалуется, теряется, реагирует на обстоятельства, но не принимает трудных решений, которые двигают историю вперёд. У него нет ясной цели и заметного развития.
Читателю неинтересно следить за тем, кто ни за что не борется. Настоящее сопереживание возникает только тогда, когда герой действует, делает смелые шаги, ошибается и поднимается снова.
Как исправить
Пересмотри сценарий и в каждой сцене задай вопрос: «Какое решение принимает герой?». Если ответа нет, значит сцена слабая.
Персонажу нужна конкретная внешняя цель, обозначенная в начале истории: выиграть чемпионат, остановить преступника, найти сокровище. Каждая сцена должна испытывать его решимость и заставлять делать выбор.
2. Первые 10 страниц не цепляют
Начало сценария — самая важная часть. Если на первых страницах только описание пейзажа, бытовая рутина или длинное знакомство со всеми родственниками за ужином, зритель теряет интерес. Проблема в том, что события ещё не стартовали.
Агенты или продюсеры обычно читают первые десять страниц. Если они пустые, сценарий не получит шанса.
Как исправить
Начни с действия. Герой и его главная проблема должны появиться как можно раньше. Биография целиком не нужна. Важно сразу показать динамику, задать тон и намекнуть на конфликт.
Хороший пример — открывающая сцена «Бесславных ублюдков». Там всего лишь диалог, но напряжение держит зрителя и закладывает основу всей истории.
3. Нет собственного голоса

Матрица (1999)
Читатель сразу чувствует, когда у героев отсутствует собственная точка зрения.
Если все персонажи говорят одинаковыми словами, описания звучат скучно, а диалоги не цепляют, возникает ощущение безликости. Это значит, что автор не разобрался в героях и не сумел построить убедительный мир. История перестаёт работать.
Как исправить
Перед написанием сценария проработай прошлое каждого персонажа. Где он вырос? Какое получил образование? Как видит мир? Циничный коп из большого города будет говорить совсем иначе, чем оптимистичный учитель из глубинки.
Прочитай диалоги вслух. Если герои говорят так, что их слова можно приписать любому другому персонажу, значит, у них нет уникального голоса.
4. Сюжет без перипетий
Сюжет должен быть мотивированным и логичным. Фильм должен ощущаться как результат решений персонажей, а не просто набор событий.
Проблема возникает, когда сюжет выглядит как перечисление: «Герой просыпается, потом идёт на работу, потом происходит что-то странное, потом он возвращается домой».
Сцены при этом не вырастают одна из другой, нет внутреннего движения истории. Сильный сюжет строится как цепная реакция: каждое событие происходит из-за конкретных решений персонажей и влияет на последующие события.
Как исправить
Строй сюжет через причинно-следственные связи, используя «но» и «поэтому». Это классический приём для создания перипетий.
Например: «Герой опаздывает на работу, поэтому превышает скорость. Но его останавливает полицейский, и он пропускает важную встречу. Но полицейский оказывается его отцом с которым он не общается»...
Каждое событие здесь усложняет следующее, создавая драматический двигатель, который превращает последовательность сцен в увлекательную историю.
Как создавать перипетии — подробно рассказываем в нашем видео.
5. Отсутствие ставок
Ставки играют ключевую роль. Это не обязательно жизнь или смерть или спасение мира, но они должны быть ощутимыми, чтобы зритель понимал, чего хочет герой и что он потеряет, если не достигнет цели.
Если герой хочет открыть пекарню, важно показать, почему это должно волновать зрителя. Если неудача не имеет серьёзных последствий — напряжения нет, и зритель не вовлекается.
Как исправить
Ставки должны быть понятными, личными и нарастать по мере развития истории. Позволь событиям идти не по плану уже в начале. Покажи желание героя как можно раньше.
Ключевой принцип — движение истории вперёд, продиктованное целью персонажа. Чем важнее цель, тем сильнее вовлечение зрителя.
Например, герой должен выиграть деньги на операцию ребёнку — тогда ставки касаются не только его, но и семьи. С каждым актом последствия провала должны становиться всё серьёзнее.
6. Персонажи говорят, вместо того чтобы действовать
Частая проблема сценариев — герои много обсуждают свои чувства и планы, но не предпринимают действий.
Персонажи стоят в комнате и буквально рассказывают друг другу, что у них на уме. Они вываливают экспозицию о прошлом или пересказывают сюжет. Такой диалог «в лоб» убивает динамику истории.
Кино — визуальное искусство. Историю нужно показывать через действия, а не только словами.
Основное правило — показывай, а не рассказывай.
Как исправить
Превращай экспозицию в действие. Характер и сюжет раскрываются через конфликт и поступки. Вместо того чтобы герой говорил: «Я зол на отца, что он никогда не приходил на мои игры», покажи сцену, где отец опаздывает на финал, а сын бросает ему взгляд, передающий всё без слов. Подтекст работает лучше любых объяснений. Сцены должны показывать действия персонажей, а не только их разговоры.
7. Сценарий читается как роман, а не как чертёж

Адаптация (2002)
Проблема большинства сценариев — перегруженные ремарки, превращённые в плотные, романистические абзацы, описывающие мысли, чувства и воспоминания персонажей.
Но внутренние мысли и воспоминания невозможно снять на камеру.
Небольшие вставки допустимы, но если страницы перегружены длинными описаниями, читатель начинает пролистывать и теряет интерес.
Сценарий — это чертёж фильма. Если он заполнен тем, что невозможно визуализировать, он выглядит непрофессионально и не готов к постановке.
Как исправить
Будь предельно строг с текстом. Ограничивай ремарки 3–4 строками максимум. Используй ясный, выразительный язык, описывай только то, что можно увидеть или услышать. Небольшие вкрапления авторского голоса допустимы, но без излишеств. Сценарий должен быть готов к постановке. Сделайте его компактным и чтобы его легко было визуализировать в голове.
Заключение
Если ваш сценарий соответствует хотя бы одному из этих пунктов, не стоит паниковать. Понимание проблемы — уже 90% успеха. Даже написание «грязного черновика» — это шаг вперёд, ведь теперь есть материал для переработки.
Сценарий создаётся не с первого раза — он многократно переписывается.
Перед отправкой следующего варианта пройдитесь по этим пунктам. Это не сделает сценарий идеальным, но поможет избежать типичных ошибок, из-за которых текст сразу отклоняют.

Андор (сериал 2022 – 2025)
Дэн Гилрой разработал подход к сценарному мастерству, который отбрасывает мифы индустрии и сосредотачивается на том, что реально работает.
Сейчас он погружён во вселенную «Звёздных войн» и галактическое восстание в «Андоре».
На этом пути Гилрой сформулировал базовые принципы сценарного дела и охотно делится практическими советами, которые приходят только с опытом.

Тайна — один из самых древних и эффективных приёмов сторителлинга. Зрителей тянет к ней, потому что это и вызов, и вовлечённость. Хорошая загадка не только развлекает — она делает историю интерактивной. Зритель проживает её вместе с героями, получая более сильный кинематографический опыт.
Когда мы смотрим фильмы, полные загадок, мы сами становимся детективами. Нам приходится искать улики, выделять главных подозреваемых и разгадывать тайну. Но написание мистической истории — это не просто сокрытие информации. Это вопрос того, как и когда её раскрывать. Это про то, чтобы давать зрителю ровно столько, чтобы он оставался вовлечённым и продолжал строить догадки.
Есть ещё фактор ожидания и предвкушения. Лучшие загадки играют с ожиданиями зрителей и делают всё, чтобы их перевернуть, создавая новый, уникальный, запоминающийся и катарсический опыт.
Здесь мы предлагаем новичкам руководство по написанию тайн в сценариях. Попробуем предугадать ваши вопросы, разрушить ожидания советами профессионалов и дать новый взгляд на то, как создавать мистические истории.

Одержимость (2013)
Итак, ваш друг только что закончил сценарий, и он в восторге от результата. «Пора показать людям», — говорит он.
Мы знаем, что делиться частью своего творческого «я» — дело уязвимое. Но ваш друг понимает, что это невероятно важная часть процесса.
У каждого есть мнение, но далеко не каждое стоит рассматривать. А вот правильная обратная связь способна превратить сценарий из «почти готов» в «давайте снимать завтра».
Допустим, вы согласились прочитать сценарий. Что-то там отлично, а что-то совсем не работает. Как дать обратную связь так, чтобы она действительно помогла?
Вот четыре момента, на которые стоит обратить внимание.

Закончить длинный сериал так, чтобы это сработало, — одно из самых трудных испытаний для сценариста. Мы не раз видели, как финалы рушили репутацию культовых проектов: Игра престолов, Декстер, Как я встретил вашу маму.
Но бывают и исключения. Например, Новенькая или Лучше звоните Солу.
А ещё раньше был его предшественник — Во все тяжкие, ещё одна история Винса Гиллигана о насилии и поиске идентичности. Сериал завершился именно тогда, когда нужно, и не случайно.
В 2013 году сценарист Томас Шнауз рассказал, почему один из самых любимых сериалов телевидения обязан был закончиться.

Трамбо (2015)
Кинематографисты новички часто сталкиваются с трудностью: какую идею взять для своего первого фильма?
Порой возникают мысли об экранизации книги или её отрывков, о ремейке уже существующего фильма или о вольной фантазии на знакомый сюжет. Иногда даже появляется идея экранизировать анекдот, забавный случай или интернет-шутку.
Сразу скажу: такие варианты редко
приводят к чему-то серьёзному. Чаще всего они заканчиваются либо ничем, либо
фильмом на любительском уровне.
Экранизация книги — это хороший фундамент, но
только для опытного режиссёра с серьёзным бюджетом.
А если мы говорим о первом фильме новичка, то
лучше искать идеи в другом направлении.
Ниже мои рекомендации, где можно найти рабочую и по-настоящему жизнеспособную идею для дебютного кино.

Бесстыжие (сериал 2011 – 2021)
Недостатки персонажа — это маленькие детали, которые помогают зрителю или читателю глубже понять героя. Люди по природе несовершенны и иногда совершают ошибки (осознают они это или нет), поэтому слишком идеальный персонаж на экране или в книге может отталкивать и казаться чуждым.
Сегодня мы разберём, как изъяны героев влияют на сценарий фильмов и сериалов. А ещё приведём примеры персонажей с недостатками, чтобы вдохновить вас.

Идеальные герои — скучны. Если у персонажа нет недостатков, если он всегда добр и никогда не оступается, где тогда конфликт? Где развитие и рост? Совершенство не оставляет пространства для ошибок, а значит — и для изменений.
Никто не идеален. И если это не сатира, безупречный герой будет казаться фальшивым.
Зрители могут поначалу заинтересоваться героем, который всегда делает правильный выбор, но такие персонажи быстро становятся плоскими. Герои, которых мы запоминаем, терпят поражения (иногда часто). Иногда они грубят. Иногда падают с пьедестала, что даёт им путь для возвращения наверх.

Если вы писатель, вы знаете, что мы все стремимся к отличным диалогам. Диалогам, которые напряжённые, захватывающие, мелодичные и полные подтекста, а может быть — резкие и прямолинейные.
Многие укажут на сценариста и режиссёра Квентина Тарантино как на пример для подражания, особенно потому, что в его фильмах есть одни из самых напряжённых и насыщенных диалогов в кино.
Несколько лет назад Тарантино принял участие в открытой дискуссии, где он говорил о своём сценарном подходе. Режиссёр рассказал о том, как он начинал писать и откуда появился его стиль.

Тихое место (2018)
"Правила" сценарного мастерства часто воспринимают как священные истины. Важно изучить стандарты и понимать, какие правила существуют.
Но некоторые из них больше похожи на рекомендации, и, когда вы знаете, какие границы можно раздвинуть, появляется простор для экспериментов.
Мы расскажем, какие правила можно нарушать. Но сначала одно важное замечание — формат имеет значение. Стандарты оформления нужны, потому что сценарий должны легко читать целые команды. Если вы не указываете локации или меняете имена персонажей каждые пару страниц, это только создаст путаницу.
Но помните: задача не запутать, а удержать внимание читателя и сделать историю понятной. Поэтому будьте осторожны с форматированием.
Теперь к правилам, которые можно нарушать.

Побег из Шоушенка (1994)
Адаптированный сценарий — это непростая задача. Нужно найти самую суть и душу исходного материала, а затем безжалостно его перекраивать и подгонять под большой экран.
Иногда в этом процессе можно потеряться. Поэтому я составил чек-лист для авторов, которые пишут адаптированные сценарии.